Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:47, реферат
Цель:
Изучить медвежью потеху как одно из излюбленных развлечений на Руси.
Задачи:
1. Изучить тотемное животное – медведь и отношение к нему народа.
2. Дать историческая справка.
3. Проанализировать и изучить мифы и притчи.
4. Рассмотреть как проходила на Руси медвежья потеха
5. Изучить «Сморгонскую академию»
6. Подвести итог «медвежьей потехи»
Некоторых из медведей после обучения, в самом деле подвергали ряду операций: подпиливали когти и зубы, подрезали сухожилия лап, продевали через нос и губы кольцо, некоторым, не в меру "дурашливым", выкалывали глаза. Все это делалось для того, чтобы медведем легче было командовать (дерганье за кольцо причиняло зверю боль, как деревенскому быку, и он вынужден был выполнять приказания поводчика) и ещё для того, чтобы обезопасить поводыря от рассерженного зверя.
Дальнейшая судьба "выпускников сморгонской академии" складывалась по-разному. Иные, самые талантливые,, поставлялись в имение к Радзивиллам или продавались помещикам и в том числе польским. Большая часть выученных медведей попадала к цыганам поселившимся в местечке Мире (недалеко от города Новогрудка Минской губернии ) и нанимавшимся на службу по уходу за медведями. Именно цыганам полагает Некрылова, "предоставлено было право водить медведей на посторонние потехи и для собственных заработков". Благодаря этому медведи, обученные в Сморгонах были известны далеко за пределами Белоруссии. Они демонстрировались на ярмарках Пруссии, Шлезвига, Баварии и Эльзаса, составляя конкуренцию знаменитым венгерским медведчикам. Не стоит думать, справедливо замечает Некрылова, что в Европе выступали из России только "сморгонцы", кроме них там появлялись вожаки и из других. Медвежье училище в Сморгонах просуществовало недолго.
"Трюк" давно находится под запретом.
Медвежье училище в
Сморгонах просуществовало
Тем не менее, воспоминания о сморгонских медведях и о радзивилловском зверинце дожили среди местных жителей почти до наших дней.
Путешествуя по Западной России и заходя в Европу, "сморгонские медведчики", обычно не появлялись в Средней России, так как уступали знаменитым волжским коллегам. Некоторые историки считают, что причина была в отсутствии у цыган остроумных приговоров, какими славились нижегородские сергачи и в крайне примитивной дрессуре, если сравнивать с трюками нижегородских медведчиков. Между тем, подчёркивает А. Некрылова, благодаря как раз этим остроумным приговорам медвежья комедия на протяжении веков привлекала к себе всеобщее внимание.
Осмелимся возразить, не только смешной текст был причиной тысячелетнего интереса и притягательности " учёных медведей", но и мистическая фигура самого грозного зверя в загадочном и непредсказуемом животном явно проглядывали черты языческого бога Волоса, "сокрушающем на пожитиях скоты". О этим божеством связан культ одного из святых христианского пантеона Власия, покровителя скота, имеющего власть над хищными животными. На некоторых иконах этого святого изображались дъяволы с медвежьими головами.
4 Итог «медвежьей потехи» и ее влияние.
Цирковая судьба "Медвежьей комедии" в России складывалась мудрено. В Москве, за Тверской заставой, до 1830 года собиралаг толпы народа медвежья и волчья травля, которую содержал И.И. Богатырев. Впоследствии она переместилась за Рогожскую заставу, где специально был построен деревянный круглый амфитеатр, как в Древней Руси. Медведя выводили, привязывал и спускали на него собак - "мордашей",малорослых и головастых, отличавшихся мертвой хваткой, и больших, похожих на бульдога "меделянок", Накал поединка был так высок, что собаки порой как бы коченели от злобы их окатывали водой или просто оку нали в лужи.
В традиционный круг цирковых
аттракционов "травля" не вошла, однако
сохранилась афиша цирка
Вторую часть " Медвежьей комедии", которую разыгрывали медведь и поводчик, бродившие по российским деревням, селам и порой заходившие даже в большие города, можно было увидеть вплоть до 20-ых годов XX в.
Исследователь театра и цирка Всеволодский - Гернгросс пишет, что ему довелось встретить медведя с вожаком в апреле 1926 г. в Ленинграде. Поводырь с питомцем давали представление " просто на улицах и площадях. Тем же делом на юге ССОР занимаются цыгане и персы, водящие обезьян, и представляющие точь в точь то же, что и медведи. Зато цирковая программа пестрит демонстрациями разных других учёных зверей : собак, слонов и пр., а "медвежья потеха"' в программу цирка не вошла, хотя, подчёркивает театровед, 24 " мастерство одинаковое, разница лишь в исполнителе".
Всеволодский - Гернгросс был абсолютно прав, дрессура вожаков - поводчиков по своему трюковому уровню не уступала номерам, которые в те годы демонстрировали на аренах цирков собачки, слоны и пр. Однако ведущий театровед ССОР может быть не возмущался вовсе, если бы знал, что уже с 1920 года на аренах отечественных цирков вновь выступает выдающийся клоун -дрессировщик В.Л.Дуров, продолжатель традиций скоморохов-трикстеров, разыгрывавший с лохматыми и косолапыми партнёрами "медвежью потеху".
Медведь Дурова, кроме всех обычных умений, какие демонстрировали "учёные Михайло Потапочи" скоморохов, забавно ходил и звонил в колокольчик. Этот трюк медведя Дуров преподносил как пародию на "производственное совещание 1234-е с "оратором -звонарём".
Так царская забава в начале XX века, просуществовав недолго в виде уличного развлечения российского пролетариата, затем окончательно трансформировалась в цирковой номер с дрессированными медведями. Зрители стали очевидцами превращения "медвежьей потехи" в цирковую игру, в которой участвовали тысячелетиями неразлучные партнёры: бывший бог Волос-Велес-Медведь( ныне ловкий артист манежа) и бывший шаман-трикстер-скоморох, преобразившийся в наблюдательного и умелого дрессировщика.
Список литературы:
Основная:
1. Забелин И. Домашний быт русских царей в ХУ1 и ХУ11 столетиях.т.1, ч.2 , Изд. "Языки русской культуры",М.,2000г.
Дополнительная:
2. Рыбаков Б. Глубина памяти. Сб. Древность: Арьи. Славяне.Изд. 2, Изд."Палея", М., 1996г., с. 55 -56.
3. Морозов А.А. К вопросу об исторической роли и значении скоморохов. Сб. Русский фольклор ХУ1. Историческая жизнь народной поэзии. Л., "Наука",1986г.
4.. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, отряды, предания, суеверия и поэзия. Изд."Книга Принтшоп",М., 1989г.
5. Некрылова А.Ф. Русские
6. Солодухо Я. Медвежья академия, ж. Советский цирк Ш 3,1989г
7. Поблебкин В.В. Словарь
8. Всеволодский -Гернгросс В.И. Начало
цирка в России. Сб. Временник
отдела истории и теории