Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Культура – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности и т.д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.

Содержание работы

Введение
массовая культура и ее социальные функции
Основные проявления и направления массовой куль-
туры
Элитарная культура
Масса и элита как социокультурные феномены
Заключение.

Файлы: 1 файл

Массовая и элитарная культура.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

 

МАССОВАЯ И ЭЛИТАРНАЯ КУЛЬТУРА


 

 

 

 

 

План работы

  1. Введение
  2. массовая культура и ее социальные функции
  3. Основные проявления и направления массовой куль-

туры

  1. Элитарная культура
  2. Масса и элита как социокультурные феномены
  3. Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Культура – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности и т.д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус. Структурируя культуру, исходя из ее носителя, выделим в качестве предмета анализа только некоторые ее разновидности: элитарная и массовая культура. Поскольку на современном этапе они получают неоднозначное толкование, разберемся в сложной современной культурной практике, весьма динамичной и противоречивой.

 

Массовая культура и ее социальные функции

 

Массовая культура – порождение индустриальной и постиндустриальной эпохи, связанная с формированием массового общества. Ее появление обусловили:

  • промышленная и научно-техническая революции;
  • существенные изменения в системе коммуникаций, связанные с изобретением телефона, телеграфа, радио и кинематографа;
  • резкий рост народонаселения;
  • доминирование городской культуры (урбанизация);
  • усиление процессов миграции и дезактуализация таких способов трансляции культуры, как традиция;
  • формирование феномена массы, отличного от общностей, подобных народу и нации.

Массовая культура выступает как особый способ освоения действительности и адаптации к ней, возникающая на той стадии развития, когда формируется массовое индустриальное общество.

Временем рождения массовой культуры можно считать 1870 год, когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный вид художественного творчества XIX века – роман. Вторая веха – 1895 год. В этот год был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха – легкая музыка. Магнитофон и телевидение усилили позиции массовой культуры.

Через систему массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества. Через единый механизм моды массовая культура ориентирует, подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби.

Массовая культура, понятие, охватывающее многообразные и разнородные явления культуры XX века, получившие распространение в связи с научно-технической революцией и постоянным обновлением средств массовой коммуникации. Производство, распространение и потребление продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий характер. Смысловой диапазон массовой культуры весьма широк – от примитивного китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки, «интеллектуальный» детектив, поп-арт). Для эстетики массовой культуры характерно постоянное балансирование между тривиальным и оригинальным, агрессивным и сентиментальным, вульгарным и изощренным. Эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее, в частности шлягеры, быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды.

Таким образом, носителем ценностей массовой культуры является массовый человек со стертым индивидуальным началом, массовая аудитория – это коллектив без личности, выступающий как продукт массового общества, пришедшего на смену гражданскому, как продукт урбанизации и индустриализации, это коллектив, все единицы которого атомизированы, разобщены. Это может быть рационально организованный коллектив, но это коллектив без личности, связи в котором – пусть и высоко рационализированные – задаются не личными отношениями, а навязываются со стороны.

Субъектом массовой культуры выступает особая профессиональная группа, создающая ее артефакты в соответствии с законами социальной психологии и рыночных отношений.

Между тем «массовый человек» может являться представителем всех социальных слоев вне зависимости от положения в экономической, политической, интеллектуальной иерархии, и именно это обстоятельство позволяет рассматривать массовую культуру в качестве феномена, обладающего признаками всеобщности.

Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека к элементарному акту бездумного потребления.

Основными функциями массовой культуры являются адаптационная, коммуникативная, социализирующая, рекреативная, идеологическая, ценностно-ориентационная.

Многие факторы развития современного общества, выступающие причинами психоэмоциональных перегрузок человека, - такие как урбанизация, индустриализация, усложнение социальных функций личности, плотность информационной среды, высокий уровень социальной мобильности, - привели к развитию адаптивных и рекреационных механизмов массовой культуры, необходимых для поддержания равновесия социальной системы и ее сохранения.

 В  условиях все возрастающей специализации  знания и усложнения его знаковых кодов многие из областей высокой, элитарной культуры (художественной, научной, философской и т.п.) остаются недоступными для большинства людей, их основы в упрощенном варианте формулирует массовая культура, обладающая особой системой средств смысловой адаптации. Данная способность массовой культуры осуществлять связь между обыденным и специализированным знанием, возможно, стала на рубеже XIX–XX вв. одной из причин ее появления. Из названия нам должно быть понятно, что обыденная культура представляет собой сниженный, любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специализированной, профессиональной. Обыденная культура – это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией личности. Обыденная культура – это культура, не получившая институционального закрепления. Специализированная – это, напротив, культура ставшая институциализированной. Повседневная культура – часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и представители больших групп, как агенты вторичной социализации. В первом случае человек поступает как дилетант, во втором – как эксперт.

Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает его с первых дней жизни – в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в дальнейшем служат базой для приобщения к специализированной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не меняется впоследствии. На них надстраивается новый жизненный опыт.

Для того чтобы овладеть навыками специализированной культуры, одного общения в семье и с друзьями недостаточно. Необходима профессиональная подготовка. Сегодня многие родители, особенно в городах, стремятся устроить своих детей в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

Обыденная культура – сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученых благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня), обучению в школе и получению общего образования, средствам массовой информации.

Составные части специализированной культуры – наука, искусство, философия, право, религия. У обыденной культуры – обыденный язык, у специализированной – профессиональные языки. Объектами специализированной культуры выступают: художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т.п.

Напрашивается вопрос: а разве в прежние времена не возникало проблем с трансляцией смыслов специализированной культуры на уровень обыденного понимания? Почему массовая культура появилась только в последние полтора-два века, и какие культурные феномены выполняли эту функцию раньше?

По-видимому, до научно-технического переворота последних веков действительно не было такого разрыва между специализированным и обыденным знанием. Единственным исключением была религия. Мы хорошо знаем, сколь велик был интеллектуальный разрыв между «профессиональным» богословием и массовой религиозностью населения. Здесь действительно был необходим «перевод» с одного языка на другой. Эта задача решалась проповедью. Очевидно, церковную проповедь мы и можем считать историческим предшественником явлений массовой культуры.

В современном, динамически развивающемся обществе с существенным уровнем социальной стратификации и утраченными или ставшими неэффективными традиционными способами самоидентификации массовая культура становится механизмом социализации и начинает выполнять ценностно-ориентационные функции, реализуемые, в частности, через социально маркированное потребление.

 

Основные проявления и направления массовой культуры

 

Среди основных проявлений и направлений массовой культуры нашего времени можно выделить следующие:

  • индустрия «субкультуры детства» (художественные произвения

для детей, игрушки и промышленно производимые игры, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);

  • массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся

к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире с помощью типовых программ;

  • средства массовой информации (печатные и электронные), тран-

слирующие текущую информацию, «растолковывающие» рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер;

  • система идеологии и пропаганды, формирующая политические

ориентации населения;

  • массовые политические движения, инициированные элитой с

целью вовлечения в политические акции широких слоев населения, в большинстве своем далеких от политических интересов, мало понимающих смысл политических программ;

  • индустрия развлекательного досуга, включающая в себя массо-

вую художественную культуру (практически по всем видам литературы и искусства, может быть, за исключением архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления (от спортивно-цирковых до эротических), профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга (соответствующие типы клубов, дискотеки, танцплощадки и пр.) и иные виды шоу. Здесь потребитель, как правило, выступает не только в качестве пассивного зрителя, но и постоянно провоцируется на активное включение или экстатическую эмоциональную реакцию на происходящее. Массовая художественная культура достигает эффекта посредством специальной эстетизации вульгарного, безобразного, физиологического, т.е. действуя по принципу средневекового карнавала и его смысловых «перевертышей». Для этой культуры характерно:

  • тиражирование уникального и сведение его к обыденно-обще-

доступному;

  • индустрия оздоровительного досуга, физической реабилитации

человека и исправления его телесного имиджа (курортная индустрия, массовое физкультурное движение, культуризм и аэробика, спортивный туризм, а также система медицинских, фармацевтических, парфюмерных и косметических услуг для исправления внешности);

  • индустрия интеллектуального досуга («культурный» туризм,

художественная самодеятельность, коллекционирование, кружки по интересам, разнообразные общества собирателей, любителей и поклонников чего бы то ни было, научно-просветительские учреждения и объединения, а также все, что попадает под определение «научно-популярное», интеллектуальные игры, викторины, кроссворды и т.п.), приобщающая людей к научно-популярным знаниям, научному и художественному любительству, развивающая общую «гуманитарную эрудицию» населения;

Информация о работе Массовая и элитарная культура