Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Это курганы, древние городища, мавзолеи. Примером одного из таких сооружений служит красивый и величественный мавзолей Бэндэбикэ возле нашего родного села Максютово Кугарчинского района.
Максютово - наша малая родина, поэтому нам стала очень интересна тема исследования. Захотелось узнать больше об истории этого сооружения, о самой Бэндэбикэ, о памятнике, о местах, где воздвигнуты такого рода сооружения и об их назначении. Это как самим прикоснуться к древней истории. Таким образом, темой нашего исследования является - Мавзолей Бэндэбикэ - историко-археологический памятник башкирской культуры.

Содержание работы

1.Введение 3
Глава 1. Кэшэнэ 5
Глава 2.Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры 5
Легенда о Бэндэбикэ ............7
Судьба памятника архитектуры и его останков……………..11
Гипотеза назначения мавзолея 15
Глава 3. В поисках истины 15
3.1 Основная версия назначения мавзолея 16
3.2 Версия вторая - таинственная 18
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

исследовательская работа Бэндэбике.docx

— 4.82 Мб (Скачать файл)

Наил Валитов полагает, что все «КЭШЭНЭ» относятся к комплексу сакрального характера, где прихожане постигали сокровенное, а некоторые получали исцеление.

Тогда по Валитову легенда о Бэндэбики имеет сакральный смысл, суть которой заключается в следующем:

1. Местоположение Мавзолея находится на возвышенности, внутри которой происходит формирование родниковой воды, которая обладает очищающими способностями (Изгелер Шишме Су.-Наил Валитов.).

2. Горообразование - это называется-Йома Тау (Пятничная гора,

Благословенная гора.- Наил Валитов). Отсюда и название близлежащего села Максютово (Иома Тау Аулы).

3. Бендэ- Бикэ - это Богородица, заключенная в свойствах родниковой воды, посредством которой душа человека очищается и обретает качество ИРЕНСЕ (Осроу Тубэ Казн Тау.- Наил Валитов ), качество Аулии (Святого человека).

4. "Противостояния" с казахами не было. Это борьба человека с собственными недостатками в результате очищения души.

Протолексема «Казах" на древнем, знаковом письме, которым владели наши предки, имеет вид: "Ак Тау Эфендэ.- Наил Валитов ".

В стремлении достичь в ДУШЕ ГОСПОДА (АЛЛАХА) и обусловило название - БИКЕ, БЕИЕК - Великая Богородица. - (Наил Валитов).

Мы решили проверить прав ли Наил Валитов, значит, в переводе с праязыка в нашей Пятничной горе, должно происходить формирование родниковых вод. Провели исследование биолокационным способом на наличие источника (Приложение 13)

и выяснили, что, в возможно, источник существует, этому свидетельствуют скрещенные рамки (Приложение 14), в ходе исследования, и растущие на горе ивовые кустарники, что тоже свидетельствуют о присутствии воды.

В комментариях (Приложение 14) к статье «Возвращайся домой, Бэндэбике!» в газете «Республика Башкортостан» упоминается о роднике Бэндэбикэ, и при раскопках была обнаружена дорожка, ведущая к воде (из воспоминаний Асии Ишбулдовны). Расспрашивая старожилов о роднике, говорят, что их поблизости было много, а сейчас все они исчезли, тем более, что рядом было построена ферма...

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, проанализировав статьи и научные работы, мы подтвердили свои гипотезы о том, что мавзолей был храмом, где посредством молитвы происходило просветление души человека через святой источник, который формируется в недрах горы.

    Мавзолей Бэндэбикэ – историческое место. В нашем районе оно одно! В мавзолее  ощущаешь присутствие каких-то сил. Посетив его, уходишь в приподнятом настроении, полный сил. Мы считаем, что мавзолей должен быть открыт всегда, чтобы каждый странствующий будь то христианин или мусульманин, смог прийти и помолиться. Ведь и сама Бэндэбикэ обрела чистоту Души через молитвы и стала святой!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6 Мавзолей Тура - хана

 

Приложение 7 Мавзолей Хусейн-бека

 Приложение 8 Мавзолей Кесене (Башня Тамерлана)

Приложение 9

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

Ответы учеников Максютовской СОШ на вопрос: «Что вы знаете о Мавзолее Бэндэбике?»

1. Лиана И..

Я никогда не была в мавзолее. А мнения людей, которые там побывали, расходятся. Кто-то был в восторге и еще долго после этого ходил под впечатлением. А кто-то сказал, что ничего интересного там нет: обыкновенные развалины.

2. Альфия И.

Мавзолей Бэндэбики - это красивый и величественный мавзолей, в котором при раскопках были обнаружены останки женщины. По преданиям, Бэндэбикэ была маленького роста и горбатой. Когда умерла ее мать, отец привел в дом новую жену, женщину из Башкирской Ургинки, у которой был сын от первого брака, мальчик по имени Еренсе, и стали они жить вместе. И так случилось, что статный, красивый и сильный Еренсе полюбил свою сводную сестру, которая хоть и была старше его на много лет, несмотря на свою физическую неполноценность, была удивительным человеком. Бэндэбикэ была мудрой женщиной, сказительницей, ясновидящей. Она призывала все племена от Уральских гор до бескрайних степей Азии жить в мире и дружбе.

3. Динара К.

Я много, что знаю о Бэндэбике. Я бы хотела сходить туда.

4. Вика Н.

Я там была, но до конца так и не поняла, что это такое, что там такого особенного в этой могиле.

 

 

5.Марат Д.

В мавзолей мы ходили на экскурсию с классом. Остался под впечатлением. Мы гордимся, что такой ценный памятник находится у нас в селе. Меня удивили - ровные стены мавзолея. Но я возмущен, что до сих пор не возвращают останки нашей святыни!

6. Ильнур А.

Бэндэбике была мудрой женщиной, и мы почитаем ее. Были на экскурсии в мавзолее, и было интересно послушать легенду о Бэндэбикэ.

7. Катя И.

Мне очень хочется сходить в мавзолей, но он постоянно закрыт, внутрь не попадешь.

8. Алия М.

Мавзолей Бэндэбике - наша святыня, только ее нам не возвращают! Пожалуйста, верните нам останки нашей Бэндэбике!

9. Шамиль В.

Мы можем гордиться, что этот памятник архитектуры находиться в нашем селе.

А мавзолей виден с нашего двора. Это является своего рода украшением села, виден издалека, очень красив снаружи.

10. Эльвира Х.

Ходили на экскурсию в мавзолей: чувствовался исторический дух прошлого. Бэндэбике - мудрая женщина, которая хотела, что бы все народы жили в мире и согласии.

 

 

 

Приложение 12

Беседа с Мажитовым Н.А.

Через директора нашей школы мы узнали домашний телефон Мажитова Нияза Абдулхаковича и позвонили ему, чтобы узнать о подробностях раскопок мавзолея, сделанных им и группой археологов в 1968-1969 годах.

1. Сколько останков было обнаружено при раскопках? -Одно захоронение

Известно ли ему результаты краниологической экспертизы? -Да.

2. Какие результаты показала экспертиза, - какой облик, найденной женщины?- Не помню!

3. Где находятся ее останки?- Не помню!

4. Вернут ли нам останки?- Не знаю!

На все последующие вопросы Н.А. отвечал: «Не помню!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13,14

Биолокационный способ обнаружения водных потоков.

Проще всего для обнаружения локальных зон воспользоваться методом биолокации, доступным практически каждому, но требующим небольшой тренировки. Сущность метода заключается в том, что поиск зон производится с помощью так называемых «рамок», под которыми подразумеваются изогнутые под прямым углом металлические проволоки, лучше всего - вязальные спицы диаметром 2 мм и длиной 40 см с заостренным одним концом. 1/3 длины спицы изгибается под прямым углом к остальной части. Короткой частью с заостренным концом спица вставляется в корпус обычной стержневой авторучки вместо стержня. Длинный конец нужно затупить в целях безопасности. Рамка готова (рис.2) [4].

Оператор берет в каждую руку по рамке, наклоняет их немного вперед так, чтобы они были параллельны друг другу (рис. 1а, б), и обходит площадку или помещение. Проверку чувствительности оператора можно произвести, поднося рамки к стене. Примерно, за 30-40 см от стены рамки начнут расходиться (рис. 1в). Над источником воды рамки сами пересекутся, без какого бы то ни было желания оператора (рис. 1г).

При выходе из зоны рамки вновь становятся параллельными.

Приложение 15

Комментарии к статье «Возвращайся домой, Бэндэбике!» Алевтина(11.05.2011 04:04)

Когда я была еще девочкой, то мы с сестрой приезжали в гости в это село к тете. Именно она тогда рассказала мне историю об этом мавзолее. А воду из родника я всегда пила, когда за коровами шли, хотя источником и тогда этот ручеек назвать трудно было. Но все, же до сих пор я помню вкус этой воды: сладковатый с запахом земли. Сейчас я уже достаточно взрослая, у меня у самой две девочки и я часто рассказываю им эту историю, про принцессу Бэндэбикэ. Надеюсь, что мавзолей восстановят и Бэндэбикэ вернется и тогда все невзгоды останутся позади.

 

Ильнур (09.04.2008 04:41)

Большое спасибо за прочитанную мною статью о АУЛИЕ БЭНДЭБИКЕ. Я сам житель этого села и мне очень хотелось бы, чтоб останки Бэндэбикэ были возвращены в село. Вы забыли еще о роднике "Бэндэбикэ". Большое Вам спасибо от всей души.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры