Курс лекций по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций

Описание работы

Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии

Файлы: 1 файл

18 Лекций по культурологии.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

 

Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве известных тем  в мировую литературу.

 

Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом  начале впитало в себя ряд моментов египетской религии: концепцию могущества слова божества, создающего мир, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде и др.

Древняя Индия

 

В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. существовала яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и  Хараппы (названы по месту обнаружения древнейших городских поселений) конца III тыс. до н. э. представлена, наряду с традиционными орудиями труда из камня, изделиями из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы, ножи и т.д.). Именно жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации.

 

В древности в Индии возникает  богатая и своеобразная наука. Во второй половине III тыс. до н. э. здесь уже известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В ведах, древнейших письменных источниках, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии, хирургии и др.), геометрии, изобретении шахмат.

 

Древнейший литературный памятник – Веды – начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском санскрите – языке ариев). Название происходит от корня "вид" – ведать. Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.

 

Одна из особенностей культуры Индии  – кастовая система, появление которой  связано с проникновением в Индию в середине II до н. э.  ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления, это – принесение в жертву прогресса во имя  жизни.

 

Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-II вв до н. э. – VIII в. н. э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).

 

Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси.

 

Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.

 

Ценнейшим источником для изучения общественно-экономических отношений, науки, культуры первой половины I тыс. до н. э. служит эпическая литература, написанная на санскрите (обработанный поздневедический язык). Основные памятники  эпической  литературы – "Махабхарата" и "Рамаяна", записанные на санскрите в первых веках до н. э., но в своей основе уже существовавшие в IV в. до н. э.

 

Более  2-х тысячелетий эти  поэмы чрезвычайно популярны. Их герои Кришна ("Махабхарата")  и  Рама ("Рамаяна") обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств современного индуизма.

 

Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.

 

На основе народных и культовых  образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник – танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.

 

Классиком древнеиндийской драматургии  и лирической поэзии признан Калидаса (IV-V вв.) В его произведениях раскрывается внутренний мир героев.

 

Значительного развития достигла и  религиозная литература – жизнеописания  Будды, религиозные трактаты.

 

Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр ("Сангит") выражал  единство пения, музыки, танца.

 

Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств. (Статуя брахманистского божества Шивы, дворец царя Ашоки и др.).

 

Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии.  Она  занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и все  другие науки искали в ней вдохновение  и поддержку. Этим она отличалась  от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой: религии, политики, естествознания.

 

Сам климат огромного леса, где  можно было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться  мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в глубокой древности для Индии были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.

 

Важным было и то, что философия  решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).

 

Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место  в мировой культуре – это и  религиозно-философские системы (буддизм  и др.), древнеиндийская литература воздействовала на восточные и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной взаимности, который впервые был сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого, уважительные отношение к природе и многое другое.

Древний Китай

 

Китайский народ создал особый тип  культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений  человека и природы, устойчивыми культурными традициями.

 

В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже  во II тыс. до н. э. существовала  иероглическая  письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь,  но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.

 

Исключительную роль в истории  китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало сведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны и многое другое. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки об обрядах" и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.

 

Особое внимание у китайцев сложилось  к природе. Мир в их представлении  – это мир абсолютного тождества  противоположностей, здесь нет места  ни враждебности, ни дисгармонии, существует совершенство. Гармония внутренне присуща  природе, поэтому в ней ничего не нужно переделывать. Изначально ей присущи пять совершенств: человечность (жень), чувство долга (и), благопристойность (ли), искренность (синь) и мудрость (чжи). В основе гармонии общества и природы лежала идея социально-политического порядка, санкционированного Небом. Эта идея поддерживалась и развивалась в конфуцианстве и даосизме.

 

Возникшее в VI в. до н. э., учение Конфуция за четыре столетия завоевало умы  и сердца людей и во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее влияние на историю, культуру и национальный характер Китая, а также распространилась и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам).

 

Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и  человечность в духе восточной традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество с помощью ритуализированного этикета – ЛИ (ли – благопристойность, этикет). "Сплотить Поднебесную в одну семью"… Отношения государя с подданными должны строиться по принципу "отец-сын", и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же старанием, что и семейные обязанности. Конфуций сформулировал моральный принцип взаимности и распространил его на взаимоотношения народа и государства: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут испытывать вражды".

 

Установление порядка в государстве  начинается с наведения порядка  в собственной душе. Главное средство воспитания – ритуализированный  этикет, исполняя который, человек обретает ЖЭНЬ – гуманность, человеколюбие. Основа конфуцианского человеколюбия – семейный долг (основа европейского гуманизма – самоценность человека как личности).

 

В конфуцианстве доминирует этический  момент (через ритуализированный  этикет – к воспитанию достойного человека, являющегося основой общества и государства), определяющий специфику конфуцианской теории государственного управления.

 

Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма  Лао-цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("дао" – путь).

 

Если  конфуцианство занято судьбой  семьи, общества и государства, то дао  обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к семье, обществу, себе. "Слава и богатства не имеют подлинной ценности, ибо перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с относительным и преходящим".

 

Слияние с дао осуществляется через  недеяние (но не равнозначно пассивной  созерцательности). Это слияние с  естественным ходом вещей, поэтому  нет необходимости в нарочитой  активности. Мудрец не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование  естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных. Когда недеяние достигает совершенства, исчезает страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Кто познал это – неуязвим для любой опасности.

 

Во II-III вв. н. э. даосизм распался на неодаосизм (перестал существовать) и  религиозный даосизм (сохранился и  до наших дней)

 

Даосское  ученье давало человеку чувство свободы от деспотизма, но прорыв в свободу заканчивался растворением в другой необходимости – вечном пути мировой жизни.

 

На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (японский дзэн).

 

Буддизм просуществовал в Китае  почти 2 тысячелетия, сильно изменившись.

 

Он оказал огромное воздействие  на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в  искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.).

 

В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой  сплав конфуцианство, даосизма и  буддизма.

 

Значительны достижения и в области  материальной культуры и науки.

 

В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется  наша жизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв. были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о "жизненной энергии" – чи, лечебная гимнастика "ушу".

 

Китайская культура оказывала воздействие  на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство.  Европейских философов привлекло учение Конфуция.

 

Китай и Запад взаимно влияли друг на друга. Запад испытывал воздействие  богатого культурного наследия Китая, в свою очередь Китай перенимал  передовые научные и технические достижения Запада, его философские и художественные идеи. Все это способствовало укреплению взаимопонимания между культурами.

8. Античная культура Древней  Греции 

 

 

Характерные черты древнегреческой  культуры.

Мифология.

Наука.

Литература.

Характерные черты древнегреческой культуры

 

Термином «античная культура»  обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с  XIII-XII  вв. до н.э.и до   IV-V вв. н. э., связанную  с зарождением, расцветом и упадком  рабовладельческого строя.

 

Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211).

 

Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей  истории. Духовный импульс, которым  древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает  свое влияние и сегодня.

 

Греция на протяжении веков не представляла собой  единого географического  пространства. Не было единства и в  социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной  системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в  языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности.  Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:

 

- интерактивный характер (интеракция  – взаимодействие), так как она  синтезировала достижения культур  многих народов: ахейскую, крито-микенскую,  египетскую, финикийскую, избегая  слепого подражания;

Информация о работе Курс лекций по "Культурологии"