Культуротворческие технологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 11:04, курсовая работа

Описание работы

Самодеятельное художественное творчество привлекает многих людей различного возраста своей нерегламентированностью, свободой и добровольностью выбора его видов и форм. Именно художественное творчество наиболее эффективно способствует духовному восстановлению личности через овладение культурными ценностями прошлого и настоящего.

Файлы: 1 файл

Современные культуротворческие технологии.docx

— 47.25 Кб (Скачать файл)

 

 В 70-80-х годах проводились  ежегодные смотры художественной  самодеятельности. На таких смотрах  каждая школа выступала со  своей программой по заданной  теме. А темы были связаны в  основном с общественно-политическими  событиями (годовщиной Октябрьской  революции, юбилеем комсомола  и т.п.). В смотрах участвовали  учащиеся всех возрастов.

 

 Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Художественная самодеятельность  включает в себя создание и  исполнение художественных произведений  силами любителей, выступающих  коллективно (кружки, студии, народные  театры) или в одиночку (певцы,  чтецы, музыканты, танцоры, акробаты  и др.) [19 c. 85].

 

 На базе самодеятельности  выросли многие профессиональные  драматические и музыкальные  театры, ансамбли. За счет талантливых  участников художественной самодеятельности  пополняются крупнейшие профессиональные  коллективы. К руководству художественной  самодеятельностью привлекаются  мастера профессионального искусства.  Художественная самодеятельность  играет большую роль в деле  эстетического воспитания. Без номеров  художественной самодеятельности  не обходится ни один концерт  районного, городского, областного  и даже Российского масштаба.

 

 Художественная самодеятельность  продолжает жить и сегодня.  Задачами современной художественной  самодеятельности являются –  проведение общегородских праздников, массовых гуляний.

 

 В программу развития  культуры входит стимулирование  народного творчества, развитие  художественной самодеятельности.

 

 Основные мероприятия,  которые не обходятся без художественной  самодеятельности – это: Новый  год, Рождество, День защитника  Отечества, Международный женский  день 8 Марта, Проводы зимы, Первомайские  гуляния, День Победы, День защиты  подростков, Сабантуй, День города, День пожилых людей, День матери  и многие другие.

 

 В России каждое  учебное заведение, практически  каждое предприятие имеют свои  коллективы художественной самодеятельности. Так, например, Всероссийское общество  слепых не представляет своей  жизни без художественной самодеятельности  и имеет следующие коллективы:

 

1. Народный коллектив  театр “Внутреннее зрение” - многократный лауреат смотров  и конкурсов. В репертуаре театра  более 10 спектаклей, в том числе:  “Доходное место” А.Н. Островского,  “Гарольд и Мод” К. Хиггинса, “Закат” И. Бабеля, “Оркестр”  Ж. Ануя и др. В труппе театра  более 30 человек и половина  из них – люди с ослабленным  зрением (инвалиды 1 и 2 группы). В  1997 году театр стал Лауреатом  фестиваля профессиональных театров  к 100-летию Федерико Гарсии  Лорки, а в 2001 году – Лауреатом  Всероссийского фестиваля особых  театров “Протеатр” [16 c. 87].

 

2. Народный театр звука  “Русская рапсодия” возник на  основе любительского оркестра  русских народных инструментов  Всероссийского общества слепых, творчество которого стало выходить  за рамки деятельности привычного  инструментального состава и  достигло профессионального уровня. Одним из подтверждений тому  является присвоение коллективу  в 1998 г. звания “народный”. Стиль  коллектива соединяет в себе  традиции и современность. Наряду  с народными мотивами звучат  русская классика, авторские песни  и романсы, эстрадные ритмы.  Разнообразные по количеству  инструментов ансамблевые составы  способствуют мобильности, удовлетворяют  вкусы любой аудитории.

 

3. Класс академического  вокала. В репертуаре солистов  класса – арии и романсы  из опер русских и зарубежных  авторов (Чайковский, Пучини, Моцарт, Бородин, Рахманинов, Григ, Шуберт  и др.), старинная музыка (Гендель,  Глюк, Кариссими и др.), песни и  ансамбли прошлых лет (Хренников,  Новиков, Дунаевский, Соловьев-Седой  и др.), городской романс и народные  песни (Русские, украинские, неаполитанские  и т.д.).

 

4. Народный коллектив  «Хор русской песни» приглашает  всех, кто любит задушевные русские  песни, частушки, плясовые и шуточные  наигрыши. По составу коллектив  смешанный, преобладают женские  голоса. Пение основано на народной  манере, что придает особые тембровые  краски звучанию хора.

 

5. Ансамбль “Старинушка”  исполняет фольклорные, народные, авторские и современные песни.  Выступления этого небольшого  мобильного коллектива очень  нравятся публике.

 

6. Шоу-группа «Премьер»  – молодежный коллектив, имеющий  в своем репертуаре вокально-хореографические  миниатюры, чтецкие и танцевальные  номера, классические произведения, эстрадные песни, зачастую объединенные  увлекательным сюжетом. Отличительные  черты группы – совместное  творчество и синтез жанров, поэтому  участники могут проявить себя  сразу в нескольких качествах:  сценариста, исполнителя, постановщика  номеров, создателя костюмов и  реквизита. [8 c. 147]

 

 Таким образом, технологии  социально-культурной деятельности  очень гибки, их можно легко  приспособить к любым историческим  условиям социально-культурной деятельности. Они вбирают в себя все достоинства  педагогических технологий, корректируют  отдельные недостатки педагогических  методик и процессов, поскольку  условия, средства, формы, методы, характерные для свободного времени,  предполагают свободу выбора  разнообразных видов деятельности, строятся с учетом интересов  и потребностей личности в  той или иной сфере значимой  для нее деятельности.

 

1.3. Современные технологии, используемые учреждениями культуры 

 

 В обозримом прошлом,  когда социальные технологии  переживали эпоху своего первоначального  проникновения в сфере культуры  и досуга, предлагалось разделить  их на три основы группы: общие,  функциональные, или отраслевые  и дифференцированные [14 c. 112].

 

1. Общие технологии представляют  собой группу технологий ориентируемых  на процессы, характерные для  всей социально- культурной деятельности; они, как отмечают авторы, «охватывают  основные закономерности разработки  и использования средств, форм  и методов в целом, наиболее  типичные условия и универсальные  способы социально-культурной деятельности».

 

2. Функциональные, или отраслевые  технологии (методики содержат, по  мнению авторов, «обширный банк  технологических данных, информации  «ноу-хау» для отдельных видов  развивающейся социально-культурной  деятельности в области просвещен  творчества, активного отдыха, спорта  и развлечений».

 

3. Социально дифференцированные, или частные технологии представляют  собой группу методик, охватывающих  «технологические блоки организации  культурно-досуговой деятельности  различных социально-демографических  групп населения».

 

4. Данная классификация  построена по методическому признаку  и авторы, используя понятие «технология», тут же в скобках ставят (методика) и наоборот. Это и понятно, поскольку  в этот период не было четкого  определения обоих понятий, и  часто они понимались как похожий  или один и тот же процесс.

 

 Однако классификация  по методическому принципу вызывает  интерес и в настоящее время.  Е.И. Григорьева предлагает свое  понимание классификации, объединяя  их в несколько ином порядке  [7 с. 56]:

 

 В предложенной классификации  подразделяют функциональные технологии  на следующие группы:

 

- технологии информационно-познавательной  и просветительной деятельности;

 

- технологии самодеятельного  творчества;

 

- креативно-оздоровительные  технологии.

 

 К дифференцированным  технологиям исследователь относит:

 

- методику организации  досуга детей и подростков;

 

- методику молодежного  досуга;

 

- методику семейного досуга;

 

- методику организации  досуга лиц среднего и пожилого  возраста. [10 c. 69]

 

 Подобная классификация  недостаточно широко охватывает  сферы социально-культурной деятельности, что делает ее уязвимой и  отражает деление принципиально  не различающихся технологий  по различным основаниям, коих  может быть необозримое множество.  Позднее коллектив авторов предложил  новый подход к классификации  социально-культурных технологий, дав  ей новое, логическое обоснование.  В основу этой классификации  положен ряд признаков, позволяющих  охватить широкий спектр социально-культурных  технологий

 

 Историко-содержательный  признак охватывает значительную  группу технологий, которые, в  свою очередь, поделены на более  мелкие подгруппы.

 

 Подгруппа оздоровительных  технологий включает в себя: медико-биологические,  валеологические, курортологические,  лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

 

 Вторая подгруппа объединяет  культуроориентированные технологии, в которые включены технологии  изучения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных  ценностей в современной среде.

 

 Третья подгруппа объединяет  в себе культуротворческие технологии, направленные на создание и  развитие культурных ценностей,  а также технологии творческого  развития детей, подростков взрослых.

 

 Четвертая группа объединяет  экологические, или природо-ориентированные  технологии, изучающие, осваивающие  и охраняющие природную среду  и ее ресурсы в процессе  досуга.

 

 Пятая группа технологий  объединяет на основе историко- содержательного признака коммерческие  и некоммерческие, маркетинговые,  рекламные, благотворительные и  социально-защитные технологии, т.е.  технологии предпринимательства  и экономического обеспечения  в социально-культурной сфере.

 

 По функциональному  или процессуальному признаку  объединены еще несколько технологических  подгрупп.

 

 Первая подгруппа объединяет  образовательные, обучающие просветительные  технологии.

 

 Вторая включает информационно-рекламные  и коммуникативные технологии.

 

 Творчески развивающие  и формирующие технологии составляют  третью подгруппу функционального  типа.

 

 Четвертая подгруппа  объединяет рекреационные, развлекательно-игровые,  художественно-зрелищные.

 

 В пятую подгруппу  включены компенсирующие технологии  реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

 

 Последнюю шестую подгруппу  составляют технологии социального  прогнозирования, проектирования  и творческого моделирования.

 

 Следующую группу технологий  объединяет социально-демографический  признак. Эта группа также включает  несколько подгрупп, среди которых:

 

 Индивидуально ориентированные  (авторские, частные и др.) технологии, разрабатываемые и реализуемые  в социально-культурной среде.

 

 Специализированные, или  групповые технологии, ориентированные  на различные группы населения  и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные,  социальные, профессиональные, конфессиональные, этнические).

 

 В эту группу входят  также массовые общедоступные  технологии социально-культурной  деятельности и технологии общественных  связей.

 

 Отдельную группу составляют  технологии, объединенные по признаку  инноватики и механизма осуществления  нововведения. Здесь также можно  выделить несколько подгрупп.

 

 В первой подгруппе  объединены традиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные  технологии.

 

 Вторая подгруппа объединяет  технологии, построенные с учетом  распространенности нововведений - единичные, осуществляемые на  одном из объектов, звенья процесса  или диффузные, распространенные  более широко и охватывающие  ряд объектов, звеньев или распространенные  на весь процесс и его звенья.

 

 Третья подгруппа включает  завершенные и незавершенные,  успешные и неуспешные нововведения.

 

 К современным технологиям,  используемым учреждениями культуры  относятся:

 

- технологии изучения;

 

- технологии сохранения;

 

- технологии восстановления;

 

- технологии освоения;

 

- технологии использования  культурных ценностей;

 

- технологии использования  культурного наследия современного  общества;

 

- технологии создания  и обогащения культурных ценностей,  творческого развития детей, подростков  и взрослых.

 

- различные виды творчески  формирующих, развивающих технологий.

 

- организация самодеятельного  художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского  движения;

 

- развитие авторского  творчества, авторских школ

 

- повышение интереса к  коллекционно-собирательской, аналитической,  исследовательской деятельности, рок-творчеству  и т.д.

 

- возрождение традиций  бытового музицирования, семейной  самодеятельности;

 

- расширение сети творческих  лабораторий, мастерских, художественно-творческих  товариществ, студий, школ, центров,  объединений эстетического воспитания  и технического творчества;

 

- активное внимание к  художественному моделированию  одежды, текстильному творчеству, ковроткачеству, вышивке, макраме, художественной  обработке дерева, камня, кости  и т.д;

 

- технологии творческого  развития детей, подростков, взрослых  в области культуры, самодеятельного  творчества, техники, спорта, метод  символических и фантастических  аналогий;

 

- мозговая атака как  способ развития творческого,  образного мышления.

 

- сущность программно-ролевого  метода, его значение для выработки  у учащихся способности действовать  в предлагаемой ситуации в  соответствии с выбранной ролевой  функцией;

Информация о работе Культуротворческие технологии