Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа
Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие "культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием , разворачивается во времени и христианизации человечества . Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения .
Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика.
Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально гумонитарных наук.
Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.
Список литературы.
Культура характеризуется
Применительно к человеческому обществу термин «культура» подчеркивает его собственно человеческое, а не биологическое существование. В течение всей активной жизни, путем деятельности и общения, через самосознание и рефлексию, человек осуществляет культурный процесс, который имеет четко выраженные исторические особенности. Однако во все времена от доклассовых общностей до современной эпохи человечество раскрывается в трех главных областях культуры. Это - отношения человека с природой; отношения человека с человеком (общественные отношения); отношения человека с самим собой. Каждая из этих областей может быть рассмотрена с позиций Знания, Добра и Красоты, т.е. с позиций науки, законов этики и эстетики. В то же время одни и те же предметы, вещи, символы и культурные традиции представителями разных исследовательских школ могут быть оценены по-разному.
Такая особенность характерна для исследования любой области культуры, поэтому в изучении культуры, а более широко - в изучении социальной формы бытия нет и не может быть единой точки зрения, здесь должны господствовать и плодотворно развиваться самые различные взгляды и мнения. Именно из много цветной палитры мнений складывается культурно-интеллектуальный процесс познания духовного мира.
Функции культуры
Культура социальна в самой
своей основе и возникает, когда
человек, выделив себя из окружающего
мира, становится способным вступить
с ним в разнообразные
Среди разнообразных функций, которые
выполняет в обществе культура, ведущая
роль должна быть отведена гуманистической,
Смыслообразующая функция выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно - культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука - рациональный (рассудочный) мир, а религия - вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия - составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств.
Смыслообразующая функция
Культуру творит человек, и одной
из важнейших ее функций является
Познавательная (гносеологическая) функция культуры. Она реализуется различными путями. Культура обладает собственной развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.
Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль, нормы узакониваются государством либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующей морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют ее гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.
Специфический характер носит регулятивная функция
культуры. Она связана прежде всего с общественным
и отраслевым разделением труда, имеющим
культурное значение. деятельность различных
социальных групп регулируется тем, что
они осваивают те или иные области культуры,
как материальной, так и духовной. Одни
занимаются преимущественным образом
производством, научной работой, другие
- техническим творчеством и сосредоточивают
свои усилия в таких областях, как образование,
просвещение, искусство, воспитание, религия,
информатика, культурный досуг и т.п. Чем
более развито общество в социально-экономическом
отношении и богаче его стратификационная
Многофакторный характер носит информационно-
К особой функции культуры следует отнести социализацию - процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности и убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.
Существенное значение имеет адаптационно-
Воспитательная функция культуры. Под воспитанием понимается целенаправленное развитие человека. Оно осуществляется культурой в целом и ее важнейшими отраслями. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его душу и социальную зрелость. Сама культура - важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей.
Независимо от смены тех или
иных культурных форм, функции, выполняемые
культурой, остаются в своей основе
теми же. Могут меняться акценты
в пользу доминирования той или
иной функции, может изменяться определение
их роли и ценности. Однако выполнение
культурой своих функций
Список литературы
1. Берестовская Д.С.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. - М., 2002.
3. Культурология: Учеб. пособие / Под ред. А.А. Радугина. - М., 1998.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. - С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. - М., 1999.
Информация о работе Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика