Массовая и элитарная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 19:12, контрольная работа

Описание работы

Культура – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности и т.д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.

Содержание работы

Введение
массовая культура и ее социальные функции
Основные проявления и направления массовой куль-
туры
Элитарная культура
Масса и элита как социокультурные феномены
Заключение.

Файлы: 1 файл

Массовая и элитарная культура.docx

— 50.83 Кб (Скачать файл)

Гораздо менее чем властные, исследованы элиты культурные – страты, объединенные не экономическими, социальными, политическими и властными интересами и целями, но идейными принципами, духовными ценностями, социокультурными нормами и т.п.

 

Заключение

 

Культура современного общества сложна и многообразна. Если говорить только о художественной культуре, то здесь можно выделить различные пласты: «высокую» («ученую») культуру академического плана, демократические и элитарные направления, универсальные массовые формы профессиональной культуры и народного творчества, народную культуру и собственно коммерческую массовую культуру. Человек, оказавшийся в высоко урбанизированной, поликультурной среде должен найти свое место под солнцем, свое социально-культурное пространство. Массовая культура создает такое пространство (или его иллюзию), на первый взгляд уютное и комфортное, предоставляющее необходимую информацию, развлекающее, обеспечивающее отдых, психологическую разрядку.

Массовая культура благодаря своей всеядности хорошо приспосабливается к разным условиям более того она использует нормы, технологические приемы многих разновидностей культур и даже вытесняет другие разновидности культуры имея основательную техническую и финансовую базу: народную, традиционную и современную, профессионально-специализированную, элитарную и демократически ориентированную. Но может и взаимодействовать этими культурными разновидностями.

В современных обществах элитарное, традиционное и массовое составляют пересекающиеся между собой и взаимопроникающие элементы культуры, которые зачастую не могут существовать друг без друга. Необходимо также учитывать сложность таких будто бы понятных явлений, как элита и традиция.

Понятие культурной элиты весьма неопределенно: во-первых, оно не совпадает с понятием социальной элиты; во-вторых, не совпадает с понятием «творцов» культуры. Поэтому даже серьезные исследователи вынуждены вводить в истолкование дихотомии  «элитарное – массовое» оценочный компонент. Отнесение чего-либо к массовой культуре нередко одновременно содержит скрытый намек на существование элитарной (обозначаемой как «высокая», «подлинная» и т.д.). Когда же критики, искусствоведы или литературоведы зачисляют произведение в разряд «высокой» («немассовой») культуры, они, естественно, руководствуются своими, весьма различными ценностями и вкусовыми ориентациями. В результате к сфере элитарного могут отнести и пустой, бесцветный (и в придачу никем не читаемый) роман, и шедевр.

Если от негативно-оценочного истолкования этих явлений перейти к их объективному историко-культурному и социологическому анализу, если перестать часть выдавать за целое, то окажется, что массовая культура – не особое, жестко фиксированное образование с определенным набором признаков, а некоторое состояние, обусловленное современным этапом исторического развития. Специфика массовой культуры состоит не в том, что она «плохая» по своему содержанию, а в том, что как ни тривиально выглядит это утверждение, она массовая. Стало быть, в сфере массовой культуры в разное время с большей или меньшей степенью вероятности могут оказаться различные и даже противостоящие друг другу ее образцы, в том числе и классические, и фольклорные, и элитарные и пр. Именно это последнее обстоятельство позволяет успешно работать над тем, чтобы подлинные ценности, как созданные в прошлом, так и формирующиеся на наших глазах, не замыкались ни на верхних, труднодоступных и малопосещаемых этажах культуры, ни на нижних, а жили полноценной жизнью совместно и повсеместно. И тогда, возможно, в рассуждениях теоретиков культуры «верх» не будет выглядеть столь недосягаемо высоким, а «низ» - таким непотребно низким, какими они часто выглядят сегодня.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Быстрова, А.Н. Мир культуры (основы культурологии) [Текст] : учебное пособие / А.Н. Быстрова ; отв. за выпуск А.Б. Тиранин ; ред. С.К. Макеенко ; худ. ред. А.И. Смирнов ; тех. ред. В.И. Гончаров ; опер. комп. верстки Ю.В. Толмачев , Н.А. Басалаева , Д.Ю. Толмачев. – 2-е изд. , испр. и доп. – М. : Изд-во Федора Конюхова ; Новосибирск : Изд-во ЮКЭА, 2002. – 712 с. : ил. – Тираж 3000 экз. – ISBN 5-93376-035-8.
  2. Введение в культурологию [Текст] : учебное пособие для вузов / руководитель автор. колл. и отв. ред. Е.В. Попов ; ред. колл. Н.И. Мартыненко [и др.] ; зав. ред. Е.С. Ивашкина ; ред. Н.А. Саврасова , Н.П. Шалиткина ; корр. Л.В. Агапонова , Е.С Ивашкина , В.А. Прокофьева ; худ. обл. В.А. Федоров ; верст. на комп. А.И. Попов. – 2-е изд. , перераб. и доп. – М. : ВЛАДОС, 1995. – 336 с. – Тираж 30000 экз. – ISBN 5-87065-055-0.
  3. Костина, А.В. Культурология [Текст] : учебник / А.В. Костина – 5-изд. , стер. – М. : КНОРУС, 2010. – 336 с. – Тираж 3000 экз. – ISBN 978-5-406-00724-2.
  4. Кравченко, А.И. Культурология [Текст] : учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко ; комп. верстка А.С. Щукин [и др.]. – 4-е изд. – М. : Академический проспект ; Трикста, 2003. – 496 с. – Тираж 3000 экз. – (серия «Gaudeamus»). – ISBN 5-8291-0290-0. – ISBN 5-902358-01-9.        

     

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Массовая и элитарная культура