Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 20:32, курс лекций
Культурология в системе социально-гуманитарного знания.
Особенности культурологии.
Культурология как интегративная научная дисциплина.
Задачи и функции культурологии.
Особенности культурологии
Ряд мотивов лирики Древнего Египта вошли в качестве известных тем в мировую литературу.
Большое влияние на древние народы имела религия древних египтян: известен культ египетских божеств у греков и римлян. Христианство, возникшее в Палестине и быстро распространившееся по всей Римской империи и за ее пределами, уже в самом начале впитало в себя ряд моментов египетской религии: концепцию могущества слова божества, создающего мир, представления о вечной жизни после смерти, о загробном суде и др.
Древняя Индия
В долине реки Инд уже в III-II тыс. до. н. э. существовала яркая и самобытная культура. Культура Мохенджо-Даро и Хараппы (названы по месту обнаружения древнейших городских поселений) конца III тыс. до н. э. представлена, наряду с традиционными орудиями труда из камня, изделиями из бронзы и меди (топоры, серпы, пилы, ножи и т.д.). Именно жители этой долины первыми в мире научились прясть и ткать хлопок. Высокого развития достигли гончарное дело и ювелирное искусство. Наиболее совершенной среди древневосточных городов оказалась система водоснабжения и канализации.
В древности в Индии возникает богатая и своеобразная наука. Во второй половине III тыс. до н. э. здесь уже известна письменность, насчитывавшая около 400 пиктографов (рисунок, отображающий содержание чего-либо) и слоговых знаков. В ведах, древнейших письменных источниках, сохранились упоминания об агрикультуре (удобрениях, севообороте, орудиях земледелия из железа и др.), обработке металла (олова, меди, серебра, золота), медицине (анатомии, терапии, хирургии и др.), геометрии, изобретении шахмат.
Древнейший литературный памятник – Веды – начал складываться в III тыс. до н. э. Это – творения ариев (на ведийском санскрите – языке ариев). Название происходит от корня "вид" – ведать. Это гимны в честь богов, мифологические пояснения, сокровенные знания.
Одна из особенностей культуры Индии – кастовая система, появление которой связано с проникновением в Индию в середине II до н. э. ариев, принадлежавших к европейской расе и стоявших на более низкой ступени культурного развития. Кастовость спасла народы от взаимного истребления, это – принесение в жертву прогресса во имя жизни.
Наибольшего подъема индийская культура и наука достигли в IV-II вв до н. э. – VIII в. н. э. Именно в этот период была создана десятичная система исчисления, современное начертание цифр (позже названных в несколько измененном виде арабскими).
Астрономы довольно точно вычисляли движение небесных тел. 12 месяцев (по 30 дн. в каждом) года делились на 6 сезонов. Каждые 5 лет добавлялся 13-й месяц. Древнеиндийские астрономы знали о шарообразности земли, предполагали ее вращение вокруг своей оси.
Знание химии позволило изготовлять кислоты, краски, лекарства, духи, цемент и т.д.
Ценнейшим источником для изучения
общественно-экономических
Более 2-х тысячелетий эти поэмы чрезвычайно популярны. Их герои Кришна ("Махабхарата") и Рама ("Рамаяна") обожествлены и считаются воплощением Вишну – одного из важнейших божеств современного индуизма.
Индийским народом созданы многочисленные сказки, басни, рассказы.
На основе народных и культовых образов в Древней Индии сложилась драматургия. Ее родоначальник – танцевальная пантомима, сопровождаемая комментарием; позже заговорили и актеры.
Классиком древнеиндийской драматургии
и лирической поэзии признан Калидаса
(IV-V вв.) В его произведениях
Значительного развития достигла и религиозная литература – жизнеописания Будды, религиозные трактаты.
Большое место в художественной культуре Древней Индии занимала музыка. Театр ("Сангит") выражал единство пения, музыки, танца.
Совершенства достигло древнеиндийское изобразительное искусство (ваяние, художественные ремесла, фресковая живопись), а также зодчество. Ему присущи богатство и пластическая выразительность образов, смелость творческой фантазии, мастерство передачи движений и чувств. (Статуя брахманистского божества Шивы, дворец царя Ашоки и др.).
Особая роль в духовной культуре Индии принадлежала философии. Она занимала независимое положение, стояла на собственных ногах и все другие науки искали в ней вдохновение и поддержку. Этим она отличалась от философии Запада, где ее постоянно принуждали быть чьей-то служанкой: религии, политики, естествознания.
Сам климат огромного леса, где можно было бродить среди тенистых деревьев, помогали человеку предаваться мечтам и размышлениям. Мирная жизнь, богатая природа, свобода от борьбы за существование поощряли духовную жизнь, поэтому еще в глубокой древности для Индии были характерны искания духа, вера в разум, склонность к философствованию.
Важным было и то, что философия решала жизненные проблемы, требовала внутренней активности, внутренних изменений (локаята, санкхья и йога и др.).
Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре – это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), древнеиндийская литература воздействовала на восточные и европейские страны Конфуций, Аристотель, Кант развивали принцип моральной взаимности, который впервые был сформулирован в "Махабхарате", этика ненасилия, развития в творчестве Л.Н.Толстого, уважительные отношение к природе и многое другое.
Древний Китай
Китайский народ создал особый тип культуры, отличающий его от культуры других народов. Длительное время живя в изоляции, он создал оригинальную цивилизацию с особым типом взаимоотношений человека и природы, устойчивыми культурными традициями.
В древности китайцы называли свою страну Срединным государством, считая ее центром мироздания – единственным цивилизованным миром. У них уже во II тыс. до н. э. существовала иероглическая письменность, был изобретен календарь, не имевший себе равных во всей восточной Азии. В своей основе это был лунный календарь, но учитывал и движение солнца. Он сводил в единый ритм движение светил на небе, годовой круговорот природы и хозяйственную деятельность людей. Он стал своеобразным символом основополагающей идеи китайской цивилизации – органического единства трех начал мироздания: Неба, Земли, Человека.
Исключительную роль в истории китайской культуры сыграло Тринадцатикнижие, являвшееся основой обучения и воспитания на протяжении двух тысячелетий, так как содержало сведения по истории, о деянии царей и героев, песни и гимны и многое другое. Оно включало "Книгу истории", "Книгу перемен", "Записки об обрядах" и др. и явилось фундаментом преемственности духовной культуры во всех областях.
Особое внимание у китайцев сложилось
к природе. Мир в их представлении
– это мир абсолютного
Возникшее в VI в. до н. э., учение Конфуция за четыре столетия завоевало умы и сердца людей и во II в. до н. э. стало официальной идеологией Китая. Оно оказало глубочайшее влияние на историю, культуру и национальный характер Китая, а также распространилась и в Юго-Восточной Азии (Япония, Корея, Вьетнам).
Главное в конфуцианстве – стремление совместить государственность и человечность в духе восточной традиции. Конфуций предлагал распространить принцип отношений в большой семье (клане) на все общество с помощью ритуализированного этикета – ЛИ (ли – благопристойность, этикет). "Сплотить Поднебесную в одну семью"… Отношения государя с подданными должны строиться по принципу "отец-сын", и каждый должен исполнять положенную ему социальную роль с тем же старанием, что и семейные обязанности. Конфуций сформулировал моральный принцип взаимности и распространил его на взаимоотношения народа и государства: "Не делай людям того, чего не желаешь себе, и тогда и в государстве и в семье к тебе не будут испытывать вражды".
Установление порядка в
В конфуцианстве доминирует этический момент (через ритуализированный этикет – к воспитанию достойного человека, являющегося основой общества и государства), определяющий специфику конфуцианской теории государственного управления.
Одновременно появилась и иная ветвь китайской культуры – даосизм. Создатель даосизма Лао-цзы считал, что человек открывает истоки своей бесконечности через следование естественности и слияние с бесконечным путем жизни природы ("дао" – путь).
Если конфуцианство занято судьбой семьи, общества и государства, то дао обращен к судьбе человека, человеческой жизнь как таковой. Мудрец стремился отказаться от индивидуальности "Я", скованного привязанностью к семье, обществу, себе. "Слава и богатства не имеют подлинной ценности, ибо перед лицом жизни и смерти все вещи одинаковы. Дорожащий такими видами навлекает на себя несчастье, ибо связывает свою жизнь с относительным и преходящим".
Слияние с дао осуществляется через недеяние (но не равнозначно пассивной созерцательности). Это слияние с естественным ходом вещей, поэтому нет необходимости в нарочитой активности. Мудрец не противопоставляет себя ситуации, а спокойно влияет на нее изнутри, через использование естественных возможностей, которые скрыты от непосвященных. Когда недеяние достигает совершенства, исчезает страх смерти. Ведь истина человека – в единой жизни космоса. Кто познал это – неуязвим для любой опасности.
Во II-III вв. н. э. даосизм распался на неодаосизм (перестал существовать) и религиозный даосизм (сохранился и до наших дней)
Даосское ученье давало человеку чувство свободы от деспотизма, но прорыв в свободу заканчивался растворением в другой необходимости – вечном пути мировой жизни.
На основе синтеза идей буддизма с традиционной китайской мыслью, с конфуцианским прагматизмом возникло в Китае одно из наиболее глубоких и интересных, интеллектуально насыщенных течений мировой религиозной мысли – чань-буддизм (японский дзэн).
Буддизм просуществовал в Китае почти 2 тысячелетия, сильно изменившись.
Он оказал огромное воздействие на традиционную китайскую культуру, что наиболее наглядно проявилось в искусстве, литературе и особенно в архитектуре (овальные комплексы и др.).
В целом можно сказать, что классическая китайская культура представляет собой сплав конфуцианство, даосизма и буддизма.
Значительны достижения и в области материальной культуры и науки.
В Китае было сделано едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых сегодня зиждется наша жизнь – компас, мачты, пушки, порох, бумага, шелк. Существенны достижения в математике: десятичные дроби, пустая позиция для обозначения нуля; в VII-X вв. были изобретены механические часы. Высокого уровня развития достигла медицина: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о "жизненной энергии" – чи, лечебная гимнастика "ушу".
Китайская культура оказывала воздействие на западную – влияние архитектурных стилей, парковое искусство. Европейских философов привлекло учение Конфуция.
Китай и Запад взаимно влияли
друг на друга. Запад испытывал воздействие
богатого культурного наследия Китая,
в свою очередь Китай перенимал
передовые научные и
8. Античная культура Древней Греции
Характерные черты древнегреческой культуры.
Мифология.
Наука.
Литература.
Характерные черты древнегреческой культуры
Термином «античная культура» обозначают культуру Древней Греции и Древнего Рима с XIII-XII вв. до н.э.и до IV-V вв. н. э., связанную с зарождением, расцветом и упадком рабовладельческого строя.
Гегель, характеризуя греческую культуру, отмечал, что у греков мы чувствуем себя дома, "потому, что находимся в сфере духа, и если национальное происхождение и различие языков можно проследить далее, в Индии, то все-таки подлинного подъема и истинного возрождения духа следует искать прежде всего в Греции". (Гегель. Соч. М..; Л., 1935, т.-8, с 211).
Гегель не преувеличивал значение греческого мира для последующей истории. Духовный импульс, которым древние греки воздействовали на всю мировую культуру, оказывает свое влияние и сегодня.
Греция на протяжении веков не представляла собой единого географического пространства. Не было единства и в социально-политическом плане: существовала в рамках особой государственной системы – городов-полисов. Различие между ними были существенными: в языковых диалектах, собственных календарях и монетах, богах и героях. (например, Спарта и Афины). Несмотря на региональные различия, античная культура позволяет говорит о себе как об определенной целостности. Представляется возможным выделить следующие черты древнегреческой культуры:
- интерактивный характер (интеракция
– взаимодействие), так как она
синтезировала достижения