Введение
Самодеятельное художественное
творчество привлекает многих
людей различного возраста своей
нерегламентированностью, свободой
и добровольностью выбора его
видов и форм. Именно художественное
творчество наиболее эффективно
способствует духовному восстановлению
личности через овладение культурными
ценностями прошлого и настоящего.
Сегодня наиболее актуально
работать с молодежью. Одной
из наиболее острых проблем
в данной сфере остается недостаточная
реализация педагогического потенциала
в культурно-досуговой деятельности.
На фоне коммерциализации деятельности
клубных учреждений, все более
широкого внедрения новых экономических
механизмов функционирования клубных
самодеятельных художественных
коллективов особенно актуальными
становятся задачи воспитания
и развития личностных качеств
подростков.
Необходимо подчеркнуть,
что в сложных и противоречивых
современных социально-культурных
условиях приоритетными задачами
культурно-досуговой деятельности,
в которой участвуют подростки,
должны стать:
- решение общих задач
социализации личности;
- организация содержательного
досуга в целях профилактики
подростковой беспризорности преступности,
наркомании, суицидов;
- психологической коррекции
личности; социальной адаптации
и реабилитации подростков-инвалидов,
и т.д.
Проблеме воспитания
подростков в культурно-досуговой
сфере, посвящен ряд исследований,
в которых отражены различные
аспекты: научно-теоретическое обоснование
досуговой деятельности как явления,
формирующего личность (Т.И.Бакланова,
А.Д.Жарков, Ю.Е.Соколовский), разработка
методик работы в коллективах
(В.И.Закутский, В.Г.Кузнецов, В.Г.Соколов).
Предмет исследования:
культуротворческие технологии.
Объект исследования:
молодежный центр «Шатлык».
Цель: изучить культуротворческие
технологии на примере деятельности
молодежного центра «Шатлык».
Задачи:
- рассмотреть теоретические
аспекты культуротворческих технологий;
- изучить на практике
развитие культуротворческих технологий,
на примере деятельности молодежного
центра «Шатлык».
Структура работы состоит
из введения, двух глав, заключения
и списка литературы.
1. Теоретические подходы
в технологии СКД
1.1. Сущность определения
понятий СКД
В разные исторические
периоды СКД называлась:
-внешкольное образование
(до 1920 г.)
-политико-просветительская
работа (с 1920 по 1970 г.)
-культурно-просветительская
работа (с 1270по 1990 г.)
-культурно-досуговая работа
(до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность
(с сер.90-х годов)
До 90-х годов ХХ века
культурно-досуговая работа была
политизирована и тесно связана
с идеологией КПСС. После путча
деятельность КД учреждений была
деполитизирована, деидеологизирована,
т.е. стала свободной от партийного
воздействия и наполнилась новым
содержанием, отсюда и новое
название – СКД.
СКД –это деятельность,
направленная на создание условий
для наиболее полного развития,
самоутверждения и самореализации
личности и группы (студии, кружки,
любительские объединения) в сфере
досуга. Она включает в себя
все многообразие проблем по
организации свободного времени:
общение, производство и усваивание
культурных ценностей и т.д.
Педагогам-организаторам приходится
участвовать в решении проблем
семьи, детей, в решении проблем
в историко-культурной, экологической,
религиозной и др. сферах, в создании
благоприятной среды для СКД
и инициатив населения в сфере
досуга.
КДД (культурно-досуговая
деятельность) – составная часть
СКД, помогает в решении многих
социальных проблем своими своеобразными
средствами, формами, методами (искусство,
фольклор, праздники, обряды и
т.д.)
КПР (культурно-просветительская
работа) также является частью
СКД, но, к сожаленью, неэффективно
используется в деятельности
культурных учреждений (нет лекций,
лекториев, народных университетов
и других ранее зарекомендовавших
себя форм просветительской работы).
Важность СКД в том,
что это не просто организация
досуга, а организация в социально-значимых
целях: удовлетворение и развитие
культурных потребностей и интересов,
как отдельной личности, так и
социума в целом. Деятельность
КДУ (учреждений) в настоящее время
организуется на основе документа,
вышедшего в 1992 году – «Основы
законодательства РФ о культуре».
В нем четко определены «культурная
деятельность», «культурные ценности»,
«культурные блага», «творческая
деятельность» и т.д., основные
сферы деятельности государства
в области культуры (охрана памятников,
народное творчество, художественные
промыслы, художественная литература,
кинематография и т.д.), а также
основные права граждан в области
культурной деятельности («Закон
о культуре»)[2 c. 125].
Особенности СКД:
-осуществляется в свободное
время
-отличается свободой
выбора, добровольностью, активностью
и т.д.
-характеризуется многообразием
видов
-РФ располагает большим
количеством институтов, создающих
условия для СКД (музей, библиотека,
клуб и т.д.)
Отличительные черты
СКД:
-гуманистический характер
-культурологический характер
-развивающий характер
Функции СКД:
-развивающая
-информационно-просветительская
-культурно-творческая
-рекреационно-оздоровительная
Знание СКД необходимо
для совершенствования и улучшения
культурно-досуговой сферы.
Анализ сущности социально-культурной
деятельности показывает, что в
ней взаимодействуют репродуктивные,
творческие и репродуктивно-творческие
элементы. Репродуктивная деятельность
в культурно-досуговой сфере является
необходимым условием жизнедеятельности
человека. Репродуктивность неизбежна
и обязательна во многих видах
досуговых занятий, непрофессиональной
художественной самодеятельности,
клубной практике и т.п. В
то же время для участника самодеятельного
коллектива, например, освоение азов искусства,
овладение организаторскими умениями,
сами процессы познания, реализации своих
интересов и потребностей — не только
репродукция, но и творчество. В связи
с этим типологические уровни социально-культурной
деятельности можно классифицировать
следующим образом:
- творческий уровень —
преобладание творческих моментов
в деятельности;
- репродуктивно-творческий
уровень — открытие человеком
того нового для себя, что объективно
не является новым;
- репродуктивный уровень
— простое воспроизведение отработанных
форм, предметов, способов и т.п.
Таким образом, социально-культурная
деятельность по существу может
рассматриваться как самостоятельная
подсистема общей системы социализации
личности, социального воспитания
и образования людей. Одновременно
она является важнейшей функцией
государственных и негосударственных
структур, сферой приложения усилий
многочисленных общественных движений
и инициатив, средством рационального
использования свободного времени
различных групп населения.
1.2. Технологии СКД в
разные исторические периоды
В дореволюционной
России любители искусства объединялись
в кружки и общества при
клубах и собраниях. Имелись
и рабочие кружки, народные театры,
находившиеся под строгим контролем
властей, с подозрением относившихся
ко всякой народной инициативе.
После Октябрьской
революции 1917 в художественную
самодеятельность были вовлечены
широкие массы (устраивались театрализованные
представления и др.). В 1920-е
гг. репертуар самодеятельных кружков
носил агитационный характер (состоял
из обозрений, литературных монтажей,
концертных номеров, сатирических
частушек и др.).
Большое распространение
получили коллективы “Живая газета”,
“Синяя блуза”, “Красная рубаха”
и др. В середине 20-х гг. зародилось
движение ТРАМов. (Театр рабочей
молодежи). КПСС и Советское правительство
создали все условия для развития
творческих сил народа. Огромное
значение имели выступления В.И.
Ленина с оценкой Пролеткульта,
письмо ЦК РКП (б)» О пролеткультах”
(1920), постановление СНК РСФСР
“Об улучшении театрального дела”
(1930), предлагавшее усилить взаимодействие
профессионального и самодеятельного
театра, обеспечить постоянную помощь
художественной самодеятельности [5 c.
196].
Самодеятельные коллективы
возникали при клубах, домах (дворцах)
культуры, фабриках, заводах, учебных
заведениях, воинских частях, колхозах,
совхозах, на транспорте и т.д.
К середине 30-х гг. художественная
самодеятельность достигла высокого
идейно-художественного уровня. Многие
мастера профессионального искусства
(В.В. Барсова, И.М. Москвин, М.М.
Тарханов и др.) взяли шефство
над самодеятельными коллективами.
Для руководства самодеятельностью
и помощи ей был создан Центральный
дом самодеятельного искусства,
преобразованный в 1936 во Всесоюзный
дом народного творчества (с 1939
- им. Н.К. Крупской), а в 1958 в
Центральный дом народного творчества
(ЦДНТ). В 1940-х гг. дома народного
творчества организованы во всех
республиках, краях и областях.
В 30-е гг. в различных
союзных и автономных республиках
появились самодеятельные национальные
хоры, ансамбли песни и пляски,
распространение получили кружки
изобразительного и прикладного
искусства. С конца 30-х гг. в
репертуар театральных коллективов
начали входить лучшие пьесы
советских драматургов, классические
произведения. В 1937 на московском
смотре художественной самодеятельности
были показаны спектакли: “Укрощение
строптивой” (клуб “Каучук”) и
“Ромео и Джульетта” (клуб “Авиахим”)
Шекспира, “Мещане” (Дом культуры
им. Горбунова) и “Васса Железнова”
(Клуб им. Кухмистерова) Горького, “Очная
ставка” братьев Тур (клуб
“Красный деревообделочник”) и
др. В 1940-41 проведен Всесоюзный
смотр театральной самодеятельности
с участием 30 тыс. коллективов
(из них 22 тыс. сельских).
Во время Великой
Отечественной войны главное
место в репертуаре художественной
самодеятельности заняла военно-патриотическая
тема, велась большая работа по
обслуживанию фронта, госпиталей, предприятий
оборонной промышленности и т.д.
На Всесоюзных смотрах в конце
40-х - начале 50-х гг. был продемонстрирован
ряд значительных спектаклей: “Ревизор”
Гоголя (Ленинградский университет),
“Шторм” Билль-Белоцерковского
(Дом культуры им. Горбунова, Москва),
“Егор Булычев и другие” Горького
(Выборгский дом культуры, Ленинград),
“Аттестат зрелости” Гераскиной
(Дом культуры Автозавода им. Лихачева,
Москва) и др. [5 c. 182].
С конца 50-х гг. наиболее
зрелые самодеятельные коллективы
получили звания народных театров.
Среди них: народные театры
при домах культуры Автозавода
им. Лихачева, Метростроя, им. Горбунова
в Москве, им. Горького в Ленинграде,
Дома культуры текстильщиков
в Ташкенте, Дома офицеров в
Харькове, Дома железнодорожника
в Тбилиси, Дома культуры завода
“Большевик” в Киеве, Енисейский
театр и др. Помимо драматических,
работают также и музыкальные
театры - оперные (при Центральном
доме культуры железнодорожника
в Москве, Доме культуры им. Кирова
в Ленинграде, Клайпедский оперный
народный театр, Народная оперная
студия Черновицкого дворца культуры),
балетные (при Доме культуры им.
Горького в Ленинграде), оперетты
(Московский народный театр оперетты
при Доме культуры им. Гагарина
в Москве).
Распространение получили
различные самодеятельные ансамбли
(Ансамбль народного танца Ашхабадского
сельско-хозяйственного института,
рижский танцевальный ансамбль
“Гатве”), оркестры, цирковые (например,
в г. Череповце) и эстрадные
коллективы, хоры (Народный хор АН
Латвийской ССР, Тартуский мужской
хор “Гаудеамус”, Хоровая капелла
Старокраматорского машиностроительного
завода).
Обогащение художественной
сокровищницы социалистического
общества достигается на основе
сочетания массовой художественной
самодеятельности и профессионального
искусства. Новым свидетельством
внимания партии к развитию
художественной культуры советского
народа является решение ВЦСПС,
ЦК ВЛКСМ, коллегий министерства
культуры СССР, министерства высшего
и среднего специального образования
СССР и Государственного комитета
Совета Министров СССР по профессионально-техническому
образованию “О проведении первого
Всесоюзного фестиваля художественного
самодеятельного творчества трудящихся”
(1975). Такие фестивали предполагается
проводить раз в 5 лет. Первый
фестиваль (1975-77) посвящен 60-летию
Октябрьской революции 1917. В коллективах
художественной самодеятельности
в СССР участвовало (1976) 14 млн.
взрослых и 10 млн. школьников,
с которыми работало 150 тыс. штатных
и свыше 500 тыс. общественных
руководителей. Число коллективов,
удостоенных звания “народный”
(театров, цирков, филармоний и
т.п.), составляло свыше 4500.