Культурология. Задачи и методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:07, реферат

Описание работы

Культура – одно из самых емких понятий, с которыми имеет дело социально-гуманитарное знание и повседневная жизнь. Мы говорим о культуре поведения и о культуре мировой, о культуре народов и о культуре мышления, о культуре прошлых эпох и о культуре личности. Это понятие формировалось на протяжении сотен лет. Применявшееся первоначально к сельскому хозяйству, оно постепенно расширялось, обогащалось, усложнялось, и сегодня культура - это не только «высокое», не только шедевры, созданные гением человеческого духа, но и поведенческие образцы, и технологии - как инженерные, так и социального взаимодействия, и ценности, и многое другое, что описывается в многочисленных трудах.

Файлы: 1 файл

культурология. задачи и методы.doc

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Искусственные формы организации отношений с окружающим миром есть почти у всех видов животных и у ряда насекомых (пчелы, муравьи): многие животные живут в группах, где имеется явное распределение ролей, вступают при помощи знаков в коммуникацию друг с другом и за пределами своего круга, строят жилища и т. п. На этом основании возникла гипотеза о наличии в их поведении элементов социального научения, необходимых для передачи группового опыта внегенетическим путем. Таким образом, знаково-символическая деятельность может считаться универсальным феноменом. Поэтому водоразделом становится язык - слово, изречение - что ставит человека по сравнению с животными в иное положение по отношению к природе.

Культура - это ценности.

В этом качестве культура анализируется аксиологией, философией, социологией, культурологией, религиоведением. Если представить себе, что понятие ценности отсутствует в нашем сознании, то все продукты человеческого труда, все явления человеческого взаимодействия становятся просто предметами, или биофизическими явлениями, рядоположенными во времени и пространстве. Пространством культуры овладеет хаос, шедевры, созданные человеческими руками, умом и духом, превратятся в руины, библиотеки - в груды пыльной бумаги, картины - в тонны изведенной краски, здания - в нагромождение камней. Такое случалось в истории с отдельными культурами, ценность которых затаптывалась варварскими нашествиями, но никогда - с культурой целиком.

В обыденном сознании понятие «ценность», как правило, ассоциируется с оцениванием предметов человеческой деятельности и общественных отношений с точки зрения добра и зла, истины или неистины, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливого и т. п. При этом оценивание происходит с позиций своей культуры, а, следовательно, собственная система ценностей и воспринимается как «подлинная», как точка отсчета для хорошего и плохого.

То есть ценности - это определенные культурные стандарты, которые служат инструментом для самоопределения как личности, так и общества.

Классификации ценностей могут проводиться по разным основаниям. Классификации ценностей делятся на предметные и субъектные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, ценности относительные и абсолютные и т. п. Заметим при этом, что,

во-первых, культура не состоит только лишь из позитивных ценностей, она включает и ненормативные аспекты фольклора, литературы и музыки, а также технологические и другие навыки;

во-вторых, ценность и признанные образцы поведения могут и не совпадать. Например, проституция в ряде культур - признанный образец поведения, но не является ценностью.

Ценности всегда связаны с действиями, в особенности с выбором. Никто, быть может за исключением душевнобольных, не может полностью пренебрегать стандартами, которые укоренены в определенной культуре. Даже преступники, которые игнорируют правила и стандарты общества, ведут себя и совершают поступки в соответствии с правилами и культурными стандартами (хотя и негативного свойства), их собственной девиантной группы.

В современных представлениях о культуре исходят из понимания того, что ценностью выступает весь мир культуры, что ценностные системы разных культур равноправны, что нет культуры своей и чужой, а есть своя и другая, и что мир тем устойчивее, чем многообразней (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин и др.). Культурные ценностные образцы обеспечивают непосредственную связь между социальной и культурной системами при легитимации нормативного порядка общества. Там, где такая легитимация существует, можно говорить о социокультурных ценностях, ибо они почти совпадают. Там же, где преобладают специфические оперативные механизмы регулирования общественного порядка, например, бюрократическая организация управления или специфические системы контроля, оправдываемые необходимостью стабилизации или даже выживания общества, ценности социальные и культурные могут не только не совпадать, но и конфликтовать.

Культура - это нормы

Нормативный аспект культуры рассматривается в рамках правоведения, социологии, культурологии и других дисциплин. Применительно к обществу норма (от лат. norma - руководящее начало, правило, образец) - установленный эталон, стандарт, регулирующий поведение в социальной обстановке.

В норме находит отражение прошлый культурный опыт человечества. Поэтому социальная норма - регулятор массового поведения, она опирается на единые и общие критерии, определяет меру дозволенного (допустимого), должного и запрещенного (недопустимого), границы допустимого и обязательного вариантов поведения. Определяя возможные и обязательные варианты действия, она устраняет или ограничивает неопределенность (энтропию) в поведении, вносит организованность, устойчивость, целенаправленность и согласованность в жизнь общества.

В процессе культурогенеза какие-то нормы утрачивают актуальность, сохраняясь лишь в стереотипах, а другие формы - наоборот, приобретают значение норм. На эти процессы могут оказывать влияние социально-политические и экономические изменения. Если нормы институциализированы, то их применение регулируется нормативными документами, кодексами, законами, и их исполнение может носить, в том числе, принудительный характер. В обществе действуют и конвенциональные нормы, которые, как и институциализированные, предписывают и разрешают, но оставляют все же определенную степень свободы для индивида в следовании им. В этом случае он ориентируется на так называемое общественное мнение (или напротив, игнорирует его).

В области техническoй и инженерной деятельности приемы усваиваются и исполняются автоматически, раньше, чем они формулируются в специальных правилах. В политической области, прежде чем издать законы, часто ссылаются на практику, на прецеденты.

Различают нижнюю границу нормы (минимум), верхнюю (максимум) и «золотую середину» между ними (оптимум). Норма - это частный случай меры - интервала, в котором предмет, изменяясь количественно, сохраняет свое качество. Иногда границы нормы и границы меры совпадают. В ряде случаев (например, в заповеди «Не убий») минимум, максимум и оптимум нормы сливаются, идеал и норма становятся неразличимыми.

Культура - это идеи и убеждения

Идеи и убеждения играют огромную роль в культуре, их диапазон чрезвычайно широк, они могут сильно различаться как в разных обществах, так и внутри одного и того же сообщества. Они базируются на ценностях, и так же, как и ценности, могут носить специфический, либо универсальный характер. Наряду с ценностями идеи включены в информационное поле духовной культуры общества.

Слово «идея» послужило основой для целого веера других важных понятий. В частности, культура не мыслится без понятия идеала, которое и само по себе чрезвычайно многозначно. Однако все мы прекрасно понимаем, что идеал недостижим, и реальность от идеала бесконечно далека. В реальной жизни идеальные правила, социальный смысл которых - в согласованности человеческого отношения и поведения, в родовом единстве и взаимной ответственности, повсеместно нарушаются. Это было очевидным и во времена написания заповедей Моисея. Поэтому они дополнены законодательством, которое составило правовую основу нравственности, и где каждая из заповедей была подкреплена соответствующим законом с указанием наказания. Например: «И тот, кто ударит отца своего или мать свою, предан будет смерти».

Но человечество не напугать - и практически вся мировая художественная культура - от Еврипида до Шекспира, от Достоевского до Гринуэя и «мыльных телевизионных опер» и т. п., культура, как зеркало реальной жизни, рассказывает о страшных злодеяниях, творимых людьми. При этом идеал единства - единства человека с природой, с согражданами, со всем человечеством и с самим собой - провозглашался и предполагался в качестве высшей нравственной идеи на всех этапах прошлого и настоящего человечества, он отражал веру человека в то, что в этом мире есть нечто святое, непоколебимое, значимое для всех честных людей.

Идеология - это система идей, лежащих в основе социальной и политической деятельности. Более узкое значение этого понятия - оправдывающая или узаконивающая подчинение одной группы другой. Убеждение - это осмысленное отношение к ценностям, в том числе идеологическим, проявляющееся в поведении человека.

Культура - это технологии

При определенном фокусировании на предмете технологии обнаруживается, что всю культуру можно определить как сферу технологического. Действительно, что такое технология? Это ведь «знаю, как». Знаю, как говорить и как слушать, как учить и как учиться, как влиять на других и как быть эффективным менеджером, как пользоваться телефоном и как создать компьютерную программу. «Технология» состоит из двух слов: «технэ» - искусство, мастерство, умение и «логос» - слово, понятие, учение. Получается, что это не просто мастерство - например, обезьянка вполне мастерски очищает банан и колет орехи, но мастерство осмысленное, приведенное в систему. То есть это система правил, приемов, методов обработки или переработки сырья, материалов, форм, структур. Приемов, посредством которых получается продукт. Такой продукт может иметь материальную форму - машина, здание, книга, но и нематериальную, и даже символическую форму - политическое или управленческое действие, теорию, концепцию как результат интеллектуальных усилий, сообщество как следствие коммуникативного взаимодействия и т. п.

Технологии представляют собой целый пласт культуры, что отразилось в таких понятиях, как «культура речи» (владение технологией устной коммуникации), «культура производства» (включающая технологии управления и руководства, отношений в коллективе, качества продукции) и т. п. В этом случае хотят подчеркнуть качественный аспект продукта: не просто говорение, а такая речь, которая убедительна, красива, логична, вызывает позитивное эмоциональное чувство и т. п. Не просто производство, но такое, которое создает совершенный продукт, где чисто, люди работают слаженно и без конфликтов. Когда речь идет о социальном поведении людей, то используют понятие социальных технологий.

Фундаментальные характеристики культуры

В 1965 году вышла книга Дж. Мердока «Культура и общество», где он, опираясь на междисциплинарные исследования Института человеческих отношений, выделил семь базовых, фундаментальных характеристик культуры, а затем, на этой основе создал концепцию универсальной модели культуры. Поиск таких характеристик представляется нам чрезвычайно важной и актуальной задачей, особенно в свете процессов, характерных для современного мира. Мы имеем в виду, с одной стороны, глобализацию, включающую в себя тенденцию к нивелированию культурных форм, а, с другой стороны, стремление к сохранению культурной самобытности. Именно вокруг универсалий, то есть основ понимания мира и места человека в нем, выстраиваются попытки определения культуры. Набор универсалий достаточно стабилен, так как он определяется физической природой человека, биологическими потребностями, общими проблемами, возникающими в социуме.

Итак, каковы же фундаментальные характеристики культуры, которые поддаются научному анализу именно в силу общности, универсальности этих черт?

1. Культура передается посредством научения. Это означает, что культура - не врожденное, а внебиологическое свойство человека, она не наследуется генетически.

2. Культура прививается воспитанием. Все животные способны к научению, но, видимо, один лишь человек умеет передавать приобретенные привычки своему потомству.

3. Культура социальна, она сохраняется во времени благодаря тому, что разделяется людьми, живущими в обществах, и обеспечивает их выживание, в частности, через механизмы социального контроля, организацию защиты от враждебного окружения и обеспечение воспроизводства населения. Привычки, общие для членов социальной группы независимо от того, идет ли речь о семье, деревне, классе или племени, образуют культуру или субкультуру этой группы. Субкультуры возникают, в основном, в крупных мегаполисах, и люди выбирают их, чтобы индивидуализировать себя. Критерии, по которым возникают субкультуры, чрезвычайно многообразны: возрастные, гендерные, профессиональные, досуговые, территориальные, этнические и т. д. Более устойчивы - последние, их возникновение обусловлено усилением миграционных процессов, перемещением людей из привычных культурных ареалов в новые и т. п. Разумеется, полиэтничность порождает много проблем: социальных, политических, культурных. Для этого достаточно обратиться к ситуации конца ХХ - начала ХХI в. в европейских государствах, где заметно изменилась их этническая структура в основном за счет арабского населения.

Однако проблемы - не в этническом разнообразии как таковом. Это разнообразие как раз дает дополнительный стимул для обогащения культур. Проблемы возникают тогда, когда этничность политизируется, провоцируется геноцид, ксенофобия, конфликтность, сепаратизм. Причины этого - борьба за власть, за перераспределение разного рода ресурсов, за отстаивание определенных культурных ценностей. Все это стимулирует образование субкультурных объединений, в которых люди, с одной стороны, находят поддержку и защиту, а с другой стороны - обретают индивидуализированное культурное бытие.

4. Культура идеационна. Групповые привычки, составляющие культуру, в значительной степени концептуализованы как идеальные нормы, или паттерны (английское слово pattern можно перевести как «образец») поведения.

5. Культура обеспечивает удовлетворение базисных биологических потребностей (в еде, жилище, безопасности, сексуальные потребности) и вторичных потребностей, возникающих на их основе в качестве культурной нормы, например, в организации хозяйства, строительстве определенного типа жилищ, социальном взаимодействии и т. п. На этой основе возникают потребности в достижении социального статуса, признании и т. п.

Информация о работе Культурология. Задачи и методы