Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Это курганы, древние городища, мавзолеи. Примером одного из таких сооружений служит красивый и величественный мавзолей Бэндэбикэ возле нашего родного села Максютово Кугарчинского района.
Максютово - наша малая родина, поэтому нам стала очень интересна тема исследования. Захотелось узнать больше об истории этого сооружения, о самой Бэндэбикэ, о памятнике, о местах, где воздвигнуты такого рода сооружения и об их назначении. Это как самим прикоснуться к древней истории. Таким образом, темой нашего исследования является - Мавзолей Бэндэбикэ - историко-археологический памятник башкирской культуры.

Содержание работы

1.Введение 3
Глава 1. Кэшэнэ 5
Глава 2.Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры 5
Легенда о Бэндэбикэ ............7
Судьба памятника архитектуры и его останков……………..11
Гипотеза назначения мавзолея 15
Глава 3. В поисках истины 15
3.1 Основная версия назначения мавзолея 16
3.2 Версия вторая - таинственная 18
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

исследовательская работа Бэндэбике.docx

— 4.82 Мб (Скачать файл)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Максютово»

Исследовательский проект:

«Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской

культуры»

Выполнила: ученица 10 класса

Мусина Эльвина

МБОУ СОШ с. Максютово

Руководитель: Климкович Наталья Анатольевна

 

 

Максютово 2014

 

Содержание

1.Введение 3

Глава 1. Кэшэнэ 5

Глава 2.Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры 5

  1. Легенда о Бэндэбикэ ............7
  2. Судьба памятника архитектуры и его останков……………..11
  3. Гипотеза назначения мавзолея 15

Глава 3. В поисках истины 15

3.1 Основная версия назначения мавзолея 16

3.2 Версия вторая - таинственная 18

Заключение 23

Список литературы 24

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема, актуальность.

Башкирский край является уникальным местом, где расположено не только 150 памятников природы, но и большое количество памятников культуры.

Это курганы, древние городища, мавзолеи. Примером одного из таких сооружений служит красивый и величественный мавзолей Бэндэбикэ возле нашего родного села Максютово Кугарчинского района.

Максютово - наша малая родина, поэтому нам стала очень интересна тема исследования. Захотелось узнать больше об истории этого сооружения, о самой Бэндэбикэ, о памятнике, о местах, где воздвигнуты такого рода сооружения и об их назначении. Это как самим прикоснуться к древней истории. Таким образом, темой нашего исследования является - Мавзолей Бэндэбикэ - историко-археологический памятник башкирской культуры.

Цели исследования:

      1. Знакомство с историей кэшэнэ.
      2. Знакомство с археологией мавзолея.
      3. Выяснить причины строительства кэшэнэ (мавзолея) Бэндэбикэ на территории Кугарчинского района Республики Башкортостан.
      4. Выяснить, кем же была Бэндэбикэ.
      5. Исследовать гору на формирование родниковых вод.

В ходе реализации поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

        1. Изучить литературу по данной проблеме с использованием периодической литературы и ресурсов сети Интернет.
        2. Посетить археологический памятник Бэндэбикэ
        3. Беседы с Мажитовым Н.А., со старожилами села, учителем и библиотекарем.
        4. Провести опрос учащихся о Мавзолее Бэндэбике.
        1. Просмотр подшивки журнала «Советская археология» за 1968-1971 гг.
        2. Изучить мавзолей Бэндэбикэ и сопоставить его с аналогичными памятниками истории.
        1. Проведение опыта на источник воды.

Результат исследования

Результатом моего исследования является исследовательская работа  по истории на тему: «Мавзолей Бэндэбикэ - историко-археологический памятник башкирской культуры» и слайдовая презентация этого материала с докладом.

Практическое применение

  1. Расширение общего кругозора
  2. Закрепление навыка самостоятельной работы с различным материалом
  3. Закрепление навыков пользователя ПК и работы в сети Интернет
  4. Расширение и углубление знаний по истории

Метод: анализ научных работ, статей, сравнение, обобщение.

 

 

 

Глава 1. Кэшэнэ.

Начиная с X века, в Башкортостан проникает и начинает утверждаться мусульманская религия. Ее распространение повсеместно сопровождалось строительством молитвенных зданий - мечетей и мавзолеев над могилами святых, являющихся в настоящее время образцами древнего башкирского архитектурного зодчества.

Эти памятники искусства у башкир называются кэшэнэ.

КЭШЭНЭ (кэшэнэ), архитектурное сооружение из камня или кирпича над могилами знатных людей в средневековых исламских государствах. Слово "КЭШЭНЭ" иранского происхождения, переводится как "дом мертвых". Обязательный элемент Кэшэнэ - наличие купольно-сводчатого потолка. Это достигалось переводом прямоугольного основания на определенную высоту в многогранник, а затем в купол. Южный Урал является северной окраиной массового распространения Кэшэнэ вслед за Средней Азией и Казахстаном.

 

Глава 2. Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры.

Портально-купольный мавзолей Бэндэбикэ - находится около с. Максютово Кугарчинского района Башкортостана (Приложение 1) исследован в 1968-69 археологической экспедицией под руководством Н.А.Мажитова.1 Основу сооружения составляет прямоугольник 8,7x7 м (Приложение 2) (толщина стен 1,10 м) (Приложение 3). Для кладки использовались кирпичи двух цветов (Приложение 4). На фоне серых кирпичей красными выложен елочный орнаментальный узор. Верхние части стен и купол

 Мажитов Н.А, Салихов  Р.Т., Халиуллин Р.И. Отчёт о раскопках  средневекового мавзолея Бэндэбикэ  в Кугарчинском районе БАССР  в 1969 г. - Архив ИА РАН, Р-1, № 4009

 

обвалились, но найденные детали тромпов указывают, что стены переходили в восьмигранник. Купол, вероятно, был сводчатым. Квадратная гур-хана мавзолея перекрыта полусферическим внутренним куполом, а над ним - восьмигранным пирамидальным куполом. Вход располагался с юга и был оформлен мощным порталом, равным по ширине фасаду. В погребальную камеру ведет узкий дверной проем. (Приложение 5) Над порталом имелся сводчатый потолок. Пол гур-ханы и входа был устлан саманными кирпичами. Под кирпичным полом и кирпичным же надгробием было обнаружено одно захоронение в кирпичном склепе с деревянным перекрытием. Могила на высоте 40 см от пола прикрыта известняковыми плитами. Вдоль стен была сооружена кирпичная кладка из 10 рядов, выступавшая на поверхность земли и обмазанная снаружи белой глиной. Внутри склепа обнаружен костяк женщины. С данным мавзолеем связана башкирская легенда, согласно которой в нем погребена знатная женщина Бэндэбикэ, призывавшая своего мужа Ерэнсэ-сэсэна жить в дружбе и мире с казахами. Костяк женщины был ориентирован головой на запад, погребальный инвентарь отсутствовал, как предписывается мусульманским погребальным обрядом.¹

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________

¹ Мажитов Н.А. ,Яминов А.Ф.Раннемусульманские надгробные памятники-мавзолеи Башкирии золотоордынского времени.//Башкирский край и его народы.- Уфа,1990,стр.184-185

 

2.1 Легенда о  Бэндэбикэ

Давно это было, так давно, что пыль веков запорошила следы ходивших когда-то по этой земле людей, а время развеяло эту пыль в небытие, как ветер дым от потухшего костра.

Как рассказывали наши деды и прадеды, вольно жили тогда башкиры. Все дал Всевышний нашим предкам. Степи взглядом не окинуть, вершины гор орлам не достать, рекам нет числа, лесам нет конца. Кочевали башкиры по этой земле, не зная запрета. Растили детей, почитали родителей, соблюдали обычаи, слушали советы аксакалов. Казалось, живи, блаженствуй на этой земле. Но и яркое солнце заслоняет темная туча.

Человеческая жадность и гордыня не знали покоя в этом мире. Забыв заветы отцов и прадедов жить в согласии, законы, данные Аллахом, племена и роды грызлись между собой за лучшие пастбища и водопои. Совершали барымту за нанесенные обиды. Горевали старики, рыдали женщины, плакали дети. Тогда царил один закон - закон силы. Темная ночь опустилась на нашу землю. Казалось, нет надежды. Но всему в этом мире есть предел и после самой длинной ночи наступает рассвет.

Для нас этой утренней звездочкой стала Бэндэбикэ. О, это была великая женщина! Славилась в наших краях своей мудростью и святостью. И ее терпению пришел конец. Послала она джигитов на самых быстрых скакунах к вождям всех окрестных племен и родов с призывом собраться на большой йыйын в ее родовом ауле Максют. Не посмели вожди ее ослушаться, приехали на йыйын.

Долго не утихали взаимные споры и обиды. Тут встала Бэндэбикэ и обратилась к вождям с гневной речью: «О, вы, достойные вожди родов! Одумайтесь! Гордыня ослепила вас! Враждой и ненавистью вы только губите свой народ и землю, поливая ее слезами седобородых стариков, вдов и матерей! Так слушайте, что я вам скажу! Если мы не прекратим эту междоусобицу, то о нашей слабости прослышат соседи, ненасытные казахские племена, и придут, за добычей налетят, как огненная буря, и только пепел будет веять над нашими сожженными кочевьями!»

Устыдились вожди, опустили головы, сознавая горькую правду Бэндэбикэ. Дали нерушимую клятву жить в мире и согласии. Возликовал народ. Поскакали гонцы во все аулы и кочевья с радостной вестью. Настал мир!

Недолго наслаждался народ спокойствием. Пахнуло горелым ветром пожарищ с востока. С дальних кочевий принесли черную весть. Прослышав о междоусобной вражде среди башкир, идут набегом казахские племена.

Забили тревогу. Навстречу казахам отправился большой отряд воинов во главе с Бэндэбикэ. Встретились два войска в степи, подготовились к бою. Выехав вперед, обратилась Бэндэбикэ к нападавшим: «Стойте братья-казахи! В этой битве не будет победителей и побежденных. Только стервятники будут пировать на наших костях на радость нашим врагам. Подумайте, что нам делить? Если землю, то степь широка, всем места хватит. Если наживу, то еще никто не был счастлив на несчастии других. Если ищете славы, то стоит ли она слез и проклятий матери, потерявшей своих детей. Ну а если вас мои слова не вразумили, то мы готовы умереть, защищая родную землю». Удивились казахские воины, услышав эти слова из уст женщины. Поразились.

Собрались казахские аксакалы на совет и после споров решили из уважения к мудрой и святой Бэндэбикэ повернуть в обратную дорогу, в степи, и в знак примирения не совершать больше набегов на страну башкир. Долго не утихал праздник, где батыры состязались в силе и ловкости, а казахские акыны и башкирские сэсэны песнями восхваляли мир и доблесть своих недавних врагов. На следующий день еще раз, подтвердив клятвой нерушимый мир, башкиры и казахи мирно разъехались по своим кочевьям.

Разнеслась слава об этой женщине Бэндэбикэ по всем аулам нашего края. Шло время, подрастали дети. Не заметила Бэндэбикэ, как возмужал ее молодой муж Еренсэ, за которого она вышла замуж, подчинившись обычаям, будучи старше его на много лет. Всем был хорош Еренсэ. Силен как медьведь, быстр как сокол, на айтышах красным словом побеждал знаменитых сказителей. Его остроумные кулямясы и песни радовали сородичей на праздниках. Люди звали его Еренсэ-сэсэн.

Одна была беда. Горячая кровь джигита не давала ему покоя, захотелось ему воинской славы. Стал он подбивать молодежь идти в поход на казахские племена. Напрасно отговаривали его аксакалы от безумных советов. В своей гордыне Еренсэ-сэсэн не слушал разумных советов. Тогда встала Бэндэбикэ и сказала: «Послушай моего слова, Еренсэ, откажись от похода, не мути молодые головы, обещая добычу, недели шкуру неубитого медведя. Мы дали слово казахам хранить вечный мир, и проклятие падет на голову того, кто нарушит эту клятву. Нет тебе моего благословения!». Не внял Еренсэ-сэсэн грозному предостережению, отправился в поход. Почернела лицом Бэндэбикэ, заболела от огорчения, видимо, чувствовало сердце - быть несчастью.

Так оно и случилось. Едет Еренсэ-сэсэн с отрядом по степи и не чует беду, а она уже за плечами. Кто был охотником, сам стал добычей. Напали казахи не с той стороны, откуда ждали, застали башкир врасплох. Многие погибли, а оставшихся в живых джигитов во главе с Еренсе взяли в плен. Ждала их горькая участь. Видя их отчаяние, казахи смилостивились, поставили условие. Победит башкирский батыр казахского пехлевана в борьбе - отпустят пленных домой с конями в придачу, ну а не одолеет... горе побежденным, его убьют, а остальных продадут в рабство. Чувствуя свою вину за позор плена, бороться, вышел Еренсэ-сэсэн.

Схватились два батыра за пояса и закружились в смертельном танце. Взревели азартными голосами воины казахов. Долго не могли одолеть друг друга в поединке. Силы были равные. Но удача отвернулась от Еренсэ-сэсэна. Изловчившись, казах опрокинул его спиной наземь и занес над ним кинжал. Все замерли в ожидании последнего удара. Тут неожиданно засмеялся Еренсэ-сэсэн. Изумленные казахи решили, что он повредился умом перед лицом смерти. Спросили его, что означает этот странный смех. Отвечал им Еренсэ-сэсэн, что смеется он над собой, ибо судьба наказывает его за то, что не слушал мудрых советов жены своей Бэндэбикэ.

Она была против этого похода, напомнив ему взаимную клятву башкир и казахов хранить вечный мир. Узнав, что перед ними муж столь почтенной женщины, казахи отпустили Еренсэ-сэсэна с оставшимися воинами домой.

Горькое было возвращение. Весть о поражении башкир в бесславном походе птицей перепархивала с кочевья в кочевье. Воротившегося в родной аул батыра ждало печальное известие, его жена, славная Бэндэбикэ, умерла от горя, завещав похоронить ее в собственном доме, насыпав над ним курган. Тут не выдержало сердце Еренсэ-сэсэна, тяжкое чувство вины за содеянное не оставляло ему выбора. С горестным криком прыгнув на коня, он ускакал в горы и, взобравшись на высокую скалу, бросился вместе с конем с вершины вниз. Там его и похоронили. Давно это было... Очень давно. Нескончаемо течет время, что плетет свою нить из уходящих в небытие лет, нанизывая на нее бусинки из добрых и злых поступков человека, только имя Бэндэбикэ и Еренсэ-сэсэна напоминают нам, что честь и долг, добрые поступки и есть слава, на вершину которой возносит благодарная народная память.

 

2.2 . Судьба памятника  архитектуры и его останков.

В 1968-69 гг., когда от мавзолея-кэшэнэ остались практически одни развалины, здесь начали раскопки башкирские археологи под руководством тогда еще молодого ученого, а ныне известного археолога, академика, профессора Нияза Абдулхаковича Мажитова. Они обнаружили останки женщины, завернутые в лубок. Как отмечено в документах, особенности кладки из кирпича-сырца и слабо обожженного кирпича, а также особый кирпичный орнамент внешних стен позволяют отнести время сооружения мавзолея к XIV веку. Именно в золотоордынскую эпоху (XIII — XIV века) строились такие мавзолеи. В Башкортостане и в Челябинской области есть подобные строения, относящиеся примерно к этому же времени, — мавзолеи-кэшэнэ Тура-хана (Приложение 6), Хусаина-бека в Чишминском районе (Приложение 7) и башня Тамерлана находится в Варненском районе Челябинской области (Приложение 8). Первый, кто описал мавзолеи, ученый П.И. Рычков [историк и путешественник], выдвинул версию о некоей неизвестной науке цивилизации, бытовавшей на Южном Урале и оставившей после своего ухода в Китай несколько однотипных кирпичных сооружений. И возможно, что мавзолеи возведены над могилами «святых царей» этого народа...Этнограф Р.Г. Игнатьев уже сто лет спустя после Рычкова констатировал, что киргизы- кочевники и язычники - почитают храмы неизвестной веры и мавзолеи над прахами святых царей. Так и наше местное население, всегда сохранявшее трепетное отношение к своей святыне, было очень взволновано начавшимися раскопками. Но археологи объяснили сельчанам, что их цель — сохранение памятника истории для потомков. К тому же Нияз Мажитов загорелся благородной идеей восстановить внешность Бэндэбикэ, чтобы позволить людям увидеть, какой была эта женщина. В 1968 году ее останки были направлены в институт антропологии при МГУ, к одному из ведущих специалистов в этой области М. С. Акимовой. Она занималась антропологическими исследованиями населения Южного Урала и была практически единственным ученым в Советском Союзе, владевшим методикой восстановления внешности человека по имеющимся останкам. Но в 1971 году Акимова скончалась. И работа была остановлена.

Информация о работе Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры