Медвежья потеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Цель:
Изучить медвежью потеху как одно из излюбленных развлечений на Руси.
Задачи:
1. Изучить тотемное животное – медведь и отношение к нему народа.
2. Дать историческая справка.
3. Проанализировать и изучить мифы и притчи.
4. Рассмотреть как проходила на Руси медвежья потеха
5. Изучить «Сморгонскую академию»
6. Подвести итог «медвежьей потехи»

Файлы: 1 файл

медвежья потеха.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Некоторых из медведей после обучения, в самом деле подвергали ряду операций: подпиливали когти и зубы, подрезали сухожилия лап, продевали через нос и губы кольцо, некоторым, не в меру "дурашливым", выкалывали глаза. Все это делалось для того, чтобы медведем легче было командовать (дерганье за кольцо причиняло зверю боль, как деревенскому быку, и он вынужден был выполнять приказания поводчика) и ещё для того, чтобы обезопасить поводыря от рассерженного зверя.

Дальнейшая судьба "выпускников  сморгонской академии" складывалась по-разному. Иные, самые талантливые,, поставлялись в имение к Радзивиллам или продавались помещикам и в том числе польским. Большая часть выученных медведей попадала к цыганам поселившимся в местечке Мире (недалеко от города Новогрудка Минской губернии ) и нанимавшимся на службу по уходу за медведями. Именно цыганам полагает Некрылова, "предоставлено было право водить медведей на посторонние потехи и для собственных заработков". Благодаря этому медведи, обученные в Сморгонах были известны далеко за пределами Белоруссии. Они демонстрировались на ярмарках Пруссии, Шлезвига, Баварии и Эльзаса, составляя конкуренцию знаменитым венгерским медведчикам. Не стоит думать, справедливо замечает Некрылова, что в Европе выступали из России только "сморгонцы", кроме них там появлялись вожаки и из других. Медвежье училище в Сморгонах просуществовало недолго.

"Трюк" давно находится  под запретом.

Медвежье училище в  Сморгонах просуществовало недолго.

Тем не менее, воспоминания о сморгонских медведях и о  радзивилловском зверинце дожили среди  местных жителей почти до наших  дней.

Путешествуя по Западной России и заходя в Европу, "сморгонские  медведчики", обычно не появлялись в  Средней России, так как уступали знаменитым волжским коллегам. Некоторые  историки считают, что причина была в отсутствии у цыган остроумных приговоров, какими славились нижегородские сергачи и в крайне примитивной дрессуре, если сравнивать с трюками нижегородских медведчиков. Между тем, подчёркивает А. Некрылова, благодаря как раз этим остроумным приговорам медвежья комедия на протяжении веков привлекала к себе всеобщее внимание.

Осмелимся возразить, не только смешной текст был причиной тысячелетнего интереса и притягательности " учёных медведей", но и мистическая  фигура самого грозного зверя в загадочном и непредсказуемом животном явно проглядывали черты языческого бога Волоса, "сокрушающем на пожитиях скоты". О этим божеством связан культ одного из святых христианского пантеона Власия, покровителя скота, имеющего власть над хищными животными. На некоторых иконах этого святого изображались дъяволы с медвежьими головами.

 

 

 

4 Итог «медвежьей потехи» и ее влияние.

Цирковая судьба "Медвежьей  комедии" в России складывалась мудрено. В Москве, за Тверской заставой, до 1830 года собиралаг толпы народа медвежья и волчья травля, которую содержал И.И. Богатырев. Впоследствии она переместилась за Рогожскую заставу, где специально был построен деревянный круглый амфитеатр, как в Древней Руси. Медведя выводили, привязывал и спускали на него собак - "мордашей",малорослых и головастых, отличавшихся мертвой хваткой, и больших, похожих на бульдога "меделянок", Накал поединка был так высок, что собаки порой как бы коченели от злобы их окатывали водой или просто оку нали в лужи.

В традиционный круг цирковых аттракционов "травля" не вошла, однако сохранилась афиша цирка рархьом, относящаяся к 1905 году, изображающая травлю зверей собаками: русского крестьянина с медведем, восточного человека с тигром и западного шпильмана с быком. Но в программах лучших мировых цирков этот вид "развлечения" никогда не демонстрировался. Возможно, появление такой афиши было всего на всего рекламным трюком ловкого директора " прогорающего " цирка.

Вторую часть " Медвежьей  комедии", которую разыгрывали  медведь и поводчик, бродившие  по российским деревням, селам и  порой заходившие даже в большие  города, можно было увидеть вплоть до 20-ых годов XX в.

Исследователь театра и  цирка Всеволодский - Гернгросс пишет, что ему довелось встретить медведя  с вожаком в апреле 1926 г. в Ленинграде. Поводырь с питомцем давали представление " просто на улицах и площадях. Тем же делом на юге ССОР занимаются цыгане и персы, водящие обезьян, и представляющие точь в точь то же, что и медведи. Зато цирковая программа пестрит демонстрациями разных других учёных зверей : собак, слонов и пр., а "медвежья потеха"' в программу цирка не вошла, хотя, подчёркивает театровед, 24 " мастерство одинаковое, разница лишь в исполнителе".

Всеволодский - Гернгросс  был абсолютно прав, дрессура вожаков - поводчиков по своему трюковому уровню не уступала номерам, которые в те годы демонстрировали на аренах цирков собачки, слоны и пр. Однако ведущий театровед ССОР может быть не возмущался вовсе, если бы знал, что уже с 1920 года на аренах отечественных цирков вновь выступает выдающийся клоун -дрессировщик В.Л.Дуров, продолжатель традиций скоморохов-трикстеров, разыгрывавший с лохматыми и косолапыми партнёрами "медвежью потеху".

Медведь Дурова, кроме  всех обычных умений, какие демонстрировали "учёные Михайло Потапочи" скоморохов, забавно ходил и звонил в колокольчик. Этот трюк медведя Дуров преподносил как пародию на "производственное совещание 1234-е с "оратором -звонарём".

Так царская забава в  начале XX века, просуществовав недолго  в виде уличного развлечения российского  пролетариата, затем окончательно трансформировалась в цирковой номер с дрессированными  медведями. Зрители стали очевидцами превращения "медвежьей потехи" в цирковую игру, в которой участвовали тысячелетиями неразлучные партнёры: бывший бог Волос-Велес-Медведь( ныне ловкий артист манежа) и бывший шаман-трикстер-скоморох, преобразившийся в наблюдательного и умелого дрессировщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

Основная:

1. Забелин И. Домашний  быт русских царей в ХУ1 и  ХУ11 столетиях.т.1, ч.2 , Изд. "Языки  русской культуры",М.,2000г.

 

Дополнительная:

2. Рыбаков Б. Глубина памяти. Сб. Древность: Арьи. Славяне.Изд. 2, Изд."Палея", М., 1996г., с. 55 -56.

3. Морозов А.А. К вопросу об исторической роли и значении скоморохов. Сб. Русский фольклор ХУ1. Историческая жизнь народной поэзии. Л., "Наука",1986г.

4.. Забылин М. Русский народ.  Его обычаи, отряды, предания, суеверия  и поэзия. Изд."Книга Принтшоп",М., 1989г. 

5. Некрылова А.Ф. Русские народные  городские праздники увеселения  и зрелища. Конец ХУ111 -начало  ХХвека. Л. /'Искусство11, 1984г 

6. Солодухо Я. Медвежья академия, ж. Советский цирк Ш 3,1989г 

7. Поблебкин В.В. Словарь международной  символики и эмблематики. М., Изд."Международные отношения",1994г.

8. Всеволодский -Гернгросс В.И. Начало  цирка в России. Сб. Временник  отдела истории и теории театра. О театре. Изд."Академия", Л., 1978г.,


Информация о работе Медвежья потеха