Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа

Описание работы

Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие "культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием , разворачивается во времени и христианизации человечества . Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения .

Содержание работы

Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика.
Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально гумонитарных наук.
Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

культурология как наука.docx

— 42.47 Кб (Скачать файл)

Другим понятием, которое ещё  в древней философии было одновременно противопоставленным и взаимодополняющим  для слова «культура», являлось понятие  «природа», «натура» (от латинского «naturas»  – «природа»). Природа противостояла  культуре как мир естественности, а не искусственности, космических  сил, а не человеческих действий, врождённых инстинктов, а не установленных человеческим разумом законов и норм морали.

В эпоху поздней Римской Империи (III–V вв. н.э.) понятие «культура» сблизилось по смыслу со словом «цивитас» (латинское  «civitas»), которым римляне обозначали общество граждан, государство, живущее  по справедливым законам, городской  образ жизни, противопоставлявшийся  деревенской дикости и невежеству.

Данные значения, главными из которых  были воспитанность, образованность, закрепились  за словом «культура» на очень долгое время. Средние века (V–XVII вв. н.э.), эпоха  Возрождения (XIV–XVI вв.) внесли мало нового в развитие этого понятия. Правда, в период Возрождения «культура» в большей степени стала связываться  с признаками совершенства, с соответствием  гуманистическому идеалу человека, основанному  на античных образцах.

Слово «культура» окончательно вошло  в употребление в качестве философского понятия в XVIII–начале XIX веках, в  эпоху Просвещения. В это время  оно использовалось вместе с близким  по смыслу термином «цивилизация», возникшем  на основе древнеримского понятия «civitas». Деятели Просвещения полагали, что  цивилизованность, или культурность европейских наций заключается  в стремлении организовать свою жизнь  на разумных началах, а проявляется  цивилизованность в достижениях  европейцев в области ремёсел, наук и искусств. Этому противопоставлялись  дикость и варварство древних  и неевропейских народов.

Представители позднего Просвещения, немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель, разработали концепции исторического  развития культуры, её прогресса. Они  рассматривали культуру как духовную эволюцию человечества, постепенное  совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. Идеи прогресса, эволюционного развития стали преобладающими в мировоззрении людей XIX века, которым  прогресс культуры стал представляться бесконечным процессом всё большего её совершенствования. Лишь в XX веке человечеству пришлось пережить разочарование в  этих надеждах.

Таким образом, философское понятие  «культура» фиксирует общее отличие  человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей  и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и  определяются через отличие друг друга.

Одной из важнейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И нигде  эта граница не бывает столь неясной  и неопределённой как в самом  человеке. Различение и взаимосвязь  природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и  человеческого общества является одной  из основных проблем философии культуры, культурологии и гуманитарных наук в целом.

 

 

 

Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.

Культурология - система знаний о  сущности, закономерностях существования  и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология  исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.

Слово «Kulturologie» впервые использовал  немецкий ученый В. Освальд в 1913 году, термин «kulturologu» первым употребил  антрополог Л. Уайт в 1949 году.

Культурология стремится к изучению культуры во всей полноте ее проявлений и в ее сущности. Культурология  обобщает достижения философии, истории, языкознания, археологии, этнографии, религиоведения, истории науки, социологии, искусствоведения и других дисциплин, изучающих различные аспекты  бытия человека и общества. Культурология  направлена на определение наиболее общих закономерностей формирования, развития и функционирования культуры.

В настоящее время существует несколько  подходов к определению сущности культурологии.

Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.

Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такой дисциплиной как социология культуры и т.п.

Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.

Наиболее приемлемым является взгляд на культурологию как на систему  знаний, как на относительно самостоятельную  отрасль общественно-гуманитарного  знания.

Культурология теснейшим образом  связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это  объясняется не только тем, что она  молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.

Как было упомянуто выше, предметом  культурологи является культура, а  объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные  культурные явления, протекающие в  обществе, учреждения, связанные с  культурой, деятельностью людей  и общества в целом.

Говоря о структуре современной  культурологии, можно выделить смысловые  и структурные ее части: теорию культуры, историю культуры, философию культуры, социологию культуры.

Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.

История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.

Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.

Социология культуры представляет собой направление теоретических и эмпирических исследований всех звеньев культурного процесса. Социальность является исходной характеристикой культуры, ибо сама культура возникает как способ организации бесконфликтного бытия человека в обществе. Социология культуры изучает и анализирует процессы распространения культуры в том или ином слое населения, в стране, в мире, характер потребления продуктов культуры и отношение к ним.

Культурология начинается с определения  и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».

Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.

Обратившись к истории самого слова  «культура, выясняем, что оно имеет  латинское происхождение. Древние  римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось  в значении земледельческого труда - agri cultura. Agri cultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так  как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем  это отобранное пересаживается в  другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и  отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного  человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую  яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной  среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.

В современном значении понятие  культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово  встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство  личности. В этих двух значениях  оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в  своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее  толкование этого слова: «…обработка  и уход, возделывание, возделка; образование  умственное и нравственное…».

В современной культурологии насчитывается  более 400 определений культуры. Это  объясняется как многогранностью  и многоаспектностью феномена культуры, так и зависимостью результатов  изучения исследовательских установок. Основными исследовательскими подходами  к объяснению культуры являются:

1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.

2. Еще один подход к культуре  можно назвать философско-исторический. Еще одно его название - деятельностный. «Действие» здесь понимается как предусмотрительное, планирующее изменение действительности, истории. Наиболее распространенным является представление о культуре как результате человеческой деятельности. Существует точка зрения, что культура включает в себя только творческую деятельность, другие авторы убеждены, что все виды репродуктивной деятельности (воспроизведение, повторение достигнутого) также должны рассматриваться как культурные.

3. Еще один подход в трактовке  культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.

4. Кроме того, весьма распространен  еще один подход к изучению  культуры аксиологический (ценностный), определяющий культуру как комплекс определенных ценностей, образующих ее смысловое ядро. Роль ценностей в структуре и функционировании культуры не вызывает сомнений, поскольку они упорядочивают действительность, вносят в ее осмысление оценочные моменты. Они соотносятся с представлением об идеале и придают смысл человеческой жизни.

Таким образом, при аксиологическом  подходе под культурой понимается совокупность признаваемых человечеством  ценностей, которую оно целенаправленно  создает, сохраняет и развивает.

Итак, культура - понятие многогранное. Ей нельзя присвоить однозначного смысла. Можно говорить лишь о более или  менее универсальном подходе  в поисках сущности термина. Эта  неисчерпаемость явлений культуры есть отражение природы ее носителя - человека. Если же в человеке выделять главное с точки зрения культуры - это будет активная жизненная позиция, направленная на познание и преобразование мира, а также духовно-телесное совершенствование его самого.

Структура культуры

Культура как совокупность материальных и духовных ценностей выражает достигнутый  человеком уровень исторического  развития, а культурный процесс включает в себя способы и методы создания орудий труда, предметов и вещей, потребных человеку. При этом овладение  культурой предполагает освоение умений и знаний для труда, общения и  познания - главных составляющих жизнедеятельности  любого общества, а также интеллектуальное развитие и формирование гуманистического мировоззрения. Она тем самым  раскрывает единство человека с природой и обществом, являясь характеристикой  развития творческих сил и способностей личности.

Соответственно двум основным видам  производства - материального и духовного - культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека (с точки зрения ее влияния на развитие человека), раскрывая в какой-то мере его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Огборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.

Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как  собирательную историю ума и  чувств человечества.

Жесткой разграничительной линии  между материальной и духовной культурой  нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над  духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Информация о работе Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика