Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:38, контрольная работа
Постепенно его значение расширялось . В средние века понятие "культура " концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил . Путь от варварства к культуре , отожествляемой с христианским вероисповеданием , разворачивается во времени и христианизации человечества . Толчком к возникновению собственно культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса , отожествляемого с появлением новых технических средств , развитием науки и просвещения .
Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика.
Формирование культурологии как междисциплинарной науки о культуре и ее место в системе социально гумонитарных наук.
Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.
Список литературы.
Другим понятием, которое ещё
в древней философии было одновременно
противопоставленным и
В эпоху поздней Римской Империи
(III–V вв. н.э.) понятие «культура» сблизилось
по смыслу со словом «цивитас» (латинское
«civitas»), которым римляне обозначали
общество граждан, государство, живущее
по справедливым законам, городской
образ жизни, противопоставлявшийся
деревенской дикости и
Данные значения, главными из которых
были воспитанность, образованность, закрепились
за словом «культура» на очень долгое
время. Средние века (V–XVII вв. н.э.), эпоха
Возрождения (XIV–XVI вв.) внесли мало нового
в развитие этого понятия. Правда,
в период Возрождения «культура»
в большей степени стала
Слово «культура» окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII–начале XIX веках, в эпоху Просвещения. В это время оно использовалось вместе с близким по смыслу термином «цивилизация», возникшем на основе древнеримского понятия «civitas». Деятели Просвещения полагали, что цивилизованность, или культурность европейских наций заключается в стремлении организовать свою жизнь на разумных началах, а проявляется цивилизованность в достижениях европейцев в области ремёсел, наук и искусств. Этому противопоставлялись дикость и варварство древних и неевропейских народов.
Представители позднего Просвещения,
немецкие философы И. Гердер и Г. Гегель,
разработали концепции
Таким образом, философское понятие «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Культура – это то, что создал человек, природа – то, что существует независимо от него. Понятия «культура» и «природа» являются коррелятивными, то есть дополняют друг друга и определяются через отличие друг друга.
Одной из важнейших задач является проведение границы между природными и культурными явлениями. И нигде эта граница не бывает столь неясной и неопределённой как в самом человеке. Различение и взаимосвязь природных и неприродных (культурных) проявлений в жизни человека и человеческого общества является одной из основных проблем философии культуры, культурологии и гуманитарных наук в целом.
Предмет культурологии. Структура культурологических знаний.
Культурология - система знаний о сущности, закономерностях существования и развития, значении и способах постижения культуры. Культурология исследует генезис, функционирование и развитие культуры в целом.
Слово «Kulturologie» впервые
Культурология стремится к изучению
культуры во всей полноте ее проявлений
и в ее сущности. Культурология
обобщает достижения философии, истории,
языкознания, археологии, этнографии,
религиоведения, истории науки, социологии,
искусствоведения и других дисциплин,
изучающих различные аспекты
бытия человека и общества. Культурология
направлена на определение наиболее
общих закономерностей
В настоящее время существует несколько подходов к определению сущности культурологии.
Первый - рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего формируется система знаний о культуре.
Второй - представляет культурологию как один из разделов дисциплин, изучающих культуру. В этом плане возможно отождествление культурологии с такой дисциплиной как социология культуры и т.п.
Третий - рассматривает культурологию как самостоятельную научную дисциплину.
Наиболее приемлемым является взгляд
на культурологию как на систему
знаний, как на относительно самостоятельную
отрасль общественно-
Культурология теснейшим образом связана с целым рядом других наук (философия, история, социология, психология и др.) и основывается на их достижениях и опыте. Это объясняется не только тем, что она молодая, только еще складывающаяся наука, но и комплексным характером самой культуры как ее предмета.
Как было упомянуто выше, предметом культурологи является культура, а объектом выступают творцы и носители культуры - люди, а также различные культурные явления, протекающие в обществе, учреждения, связанные с культурой, деятельностью людей и общества в целом.
Говоря о структуре
Теория культуры прежде всего вводит в круг проблем культурологии и дает представление о ее понятийном аппарате; в ней изучаются содержание и развитие основных культурных категорий, общие вопросы определения культурных норм, традиций и т.д. Теория культуры вскрывает закономерности освоения человеком окружающего мира, охватывает рассмотрение всех сторон его культурного бытия. В рамках теории культуры рассматриваются такие проблемы как связь культуры и природы, культуры и цивилизации, соотношение культур и их взаимодействие, типология культур; вырабатываются критерии для понимания культурных явлений.
История культуры охватывает происхождение и становление культуры, разные исторические эпохи ее развития и присущие им способы прочтения содержания культуры и понимания культурных идеалов и ценностей (например, красоты, истины и т.п.) История культуры помогает увидеть истоки становления многих современных явлений и проблем, проследить их причины, установить их предтеч и вдохновителей.
Философия культуры. Культурология, как уже говорилось, это в том числе и философская наука. Поскольку культура есть человеческое творение и человеческий способ жить в мире, то культурология никак не может обойти того, как в культуре представлены проблемы смысла, цели, предназначения человеческого бытия. Философия культуры - это по сути предельный вариант человековедения, когда человек взят в предельном значении и выражении своей человеческой природы и сущности. Философия культуры формулирует проблемы отношения культуры человека, человека и мира, человека и общества. Философский взгляд на отношение человека и мира есть ось культурного анализа.
Социология культуры
Культурология начинается с определения и объяснения культуры, и в первую очередь - самой категории «культура».
Первое, на чем фиксируется внимание при рассмотрении понятия «культура», - это его многозначность, применение в различных отношениях.
Обратившись к истории самого слова «культура, выясняем, что оно имеет латинское происхождение. Древние римляне называли им возделывание, обработку, улучшение. И в классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда - agri cultura. Agri cultura - это оберегание, уход, отделение одного от другого («зерна от плевел»), сохранение отобранного, создание условий для его развития. Не произвольное, а целенаправленное. Главное во всем этом процессе - отделение, сохранение и планомерное развитие. Растение или животное изымается из естественных условий, отделяется от других, так как обладает некими преимуществами, обнаруженными человеком. Затем это отобранное пересаживается в другую среду, где о нем заботятся, ухаживают, развивая одни качества и отсекая другие. Растение или животное видоизменяется в нужном направлении, получается продукт целенаправленного человеческого труда, обладающий требуемыми качествами. Если просто пересадить дикую яблоню в сад, то плоды ее не станут от этого слаще. Выделение из природной среды - это только первый шаг, начало «окультуривания», за которым непременно следует длительная работа огородника.
В современном значении понятие культура утвердилось в Германии. Уже в конце XVIII века это слово встречается в немецких книгах, имея два смысловых оттенка: первый - господство над природой с помощью знаний и ремесла, и второй - духовное богатство личности. В этих двух значениях оно постепенно вошло почти во все европейские языки. В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дает следующее толкование этого слова: «…обработка и уход, возделывание, возделка; образование умственное и нравственное…».
В современной культурологии
1. Антропологический, при котором культура понимается как выражение человеческой природы.
2. Еще один подход к культуре
можно назвать философско-
3. Еще один подход в трактовке культуры: социологический. Здесь культура понимается как фактор организации жизни общества. Общество создает культурные ценности, а они в дальнейшем определяют развитие этого общества: это язык, верования, эстетические вкусы, профессиональное мастерство и всякого рода обычаи.
4. Кроме того, весьма распространен
еще один подход к изучению
культуры аксиологический (
Таким образом, при аксиологическом
подходе под культурой
Итак, культура - понятие многогранное.
Ей нельзя присвоить однозначного смысла.
Можно говорить лишь о более или
менее универсальном подходе
в поисках сущности термина. Эта
неисчерпаемость явлений
Структура культуры
Культура как совокупность материальных
и духовных ценностей выражает достигнутый
человеком уровень
Соответственно двум основным видам производства - материального и духовного - культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Материальная культура охватыва
Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности - духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. К духовной культуре общества относятся религия, наука, просвещение, образование, искусство, язык и письменность и т.д.
Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества.
Жесткой разграничительной линии
между материальной и духовной культурой
нет. Но приоритет в этом единстве,
например, марксизм отдает материальной
основе, считая, что именно она играет
решающую роль в развитии культуры,
обеспечивая преемственность
Информация о работе Культурология как специфический человеческий мир:общая характеристика