Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 19:12, контрольная работа
Культура – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности и т.д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.
Введение
массовая культура и ее социальные функции
Основные проявления и направления массовой куль-
туры
Элитарная культура
Масса и элита как социокультурные феномены
Заключение.
идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама моды, имиджмейкерство и т.п.), формирующая стандарт социально
престижных образов и стилей жизни, интересы и потребности, типы внешности;
электронных приставок, компьютерных игр и т.п. до систем виртуальной реальности;
электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.
Итак, массовая культура – явление далеко неоднородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологи, как правило , выделяют три основные уровня массовой культуры:
иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Само слово «кич» происходит от немецких глаголов «kitschen» (халтурить, создавать низкопробные произведения) и «verkitschen» (дешево распродавать, продавать за бесценок). Если первые проявления кича широко были распространены лишь в прикладном искусстве, то по мере его развития область кича стала захватывать все виды искусства, в том числе кино и телевидение. Как правило, произведения, принадлежащие кич-культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. К ее основным характеристикам можно отнести: упрощенную передачу проблематики; опору на стереотипные образы, идеи, сюжеты; ориентированность на обывателя, чья жизнь протекает скучно и однообразно.
Кич однозначен, он не ставит вопросов, он содержит только ответы, заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий, сложного психологического дискомфорта. Кич-культура получила особое распространение в формировании жанра «бульварной прессы», кино и видео продукции. Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве.
Мид-культура проявляет двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в то же время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мид-культура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.
Наиболее высокий уровень массовой культуры – арт-культура, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.
Элитарная культура
В качестве культурологической оппозиции массовой культуре выступает элитарная культура, основная задача которой сводится к тому, чтобы сохранить в культуре творческое начало и пафос.
Элитарная культура – это высокая культура, массовой культуре противопоставляемая, не по характеру социального содержания, не по особенностям отображения действительности, но по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающие смыслообразующую функцию. Ее основной идеал – формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.
Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры»), которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения – языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы – священнослужителей, политиков, деятелей искусств – используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит.
Обращаясь к западноевропейской культуре, нетрудно обнаружить первые попытки осмысления элитарности в творчестве Гераклита и Платона. У Платона человеческое сознание делится на знание и мнение. Знание доступно интеллекту философов, а мнение – толпы. Следовательно, здесь впервые выделяется интеллектуальная элита как особая профессиональная группа – хранитель и носитель высшего знания.
В эпоху Возрождения проблема элиты была поставлена Ф.Петраркой в его знаменитом рассуждении «О подлинном благородстве». Благородство по интеллекту, а не по рождению, дань уважения личным заслугам, а не дворянским титулам – вот основа принципиальной новизны в постановке гуманистами этого вопроса.
Наиболее цельно и последовательно концепция элитарной культуры изложена в работах Х. Ортеги–и–Гассета. Наблюдая зарождение новых форм искусства с их бесчисленными скандально-крикливыми манифестами, неординарными художественными приемами, Ортега дал философскую оценку этому авангарду XX в. Его оценка сводится к утверждению, что импрессионисты, футуристы, сюрреалисты, абстракционисты раскалывают почитателей искусства на две группы: на тех, кто понимает новое искусство, и тех, кто не способен его понять, т.е. на «художественную элиту и широкую публику».
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность – свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму – сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания.
Если иметь в виду искусство массовой культуры, то можно констатировать различную чувствительность его видов к данному соотношению. В области музыки форма в полной мере является содержательной, даже незначительные ее трансформации (к примеру, широко распространенная практика перевода классической музыки в электронный вариант ее инструментовки) приводят к разрушению целостности произведения. В области изобразительного искусства к аналогичному результату приводит перевод аутентичного изображения в иной формат – репродукции или цифрового варианта (даже при стремлении сохранения контекста – в виртуальном музее). Что же касается литературного произведения, то изменение режима презентации – в том числе с традиционного книжного на цифровой – не влияет на его характер, так как формой произведения, структурой являются закономерности его драматургического построения, а не носитель – полиграфический или электронный – этой информации. Изменение аутентичного формата феноменов массовой культуры приводит к тому, что изменяется сущность произведения, где идеи предстают в упрощенном, адаптированном варианте, а креативные функции сменяются социализирующими.
Таким образом, элитарная культура – это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
Высокая культура – это непревзойденные образцы человеческой деятельности, включающие в себя гениальные открытия, изобретения, уникальные произведения искусства, подвиги духа, осуществленные идеалы своего времени, то, что представляет собою гордость любого народа и человечества в целом. Явления высокой культуры неповторимы, но могут служить образцом для жизни и деятельности последующих поколений. Они часто воспринимаются как определенные ступени в развитии всего общества, как такие феномены, которые как бы фокусируют в себе достижения предыдущих поколений.
Масса и элита как социокультурные феномены
Концепция «массового общества» возникает как реакция на две тенденции исторического развития, проявившиеся в XX в., но обозначившиеся уже ранее: активизацию на рубеже веков народных масс как творцов истории и процесс «дестратификации», который западные социологи рассматривают как движение в сторону ликвидации классовых антагонизмов. Именно на рубеже веков фокусируется интерес исследователей самых разных областей знания на старом, как само человечество, феномене толпы. Уже с конца XIX в. проявляя к ней жгучий интерес, специально изучает психологию толпы Г. Тард, Г. Лебон, У. Мак-Дауголл, З. Фрейд и др. Данная проблема разрабатывается и в России Бехтеревым, Михайловским, Войтоловским.
Эволюция понятия «масса» в концепциях «массового общества» шла через создание модели массы как толпы, растворяющей индивидуальность, складывающейся на почве утраты целостности личности, но тем не менее рвущейся к власти, которой надо преградить путь.
Одним из первых попытался дать системный анализ определений «массы» американский социолог Д. Белл, подчеркнувший, что разнообразие теорий «массового общества» и их недостаточная четкость предопределено изначально неопределенностью термина «массы», являющегося организующим началом подобных теорий. В работе «Конец идеологии» Д. Белл выделил пять основных значений данного термина:
ность классу или иной относительно однородной группе людей). Характерными чертами «человека массы» становится конформизм, «стадная экзальтация», безответственность, потеря индивидуальности;
на основе работы Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», видящего причину их выдвижения «к рампе» с «заднего плана социальной сцены» в низком качестве цивилизации и культуры;
дей свой отпечаток, предопределяет и регламентирует их образ жизни, пристрастия и предпочтения;
живается в работах М. Вебера, К. Маннгейма, Р. Липсета, Д. Рисмана, Э. Фромма, суть которых сводится к следующему: ориентация производства на повышение его эффективности создает ситуацию, где все решения принимаются наверху, в отрыве от основных производителей, теряющих свои личностные характеристики в «пользу стадности»;
ли заложены еще Г.Ю. Лебоном, затем продолжены З. Фрейдом, считающими поведение людей в толпе формой «массового психоза».
Однако разнообразие значений термина «масса» не предполагает проявления аналогичных различий на поведенческом уровне, где человек как часть массы неизбежно становится воплощением стадности, шаблонности и унифицированности. В основу сущностной характеристики подобного индивида могут быть положены такие его свойства, как обезличенность, замена индивидуальности инстинктивными реакциями («массовое опьянение», «массовое безумие»), преобладание эмоции над разумом, понижение интеллекта массы по сравнению с интеллектом составляющих ее единиц (масса – «сниженный уровень человечества»), утрата личной ответственности, нарушение контроля над своими действиями.
Элиты – это господствующие общественные группы, вырабатывающие и осуществляющие государственную, культурную и социально-экономическую политику. Элиты являются необходимыми и жизненно важными структурными элементами для функционирования общества любого типа. Согласно Оксфордскому словарю 1823 г., термин «элита» применялся в качестве определений категорий высшей знати, «избранных» людей. В современных исследованиях различаются политические и культурные элиты; первые, называемые также «правящими», «властными», сегодня достаточно подробно изучены. В концепциях элитизма В. Парето, Р. Михельса и Г. Моски становится доминирующей идея о том, что единственной надеждой на спасение культуры от омассовления является элитарная культура и элита как ее субъект.
По мнению Г. Моска существует закон социальной дихотомии общества, который может быть интерпретирован следующим образом: в любом обществе возникают два класса – господствующий и подчиняющийся, правящий и управляемый. Первый – всегда малочисленный – монополизирует власть и извлекает выгоду из своего положения. Другой же, более многочисленный, контролируется первым классом, обеспечивающим управляющему большинству материальные возможности для существования, а также средства для функционирования политического организма.