Культурология. Задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Культура – одно из самых емких понятий, с которыми имеет дело социально-гуманитарное знание и повседневная жизнь. Мы говорим о культуре поведения и о культуре мировой, о культуре народов и о культуре мышления, о культуре прошлых эпох и о культуре личности. Это понятие формировалось на протяжении сотен лет. Применявшееся первоначально к сельскому хозяйству, оно постепенно расширялось, обогащалось, усложнялось, и сегодня культура - это не только «высокое», не только шедевры, созданные гением человеческого духа, но и поведенческие образцы, и технологии - как инженерные, так и социального взаимодействия, и ценности, и многое другое, что описывается в многочисленных трудах.

Файлы: 1 файл

культурология. задачи и методы.doc

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Культура - одно из самых емких понятий, с которыми имеет дело социально-гуманитарное знание и повседневная жизнь. Мы говорим о культуре поведения и о культуре мировой, о культуре народов и о культуре мышления, о культуре прошлых эпох и о культуре личности. Все эти понятия разномасштабны, они применяются в разных контекстах и значениях, наполняются людьми разными смыслами, и в силу этого сама сущность понятия культуры становится почти неуловимой, несмотря на многочисленные попытки исследователей его определить. Это понятие формировалось на протяжении сотен лет. Применявшееся первоначально  к сельскому хозяйству, оно постепенно расширялось, обогащалось, усложнялось, и сегодня культура - это не только «высокое», не только шедевры, созданные гением человеческого духа, но и поведенческие образцы, и технологии - как инженерные, так и  социального взаимодействия, и ценности, и многое другое, что описывается в многочисленных трудах.

Каковы объект и предмет культурологии?

Культурология, формирующаяся в поле напряжения между научными и гуманитарными подходами, имеет в качестве объекта весь мир искусственных порядков (вещей, сооружений, окультуренной территории, исторических событий, технологий деятельности, форм социальной организации, знаний, понятий,  символов, языков коммуникации и т. п.). При этом культурология оперирует всем диапазоном значений понятия культуры.

Предметом культурологии выступают процессы происхождения и структуры культуры, ее сущности и смысла, типологии, динамики, языка, а также рассмотрение через призму этих понятий культурных феноменов. Как отмечал А. Вебер, для культуры и исторический процесс, и цивилизационный, сопровождающий этот процесс техническими средствами, все это - субстанция, материал, который ей надлежит душевно переработать, преобразовать, чтобы выразить живущую в различных исторических телах «душу».

Предметная область культурологии может быть определена по-разному, и зависит это от целей культурологического познания. В ней можно выделить теоретический, фундаментальный и прикладной уровни. Целью фундаментальной культурологии выступает теоретическое познание культуры, разработка понятий, категорий и методов исследования.

Прикладная культурология, опираясь на теоретические знания, ставит целью прогнозирование, проектирование и регулирование культурных процессов, имеющих место в социальной практике, разрабатывает основные направления культурной политики,  цели и методы деятельности культурных институтов, задачи и технологии социокультурного взаимодействия, охраны и использования культурного наследия. Прикладная культурология пересекается:

ü во-первых, с социологией культуры, которая, как правило, рассматривает культуру в узком смысле слова, анализируя количественными и качественными методами отношение населения к чтению литературы, посещению театров и кинотеатров, просмотру телевизионных программ, отдыху;

ü во-вторых, с экономикой культуры, формирующей рациональные модели жизнеобеспечения институализированных форм культуры, рынок культурных ценностей и благ;

ü в-третьих, с менеджментом культуры, проектирующим формы и модели управления и самоуправления в культуре с учетом переплетающихся факторов рыночной конъюнктуры и моды.

В спектре подходов к прикладной культурологии имеет место и определение ее как сферы культурологического консалтинга (Ю.В. Рождественский), который предполагает оказание помощи фирмам, любым другим организациям, частным лицам в обретении стиля взаимодействия, основанного на определенных, конвенциональных культурных нормах и принципах.

Особое значение имеет прикладной аспект в практике работы государственных структур, имеющих дело с проблемами иммигрантов, а также с туристическим бизнесом. Знание социальной организации, обычаев и верований, культурных стереотипов и «стандартов» поведения людей, коммуникативной специфики обеспечивает научную основу управления этими сферами. Просвещение специалистов наверняка минимизирует  число ошибок и несправедливостей, проявляемых по отношению к людям, ошибок, которые зачастую являются следствием невежества, незнания, непонимания других культур.

Каковы методы культурологии?

Как уже говорилось выше, культурология - органичная часть социогуманитарного знания, а, следовательно, она опирается на общие методологические принципы и познавательные  процедуры.  Тем не менее, одни подходы и разработки проявляют в большей мере гуманитарный, чем социально-научный, характер, в других, наоборот, доминирует социально-научный метод. Это обусловлено тем, что, культура, как и реальность - дифференцирована, и культурология не может не отражать этой реальности. Отбор методов зависит как от целей и задач исследования, так и от позиции и вкусовых пристрастий  исследователя, его принадлежности к той или иной  культурологической школе.

Философский метод исследования культуры имеет целью получение ценностных суждений: здесь важно определить, что такое «хорошее общество», как различаются низшее и высшее в системах нравственности, права, управления, религии, искусства, экономики. Философ всегда стремится дать направляющие ориентиры человеческим действиям с помощью рассуждений о желанных целях. Противоположный ему метод - опытной науки стал применяться лишь на исходе XVI в., например, Галилеем. Опытное рассуждение никогда не ставило целью представить ценностное суждение, его цель - показать, каковы вещи на самом деле. Оно может научить, какими средствами легче достичь желаемой цели, но никогда не скажет о том, к каким целям следует стремиться: если считается желанным стереть с лица земли город и его жителей, опытный метод может предложить атомную бомбу.

Социальная культурология акцентирует внимание на структуре культуры, устанавливает вневременные закономерности и принципы. Как и социология, она часто использует методы естественных наук.

Гуманитарная культурология не предполагает однозначных ответов, ее ключевое понятие - интерпретация. Она разъясняет, ориентирует, акцентирует, ставит проблемы ценностей, выводит на смыслы. Так, гуманитарная культурология рассматривает смену типов культур как смену смысложизненных парадигм. Она похожа на обыденное знание, но его отличает частота оперирования ложными обобщениями и связывание идей нелогическим образом.

В науке формируются и особые культурологические методы познания, которые могут быть применимы к анализу любого культурного феномена. Они представляют собой комплекс познавательных приемов, операций и процедур, многие из которых формировались в рамках наук, составляющих фундамент культурологии. Используются они выборочно, трансформируясь при этом под задачи культурологического исследования.

Если проследить историю становления культурологических методов, то заметим, что первоначальный уровень - эмпирический, основанный на сборе и описании фактического материала. Здесь используются традиционные  полевые антропологические методы, такие как описание, классификация, включенное  наблюдение, интервью, а также сравнительно-исторический метод. Гуманитарная культурология включает в себя огромный пласт вненаучного знания, в котором аккумулирован культурный опыт миллионов людей. Это традиции, нравы, обычаи, мифы, утопии, навыки практической деятельности и т. п. Главная задача исследователя, использующего полевые антропологические методы, - понимание изучаемой культуры, внутреннего смысла ее явлений и ценностей. Наблюдение, формулировка гипотез и проверка их путем дальнейшего наблюдения - все это части одного процесса.

На следующем уровне происходит сопоставление, компаративный, то есть сравнительный, анализ уже описанных культур, выявление общего и особенного. Компаративный анализ также не специфичен для культурологии, он применяется и в других сферах научного знания, но для культуролога его ценность обусловлена возможностью выявить сущностные характеристики культуры, ее неповторимые черты.

Компаративный метод позволяет решать проблемы двух типов: синхронические и диахронические. Изучение синхронических проблем обычно предшествует изучению диахронических, так как в этом случае сравниваются между собой культуры, существующие в некий данный момент своей истории, но без учета изменений в этих культурах. В диахроническом измерении исследуются изменения культуры, выявляются общие законы таких процессов. Здесь очень важно соблюдать научную точность, сама процедура сравнения должна носить валидный характер, базироваться на систематической классификации, или типологии культур.

Обнаруженные посредством сравнительного анализа общие закономерности культурного процесса исследуются уже с помощью таких методов, как структурно-функциональный, факторный и компонентный анализ, моделирование и др. Культурология, безусловно, ориентирована на познание того общего, что связывает различные формы культурного существования людей. Структурно-функциональный метод нацелен на открытие и верификацию общих законов с помощью тех же логических методов, которые применяются в естественных науках - физике, химии, физиологии. Чтобы знание могло найти практическое применение, оно должно быть обобщенным. Для управления любой группой явлений мы должны знать те законы, которым они подчиняются. Только поняв культуру как действующую систему, мы можем предвидеть результаты любого оказываемого на нее преднамеренного или непреднамеренного влияния.

В гуманитарно ориентированных исследованиях культура рассматривается как комплекс уникальных феноменов. В социально ориентированных исследуются процессы кризиса той или иной культуры, ее распада и гибели, формирования новой культуры, трансформации культурных институтов. Однако выделить «чисто» гуманитарные или «чисто» социальные методы трудно: как правило, культуролог вынужден их сочетать. Например, он прослеживает и описывает изменение экономических и социальных отношений, обусловивших культурную динамику, то есть обращается к экономической и социологической наукам. Анализируя формирование новых знаковых систем и языков, он обращается к семиотике и языкознанию. Выявляет и описывает новые идеи и представления, овладевающие сознанием носителей той или иной культуры, или новые способы обучения, опираясь на данные психологии и педагогики. При этом в культурологии исследуются такие проблемы, которые не поставлены и не решены в рамках других наук.

То есть культура - это содержание социальной жизни и это механизм, регулирующий социальное общежитие.

Что обозначается понятием «культура»? Рассмотрим концепты культуры, которыми пользуется социально-гуманитарное знание.

Концепты культуры

Культура - это вещи, материальные предметы, и в этом качестве она исследуется такими дисциплинами как археология, искусствознание, антропология, этнография. Обратим внимание на то, что по мере удаления во времени вещей их ценность может сильно меняться по отношению к той цене, которая за них была заплачена при покупке: в одних случаях она становится ничтожной, в других - неизмеримо высокой. Иногда черепки с необычным орнаментом-нарезкой, найденные при раскопках, для археолога ценнее, чем золотые, но традиционные для данного места украшения. Эти черепки могут свидетельствовать, например, о коммуникации между народами, прежде не фиксировавшейся, и тогда становится понятным взаимовлияние языков, элементов обычаев и обрядов, обнаруживаются общие истоки уже современных культур.

В материальной культуре реализуется стремление человечества адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни. Разнообразие человеческих потребностей отражается в сложной структуре материальной культуры - от орудий труда и средств существования, орудий для ведения войны и защиты от агрессии до произведений искусства, музыкальных инструментов, предметов религиозного культа, жилищ, одежды и т. п.

Культура - это символы. Символ - это элемент и инструмент культуры. В этом качестве он исследуется философией, культурологией (в частности, в рамках семиотики и герменевтики) и социологией. Символ - сложное понятие, и трактуется по-разному. Выделим три подхода.

1. Э. Кассирер (1874-1945) в его знаменитой книге «Философия символических форм» рассматривает всю культуру как поле символических форм, знак и символ - средство, с помощью которого происходит всякое оформление духа. В «символической функции», полагает Кассирер, открывается сама сущность человеческого сознания, а систематизация символов, возможно, позволила бы получить «нечто вроде грамматики символической функции, в которой были бы охвачены и обобщенно соопределены все ее особые выражения и идиомы, данные в языке и искусстве, мифе и религии».

2. Другое представление о символе связано со способностью культуры нецеленаправленно, неосознанно шифровать себя, как бы пряча свои смыслы.

3. В третьем ракурсе символ представлен в культуре как сознательная деятельность в коммуникации, где одна сторона творит символическое сообщение, а другая - воспринимает, расшифровывает и интерпретирует его.

Хотя мы постоянно имеем дело с символическими отношениями (приветствуя, киваем головой, прощаясь, машем рукой, распознаем символические обозначения марок автомобилей и т. п.), понимание символических систем - трудная задача. Ее решение исследователи находят на пути вычленения и изучения элементарной частицы культурной символики - «прафеномена» О. Шпенглера, «архетипа» К. Юнга как первообраза, формировавшегося на первых этапах становления общества, в период коллективного бессознательного. Символ по определению многозначен, и любая его интерпретация лишь слегка открывает завесу тайны.

Именно способность человека к символизации дала основания считать, что культура - это то, чем человек выделяется из животного мира. Однако современные исследования ставят под сомнение это представление. Этологи показывают, что животные формируют и репродуцируют концепты, связывают их со знаками, выражают их в звуковых, пластических сигналах: специалисты выделяют до десяти типов таких сигналов - тревоги, удовольствия, интереса, готовности к брачным отношениям и т. п.

Информация о работе Культурология. Задачи и методы