Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2014 в 19:49, контрольная работа

Описание работы

Это курганы, древние городища, мавзолеи. Примером одного из таких сооружений служит красивый и величественный мавзолей Бэндэбикэ возле нашего родного села Максютово Кугарчинского района.
Максютово - наша малая родина, поэтому нам стала очень интересна тема исследования. Захотелось узнать больше об истории этого сооружения, о самой Бэндэбикэ, о памятнике, о местах, где воздвигнуты такого рода сооружения и об их назначении. Это как самим прикоснуться к древней истории. Таким образом, темой нашего исследования является - Мавзолей Бэндэбикэ - историко-археологический памятник башкирской культуры.

Содержание работы

1.Введение 3
Глава 1. Кэшэнэ 5
Глава 2.Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры 5
Легенда о Бэндэбикэ ............7
Судьба памятника архитектуры и его останков……………..11
Гипотеза назначения мавзолея 15
Глава 3. В поисках истины 15
3.1 Основная версия назначения мавзолея 16
3.2 Версия вторая - таинственная 18
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

исследовательская работа Бэндэбике.docx

— 4.82 Мб (Скачать файл)

Жителей нашего села Максютово очень беспокоит, что останки до сих пор не возвращены на место! Старики убеждены, что высшие силы не благосклонны к здешним местам с тех пор, как останки Бэндэбике извлечены из могилы. «Великий грех оставлять захоронение открытым, — говорят аксакалы. — Необходимо вернуть нашу святую домой. Тогда ее душа вновь обретет покой, а к нам вернется благополучие».

В настоящее время памятник находится в недостроенном состоянии: внутри потолок поддерживают железные столбы, которые стоят на месте самого мавзолея, вокруг много строительного мусора (Приложение 9)

Заключение о просмотренных журналах «Советская археология» за 1968-1971 гг.

Цель: найти статью, того времени о проведенных раскопках в нашем селе в 1968 -1969 гг.

Нам были интересны снимки, сделанные во время раскопок.

В просмотренных подшивках, мы не нашли ни одного упоминания об экспедиции в с. Максютово, хотя раскопки проводились на уровне страны! Возник вопрос: «Почему не было никакого отражения в журнале о проведенных раскопках?» Есть только догадки, а вопрос так и остался открытым.

В попытке найти след, где могут храниться останки Бэндэбике, пришли к выводу, что ее останки находятся в краниологическом хранении НИИ в музее антропологии МГУ (Москва), так как Акимова увезла их с собой для дальнейшего исследования. Отправили электронное письмо, но ответ так и не был получен!

 

Из бесед со старожилами села Амира-агая и Ишмухамет-агая:

Старейшины нашего села во все времена берегли святыню, охраняли ее, как могли, передавали молодым историю славной семьи. Так она и дошла до наших дней. Мне поведала легенду уроженка этих мест, в прошлом учительница, ныне председатель общества башкирской культуры «Ак-Тирмэ» Ляля Гибатовна Биишева. Ее отец Г. А. Биишев, родной брат известной писательницы Зайнаб Биишевой, был школьным учителем, сельским просветителем. Он рассказывал дочери, что во время Гражданской войны на пирамидальную крышу мавзолея ставили пулемет. Крепко досталось тогда древнему строению! Габдулла-агай с горечью говорил об этом. И впоследствии он очень переживал, видя, как разрушался мавзолей, вместе с максютовскими стариками пытался остановить беду. Однако в молодой советской стране не очень-то чтились такие святыни. Стены мавзолея в XX веке постепенно разрушались. Не имея собственных сил, Гибадулла Биишев уже после Великой Отечественной войны поднял этот вопрос на республиканском уровне, решив добиться восстановления исторического памятника...

 

Ишмухамет-агай уроженец села Туембетово, а ныне находящегося на заслуженном отдыхе сам присутствовал при вскрытии могилы и рассказал, что кроме скелета женщины там больше ничего не было. Археологи предположили, что, возможно, до них уже,  могилу вскрывали...

А вот что нам рассказала наша библиотекарь Асия Ишбулдовна: «Когда мы были детьми, мы любили играть на этом кургане с углублением посередине. Ранней весной, на этом месте в первую очередь таял снег, и открывалась земля, пригретая солнцем. Мы знали, что там внизу лежит святая Бэндэбикэ, но мы были детьми и не понимали, что в таких местах нельзя играть. Потом приехали археологи и раскопали курган. Нам не разрешали приближаться к раскопкам, но когда останки были извлечены, нам разрешили посмотреть. Нам показали, скамейку, где лежали ее останки. Но ярким воспоминанием была дорожка, выложенная из плитки с узором, ведущая, возможно, к источнику воды. Меня заинтересовало, что стало с каменными надмогильными плитами с арабскими надписями?»

Выводы: Из бесед со старожилами и по опросам учащихся (Приложение 11) видно, что все хорошо знают про Бэндэбике и хотят, чтобы нашу святыню возвратили домой! И наконец, был достроен мавзолей!

При раскопках, сделанных Мажитовым, была обнаружена постройка из кирпичей двух цветов. Если эта постройка воздвигнута одними мастерами, то почему отличаются кладки белого и красного кирпича (кладка из белого кирпича очень ровная по сравнению с кладкой из красного кирпича). (Приложение 10). Складывается впечатление, что верхнюю часть мавзолея снесли, чтобы скрыть историю. Это подтверждает и кандидат исторических наук, доцент Васильев Д.В. в своей статье «Мавзолеи золотой орды». Как отмечает В.В. Бартольд, нередко "монгольские ханы после принятия ислама уничтожали тайну, окружавшую могилы их языческих предшественников, и строили над этими могилами мавзолеи мусульманского типа"...

Мы попытались связаться с Мажитовым Н.А. по телефону (Приложение 12): исходя из ответов, Нияза Абдулхаковича у нас сложилось мнение, или он на самом деле не знает, или что-то скрывает. Осталось ощущение, что мы хотели узнать, то, что нам не следует знать! Нас удивило,  как можно не помнить результаты «своего детища» (раскопки Мавзолея Бэндэбикэ)! Облик Бэндэбикэ известен, только нам не дано его знать, вдруг этот облик перевернет историю мавзолея! Ведь, судя по экспертизе  останков  аналогичного памятника Хусаину-бека Чишминского района, на основе хорошо сохранившегося черепа был восстановлен его портрет - это был человеком с европейским лицом! Может и наша Бэндэбике была царицей, раз ей воздвигли такой памятник. Надеемся, что когда-нибудь образ нашей святыни будет известен нашему народу!

2.3. Гипотеза назначения  мавзолея.

В ходе анализа статей мы наткнулись на очень интересный материал о мавзолеях:

по информации историка-лингвиста Наила Валитова, все «КЭШЭНЭ» располагались возле источника - родника, и именно возле источника - родника происходило явление Солнца Богородицы посредством очищающего свойства родниковой воды -элемента «Арки» (Упанишады, 1992, 67)

Глава 3. В поисках истины.

Мы выдвинули две версии постройки мавзолея:

1.Мавзолей был построен над могилой знатной женщины. 2.Мавзолей был воздвигнут около святого источника.

3.1. Основная версия  назначения мавзолея.

С проникновением ислама в Башкортостан стали сооружаться здания культового (мечети) и мемориального (кэшэнэ) назначения.

Погребальный обряд хорошо отражает пути распространения ислама по территории Золотой Орды. Вехами на этих путях являются такие погребальные памятники, как мавзолеи ("дюрбэ",

"кэшэнэ", "мазар"). Мусульманские погребальные обряды  строго

 регламентированы правилами  шариата. Если строго следовать  их установлениям, то возведение  мавзолеев, либо других надмогильных  сооружений окажется порицаемой  практикой. В одном из хадисов  говорится, что на месте захоронения  мусульманина не должно оставлять  никаких памятных знаков, могила  должна быть сровнена с землёй  таким образом, что, сделав семь  шагов в сторону, её нельзя  было бы отличить от окружающей  почвы.1 Однако, вопреки этому, исламом была узаконена традиция создания специальных мест захоронения - кладбищ. Существует прямое указание шариата на запрет возведения мавзолеев над могилами, ибо это может вызвать зависть более бедных мусульман2, известно неодобрительное отношение шариата и официального ислама к молитве на могиле. Отсюда происходит требование шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети.3 Однако, мавзолеи и надгробные памятники возводятся именно в традициях мусульманской мечетной архитектуры. Кроме того, так называемые "святые могилы" (аулья, астана, зийарат и пр.) активно используются в качестве молитвенных мест во внемечетном мусульманском культе.4 Зачастую возведение мавзолея обусловливалось стремлением подчеркнуть святость покойного, либо его заслуги перед уммой - мусульманской общиной. Как отмечает В.В. Бартольд, нередко "монгольские ханы после принятия ислама уничтожали тайну, окружавшую могилы их языческих предшественников, и строили над этими могилами мавзолеи мусульманского типа",5 приводя в пример самого Тимура, который возвёл мавзолей над могилой своего отца-язычника. Отсюда видно, что как и всегда, если исламу не удавалось искоренить какие-либо обычаи и законы, делалась попытка придать им исламскую окраску, освятить их законами ислама. Так произошло и с погребальными обрядами.

Об этом свидетельствуют раскопки, сделанные Н.Мажитовым. В своей беседе он подчеркнул, что при раскопках был обнаружено одно захоронение, других захоронений не было.

Таким образом, назначение мавзолея Бэндэбикэ как усыпальницы, обусловило создание однокамерного квадратного помещения, переходящего в восьмигранник и купольное покрытие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________

Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. - М.: "Наука", 1978, стр. 51

2 Керимов Г.М. Ук. соч., стр. 57

3 Керимов Г.М. Ук. соч., стр. 55-56

4 Сызранов А.В. Культ мусульманских "святых мест" - "аулья" в Астраханском крае // Археология Нижнего Поволжья на рубеже тысячелетий - Астрахань: изд-во АГПУ, 2001, стр. 110-113

5Бартольд В.В. О погребении Тимура. // Соч., Т. II, ч. 2 - М., 1964, стр. 424

 

3.2. Версия вторая - таинственная.

В последние годы у многих людей возрос интерес к посещению определённых мест, именуемых в народе святыми: Мавзолеи Тура Хана и Хусейн Бека в Чишминском районе, места явления Казанской иконы Божией матери в городе Уфе и Табынской иконы Божией Матери, также именуемой Казанской. - (Автор) неподалёку от с. Красноусольский (До XX века имевшая название с. Богоявленское - Автор). Со всех концов нашей планеты с конца 80-х годов XX века не иссякает поток людей на Аркаим - уникальное явление в мировой культуре. Есть и другие места, куда стремятся пытливые, ищущие познать сокровенное, по - большому счёту светлые люди. Поток этот с каждым годом увеличивается.

Люди пользовались в период существования Великого города и пришли к выводу, что это был язык Богородицы - славянолатинский язык, что по сути дела одно и то же. Все дело в том, что язык людей того периода времени был ориентирован не только на постижение внутренней составляющей человека, но имел особый строй. Это было знаковое письмо. Каждый знак этого письма имел Самостоятельное значение, нёс определённую мировоззренческого характера смысловую нагрузку.

Древние это знали и пользовались им как при общении, так и - и это было главным - при, условно говоря, общении с Богородицей на внутреннем уровне. На первый взгляд это покажется необычным, но вся беда человечества в том, что оно утеряло понимание смысла этого процесса и как следствие этого понимание языка латинского. Поэтому - то этот язык сейчас называют «мертвым», то есть не имеющим точки приложения к практической жизни человека. Только и осталось, что врачи выписывают на латинском языке рецепты лекарственных препаратов, не понимая глубинного смысла этого акта. А ведь врачи по определению и были этими людьми, которые постигали явление Богородицы и, становясь светлыми людьми, могли исцелять людей, именно исцелять, а не лечить людей. - (Автор). Постижение же явления Богородицы шло посредством латинского языка - языка Богородицы и имело ещё другое название - Смирна. Да, именно та молитва - Смирна, посредством чего Иисус из Назарета постиг явление Богородицы и стал в последующем Иисусом Христом. Золото же и ладан, которые дали Ему три Волхва были на латинском языке: 1.СЭЛУ; 2.СЭЛУ ИНЭЙ, что означает в переводе на современный русский язык: 1.Красота; 2.Красота Богородицы. В совокупности это был акт второго и главного рождения человека, рождения кристально - чистой души, приобретшей в результате этого чистоту Богородицы - «СЭЛУ» и «СЭЛУ ИНЭИ». Слово «Врач» на праязыке - «славяно-латинском» означает - «Образ». То есть это является актом, во время которого человек во время медитации, молитвы постигал явление Богородицы и видел её «Образ - явление Казанской иконы Божией Матери». Лексема «Казанская» имеет смысл не от названия города Казань, а от места, где при определённых условиях происходит явление Богородицы - явление «КЭШЭНЭ» - явление СОЛНЦА БОГОРОДИЦЫ, происходившем на территории Башкирского Края - Бхарата - Арьяна Ваэджа. - Персии. Так вот, лексема «Казанская» в транскрипции праязыка имеет следующий вид: «КОЯШ ИНЭИ», что в переводе на современный русский язык означает: «Солнце Богородицы». Мы знаем, что на территории Башкирского Края имеется несколько зафиксированных письменными источниками мест, именуемых «КЭШЭНЭ», то есть мест, где при медитации (молитвы) человека у источника родниковой воды происходило на внутренних уровнях явление Богородицы - явление Солнца Богородицы. Именно этот процесс постижения Зороастром Солнца Богородицы описан в одном из дастанов древнеперсидского источника (Зороастрийские тексты, 1997, 84 - 85) и понимание этого процесса постижения человеком Солнца Богородицы и есть парадигма знаний, так необходимых человечеству в настоящее время. Именно та парадигма знаний, которым пользовались люди, стремящиеся найти Солнце Богородицы на внутренних уровнях во время медитации (молитвы) у источников родниковой воды (Зороастр, Моисей, Будда, Иисус Христос, Мухамед пророк, Святые всех времен и народов). - (Автор) и через это обретшие постижение смысла жизни.

Как мы выяснили ранее, отечественные и зарубежные учёные - лингвисты (М.Бойс, Н.Л.Членова и др.) пришли к выводу о местоположении описываемых в Древней Персии событий на территории Южного Урала.

Самое главное свойство Южного Урала- это чистота родниковых вод, формируемых в недрах возвышающихся над этой территорией горообразований. Поэтому эти горы и имеют названия, соответствующие этому свойству пород минералов, формирующих эти горообразования: Тюратав, Казаньтрав, Юряк Тау, Шиханы, Иремель, Курочкина гора, Лысая гора, Айбаш Тау, Соколиные горы, Галкина гора, Йома Тау,и др.

Придают же этой родниковой воде особый минерал, получивший в древних письменных источниках название - белый камень, а в геологии - карст. Вода эта имеет особое звучание, звучание первозданной чистоты, звучание Солнца Богородицы, звучание музыкального инструмента Курая. Не случайно человек, играющий на Курае , всегда ассоциировался с местностью, где журчит чистая родниковая вода.

Именно очищающее свойство родниковых вод этих гор дает возможность человеку во время медитации (молитвы) проявлять на внутренних уровнях явление Солнца Богородицы.

Поэтому все «КЭШЭНЭ» располагались возле источника - родника, и именно возле источника - родника происходило явление Солнца Богородицы посредством очищающего свойства родниковой воды - элемента «Арки» (Упанишады, 1992, 67)

В исторической науке название «КЭШЭНЭ» - мысовые городища, где происходило формирование родниковой воды, посредством которого Ногайские Ханы (Индийские царевичи, Князья духа. - автор):

  1. Мавзолей Тура Хана;
  2. Мавзолей Хусейн Бека;
  3. Мавзолей Бэндэбике;
  4. Часовня в Табынске;
  5. Башня Тамерлана в Варненском районе Челябинской

         области;

  1. Чёртово городище в городе Уфе;
  2. Чёртово городище в городище в городе Бирске;
  3. Чёртово городище в городе Нижний Новгород;
  4. Часовня в городе Уфе;

И т. д.

медитировали (молились), обретая чистоту Души, в результате которого Они становились Учителями для подданных (учеников).

Легенды и предания народов России всегда отличаются глубоким философским смыслом и несут в себе сакральный смысл, ориентируют человека на проявление лучших качеств души.

Информация о работе Мавзолей Бэндэбикэ - историко-архитектурный памятник башкирской культуры