В 70-80-х годах проводились
ежегодные смотры художественной
самодеятельности. На таких смотрах
каждая школа выступала со
своей программой по заданной
теме. А темы были связаны в
основном с общественно-политическими
событиями (годовщиной Октябрьской
революции, юбилеем комсомола
и т.п.). В смотрах участвовали
учащиеся всех возрастов.
Художественная самодеятельность
- одна из форм народного творчества.
Художественная самодеятельность
включает в себя создание и
исполнение художественных произведений
силами любителей, выступающих
коллективно (кружки, студии, народные
театры) или в одиночку (певцы,
чтецы, музыканты, танцоры, акробаты
и др.) [19 c. 85].
На базе самодеятельности
выросли многие профессиональные
драматические и музыкальные
театры, ансамбли. За счет талантливых
участников художественной самодеятельности
пополняются крупнейшие профессиональные
коллективы. К руководству художественной
самодеятельностью привлекаются
мастера профессионального искусства.
Художественная самодеятельность
играет большую роль в деле
эстетического воспитания. Без номеров
художественной самодеятельности
не обходится ни один концерт
районного, городского, областного
и даже Российского масштаба.
Художественная самодеятельность
продолжает жить и сегодня.
Задачами современной художественной
самодеятельности являются –
проведение общегородских праздников,
массовых гуляний.
В программу развития
культуры входит стимулирование
народного творчества, развитие
художественной самодеятельности.
Основные мероприятия,
которые не обходятся без художественной
самодеятельности – это: Новый
год, Рождество, День защитника
Отечества, Международный женский
день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские
гуляния, День Победы, День защиты
подростков, Сабантуй, День города,
День пожилых людей, День матери
и многие другие.
В России каждое
учебное заведение, практически
каждое предприятие имеют свои
коллективы художественной самодеятельности.
Так, например, Всероссийское общество
слепых не представляет своей
жизни без художественной самодеятельности
и имеет следующие коллективы:
1. Народный коллектив
театр “Внутреннее зрение” -
многократный лауреат смотров
и конкурсов. В репертуаре театра
более 10 спектаклей, в том числе:
“Доходное место” А.Н. Островского,
“Гарольд и Мод” К. Хиггинса,
“Закат” И. Бабеля, “Оркестр”
Ж. Ануя и др. В труппе театра
более 30 человек и половина
из них – люди с ослабленным
зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В
1997 году театр стал Лауреатом
фестиваля профессиональных театров
к 100-летию Федерико Гарсии
Лорки, а в 2001 году – Лауреатом
Всероссийского фестиваля особых
театров “Протеатр” [16 c. 87].
2. Народный театр звука
“Русская рапсодия” возник на
основе любительского оркестра
русских народных инструментов
Всероссийского общества слепых,
творчество которого стало выходить
за рамки деятельности привычного
инструментального состава и
достигло профессионального уровня.
Одним из подтверждений тому
является присвоение коллективу
в 1998 г. звания “народный”. Стиль
коллектива соединяет в себе
традиции и современность. Наряду
с народными мотивами звучат
русская классика, авторские песни
и романсы, эстрадные ритмы.
Разнообразные по количеству
инструментов ансамблевые составы
способствуют мобильности, удовлетворяют
вкусы любой аудитории.
3. Класс академического
вокала. В репертуаре солистов
класса – арии и романсы
из опер русских и зарубежных
авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт,
Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт
и др.), старинная музыка (Гендель,
Глюк, Кариссими и др.), песни и
ансамбли прошлых лет (Хренников,
Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой
и др.), городской романс и народные
песни (Русские, украинские, неаполитанские
и т.д.).
4. Народный коллектив
«Хор русской песни» приглашает
всех, кто любит задушевные русские
песни, частушки, плясовые и шуточные
наигрыши. По составу коллектив
смешанный, преобладают женские
голоса. Пение основано на народной
манере, что придает особые тембровые
краски звучанию хора.
5. Ансамбль “Старинушка”
исполняет фольклорные, народные,
авторские и современные песни.
Выступления этого небольшого
мобильного коллектива очень
нравятся публике.
6. Шоу-группа «Премьер»
– молодежный коллектив, имеющий
в своем репертуаре вокально-хореографические
миниатюры, чтецкие и танцевальные
номера, классические произведения,
эстрадные песни, зачастую объединенные
увлекательным сюжетом. Отличительные
черты группы – совместное
творчество и синтез жанров, поэтому
участники могут проявить себя
сразу в нескольких качествах:
сценариста, исполнителя, постановщика
номеров, создателя костюмов и
реквизита. [8 c. 147]
Таким образом, технологии
социально-культурной деятельности
очень гибки, их можно легко
приспособить к любым историческим
условиям социально-культурной деятельности.
Они вбирают в себя все достоинства
педагогических технологий, корректируют
отдельные недостатки педагогических
методик и процессов, поскольку
условия, средства, формы, методы,
характерные для свободного времени,
предполагают свободу выбора
разнообразных видов деятельности,
строятся с учетом интересов
и потребностей личности в
той или иной сфере значимой
для нее деятельности.
1.3. Современные технологии,
используемые учреждениями культуры
В обозримом прошлом,
когда социальные технологии
переживали эпоху своего первоначального
проникновения в сфере культуры
и досуга, предлагалось разделить
их на три основы группы: общие,
функциональные, или отраслевые
и дифференцированные [14 c. 112].
1. Общие технологии представляют
собой группу технологий ориентируемых
на процессы, характерные для
всей социально- культурной деятельности;
они, как отмечают авторы, «охватывают
основные закономерности разработки
и использования средств, форм
и методов в целом, наиболее
типичные условия и универсальные
способы социально-культурной деятельности».
2. Функциональные, или отраслевые
технологии (методики содержат, по
мнению авторов, «обширный банк
технологических данных, информации
«ноу-хау» для отдельных видов
развивающейся социально-культурной
деятельности в области просвещен
творчества, активного отдыха, спорта
и развлечений».
3. Социально дифференцированные,
или частные технологии представляют
собой группу методик, охватывающих
«технологические блоки организации
культурно-досуговой деятельности
различных социально-демографических
групп населения».
4. Данная классификация
построена по методическому признаку
и авторы, используя понятие «технология»,
тут же в скобках ставят (методика)
и наоборот. Это и понятно, поскольку
в этот период не было четкого
определения обоих понятий, и
часто они понимались как похожий
или один и тот же процесс.
Однако классификация
по методическому принципу вызывает
интерес и в настоящее время.
Е.И. Григорьева предлагает свое
понимание классификации, объединяя
их в несколько ином порядке
[7 с. 56]:
В предложенной классификации
подразделяют функциональные технологии
на следующие группы:
- технологии информационно-познавательной
и просветительной деятельности;
- технологии самодеятельного
творчества;
- креативно-оздоровительные
технологии.
К дифференцированным
технологиям исследователь относит:
- методику организации
досуга детей и подростков;
- методику молодежного
досуга;
- методику семейного досуга;
- методику организации
досуга лиц среднего и пожилого
возраста. [10 c. 69]
Подобная классификация
недостаточно широко охватывает
сферы социально-культурной деятельности,
что делает ее уязвимой и
отражает деление принципиально
не различающихся технологий
по различным основаниям, коих
может быть необозримое множество.
Позднее коллектив авторов предложил
новый подход к классификации
социально-культурных технологий, дав
ей новое, логическое обоснование.
В основу этой классификации
положен ряд признаков, позволяющих
охватить широкий спектр социально-культурных
технологий
Историко-содержательный
признак охватывает значительную
группу технологий, которые, в
свою очередь, поделены на более
мелкие подгруппы.
Подгруппа оздоровительных
технологий включает в себя: медико-биологические,
валеологические, курортологические,
лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.
Вторая подгруппа объединяет
культуроориентированные технологии,
в которые включены технологии
изучения, восстановления (реставрации),
освоения и использования культурных
ценностей в современной среде.
Третья подгруппа объединяет
в себе культуротворческие технологии,
направленные на создание и
развитие культурных ценностей,
а также технологии творческого
развития детей, подростков взрослых.
Четвертая группа объединяет
экологические, или природо-ориентированные
технологии, изучающие, осваивающие
и охраняющие природную среду
и ее ресурсы в процессе
досуга.
Пятая группа технологий
объединяет на основе историко-
содержательного признака коммерческие
и некоммерческие, маркетинговые,
рекламные, благотворительные и
социально-защитные технологии, т.е.
технологии предпринимательства
и экономического обеспечения
в социально-культурной сфере.
По функциональному
или процессуальному признаку
объединены еще несколько технологических
подгрупп.
Первая подгруппа объединяет
образовательные, обучающие просветительные
технологии.
Вторая включает информационно-рекламные
и коммуникативные технологии.
Творчески развивающие
и формирующие технологии составляют
третью подгруппу функционального
типа.
Четвертая подгруппа
объединяет рекреационные, развлекательно-игровые,
художественно-зрелищные.
В пятую подгруппу
включены компенсирующие технологии
реабилитационные, коррекционные, адаптационные.
Последнюю шестую подгруппу
составляют технологии социального
прогнозирования, проектирования
и творческого моделирования.
Следующую группу технологий
объединяет социально-демографический
признак. Эта группа также включает
несколько подгрупп, среди которых:
Индивидуально ориентированные
(авторские, частные и др.) технологии,
разрабатываемые и реализуемые
в социально-культурной среде.
Специализированные, или
групповые технологии, ориентированные
на различные группы населения
и социальные общности (семейные,
возрастные и разновозрастные,
социальные, профессиональные, конфессиональные,
этнические).
В эту группу входят
также массовые общедоступные
технологии социально-культурной
деятельности и технологии общественных
связей.
Отдельную группу составляют
технологии, объединенные по признаку
инноватики и механизма осуществления
нововведения. Здесь также можно
выделить несколько подгрупп.
В первой подгруппе
объединены традиционные и нетрадиционные,
или альтернативные, инновационные
технологии.
Вторая подгруппа объединяет
технологии, построенные с учетом
распространенности нововведений -
единичные, осуществляемые на
одном из объектов, звенья процесса
или диффузные, распространенные
более широко и охватывающие
ряд объектов, звеньев или распространенные
на весь процесс и его звенья.
Третья подгруппа включает
завершенные и незавершенные,
успешные и неуспешные нововведения.
К современным технологиям,
используемым учреждениями культуры
относятся:
- технологии изучения;
- технологии сохранения;
- технологии восстановления;
- технологии освоения;
- технологии использования
культурных ценностей;
- технологии использования
культурного наследия современного
общества;
- технологии создания
и обогащения культурных ценностей,
творческого развития детей, подростков
и взрослых.
- различные виды творчески
формирующих, развивающих технологий.
- организация самодеятельного
художественного, научно-технического,
прикладного творчества и любительского
движения;
- развитие авторского
творчества, авторских школ
- повышение интереса к
коллекционно-собирательской, аналитической,
исследовательской деятельности, рок-творчеству
и т.д.
- возрождение традиций
бытового музицирования, семейной
самодеятельности;
- расширение сети творческих
лабораторий, мастерских, художественно-творческих
товариществ, студий, школ, центров,
объединений эстетического воспитания
и технического творчества;
- активное внимание к
художественному моделированию
одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству,
вышивке, макраме, художественной
обработке дерева, камня, кости
и т.д;
- технологии творческого
развития детей, подростков, взрослых
в области культуры, самодеятельного
творчества, техники, спорта, метод
символических и фантастических
аналогий;
- мозговая атака как
способ развития творческого,
образного мышления.
- сущность программно-ролевого
метода, его значение для выработки
у учащихся способности действовать
в предлагаемой ситуации в
соответствии с выбранной ролевой
функцией;