Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:07, реферат
Культура – одно из самых емких понятий, с которыми имеет дело социально-гуманитарное знание и повседневная жизнь. Мы говорим о культуре поведения и о культуре мировой, о культуре народов и о культуре мышления, о культуре прошлых эпох и о культуре личности. Это понятие формировалось на протяжении сотен лет. Применявшееся первоначально к сельскому хозяйству, оно постепенно расширялось, обогащалось, усложнялось, и сегодня культура - это не только «высокое», не только шедевры, созданные гением человеческого духа, но и поведенческие образцы, и технологии - как инженерные, так и социального взаимодействия, и ценности, и многое другое, что описывается в многочисленных трудах.
6. Культура адаптивна. С течением времени она приспосабливается к географической среде, а далее влияние среды уже не воспринимается как движущая сила культурного развития. Культура адаптируется к социальной среде соседних народов посредством заимствований и реорганизации. Культура, вне всяких сомнений, имеет тенденцию приспосабливаться к биологическим и психологическим потребностям человеческого организма.
7. Культура интегративна. Будучи одним из продуктов процесса адаптации, элементы данной культуры имеют тенденцию образовывать согласованное и интегрированное целое. Процесс интеграции занимает определенное время - всегда существует определенный «культурный лаг», - и задолго до завершения одного процесса начинаются многие другие. Выделение интегративности в качестве фундаментальной характеристики культуры особенно важно в аспекте социологического подхода и коммуникативных проблем. Всем известные стереотипы, характеризующие поведенческую специфику народов - обыденный отголосок реального процесса консолидации опыта людей, решающих общие задачи, которые не обязательно свойственны другим обществам.
Функции культуры
Культура - явление сложное, многообразное, поэтому изучение и понимание общих закономерностей функционирования культуры сопряжено с немалыми трудностями.
Вопрос о функциях культуры предполагает рассмотрение тех ролей, которые выполняет культура по отношению к обществу. В функциональном аспекте культура рассматривается как динамичная, взаимосвязанная система, в которой изменение одних элементов влечет за собой изменение других. Опираясь на методологию структурно-функционального анализа (Т. Парсонс), в культуре как системе выделим четыре основных функциональных блока: адаптивный, целедостигающий, интегративный и функции воспроизводства культуры и снятия скрытых напряжений. Эти блоки содержат в себе следующие функции:
- социализации и инкультурации,
- ценностно-нормативная (аксиологическая),
- познавательная (гносеологическая),
- информационная,
- деятельностная,
- коммуникативная,
- символическая.
Выводы
1. Для социологического видения культуры важно следующее. С одной стороны, культура не тождественна обществу, а составляет лишь особый аспект социальной жизни. С другой стороны - культура пронизывает все без исключения состояния социальной жизни, и нет ни одного социального феномена, который был бы изолирован от влияния культуры, не нес бы на себе печати ее воздействия.
Кажущееся противоречие между этими утверждениями снимается, если культуру рассматривать как систему информационных кодов, закрепляющих исторически накапливаемый социальный опыт. Таким образом, наряду с биологическим, генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система - социокод. Условием хранения и трансляции этого опыта является его фиксация в особой знаковой форме, функционирование составляющих его элементов в качестве семиотических систем. Культура предстает как сложно организованный и развивающийся набор таких систем.
Следовательно:
ü культуре обучаются бессознательно (базовые ценности закладываются до 10 лет);
ü она передается с помощью символов;
ü она динамична, хотя глубинные процессы происходят очень медленно;
ü культура интегративна (включает явления, образы, которые делают мир общим для представителей той или иной культуры);
ü имеет тенденцию к этноцентризму (провозглашение ценности своей группы как ценности для всех).
2. Культура как процесс порождения разнообразных форм отражения универсальных глубинных структур человеческого сознания определяется этническими, национальными особенностями, поэтому каждая отдельная культура выступает в качестве своеобразного инварианта культурных универсалий.
3. Культура - сложное явление, поэтому невозможно одно единственное «правильное» его определение. В силу этого сформировалось определенное количество подходов к определению культуры, зависящих от научной дисциплины, в рамках которой делается такая попытка, от научной школы определяется культура, и от того, какую цель преследует тот или иной исследователь. Общим, однако, для всех подходов выступает понимание того, что человек обретает культуру как член общества и передает ее следующим поколениям посредством языкового символизма.
4. Культурный шок связан с реакцией людей на резкое изменение культурной среды. Стратегии поведения людей, испытывающих культурный шок: стремление к изоляции, ассимиляции, агрессивное навязывание собственных культурных образцов, взаимодействие.
5. Культурный релятивизм рассматривает все культурные разновидности, поведение людей иных культур без предубеждения, отталкиваясь от их собственной ценности, равной ценностям других культур, а не опираясь на культуру наблюдателя, которая принимается им за точку отсчета как стандарт правильного.
6. Современный мир - это мир мультикультурный, и это требует компетенции особого рода вне зависимости от сферы профессиональной деятельности человека.
7. Именно культура определяет логику действий в политической, экономической областях, в повседневной жизни, обеспечивая самое главное: социальную интеграцию и консолидацию людей, устойчивое коллективное существование, деятельность и воспроизводство культуры.
С точки зрения компетентностного подхода курс культурологии призван участвовать в формировании следующих социально-личностных и общекультурных компетенций будущих специалистов:
1) знание научных, философских, религиозных, политических картин мира;
2) знание взаимодействия духовного и телесного, биологического и социального в человеке, его отношения к природе и обществу; места человека в социокультурном процессе;
3) понимание роли насилия и ненасилия в обществе, нравственных обязанностей человека;
4) знание основных видов искусства, понимание роли искусства в обществе;
5) понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
6) знание роли своей профессиональной деятельности в социокультурных процессах;
7) умение самостоятельно анализировать научную литературу;
8) умение осуществлять поиск информации через библиотечные фонды, компьютерные системы информационного обеспечения; периодическую печать;
9) владение основными навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики;
10) владение различными жанрами научной и деловой прозы;
11) способность к критическому восприятию информации («критическому мышлению»);
12) владение навыками экспертного оценивания;
13) способность к самообразованию и творческой адаптации к конкретным условиям выполняемых задач;
14) навыки организационной работы;
15) компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство;
16) компетенции социального и межкультурного взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, работа в команде, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол).