Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:08, курс лекций
Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”).
Тема 1. Структура и состав современного
культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная
Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте
Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация
Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур
Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
культуры география.
Труд
Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное
Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.
Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение
Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре
В. Е.Давидович
КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ— это устойчивые, “инерционные” моменты в культуре. В более общем понимании К. т. — это традиция, представленная элементами культурного наследия: идеями, ценностями, обычаями, обрядами, способами восприятия мира и т. д., для к-рых характерна сохраняемость и передава-емость от поколения к поколению (традиция — от лат. “передача”). К. т. присущи всем формам духовной и материальной культуры. Система К. т. позволяет удерживать целостность и устойчивость общественного организма, что отражается в понятии “историческая память”. Однако, культура не может не развиваться и не обновляться, поэтому диалектической противоположностью К. т. выступает культурная инновация. Д. В.Матяш
КУЛЬТУРНЫЕ УНИВЕРСАЛИИ — понятие, выражающее те черты культурных явлений, которые встречаются в любых культурах: древних и новых, малых
и больших, отличающихся
по этническим характеристикам и
т. д. Так, к К. у. архаического порядка
относят представление о
состояний — сон, смех, слезы и т. д. К. у. — это те характеристики культурного опыта, которые пронизывают любые её разновидности.
В. Е. Давидович
КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ. Культура — понятие, имеющее два характерологических аспекта: 1) дезаксиологический (внеценностный, объективистский), согласно к-рому в К. входит все, созданное человеком:
и средства созидания, и орудия уничтожения; и литературный язык, и уголовный жаргон. Как факты культуры полагаются в одном ряду плуг и гильотина, величественная симфония и похабная частушка; 2) аксиологический (ценностный), когда факты культуры соотносятся с принятой системой ценностей и ранжируются на положительные и отрицательные, светлые и темные. Ценность, ценимое, предпочитаемое, желаемое, благосодержащее — все это указывает на нечто позитивное для человека и человеческой жизни. В этом ракурсе вполне оправданы оппозиции: К. — варварство, К. — хамство, К. — невежество. Иногда говорят, что природа — это действительность вне ценностей, а культура — действительность с точки зрения ценностей.
В. Е. Давидович
КУЛЬТУРНЫЙ МИФ (с греч. mythos— “до—речь”, в отличие от logos'a как “слова-мысли”) приходит на смену тотемистической мифологии, когда вместо хто-низма с его звероподобными фигурами возникает антропоморфная мифология. В новом мировоззрении культурный герой персонифицирует не стихийные силы природы, а саму родоплеменную общину, противопоставляющую себя дикой, т. е. неокультуренной природе. Культурный герой добывает или впервые создает различные предметы, отсутствующие в природной среде (орудия труда, “укрощенный” людьми огонь, культурные растения), учит охотничьим приемам, ремеслам, искусствам, вводит брачные правила, ритуальные предписания. По образцу, созданному культурным героем, изготавливаются все последующие культурные объекты, его установления должны были выполняться неукоснительно. На более поздней ступени культурному герою могли приписываться космогонические действия: вылавливание земли из первичного океана, установление небесных светил, смены дня и ночи, времен года. В греческой мифологии создателем культуры выступал Прометей — Предвидящий по Эсхилу, он наделил людей разумом, научил строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам. Культура виноделия в Греции связывалась с именем Диониса, культура оливы — с Афиной.
С. Е. Егжова
КУЛЬТУРНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis— множественный) — сосуществование и проявление различных, иногда противоречащих друг другу ценностей, идеалов, мнений, точек зрения и т. д. в рамках единой культуры. Сам термин “плюрализм” был введен в философию X. Вольфом (1712 г.) и в философии означает учение, согласно которому существует несколько независимых друг от друга начал бытия или философствования.
К. п. предполагает существование в обществе различных социальных институтов (церковные организации, политические партии, образовательные системы и т. д.), благодаря которым различные группы населения могут реализовать свои культурные потребности. К. п. проявляется и в том, что индивид может свободно выражать и отстаивать свои оценки, ценностные ориентации относительно значимых для него ситуаций и явлений.
Н. В. Маханько
КУЛЬТУРНЫЙ СИНКРЕТИЗМ (от греч. synkretis-mos — соединение): 1) нерасчлененность, отсутствие дифференциации в явлениях культуры. Например, первобытная культура характеризуется слитностью, нераздельностью искусства, магии, познавательной деятельности. В самом искусстве его различные виды — танец, пение, музыка, пантомима, стихосложение и т. д. — также не были отделены друг от друга; 2) внешнее, неорганическое смешение разнородных культурных элементов. К. с. такого рода характеризуется высокой степенью эклектичности и проявляет себя в разных сферах культуры. Так, в период поздней античности в религии соединяли различные культы и религиозные системы; в искусстве в середине XX в. в СССР пытались создать балетооперы на производственные темы.
О. М. Штемпель
КУЛЬТУРНЫЙ ШОК — социально-психологический феномен, являющийся важной особенностью межкультурного взаимодействия; представляет собой первоначальную реакцию индивидуального или группового сознания на столкновение с инокультурной реальностью. Суть К. ш. — конфликт между привычными для индивида ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, свойственными для той социокуль-турной среды, к-рую он покинул, и ценностями, нормами, языком, повседневными практиками, характерными для новой социокультурной среды, в к-рой он оказался. К. ш. в той или иной степени испытывают все, попадающие впервые в инокультурную среду (путешественники, эмигранты и т. д.). Сила шоковой реакции определяется глубиной различий между прежней и новой культурами; психологическими характеристиками личности, ее ориентационными способностями, степенью ригидности или пластичности; наличием или отсутствием элементов старой культурной среды (напр., семьи, друзей), к-рые индивид “переносит”
с собой в новый культурный контекст; степенью открытости или закрытости представителей новой культуры, с к-рыми контактирует индивид и т. д. К. ш. также может иметь место на уровне группового сознания, когда в инокультурную среду перемещаются целые группы (напр., в случае массовой эмиграции), или когда в результате интенсивной культурной диффузии возникает ситуация конфронтации между старыми и новыми ценностями, нормами, моделями поведения, что постоянно происходит в ходе модернизации традиционного общества. Выделяется четыре • способа преодоления К. ш.: 1) геттоизация: человек, находясь в др. обществе, пытается сознательно или вынужденно (из-за незнания языка, природной робости, вероисповедания и т. д.) избегать любого соприкосновения с чужой культурой. В этом случае он стремится создать собственную культурную среду — окружение соплеменников, отгораживаясь тем самым от влияния инокультурной среды; 2) ассимиляция: приезжие пытаются целиком приспособиться к новой для них культуре, усвоить ее нормы, ценности, поведенческие модели, полностью отказавшись от наследия той культуры, к-рую они покинули; 3) взаимодействие:
попытка найти некую среднюю линию, совместить элементы старой и новой для индивида культур. Взаимодействие может организовываться двояко: либо пришельцы будут пытаться сочетать в своем поведении нормы обеих культур, стараясь наладить межкультурную коммуникацию, обогатить как свою соб ственную культуру, так и ту, в к-рую они прибыли, либо они станут делить свою жизнь на две половины, одна из к-рых посвящена новой, другая — старой культуре; 4) колонизация: новоприбывшие будут всячески пропагандировать, навязывать, проводить в жизнь свои собственные ценности, нормы и модели поведения, противопоставляя их тем, что традиционны для культуры, в к-рой они оказались. Последнее происходит в результате завоеваний, как военных так и мирных, а также в ходе модернизационных процессов.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРОГЕНЕЗ (от лат. cultura и греч. genesis — возникновение): 1) возникновение культуры как таковой; 2) один из видов социокультурной динамики, заключающийся в постоянном самообновлении культуры как путем трансформации уже существующих систем и форм, так и в процессе создания новых артефактов, не существовавших в культуре ранее. К.-г. не следует представлять как только начало становления общества и человека, это непрерывные процессы постоянной адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Генезис культурных форм проходит несколько этапов: осознание необходимости появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г.
есть единый процесс обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза.
Л. А. Штемпель
КУЛЬТУРЫ АРХЕТИП — это образы (прообразы), коллективное бессознательное, лежащее в основе любой культуры. Термин К. а. ввел К. Г. Юнг для обозначения психического коррелята инстинктов, т. е. результата спонтанного порождения образов инвариантными для всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, а также для обозначения чистого, формообразующего элемента восприятия, обусловливающего саму его возможность. К. а. принципиально противостоят сознанию, а значит их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Взаимодействие К. а. и индивидуальных сознательных комплексов психики таят две опасности: а) личностное начало может оказаться растворенным в “коллективном бессознательном”, как это свойственно восточ-ным религиозно-мистическим культам; б) индивидуальное “Я” в своей гордыне самодостаточности и автономности может направлять свои усилия на подавление и искажение коллективно-бессознательного данной культуры.
Д. В. Матяш
КУЛЬТУРЫ ОБРАЗ (от др.-греч. eikon — изображение, подобие, образ мысленный, представление о чем-либо) — идеальное конструирование субъектом культурной деятельности реальности, имеющее своим объективным источником предметы, явления и процессы материального мира. К. о. представляет собой целостность, состоящую из чувственно воспринимаемой “оболочки” (изобразительной, или иконической, стороны К. о.), и содержания, включающего идейный и эмоциональный аспекты. Каждый из компонентов К. о. играет важную роль, и в своем взаимодействии они задают смысл К. о. В качестве психологического феномена К. о. выступает необходимым условием деятельности образного мышления, безгранично расширяющего многообразие культуры и углубляющего ее содержание. Материальной формой К. о. являются практические действия, язык, различные знаково-сим-волические модели. Особой формой К. о. является художественный образ, под к-рым понимается специфическое средство и форма освоения жизни искусством, а также возникающие в процессе творчества автономные самоценные целостные художественные произведения (лит. персонажи и т. д.). К. о. здесь — концентрация художественного видения и переживания, к-рому искусство придает выразительность и эстетическую ценность.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРЫ ОБЪЕКТ (позднелат. objectum— предмет, от лат. objucio — бросаю вперед, противопоставляю) — феномен бытия культуры, воплощающий смыслы, значения, ценности в чувственно и интеллектуально воспринимаемых формах, являющихся продуктом реализации социально значимой и целенаправленной активности субъекта культуры. Творение К. о. — специфически человеческая способность, восполняющая и дополняющая его биологическую природу. К. о., в отличие от объектов природы, являются знаками, символами, воплощающими в материальной форме духовное содержание. В своей совокупности К. о. способствуют образованию “возделанной” среды обитания людей и служат для поддержания уровня социальной консолидированности общества. К. о. в качестве культурного текста (философские тексты, произведения искусства, материальные артефакты) позволяет при использовании различных методологий “прочтения” раскрыть специфический набор способов социальной практики и трансляции социально значимой информации различных конкретно-исторических культур, многообразные аспекты культурной человеческой жиз ни прошлого и настоящего. К. о. следует рассматривать в диалектическом единстве с субъектом культуры.
Ю. А. Овинникова
КУЛЬТУРЫ СИМВОЛ (от др.-греч. sumbolon — условный знак, признак, знамение) — чувственно воспринимаемый предмет, представляющий некоторый другой предмет, свойство или отношение, использующийся для приобретения, хранения, переработки и передачи культурных значений и смыслов. В качестве К. с. могут выступать практически любые предметы и вещи, природные и социальные процессы, животные и растения, фантастические существа и т. д. К. с. есть конкретно-чувственное выражение идей, идеалов и ценностей, к-рыми живет человек и к-рыми обусловливается развитие и функционирование самой культуры. К. с. обеспечивает творческую преемственность культуры, делая накопленное и воплощенное в них смысловое содержание исходным пунктом для творческого развития со стороны новых поколений. К. с., диалектически соединяя в себе идеальное и материальное, конкретное и абстрактное, единичное и всеобщее, рациональное и иррациональное, являет универсальную форму выражения человеческого бытия в культуре. Культура есть символически значимое конструирование мира. Она может быть представлена в виде совокупности различного рода символических форм (язык, мифология, философия, религия, искусство, наука, идеология). К. с. воплощают творческую энергию личности, безотносительно к личности, не обладают подлинной жизнью и тем более способностью к развитию. Только личность способна переносить смысловое содержание из символической формы в форму субъективной жизни, творчески преобразовать и обогатить это содержание и вновь воплотить его в символической форме. В разных историко-культурных контекстах К. с. может наделяться различными значениями (напр., в античной мифологии рыба — символ плодовитости, в христианской — сакральный символ Христа, в современной геральдике — символ рыболовства). Поэтому каждый К. с. должен интерпретироваться только с учетом специфики его функционирования в конкретном социокультурном контексте.