Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:08, курс лекций
Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”).
Тема 1. Структура и состав современного
культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная
Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте
Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация
Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур
Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
культуры география.
Труд
Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное
Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.
Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение
Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре
В этом контексте появляется обращение к термину “культура”, выявляются проблемы К. а. (взаимоотношение индивида и культуры, различного типа культур и т. д.), констатация факта сближения антропологии и философии и развития антропологических (этнологических) теорий как своего рода истории теорий культуры. Хотя сам термин К. появился значительно позднее, зарождение и развитие этнографической науки, которое исследователи относят к 60—70 гг. XIX века, было ознаменовано выходом классических работ по истории культуры, свидетельствующих о появлении общих концепций, основанных на этнографических данных и носящих выраженный культурологический характер.
Возможность и необходимость построения общей теории культуры как особой отрасли знания осознавались не единожды. Одним из первых исследователей, предпринявших попытку построения “культурологии” (он специально обосновывает необходимость введения в научный оборот данного термина для обозначения им феномена развития мышления о культуре) был известный американский культурантрополог Лесли Уайт. Именно он положил начало использованию термина К. в качестве синонима “науки о культуре” (так и называется основной труд Л. Уайта). Понятие же культура у него охватывает особый объект действительности, особый класс социальных явлений. Культура, как система, находится у него над индивидом:
“Культура должна объясняться в присущих ей терминах, и, хотя это может показаться парадоксальным, непосредственным объектом изучения человечества оказывается вовсе не человек, а культура”.
Под культурантропологией часто понимают также современные английские научные школы, получившие название “британская социальная антропология”. Здесь невозможно обойти вниманием такого крупного представителя рассматриваемой школы как Бронислав Малиновский. Малиновский исследовал роль и значение (функцию) социальных институтов в существовании культуры как целого. Разрушение одного из институтов культуры ведет к нарушениям в системе социального взаимодействия. У него понятие “культура” становится центральным, а исследование протекает в области анализа форм социальных связей и социального контроля. Культура — это и есть способ социального контроля, который осуществляется в традиционном обществе, своего рода культурный стандарт жизни.
Изучение К. а. столь важно потому, что она показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Теория культуры должна опираться на большой этнографический материал (учитывая, что специалисты насчитывают две-три тысячи этнических общностей, можно сказать, что он необъятен) и иметь прогностический характер для описания их эволюции, взаимоотношений и развития. Именно К. а. открыла такие злободневные проблемы теории культуры, как взаимоотношение различного типа культур, аккультурация (подчинение, подпадание одной культуры в зависимость от другой) и т. д.
Г. В. Драч
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — одно из новейших направлений в современной гуманитарной науке, формирующееся на основе синтеза теоретико-методологических достижений культурологии и психологии. Возникновение П. к. во 2-ой пол. XX в. связано с проблемами: как культура отражает внутренний психический мир человека, способствуя формированию и развитию его как субъекта культурной деятельности, каким образом человек способен вносить изменения в процесс познания и интерпретации культурных феноменов. П. к. изучает личность в ее функции создателя и потребителя культуры, механизмы социализации и инкультурации личности, генезис человеческой индивидуальности в культурном пространстве. В рамках П. к. развиваются направления: психология искусства, литературы, религии, этнопсихология, психология социокультурного взаимодействия и конфликта, культурно-историческая психология, психосемантика и т. д.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ— одно из направлений в современной гуманитарной науке, развивающееся на стыке культурологического и социологического знания. Возникновение С. к. в XX в. обусловлено теоретико-методологической потребностью осмысления социальной сущности культуры. С. к. исследует социальные закономерности развития культуры, формы их проявления в человеческой деятельности, а также влияние внутренних социальных связей и общества на культуру. При этом предполагается, что общество является основой и защитой культуры от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, т. к. с его помощью закрепляются культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. В рамках С. к. существует ряд отраслей: социология искусства, литературы, кино, музыки, религии, науки, межкультурного взаимодействия и т. д.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ - взаимосвязанные научные дисциплины, изучающие культуру как целостное образование, но различающиеся методологией, спецификой эмпирической базы, оформлением и уровнем обобщений исследования. К. — область знания, возникшая на стыке Ф. к., культу рантропологии, социологии, этнологии, психологии и истории культуры в процессе преодоления классической модели культуры, отождествляющей культуру с духовными образованиями. Необходимость теоретического осмысления многообразного фактического материала, полученного в эмпирических исследованиях конкретных культурных форм — одна из причин возникновения К. Разнообразие методов К. обусловлено ее интегративным характером. Ф. к. является методологией осмысления метафизической сущности культуры и ориентируется на ее философское постижение. В отличие от Ф. к., обладающей определенным категориальным оформлением в рамках преемственности традиции философского дискурса, оформление результатов культурологических исследований многообразно и многовариативно. В то время как Ф. к. осуществляет поиск культурных универсалий, т. е. норм культуротворчества (символические формы Э. Кассирера, структуры ценностного сознания М. Шелера и т. д.), К. занята изучением культурно-исторических явлений, выявлением закономерностей их порождения, функционирования и изменчивости. В целом К. как самостоятельная философская дисциплина находится в стадии формирования, поэтому четкие критерии разграничения К. и Ф. к. еще не сформированы.
Ю. А. Овинникова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА. К., если она претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к “археологии культуры”, выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, “код” культурного развития. Эта работа осуществляется на трех уровнях: сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной, символической оболоч кой; обновление культуры, институты обновлени знания, новационные воздействия на “код” культуры; трансляция культуры — опредмеченный мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, техника, искусство, религия, философия, политика, экономика и т. д.), в то же время позволяют выявить структуру, образ деятельности, целостность культуры, что не может сводиться к описанию достижений культуры {элитарной культуры), и предполагает постановку и концептуальное решение проблемы воссоздания такой целостности.
Все эти соображения дают возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче К. как научной дисциплины. Ее предметом выступает генезис, функционирование и развитие культуры как специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически как процесс культурного наследования, внешне сходного, но все же отличного от существующего в мире живой природы. Задача К. — построить “генетику” культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс (в мировом и национальном масштабах), но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им.
Поставленная задача предполагает решение следующих фундаментальных проблем: выявление “гена” и “генетического кода” культурных феноменов, т. е. базисных структур, которые ответственны за сохранение, передачу социального опыта; изучение факторов, оказывающих расшатывающее, мутационное воздействие на “гены” культурно-исторических образований, перестраивающих их “код” в процессе творчества; изучение суммарных последствий такого развития как реальной истории “очеловечивания” мира.
Разумеется, такое понимание предмета, задач и программы культурологических исследований требует вовлечения в научный оборот обширного, разностороннего материала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой синтетической области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности “рядовых” субъектов истории. Палеоантропологическая реконструкция — наряду с дешифровкой знаковых систем, т. е. семиотическим анализом, — поэтому есть и метод, и содержание К. как теоретической дисциплины, не сводимой к иллюстративности и описательству и предполагающей строго концептуальный тип формулирования, постановки и решения своих проблем. При этом надо учитывать, что К. допускает многообразие применяемых методов и соответствующую реконструкцию различных типов культур.
Сказанное позволяет охарактеризовать взаимодействие элементов К. как системы знания. Прежде всего нужно отметить, что К., выделяясь из философии, выступает как стиль философствования и связь с ней воплощается в философии культуры. Как бы ни рассматривалась сама философия (сциентистски или мировоззренчески), философия культуры является методологией К. как самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Если философия культуры нацелена на ее понимание как целого (всеобщее), то К. рассматривает культуру в ее конкретных формах (особенное), с опорой на определенный материл. То есть в К. как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторической фактологии. А философия выполняет методологическую функцию, определяет общие познавательные ориентации культурологических исследований.
Г. В. Драч
КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. Основные направления в построении К. как учебной дисциплины определяются ее возможностями в художественно-эстетическом воздействии на личность (что и выделяет ее из других современных дисциплин гуманитарного цикла), а содержащийся в самом категориальном ядре науки о культуре массивный пласт аксиологии (учения о ценностях) позволяет ей выступать фундаментом гуманитаризации современной высшей школы. Вопрос состоит в том, какие пласты европейской гуманитаристики удерживает К. как самостоятельная научная и учебная дисциплина. Приходится учитывать, что академическая европейская К. вторична в том смысле, что черпает свои данные из искусствоведения, этнографии, истории религии, с одной стороны, и опирается в выработке теоретической модели и соответствующем отборе эмпирического материала на социальную философию, феноменологию и психоанализ и т. д., с другой.
Существенным
является и то обстоятельство, что
не все теоретические
Между тем современному
выпускнику Высшей школы необходимо
ориентироваться в
Принципы культурологической подготовки должны иметь адекватный механизм своей реализации, который формируется на основе анализа практики преподавания культурологических дисциплин в вузах России, а также требований государственного образовательного стандарта по К. Обобщение этих материалов делает целесообразным выделение теоретического блока в качестве основания К. как учебной дисциплины. В ходе его освоения студенты должны получить представления об основах теории культуры (предмет, основные понятия К., структура и функции культуры и т. д.), а также главных школ, направлений, концепций в К. К ним следует отнести культурантропологию, философию культуры, символическую, игровую, психологические концепции культуры, теорию архетипов культуры, структурализм, концепцию “локальных цивилизаций”, социологию культуры, постмодернизм. Сюда же входит блок исторический: проблемы исторической типологии и генезис и исторические этапы развития культуры. Он включает два раздела — историю мировой культуры и культуры России.
Блок художественно-
Г. В. Драч
КУЛЬТУРОЛОГИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРИКЛАДНАЯ. Как теоретическая дисциплина К. изучает культуру во всей полноте ее проявлений и в ее сущности, во всем многообразии ее исторических формообразований и принципов современного функционирования. Именно переход от явлений (многообразия проявлений культуры) к сущности (к принципам ее воспроизводства и существования), от описания и фактографии к анализу и синтезу позволяет теоретически охарактеризовать культуру как самозначащую и самовоспроизводящую себя в историческом пространстве и времени систему. Т. е. теоретическая К. исследует культуру на уровне всеобщего и строит свое знание о ней как целостность понятий, обладающих внутренней связью и доказательностью, что и позволяет ей воспроизвести базовые, фундаментальные черты культуры.