Медвежья потеха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:47, реферат

Описание работы

Цель:
Изучить медвежью потеху как одно из излюбленных развлечений на Руси.
Задачи:
1. Изучить тотемное животное – медведь и отношение к нему народа.
2. Дать историческая справка.
3. Проанализировать и изучить мифы и притчи.
4. Рассмотреть как проходила на Руси медвежья потеха
5. Изучить «Сморгонскую академию»
6. Подвести итог «медвежьей потехи»

Файлы: 1 файл

медвежья потеха.doc

— 105.00 Кб (Скачать файл)

Спустился медведь, обещая выполнить  наказ, но лишь только увидел человеческий амбар, как взломал его и стал есть все, что там только было. Следы  такого непослушания обнаружились скоро: он отощал до того, что еле стал ходить. Увидела его раз россомаха, спросила, отчего он такой худой, и посоветовала быть послушным. Лишь только медведь исправился и перестал трогать человеческие запасы, он опять стал жирным ...

Создается впечатление, что в истории  о небесном медведе говорится  о том времени, когда шаманы нашли подход к своему тотему Медведю, а зверь, получая от людей жертвоприношения, возможно, в виде рыбы и меда, перестал нападать на них.

... На зиму медведь сделал  себе по указанию бога дом-берлогу  в земле и питался тем, что  сосал особый комочек, полученный им от бога при опускании его на землю. Жил он долго, питаясь ягодами и корнями, но ему пришёл конец. Однажды увидел медведя богатырь Узынъ-одыръ- пыхъ, убил его и даже глумился над ним, употребив передние лапы, как метелки для пола и очага, задние - как лопатки, а всей шкурой стал замыкать чувал. Оскорбилась на это тень медведя, пошла в лес и привела с собой новых десять медведей Е.

Следует объяснить, почему тень медведя  оскорбилась, когда богатырь решил  передними лапами подметать пол. В этом месте притчи обращается особое внимание на то, что лапам и шкуре медведя с древнейших времен приписываются магические свойства. Существуют доказательства, что неандертальцы относили в пещеры, расположенные высоко в горах, за пределами обитаемой зоны, головы и лапы медведей. Также в древнем литовском предании о князе Свентороге говорится, что при сожжении умерших князей и бояр клали "при них когти рыси або медвежьи". Они должны были помочь человеку подняться на гору, где сидел бог.

...Когда богатырь Узынъ-одыръ-пыхъ увидел десять новых медведей, то сразу перебил всех, а затем и других, приведенных поочередно в количестве 20, 80 и 40. Тогда пришел 51 медведь, из которых последний был пестрый. Это был именно тот, которого бог спустил с неба. Нуми Торум позволил его тени принять прежний вид и быть вечным обитателем земли, почему его и до сих пор видят иногда на Урале.

Богатырь 50 медведей убил, но пестрого одолеть не смог. Испуганный богатырь спрятался в амбаре, потом в  доме. Медведь разметал и то и  другое. Запросил тут богатырь прощения: "Не знал я, что богом положено почитать медведей, да по правде сказать, и теперь не совсем в это верю. Если хочешь это доказать, то съешь этот топор".

Богатырь думал, что медведь  обломает себе все зубы, но этого  не случилось. Топор был весь изгрызен, а богатырь, несмотря на обещание жить мирно, растерзан.

Существуют и другие европейские  версии о происхождении священных  медведей.

Будто бы в одном селенье на земле  жила женщина с сыном, который  был так силен, что ещё в  младенчестве, когда начинал с кем нибудь играть, то непременно всякого обижал, а иногда и убивал. Мать просила и приказывала сыну быть осторожнее, наконец, выведенная из терпения, прокляла. Бог услышал это проклятье. Однажды, когда парень пошёл гулять, и собаки стали бросаться на него со страшным лаем, он увидел, оглядев себя, что стал медведем.

Когда сын-медведь вернулся домой, то мать бросилась от него бежать. Он остановил матушку и назвал её по имени. Она стала плакать и  просить бога о прощении, затем  начала упрекать сына, дескать это он довёл её до того, что она прокляла его. Медведь рассердился и, зарычав, сказал: "Молчи, если бы ты не была мне матерью, я растерзал бы тебя!"

Поцеловав матушку, медведь  ушёл навсегда в лес, где нашел  себе подругу из богатырских дочерей, превратившихся в медведицу за избиение, по злости, всех своих братьев. Зажили медведь с медведицей и прижили  детей. Теперь медведи являются потомками  той четы.

Отметим, как медведя, спущенного с небес, так и медвежью чету бог сделал представителями истины и справедливости на земле. Всевышним было сказано: "Ешьте только тех людей и тот скот, которые в чем либо провинились, и на которых вам будет указано, но других не трогайте, а иначе сами погибнете".

Совершенно очевидно эти притчи-отголоски тотемистических  взаимоотношений человека и медведя, условия, на которых между зверем и шаманом были заключены миролюбивые  и почтительные отношения с учётом религиозной богобоязненности со стороны человека. Возможно, предания разыгрывались как тотемистические действа во время обрядов инициации перед новыми посвященными, принятыми в члены клана Медведя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Развлечение на Руси «Медвежья потеха».

Исследователи скоморошества давно подметили,что "медведчики" - это самостоятельная профессия, известная в Европе как в античности, так и в средневековье. В России " медведчиков" писцовые книги называли отдельно от скоморохов. Мало того, и среди этих специалистов была своя градация: одни устраивали медвежьи травли ( с собаками) или "медвежьи бои'Ч единооорство медведя с человеком), другие водили учёных медведей( поводчики). " В ХVI в. русские медведчики забредали в Западную Европу ... Это не означает, подчёркивает А.Морозов, что вместе с медведчиками заходили в Европу и русские скоморохи. Но на Руси они часто появлялись вместе. Однако термин "медвежья потеха" относится только к "медведчикам". которые входили в круг организаторов и исполнителей увеселений Потешной палаты, считаясь устроителями старинного зрелища.

"Самым обычным предметом  общественной утехи был медведь.  Он, пишет Иван Забелин выученыи  и нашколенныи различным людским  ухваткам и людскому поведению,  бродил со своими поводырями  по всей русской земле, из  города в город, из деревни в деревню, потешая и забавляя добрых людей карикатурным, а отчасти и сатирическим представлением их же нравов и обычаев. Во дворце, конечно, собиралось все самое замысловатое и самое искусное в этом роде. При царе Иване Грозном медведи на государеву потеху отыскивались по всем областям и лучшие отбирались .разумеется, силою в силу царского указа."

В Москве для медвежьей, впрочем как и вообще для звериной потехи и охоты, был устроен обширный "псаренный двор", где кроме  медведей содержались и другие звери, а также разнопородистые охотничьи собаки. Медведи, постоянно жившие при дворе, скорее всего, дрессированные, назывались "дворными", другие были "гончие", а также "сступные", "спускные" и, наконец, "дикие", которых, поставляли для потехи прямо из леса. Зимой 1664 г. в Москву были привезены из Мезени с берегов Белого моря несколько белых медведей.

Заметим, разновидность "потехи",основанной на смертельной  схватке бойца с разъяренным  животным: медведем, львом, быком и  другими хищниками была любима, популярна как в Древнем Риме, так и в Англии. Бойцы, вступавшие в смертельную схватку с животными на аренах римских цирков и амфитеатров, именовались: беcтиарии- (лат. ВЕЗТ1А - зверь ) и (лат. акиш - анеа - площадь, площадка) = борцы с дикими зверями на арене цирка.

Вот как это развлечение  обставлялось в России, где, как и  в Англии, "медвежья потеха" считалась  царской забавой.

Медведей отлавливали  сетями и ловчими ямами, куда звери  проваливались, а затем их держали  в клетках. В день развлечения  собирался двор и множество народа, приходя заранее к тому месту, где должна была проводиться схватка медведя и человека. Это место для безопасности зрителей обводилось глубоким рвом. Делалось это с той целью, чтобы зрители не пострадали, находящиеся по одну сторону рва, и чтобы охотник и зверь не могли уйти друг от друга. Приходил боец с рогатиной и тотчас выпускали медведя, который, завидев своего врага, вставал на задние лапы, ревел и, разинув клыкастую пасть, бросался на охотника. Боец стоял неподвижно, наблюдая за хищником. Внезапно, сильно размахнувшись, вонзал рогатину в зверя, а другой конец оружия прижимал к земле ногой, чтобы разъяренный хищник не достал лапами охотника. Рассвирепевший зверь лез грудью на железные концы рогатины, орошая землю своей кровью и пеной, клоками падающей из пасти. Если медведю не удавалось дотянуться до охотника, то он валился на бок, издавая раздирающий душу стон.

Народ, восторгаясь храбростью бойца, провозглашал имя победителя. Его представляли царю и потом  поили вином из царских погребов.

Очевидец рассказывает, что "каждый охотник бил зверя в грудь. В случае промаха он был им изуродован, и это случалось часто. Счастливец был доволен тем, что оставался в живых и не получал никакого награждения, кроме того, что его поили. Раненым выдавалось награждение, а жены и дети растерзанных содержались на царском иждивении.

Поводчики медведей разумеется, демонстрировали иного рода потеху, забавляя публику своими присказками  и приговорами, которыми как бы комментировали медвежьи действа и "служили как  бы текстом к этому медвежьему балету. Верно, и здесь старинный шутливый иронический ум русского человека не ходил в карман за словом, и беззастенчиво и остроумно выставлял всякие смешные стороны тогдашней жизни."

Бесспорно, что именно в этой части медвежьей потехи продолжали жить скоморошьи традиции, унаследованные от участников сакральных тотемистических действ трикстеров, ироничных и остроумных балагуров, потешавшихся над самим божеством.

Обычно медвежья потеха с участием поводчика состояла из пляски животного: вожак играл на рожке, а медведь, привстав на дыбы, хлопал лапами, как в ладоши, в такт ударам, припрыгивая.

Правда, многое зависило от дрессировки медведя. У более  искусных вожаков поводчиков животные проделывали сложнейшие трюки, сопровождавшиеся забавными репликами. Об одном из таких выступлений рассказывается в Петербургских Ведомостях 1771г. от 8 июля, где напечатано следующее: "Для известия: Города Курмыша Нижегородской губернии крестьяне привели в здешний город двух больших медведей, а особливо одного отменной величины, которых они искусством своим сделали столь ручными и послушными, что многие вещи, к немалому удивлению смотрителей, по их приказанию исполняют, а именно:  
1) вставши на дыбы присутствующим в землю кланяются, и до тех пор не встают, пока им приказано не будет;  
2) показывают, как хмель вьётся;  
3) на задних ногах танцуют;  
4) подражают судьям, как они сидят за судейским столом;  
5) натягивают и стреляют, у подобляя палку, будто бы из лука;  
6) борются;  
7) вставши на задние ноги и воткнувши между оных палку ездят так, как малые ребята;  
8) берут палку на плечо , и с оною маршируют, подражая учащимся ружьем солдатам;  
9) задними ногами перебрасываются через цепь;  
10)ходяткак карлы и престарелые, и, как хромые, ногу таскают;  
11) как лежанка без рук и без ног лежит и одну голову показывают;  
12) как сельские девки смотрятся в зеркало и прикрываются от своих женихов;  
13) как малые робята горох крадут и ползают, где сухо, на брюхе, а где мокро,на коленях, выкравши же валяются;  
14) показывают, как мать детей родных холит, и как мачиха пасынков убирает;  
15) как жена милова мужа приголубливает;  
16) порох из глаза вычищает с удивительною бережливостью;  
17) с неменьшею осторожностью и табак у хозяина из-за губы вынимают;  
18) как теща зятя подчивала, блины пекла и угоревши повалилась;  
19) допускают каждого на себя садиться и ездить без малейшего сопротивления;  
20) кто похочет, подают тотчас лапу;  
21) подают шляпу хозяину, и барабан, когда козой играет;  
22) кто поднесет пиво или вино с учтивостью принимают и выпивши, посуду назад отдавая, кланяются.

Хозяин при каждом из выше помянутых действий сказывает  замысловатые и смешные приговорки,которые  тем приятнее, чем больше сельской простоты в себе заключают. Не столько  бы вещь сия была смотрения достойна, ежели бы сии дикие и впрочем необузданные звери были лишены тех природных своих орудий, коими они людям страх и вред наносят; напротив того не обрублены у них лапы, также и зубы не выбиты, как то обыкновенно при таковых случаях бывает. Все вышеупомянутое показывано быть иметь в праздничные дни в карусельном месте против церкви Николая Чудотворца по полудни к 6 часу. Первые места по 25 коп., вторые по 15 коп., а последние по 5 коп. с человека. Смотрители впускаемы будут за плату наличных денег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 «Сморгонская академия»

Необходимо особо отметить, что и без комментария, состоявшего  из смешных приговорок, уровень дрессуры медведей вызывает восхищение. Такие  сложнейшие и опасные трюки, как  вытаскивание из глаза пороха и табака из-за губы хозяина, езда зрителей на медведях, пожатие зрителями медвежьей лапы, притом что когти и зубы не обрублены и не выбиты - всё это указывает на высочайшее мастерство дрессировщика, сопровождавшего медведей.

Простые крестьяне, конечно, не способны были бы достичь такого искусства в дрессуре хищников, если бы за ними не стояла тысячелетняя практика, членов шаманских "тайных обществ". 0 существовании мест, где систематически велась подготовка к выступлениям, медведей, подробно рассказывается в замечательной работе исследователя русских народных городских праздников, увеселений и зрелищ А. Некрыловой. Она пишет, что на протяжении нескольких веков центральные и северные губернии России "обслуживались" поводырями и медведями с Верхней Волги. Традиция эта сохранялась чуть ли не до XX столетия. Особенно славился учеными медведями Сергачевский уезд Нижегородской губернии. Поэтому, полагает Некрылова, в качестве самой примечательной местной черты, медведь был помещён в нижней части герба города Оергача, а вожака и зверя часто называли одним и тем же прозвищем "Сергач", даже если они были из других губерний - Владимирской, Костромской, Ярославской.

В местечке Сморгоны (Ошмянский  уезд Виленской губернии) был организован  целый зверинец, в котором пойманные  в окрестных лесах медведи проходили "курс обучения". Предания говорят, что будто мысль о дрессировке медведей впервые пришла в голову одному из князей Радзивиллов, владевших огромными земельными участками на территории, относящейся теперь к Белоруссии.

Медвежья школа, получившая шутливое название "Сморгонской академии", представляла собой, как писал О. Максимов, "особое каменное строение", в котором "каменный пол второго этажа накаливался печью из нижнего этажа".

Информация о работе Медвежья потеха