Медвежья потеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Цель:
Изучить медвежью потеху как одно из излюбленных развлечений на Руси.
Задачи:
1. Изучить тотемное животное – медведь и отношение к нему народа.
2. Дать историческая справка.
3. Проанализировать и изучить мифы и притчи.
4. Рассмотреть как проходила на Руси медвежья потеха
5. Изучить «Сморгонскую академию»
6. Подвести итог «медвежьей потехи»

Файлы: 1 файл

медвежья потеха.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Лекция 

По предмету: «Режиссура фольклорно-этнографического театра».

По теме «Медвежья  потеха» 

Цель:

Изучить медвежью потеху как одно из излюбленных развлечений  на Руси.

Задачи:

1. Изучить тотемное животное – медведь и отношение к нему народа.

2. Дать историческая справка.

3. Проанализировать и  изучить мифы и притчи.

4. Рассмотреть как проходила на Руси медвежья потеха 

5. Изучить «Сморгонскую академию»

6. Подвести итог «медвежьей потехи»

Вопросы к лекции:

  1. Введение.

 2. Медведь как тотемное животное. Историческая справка. Мифы и притчи.

 3. Развлечение на Руси «Медвежья потеха»

 4. «Сморгонская академия»

 5. Итог «медвежьей потехи» и ее влияние.

 6. Фотоматериалы по теме «Медвежья потеха».

 

Список литературы:

 

Основная:

  1. Забелин И. Домашний быт русских царей в ХУ1 и ХУ11 столетиях.т.1, ч.2 , Изд. "Языки русской культуры",М.,2000г.,  с. ,309.

Вопрос 4 – с. – 58.

Вопрос 6 – с. – 184.

 

Дополнительная:

2. Рыбаков Б. А. Глубина памяти. Сб. Древность: Арьи. Славяне./ Б. А. Рыбков Изд. 2, Изд."Палея", М., 1996г., с. 158.

3. Морозов А.А. К  вопросу об исторической роли  и значении скоморохов. Сб. Русский  фольклор ХУ1. Историческая жизнь  народной поэзии./ А. А. Морозов Л., "Наука",1986г., с. - 309

4.. Забылин М. Русский  народ. Его обычаи, отряды, предания, суеверия и поэзия./ М. Забылин Изд."Книга Принтшоп",М., 1989г., с. – 624

5. Некрылова А.Ф. Русские  народные городские праздники  увеселения и зрелища. Конец  ХУ111 -начало ХХвека./ А. Ф. Некрылова Л. /'Искусство11, 1984г, с. – 191

6. Солодухо Я. Медвежья академия, ж. Советский цирк / Я. Солодухо М. -1989г., с. - 156

7. Поблебкин В.В. Словарь  международной символики и эмблематики./ В. В. Поблебкин М., Изд."Международные отношения",1994г.

8. Всеволодский -Гернгросс  В.И. Начало цирка в России. Сб. Временник отдела истории и теории театра. О театре./ В. И. Всеволодский -Гернгросс Изд."Академия", Л., 1978г., с. – 198

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Медвежья потеха состояла из трёх частей: травли, боя и комедии, в которую входили медвежьи представления  с " поводчиками" и неизменной спутницей Топтыгина "козой" - ряженым скоморохом. Чаше всего потеха начиналась комедией или драмой - травлей и заканчивалась трагедией - боем. "Во всяком случае, - подчеркивает Забелин, - это был довольно разнообразный и очень занимательный спектакль для тогдашнего общества, вполне заменявший ему наши театральные зрелища. Медвежьи увеселения давались обыкновенно в Кремле на дворце, т.е. где-либо на нижнем под горою или на заднем государевом дворе, на особо устроенном для того месте. В ХVII ст. нередко они давались и на старом Цареборисовском дворе, близ палат патриарха."

Кроме того, народ тешился  медвежьей потехой и в других местах столицы: на Старом Ваганькове, на Новом Ваганькове, на Трех Горах, в Покровском - Рубцове, на Хорошове в Танинском.

На масленицу это государево развлечение устраивалось на Москве-реке для всенародного зрелища. В 1585 году 20 февраля при царе Федоре Иоановиче медвежья потеха началась с того, что некий Федор Пучок Молвенинов привёл на потеху государю "медведя с хлебом да с солью в саадаке", т.е. вооруженного луком и стрелами, а потом "спущал" своего ученого медведя на бой с диким медведем. Спектакль, видимо, очень понравился государю, так как поводчик получил значительную награду: "камку добрую в 5 рублей, зуфь костоманскую в 3 рубля, сукно доброе в 2 рубля, да человек его (ассистент - С. М.) получил суконце в 4 гривны, притом что за медвежий бой обыкновенно была награда всего "сукно доброе ценою в 2 рубля".

 

 

1. Медведь как  тотемное животное. Историческая  справка. Мифы и притчи.

Знакомство с историческими материалами по медвежьей потехе убеждает в том, что в этом развлечении сплавились тотемистические традиции с участием бога Волоса-Велеса - Медведя и шамана-трикстера-дрессировщика, иронизирующего и насмехающегося над развенчанным божеством. Более того, на примере низложения тотемистического божества Волоса-Велеса можно проследить превращение сакральной фигуры животного в "артиста" современного цирка.

Итак, культ медведя  проходит через всю историю человечества - от мустьерской эпохи (когда ещё не появился человек современного физического типа) до XX века. Медведь является самой древней ипостасью бога Земли, а также бога вообще.

Познакомимся с мифологизацией образа Медведя и превращением этого  грозного и коварного животного  в косолапого, обаятельного увальня, партнера поводчика-дрессировщика.

В русских сказках  и мифах народностей Сибири медведь  отождествляется с человеком. Вероятно, это происходит потому, что это  животное, встав на задние лапы, напоминает фигуру человека. Б.Рыбаков считает, что "осознание родства человека с медведем, столь часто прослеживаемое по этнографическим материалам, должно восходить к глубокой древности, так как первобытному охотнику из всех звериных шкур (бизона, коня, носорога) легче всего было бы надеть на себя шкуру медведя и воспроизвести в ней движения этого зверя на охоте, если охотникам нужно было подкрадываться переряженными к настоящим медведям, или во время ритуального магического танца на медвежьем празднике. 3а глубокую древность медвежьего культа говорит то, что он прочно укоренился не только у охотничьих народов, но даже и у народов, давно ставших земледельческими".

Возникнув в отдаленную эпоху материнского рода как тотемистический  культ, Медвежий праздник в дальнейшем, с разложением родового строя, превращается в общеплеменное празднество. Впоследствии образ божественного зверя трансформируется в образ небесного зверя, приходящего в тайгу к людям от небесных матери и отца (как изображалось в мифах у хантов и манси), а затем - в верховное божество, известное у народов Сибири под именем Громник.

В древнеиндийской эпической  поэме "Рамаяна" сохранилось "отражение  угасающей памяти этого культа" Медведя.

Герой поэмы Рама идет сражаться с демонами, похитившими  его жену, и к нему присоединяется армия сильных обезьян. Их битва с демонами описывается во всех подробностях, но очень мало внимания в более поздних вариантах поэмы уделяется тому факту, что оказывается, к Раме присоединились и медведи, которые были могучими бойцами. Они вырывали деревья из земли и бились ими, как дубинами. В результате победы обезьяны навеки остались друзьями Рамы, их вождь Хануман обожествлён в Индии и изображения его есть в храмах, а медведям не находится места ни в сказках, ни в темах изобразительного искусства, ни тем более в храмах. Культ прочно забыт. И если бы не было древнего варианта "Рамаяны", то в Индии (где медведи не водятся, за исключением некрупных гималайских медведей) никто и не вспомнил бы, наверное, об ушедших в глубины тысячелетий могучих лесных зверей и весьма давних, сложных, но близких с ними отношениях охотников - арьев на древних землях Восточной Европы. Тем не менее, само слово "медведь" состоит из двух частей, созвучных санскритским словам "мадху" (мед) и "вед" (знание, ведение), что несет в себе значение "знающий (ведающий) мед".

Литературный памятник "Рамаяна" как бы воссоздает те времена, когда между человеком  и медведем были дружеские отношения, а, возможно, лишь обращение Рамы за помощью к своему древнему тотему Медведю дало ему силы в борьбе с демонами.

Одним словом, пратоиндоевропейцы и, наверно, их шаманы умели находить общий язык с медведем, не исключено, что с помощью меда в виде жертвоприношения.

Латинское, ursus, греческое arktos "медведь", по-видимому, этимологически связаны с праиндоевропеиским urs - en "мужской". Устойчиво держалось мнение, что медведь был богом плодородия, способствовал урожайности полей. Существовало поверье о том, что голова медведя, зарытая в землю, способствует увеличению поголовья скота. У славян в обряде первой пахоты участвовали люди, одетые в медвежьи шкуры. В Румынии был найден ритуальный сосуд 5 тысячелетия до н. э. в виде медведя. На женских статуэтках эпохи неолита богиня иногда представлена в виде медведицы (ведь она - супруга медведя, а, возможно, это женщина-шаманка, которая непосредственно общалась с живым тотемом медведем и проводила в древности тотемистические действа с участием живого медведя.

Артемида почиталась в образе медведицы, а её жриц называли "медведицами". В Афинах девушки, достигшие брачного возраста, совершали культовый танец в медвежьих масках. В России был обычай называть новобрачных медведями, а медвежий карнавал на масленицу носил эротический характер. Существует обширный цикл сказок, в которых главным героем является полумедведь-получеловек. Это - русские, украинские и белорусские сказки об "Ивашке Медвежьем Ушке", широко распространенные от Карпат до Печеры и от Прибалтики до Южного Урала.

"Медвежье Ушко" ("Медведко", "Бедмедъ", "Медведович", "Медведюк") рождается от связи  медведя с человеком, известны оба возможных в этой ситуации варианта: медведь -отец, а мать-женщина или же мать - медведица, а отец-человек (поп, крестьянин). У медвежьего сына "кожа медвежья, лицо человечье" или "до пояса человек, а от пояса медведь". Иногда у него только ухо медвежье. Богатырь растет не по дням, а по часам и, будучи ещё ребенком, выворачивает дубы, выламывает бревна в избе и т.д.

В сказке ХУ11 в. "0 премудрых  женах, которая жена медведя грамоте  научила", возможно, сохранились  воспоминания о том времени, когда  шаманами, ухаживавшими за тотемистическими медведями были женщины и описывается один из методов приручения опасного тотема.

Вкратце содержание сказки таково: один знатный человек, разгневавшись  на попа, заставил его, для искупления вины научить грамоте медведя. Опечаленный поп рассказал об этом своей жене. Попадъя успокоила мужа, пообещав выполнить приказ вельможи. И вот как она это сделала. "Жена бедная прикормила прежде медведя хлебом и приручила к себе и, прием книгу, прокладывала между листов писаных блинами и изучила медведя блинов искати и листы превращати и мормкотати: и тако его за хлебом выучила книгу держати и листы превращати. Поп, видев сию хитрость жены своей, подивися и приведе медведя к господину своему и показуя учение, посадивши медведя, даде ему книгу. Медведь, яко обычаен хлеба искати, нача листы обращати и говорил по книге по своему языку: "мру, мру, мру". Господин зело увеселися".

Сказка "О премудрых  женах, которая жена медведя грамоте  научила" интересна ещё тем, что  в ней довольно подробно описан один из трюков медвежьей потехи (чтение медведем книги), с которым выступали русские поводчики-дрессировщики.

Вместе с тем сказка служит ещё  одним подтверждением того, что шаманы-дрессировщики  и дрессировщицы, находившиеся рядом  с тотемами (Львами, Буйволами, Собаками, Волками, Лошадьми, Медведями), кормлением и лаской добивались доверительных отношений с божествами. Такой принцип общения человека с животными в цирковом мире получил название "гуманного метода дрессуры".

Несмотря на то, что прошли тысячелетия с того времени, когда шаманы и их соплеменники преклонялись и боготворили медведя, но вплоть до XX в. христианская церковь боролась с тем, чтобы прихожане не привязывали к себе в виде талисмана, охраняющего от злых чар, "шерсть медведя, которого водят".

Из некоторых мифов можно  узнать, как медведь-небесное существо был изгнан богом за ослушание  на землю. У гиляков, айнов и других народов, проживавших в западной и восточной Сибири сохранилось  предание о медведе - звере священном.

Вот эта история. Жил медведь когда-то у Нуми Торум, на небе, в золотом его доме, в переднем углу на кухне. Раз Нуми пошёл на охоту, удаляясь, запер медведя, предупредив, чтобы он сидел тихо и дверей не ломал. Посидел, посидел медведь и надоело ему. Подошёл к дверям и проверил: хорошо ли заперты. Нажал медведь посильней и сломал замок. Сначала испугался, но потом видит, что бога нет и решил прогуляться. Ходил долго, но вскоре стало скучно, так как вокруг была одна трава, а леса вовсе не было. Вдруг увидел божьих лошадей и побежал к ним. Хотел с ними поиграть, а те испугались и бросились в сторону. Медведь за ними. Оглянулся, и увидел яму, на дне которой виднеются многочисленные леса и воды. Захотелось медведю туда, вниз, а нельзя, дороги нет. Бился медведь, бился, но ничего не получилось. Рассердился и пошёл домой, а по дороге стал всё ломать. Вошёл в дом и прежде всего разорвал свою постель. Вдруг слышит, что бог возвращается и подходит к дому. Отрясая лыжи от снега, приговаривает: "Если бы не сын мне их делал, давно бы они у меня сломались".

Входит бог в дом и видит  беспорядок. Спрашивает медведя, уже  мирно сидящего в углу: "Это  что?" Тот волей неволей, но вынужден был сознаться и рассказать, как  всё было. Свой поступок объяснил тем, что ему уж очень надоело сидеть дома, поэтому он и пошёл гулять.

Рассердился на него бог, обругал его, а затем, надев фартук, стал делать цепь из старых ножей, топоров, лопат. Получилась длинная цепь в триста саженей. Потом  сделал люльку из бересты и посадил  туда медведя, который всё время  дрожал от страха. Бог подвёл медведя к отверстию, через которое было видно землю, и опустил туда люльку с медведем. Подвесил её так, чтобы она не касалась земли, и поднял сильную бурю. Люлька свободно раскачивалась из стороны в сторону. От этого медведя укачало до того, что, когда бог подошёл на третий день к отверстию и спросил лохматого, какого ему живется, медведь немедленно ответил: "Как тебе не стыдно надо мной смеяться? Я и так чуть жив!"

После этого бог смилостивился  и говорит: "Это я тебе в наказание. Теперь же я исполню твоё желание, спущу тебя на землю. Только смотри, не ешь ничего из человеческих амбаров, а то отощаешь и погибнешь. Если исполнишь приказание, то будешь живым. Поручить тебе рыбу и другие запасы в амбарах нельзя, потому что ты будешь их разорять и даже людей убивать".

Информация о работе Медвежья потеха