Лексико-стилистическая характеристика молодежной речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………… 2
Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков……………………………………………….. 3
Потребность школьника в самовыражении и понимании……………. 4
Культура речи современной молодежи………………………………… 6
Сленг как явление в современной лингвистике………………….…….. 7
Молодёжный сленг …………………………………………………… 10
Расширение сферы общения молодежи………………………………. 13
Заключение …………………………………………………………….. 16
Литература………………..…………………………………………… 18

Файлы: 1 файл

Культура речи.docx

— 45.47 Кб (Скачать файл)

    Подобное явление  было в свое время отмечено  Д.С. Лихачевым для уголовно-лагерного  жаргона. Он охарактеризовал   его  как  атавистический  примитивизм речи, сходный  с  диффузностью  первобытной  семантики.  Аналогичный  пример приводил и Ф.М. Достоевский, наблюдая, как мужики обходятся в своем  общении одним непечатным словом, вкладывая в него  каждый  раз  новые  смыслы.  Этот первобытный атавизм Лихачев считал болезнью языка – «инфантилизмом  языковых форм». Вот  с  этой  болезнью  и  следует  учителю  вести  борьбу.  Для  нее характерно, что  молодежь  часто  использует  слова  и  выражения,  значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя  на  внешней яркости образа (меня колбасит; пойду поколбашусь). А нередко и  затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов», на  борьбе  с  которыми не так давно сосредоточивали основное внимание педагоги.

    Итак, основное, заслуживающее  осуждения  качество  молодежного   жаргона, который   формируется   кругом   общения   подростка,   –   его   выраженный атавистический примитивизм. Кроме расплывчатой семантики, он  проявляется  и в  заниженности  тех  сфер  лексики,  откуда  черпаются  ее  ресурсы,  и   в стилистически заниженных  грамматических  средствах,  используемых  в  речи; это,  в  частности,  уничижительные  суффиксы   –       -няк,  -ня   (отходняк, депрессняк, тусняк, тусня), усечения (ботан), фамильярные суффиксы в  личных именах (Димон, Колян, Юрец). И, наконец, в значительной  доле  заимствований из просторечной лексики. Все эти приемы – осознанный  выбор,  осуществляемый в  речевом  поведении  между  подростками.   А   речевое   поведение   также регулируется нормой или антинормой. Современная молодежная  речь  выбирает антинорму.

 

 

 

 

Заключение

Главное в молодёжном сленге (молодёжной речи) - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.

Молодежный сленг подобен  его носителям он резкий, громкий, дерзкий. Он результат своеобразного  желания переиначить мир на иной манер, а также знак "я свой". Язык здесь отражает внутренние устремления  молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

Молодежный сленг легко  вбирает в себя слова из разных языков (из английского - шузы, бэг, мэн, хаер; из немецкого - копф; из французского - шершерить - искать.) из разных диалектов (берлять, ухайдокать), из уголовного языка (круто, шмон, беспредел).

После 11 лет индивидуальное сознание ребенка перерастает в  более сложное соединение центростремительных  и центробежных тенденций. Начинается формироваться антагонистическое  сознание - "быть не как все" и  корпоративное - "быть подобно своим". Так создается специфическая  лексика подростков, тинов, а именно сленг подростков, объединенных общими интересами, территорией, образом жизни. К подростковым относятся и сленг  панков, металлистов, хиппи с их своеобразным лексиконом - причудливой смесью англизированных  и воровских по происхождению  слов: "аскать" - просить, "герла" - девушка и т.п.

Поколение молодых сменяются  через пять - семь лет, а с ними меняется и сленг. Никто сейчас уже  не помнит оценок "потрясно, железно" - хорошо или оценок типа "пшено" - плохо, так хорошо распространенных в 60 - 70 годах 20 - века.

Сленг - явление текучее, неустойчивое, связанное с определенным временем, поэтому, не будучи зафиксировано  в словарях, исчезает вместе с профессиями, политической ситуацией, групповыми интересами, своеобразием поколения. Изучение сленга равнозначно исследованию неповторимого  исторического момента.

 

Сленгизмы очень интенсивно просачиваются в язык прессы. Почти  во всех материалах, где речь идет о  жизни молодых, об их вкусах и интересах, об их праздниках и кумирах, содержатся сленгизмы в большей или меньшей  концентрации.

Сленг имеет довольно строгие  границы уместности и адекватности. Именно поэтому его появление  в средствах массовой информации вызывает неоднозначную реакцию: люди, привыкшие быть с газетой "на Вы", категорически не приемлют эту тенденцию. А молодежи, которая видит в  прессе и на телеэкране "свою тусовку", напротив, приятно чувствовать себя причастной к освещаемым событиям.

В молодежной печати отражены следующие особенности перехода жаргонизмов в сленг:

а) прямое заимствование,

б) метафорическое переосмысление заимствованных слов, которому может  сопутствовать:

    • расширение полученного значения,
    • присвоение самостоятельного значения заимствованному слову,
    • объединение слов со значением ощущений в синонимические    ряды,
    • разработка продуктивных корней,
    • образование омонимов с единицами общелитературного языка для создания комического эффекта,
    • изменение грамматических особенностей слова и др.

Новый или старый, сленг  остается с молодежью, как островок естественности и свободы от старого  мира взрослых. Сленг был, есть и будет. Хорошо это или плохо? Вопрос, по-видимому, неправомерный. Сленг нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие - появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного молодого человека совсем без сленга невозможно. Главные достоинства здесь - выразительность и краткость. Не случайно в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости.

 

 

Литература:

 

  1. Береговская Э.М. Молодежный сленг: формирование и функционирование // Вопросы языкознания. 2006. №3
  2. Борисова-Лукашенец Е.Г. Современный молодежный жаргон //Русская речь. 2004. №5
  3. Боченков В. Искусство и мат - чья возьмет?  В  поисках  золотой  середины  между ханженством и вседозволенностью.// Учительская газета. 2001
  4. Крысин Л.П. Иноязычное слово в контексте современной общественной жизни // Русский язык конца ХХ столетия (1985 - 1995). - М. 2006
  5. Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4
  6. Фёдорова Л.Л. Современная молодёжная речь: норма или антинорма //Русский язык. 2000. №4

 


Информация о работе Лексико-стилистическая характеристика молодежной речи