Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 05:08, курс лекций
Европейская культурология как наука “вторичная” формировалась, выходя из-под родительской опеки философии и опираясь на ряд наук, выступивших по отношению к ней в роли “эмпирических доноров”. Среди них особая роль принадлежит социологии, психологии, этнографии, искусствоведению, религиоведению и т. д. Сама логика размежевания обозначилась как преодоление классического (опирающегося на процедуру теоретического самосознания) философствования и свойственного ему панлогизма и европоцентризма, разрушение классической модели культуры и выход в плоскость культурологизирования (чаще всего в форме обсуждения проблемы “кризиса Европы”).
Тема 1. Структура и состав современного
культурологического знания
История культурологии как науки
Культурология и история культуры
Культурология и культурная антропология
Культурология и психология культуры
Культурология и социология культуры
Культурология и философия культуры
Культурология как наука
Культурология как учебная дисциплина
Культурология теоретическая и прикладная
Тема 2. Культурологические теории и методы
Раздел 1. Западные культурологические теории
Антиэволюционизм
Игровая теория культуры
Культурантропологические теории (американские) неклассические
Культурантропологические теорий (американские) неоклассические
Культуры идеалистические концепции
Культуры иррационалистические концепции
Культуры марксистская концепция
Культуры натуралистические концепции
Культуры нерационалистические теории
Культуры постструктуралистские концепции
Культуры рационалистические теории
Культуры структуралистские концепции
Культуры экзистенциальные концепции .
Метод культурологического анализа
Психоаналитический метод в культурологии
Теория символического интеракционизма
Раздел 2. Культурологическая мысль в России
Деятельностная концепция культуры
Культурологии в России генезис
Культурологическая концепция Н. Я. Данилевского
Культурологические теории и идеология
Культурологические теории и цивилизационное самосознание
Культурологический спор о России
Культурологическое россиеведение в России
Культурология в России
Культурология в России и цивилизационные теории
Современные культурологические теории в научно-исследовательском контексте
Тема 3. Основные понятия культурологии
Динамика и статика культуры
Культура
Культурная идентификация
Культурная картина мира
Культурная коммуникация
Культурная модернизация
Культурная самобытность
Культурная самоидентичность
Культурное наследие
Культурное разнообразие
Культурное самосознание
Культурные нормы
Культурные традиции
Культурные универсалии
Культурные ценности
Культурный миф
Культурный плюрализм
Культурный синкретизм
Культурный шок
Культурогенез
Культуры архетип
Культуры образ
Культуры объект
Культуры символ
Культуры субъект
Менталитет
Морфология культуры
Цивилизация
Тема 4. Типология культур
Контркультура
Культура буддистская
Культура восточная
Культура духовная
Культура западная
Культура массовая
Культура материальная
Культура национальная
Культура обыденная
Культура региональная
Культура специфическая
Культура срединная
Культура христианская
Культура элитарная
Культура этническая
Культурный ареал
Локальные культуры
Культур типы
Субкультура
Типология культур
Тема 5. Формы культуры
Идеология
Искусство
Культурные формы
Мифология
Мораль
Наука
Право
Религия как форма культуры
Философия
Экономика.
Тема 6. Культура и природа
Вторая природа
Географический детерминизм
Культура и природа.
Культура и расстояние
Культура национальная и природная среда
Культура физическая
Культурная деятельность
Культурный ландшафт
культуры география.
Труд
Тема 7. Культура, общество, история
Культура античная.
Культура Возрождения .
Культура общества демократического
Культура общества индустриального
Культура общества тоталитарного
Культура общества традиционного.
Культура Просвещения.
Культура социальных групп
Культура социальных общностей.
Культура средневековья
Культурная политика
Культуры история
Общество индустриальное .
Общество постиндустриальное .
Общество традиционное
Тема 8. Культура и личность
Культура и личность
Культура макросреды.
Культура микросреды
Культура мышления
Культура поведения
Культура речи
Культура человеческих отношений.
Личности инкультурация.
Личности социализация
Личность
Микросреда культурная.
Тема 9. Культура и глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
Кризис образования глобальный
Культурное запаздывание
Проблема демографическая
Проблема экологическая
Проблема энергосырьевая
Цивилизаций столкновение
Тема 10. Тенденции культурной универсализации в современном мире. Место и роль России в мировой культуре
Культура России
Культура России в диалоге культур.
Культура России в ее становлении и развитии
Культура России в современной культуре
Культура России и православие
Культур диалог
Культурная интеграция
Культурного опыта каналы массовой трансляции
Культурное взаимодействие
Культурный опыт
Культурный процесс мировой
Культуры России влияние на мировую культуру
Культуры России место в мировой культуре
А. Н. Ерыгин
СОВРЕМЕННЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ КОНТЕКСТЕ — третья и наиболее плодотворная форма вы ражения и развития культурологической мысли, преодолевающая рамки идеологии и творчески учитывающая и развивающая достижения русского цивилизационного самосознания. Уже в XIX — первой половине XX вв. прослеживаются значительные элементы научно-исследовательского характера в российской культурологической мысли, особенно характерные для сциентистски-ориентированных культурологических теорий. В конце XX в. — ив оболочке официального марксизма, и вне ее — в России появляется значительное число индивидуально-творческих достижений, позволяющих вместе с тем говорить о складывании культурологии как науки. К числу наиболее важных для исторической культурологии и культурологического россиеведения можно отнести труды А. С. Ахиезера, Л. С. Васильева, Г. Д. Гачева, А. Я. Гуревича, Л. Н. Гумилева, Б. С. Ерасова, В. В. Кожинова, Н. И. Конрада, Ю. М. Лотмана, М. К. Петрова. Важнейшие идеи современной культурологии — о цивилизациях-традициях как основном способе цивилизационно-исторического существования, о “нормальности”, расчлененности и эволюционности Востока, о принципиальной специфике — аномальности западной цивилизационно-исторической традиции, о поэтическом характере специфики российской культуры.
А. Н. Ерыгин
Тема 3
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
ДИНАМИКА И СТАТИКА КУЛЬТУРЫ — противоречивое единство сохранения, воспроизводства и обновления, развития её элементов, свойств и отношений. Состояние неизменности культуры выражается понятием “статика”; те изменения, которые происходят в культуре и во взаимодействии различных культур, выражаются понятием “динамика”. В период становления и зрелости индустриального общества объектом исследования стала С. к. и общества (структура общества, взаимодействие его элементов, взаимовлияние различных уровней и т. д.). Однако и в этот период времени были попытки объяснения развития, динамики культуры. В настоящее время главное место в культурологии начинает занимать Д. к.: теория культурных изменений, переходных процессов, взаимовлияния культур, диагностики и предвидения кризисов и путей выхода из них. Д. к. — это ее самообновление, включая развитие, деградацию или десемантизацию отдельных ее черт или целых комплексов. Причинами Д. к. являются:
адаптация к изменившимся внешним условиям бытия сообществ; необходимость разрешения накопившихся внутренних противоречий; творческая инициатива отдельных личностей. Преобладание статики над культурной динамикой неизбежно ведет к культурному застою — состоянию длительной неизменности культуры, при к-ром резко ограничиваются или запрещаются нововведения; нормы, ценности, способы деятельности, идеалы воспроизводятся практически в неизменном виде. Общество “консервируется”, ограждаясь от внешних воздействий “китайской стеной” изоляционизма, а от внутренних изменений — при помощи жесткого контроля со стороны различных социальных институтов — государства, церкви, системы образования и т. д. В состоянии застоя культура может находиться на протяжении как короткого по историческим масштабам, так и длительного времени. Не всякие культурные изменения ведут к выходу из состояния культурного застоя. Д. к. — это целостный, упорядоченный процесс, имеющий направленный характер. Его не следует путать с понятием “культурные изменения”, которые предполагают любые трансформации в культуре. Д. к. может реализовываться в следующих основных видах: поступательно-линейном и циклическом. Циклические изменения отличаются, напр., от эволюционных тем, что они повторимы. Д. к. внутри общества включает возникновение культурных явлений, их распространение, функционирование.
О.М. Штомпель
КУЛЬТУРА. Слово (лексема), термин и понятие К. многозначны. Этимологически восходит к латинскому термину “cultura” (возделывание, обрабатывание), В теологическом толковании его соотносят с “культом”, верой, полагая, что культ — это бутон, из которого произрастает культура. Слово и понятие “культура” используются и применяются в несовпадающих отношениях. Насчитывается несколько сотен теоретических определений (дефиниций) культуры. Ее определяют как систему знаков, символическую оболочку человеческой деятельности; как то, что содеяно человеком, противостоит натуре (природе), как мир искусственных фактов (артефактов); как процесс прогрессирующего самоосвобождения человека; как форму традиционного поведения, программу образа жизни и т. д. Наличие такого множества определений демонстрирует сложность того, что именуют К. Это зависит от того, что пестр и противоречив, неисчерпаем и многогранен сам человек, ее творец и потребитель. Многие из этих определений (как бы они ни отличались друг от друга) вполне правомерны, но только во взаимодополнении, в интегративном единстве они могут высветить ее сферический полнокровный облик. Достаточно краткое и наиболее емкое определение могло бы звучать так: К. по внутренней сущности — это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. К. включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки.
В. Е. Давидович
КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ — процесс достижения идентичности, отождествление и приспособление в культуре. В К. и. происходит построение способов взаимосвязи индивида с бесконечным миром культуры, определяется соотношение внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного, адаптации и защиты собственного “Я”. Компонентами процесса К. и. являются: структурная основа — соотношение традиций и новаторства; цель — выбор путей развития; экзистенциальная основа — собственный духовный, культурный внутренний потенциал. Для того чтобы создавать новое, необходимо иметь “багаж” знаний о культурных достижениях не только собственной, но и других культур. По мере становления человеческих культурных общностей актуальной становится проблема выбора. Такой выбор предполагает понимание исторического времени, а также других культур в прошлом и настоящем. Построение жизненного пути происходит как осознание своего места, пути творческой самореализации в социально-культурном взаимодействии. Культурная идентичность формируется в процессе становления культурной общности, на основе выбора и формирования места в межкультурном взаимодействии путем принятия определенных образа и стиля.
Значение К. и. возрастает по мере ознакомления человека с разнообразием культур, в связи с влиянием на нашу жизнь средств массовой коммуникации, с распространением различных стилей и норм поведения. Актуальной становится задача осознания системы собственных ценностей и целей.
М. В. Заковоротная
КУЛЬТУРНАЯ КАРТИНА МИРА— конкретно-историческая система миропредставлений и мироощущений, включающая совокупность как рационально-понятийных, так и чувственно-образных способов восприятия и постижения мира. К. к. м. — это целостный образ мира, к-рый формируется в рамках исходных мировоззренческих установок (мифологических, религиозных, философских, художественных, научных и т. д.). К. к. м. оформляется в процессе практической деятельности людей, на основе их собственного опыта и традиции, унаследованной от предшествующих поколений. Определенной ступени развития производства, общественных отношений, “выделенности” человека из природного окружения соответствуют свои формы переживания им мира, к-рые фиксируются соответствующей К. к. м. Важнейшие ее компоненты — пространство, время, причина, судьба, отношение части и целого, чувственного и трансцендентного и т. д. В совокупности эти концепты образуют своего рода “сетку координат”, при посредстве к-рой носители определенной культуры воспринимают и осознают мир, рисуют его образ. К. к. м. реализуется в различных семиотических воплощениях, скоординированных между собой в единую универсальную знаково-символическую систему.
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (от лат. communicatio — сообщение, communicare — делать общим, связывать) — процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством знаковых систем (естественных и искусственных языков). Основные элементы К. к.: отправитель (коммуникатор) и получатель сообщения (реципиент); средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знаково-символической форме, и канал, по к-рому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, к-рое происходит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, к-рые препятствуют достижению заданного результата). Необходимое условие осуществления К. к. — наличие общего языка у субъектов коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними. Однако значения относительны, и результаты К. к. могут колебаться от полного совпадения до существенного разногласия между субъектами в интерпретации символов. Критерии типологии К. к.: 1) характер участвующих субъектов коммуникации (автокоммуникация, межличностная, личностно-групповая, групповая, межгрупповая, межкультурная); 2) формы коммуникации (вербальная — устная, письменная — и невербальная); 3) уровни протекания коммуникации (на уровне обыденной культуры, в специализированных областях социокультурной практики, в контексте трансляции культурного опыта от специализированного уровня к обыденному и т. д.). Особое место принадлежит массовой коммуникации, к-рая есть процесс трансляции социально и культурно значимой информации с помощью технических средств (радио, телевидение, печать) большому количеству пространственно рассредоточенных людей (массовой аудитории).
Ю. П. Сакун
КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ — 1) процесс развития культуры, соответствующий современным требованиям; 2) концепция, согласно которой фиксируются пути и способы совершенствования “опаздывающих” культур, вхождения их в мировое сообщество. Идея К. м. основана на представлении о фундаментальном членении культур на традиционные (сельскохозяйственные) и современные {индустриальные). Первые стабильны, мало изменчивы, ориентированы на повтор, традицию; вторые — динамичны, характеризуются высокой социокультурной мобильностью, “гонкой за новизной” во всех сферах жизни. Выделяются два вида К. м.: органическая и неорганическая. Органическая К. м. осуществляется “естественным” образом, в ходе исторической эволюции страны (например, Англии). Здесь процесс К. м. начинается с культуры, с изменения системы ценностей, образа жизни, идеалов, а затем происходят “подвижки” в сфере экономики. Неорганическая К. м. представляет собой навязывание (собственным правительством или метрополией) идей, образа жизни, ценностей, чуждых данной культуре. В результате происходит разрушение традиционных систем ценностей, этических норм, социальных институтов. Модернизационный процесс превращается в культурную колонизацию.
Б. Ю. Щербаков
КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ — феномен существования уникальных культурных образований, обладающих специфическими чертами и характеристиками, не подлежащих заимствованию или передаче
другим культурам. Начало широкому признанию существования К. с. положили этнографические исследования конца XIX века (Л. Г. Морган, Ф. Кашинг, Ф. Боас). Факт существования К. с. признавался создателем философии жизни В. Дильтеем, представителями неокантианства В. Виндельбандом и Г. Риккертом, ориентировавшимися в “науках о культуре” на познание ее уникально-неповторимых компонентов, а также создателями теории локальных цивилизаций (О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Н. Я. Данилевский), критикующими линейно-прогрессистские схемы развития культуры классической философии истории. С точки зрения теории локальных цивилизаций история представляется сотканной из отдельных культур, отмеченных неповторимым своеобразием, рождающихся, стареющих и безвозвратно покидающих сцену истории. Возможность преемственности культур, трансляции традиции и опыта отрицается.
Ю. А. Овчнникова
КУЛЬТУРНАЯ САМОИДЕНТИЧНОСТЬ — осознание особенностей своей культуры, ее оценка в истории и в сравнении с другими культурами, понимание ее отличительности и целостности в условиях глобализации и распространения массовой унифицирующей культуры в посттрадиционном мире.
К. с. — это оформленное в виде истории, мифов, религии, духовной жизни народа стремление сохранить и защитить культурные достояния. К. с. не про сто “защитная оболочка”, а постоянно пересматриваемый и оцениваемый проект жизни индивида или народа, направленный в будущее. Можно сравнивать К. с. с автобиографией.
М. В. Заковоротная
КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ— материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники, историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности того или иного народа, его вклад в мировую цивилизацию. Конвенция ЮНЕСКО 1972 г. дает понятию К. н. детальную расшифровку, включая в него:
а) произведения архитектуры, монументальной скульптуры, живописи и т.д., которые имеют ценность с т. зр. истории, искусства или науки; б) “достопримечательные места”, представляющие универсальную ценность с т. зр. истории, эстетики, этнологии, антропологии и т.д. (Напр., национальные парки и заповедники, памятные места и др.).
Л. А. Стульцева
КУЛЬТУРНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ — признание существования различных культур как относительно автономных образований, отличающихся специфическим набором способов социальной практики (способы накопления, творческого преобразования и транслирования социального опыта коллективной жизни), набором методов осуществления познавательной деятельности, формами представлений, верований и идей, суммой используемых языков культуры для символического обозначения предметов, явлений и процессов окружающего мира. К. р. проявляется в существовании таких культур как этнические, национальные, региональные (складывающиеся в определенном географическом ареале), субкультуры, надэтнические или метакультуры (христианская, европейская, советская) и т. п.
Ю. А. Овинникова
КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ — выделение человека из мира культуры и осознание себя в ней, оценка себя как личности. Человек не тождественен своей жизнедеятельности, он различает себя как деятеля и предметы своей деятельности. В процессе формирования К. с. важную роль играет язык, способы деятельности, всеобщий труд, система знания и общения. В теории культуры К. с. одна из самых сложных и фундаментальных проблем. К. с. занимались И. Фихте, Г. Гегель, К. Маркс, О. Шпенглер, И. Хейзинга, К. Юнг и многие др. Исследование К. с. носит междисциплинарный характер (исследуется философией, антропологией, психологией, социологией и т. д.).
М. В. Заковоротная
КУЛЬТУРНЫЕ НОРМЫ — понятие, очерчивающее стандарты деятельности людей. В них содержатся побуждения и ограничения, разрешения и запреты. К. н. ориентируют человека на то, как именно следует по ступать в соответствии с представлениями о должном, существующем в той или иной культуре. Они выражают алгоритмичность культуры, в них закреплена совокупность деятельностных схем, обеспечивающих преемственность. В отличие от других норм (правовых, административных, технологических и т. д.), К. н. носят более гибкий, подвижный, относительно мягкий характер.