Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:47, реферат
Цель:
Изучить медвежью потеху как одно из излюбленных развлечений на Руси.
Задачи:
1. Изучить тотемное животное – медведь и отношение к нему народа.
2. Дать историческая справка.
3. Проанализировать и изучить мифы и притчи.
4. Рассмотреть как проходила на Руси медвежья потеха
5. Изучить «Сморгонскую академию»
6. Подвести итог «медвежьей потехи»
Спустился медведь, обещая выполнить наказ, но лишь только увидел человеческий амбар, как взломал его и стал есть все, что там только было. Следы такого непослушания обнаружились скоро: он отощал до того, что еле стал ходить. Увидела его раз россомаха, спросила, отчего он такой худой, и посоветовала быть послушным. Лишь только медведь исправился и перестал трогать человеческие запасы, он опять стал жирным ...
Создается впечатление, что в истории о небесном медведе говорится о том времени, когда шаманы нашли подход к своему тотему Медведю, а зверь, получая от людей жертвоприношения, возможно, в виде рыбы и меда, перестал нападать на них.
... На зиму медведь сделал
себе по указанию бога дом-
Следует объяснить, почему тень медведя оскорбилась, когда богатырь решил передними лапами подметать пол. В этом месте притчи обращается особое внимание на то, что лапам и шкуре медведя с древнейших времен приписываются магические свойства. Существуют доказательства, что неандертальцы относили в пещеры, расположенные высоко в горах, за пределами обитаемой зоны, головы и лапы медведей. Также в древнем литовском предании о князе Свентороге говорится, что при сожжении умерших князей и бояр клали "при них когти рыси або медвежьи". Они должны были помочь человеку подняться на гору, где сидел бог.
...Когда богатырь Узынъ-одыръ-пыхъ увидел десять новых медведей, то сразу перебил всех, а затем и других, приведенных поочередно в количестве 20, 80 и 40. Тогда пришел 51 медведь, из которых последний был пестрый. Это был именно тот, которого бог спустил с неба. Нуми Торум позволил его тени принять прежний вид и быть вечным обитателем земли, почему его и до сих пор видят иногда на Урале.
Богатырь 50 медведей убил, но пестрого одолеть не смог. Испуганный богатырь спрятался в амбаре, потом в доме. Медведь разметал и то и другое. Запросил тут богатырь прощения: "Не знал я, что богом положено почитать медведей, да по правде сказать, и теперь не совсем в это верю. Если хочешь это доказать, то съешь этот топор".
Богатырь думал, что медведь обломает себе все зубы, но этого не случилось. Топор был весь изгрызен, а богатырь, несмотря на обещание жить мирно, растерзан.
Существуют и другие европейские версии о происхождении священных медведей.
Будто бы в одном селенье на земле жила женщина с сыном, который был так силен, что ещё в младенчестве, когда начинал с кем нибудь играть, то непременно всякого обижал, а иногда и убивал. Мать просила и приказывала сыну быть осторожнее, наконец, выведенная из терпения, прокляла. Бог услышал это проклятье. Однажды, когда парень пошёл гулять, и собаки стали бросаться на него со страшным лаем, он увидел, оглядев себя, что стал медведем.
Когда сын-медведь вернулся домой, то мать бросилась от него бежать. Он остановил матушку и назвал её по имени. Она стала плакать и просить бога о прощении, затем начала упрекать сына, дескать это он довёл её до того, что она прокляла его. Медведь рассердился и, зарычав, сказал: "Молчи, если бы ты не была мне матерью, я растерзал бы тебя!"
Поцеловав матушку, медведь ушёл навсегда в лес, где нашел себе подругу из богатырских дочерей, превратившихся в медведицу за избиение, по злости, всех своих братьев. Зажили медведь с медведицей и прижили детей. Теперь медведи являются потомками той четы.
Отметим, как медведя, спущенного с небес, так и медвежью чету бог сделал представителями истины и справедливости на земле. Всевышним было сказано: "Ешьте только тех людей и тот скот, которые в чем либо провинились, и на которых вам будет указано, но других не трогайте, а иначе сами погибнете".
Совершенно очевидно
эти притчи-отголоски
2. Развлечение на Руси «Медвежья потеха».
Исследователи скоморошества давно подметили,что "медведчики" - это самостоятельная профессия, известная в Европе как в античности, так и в средневековье. В России " медведчиков" писцовые книги называли отдельно от скоморохов. Мало того, и среди этих специалистов была своя градация: одни устраивали медвежьи травли ( с собаками) или "медвежьи бои'Ч единооорство медведя с человеком), другие водили учёных медведей( поводчики). " В ХVI в. русские медведчики забредали в Западную Европу ... Это не означает, подчёркивает А.Морозов, что вместе с медведчиками заходили в Европу и русские скоморохи. Но на Руси они часто появлялись вместе. Однако термин "медвежья потеха" относится только к "медведчикам". которые входили в круг организаторов и исполнителей увеселений Потешной палаты, считаясь устроителями старинного зрелища.
"Самым обычным предметом
общественной утехи был
В Москве для медвежьей, впрочем как и вообще для звериной потехи и охоты, был устроен обширный "псаренный двор", где кроме медведей содержались и другие звери, а также разнопородистые охотничьи собаки. Медведи, постоянно жившие при дворе, скорее всего, дрессированные, назывались "дворными", другие были "гончие", а также "сступные", "спускные" и, наконец, "дикие", которых, поставляли для потехи прямо из леса. Зимой 1664 г. в Москву были привезены из Мезени с берегов Белого моря несколько белых медведей.
Заметим, разновидность "потехи",основанной на смертельной схватке бойца с разъяренным животным: медведем, львом, быком и другими хищниками была любима, популярна как в Древнем Риме, так и в Англии. Бойцы, вступавшие в смертельную схватку с животными на аренах римских цирков и амфитеатров, именовались: беcтиарии- (лат. ВЕЗТ1А - зверь ) и (лат. акиш - анеа - площадь, площадка) = борцы с дикими зверями на арене цирка.
Вот как это развлечение обставлялось в России, где, как и в Англии, "медвежья потеха" считалась царской забавой.
Медведей отлавливали сетями и ловчими ямами, куда звери проваливались, а затем их держали в клетках. В день развлечения собирался двор и множество народа, приходя заранее к тому месту, где должна была проводиться схватка медведя и человека. Это место для безопасности зрителей обводилось глубоким рвом. Делалось это с той целью, чтобы зрители не пострадали, находящиеся по одну сторону рва, и чтобы охотник и зверь не могли уйти друг от друга. Приходил боец с рогатиной и тотчас выпускали медведя, который, завидев своего врага, вставал на задние лапы, ревел и, разинув клыкастую пасть, бросался на охотника. Боец стоял неподвижно, наблюдая за хищником. Внезапно, сильно размахнувшись, вонзал рогатину в зверя, а другой конец оружия прижимал к земле ногой, чтобы разъяренный хищник не достал лапами охотника. Рассвирепевший зверь лез грудью на железные концы рогатины, орошая землю своей кровью и пеной, клоками падающей из пасти. Если медведю не удавалось дотянуться до охотника, то он валился на бок, издавая раздирающий душу стон.
Народ, восторгаясь храбростью бойца, провозглашал имя победителя. Его представляли царю и потом поили вином из царских погребов.
Очевидец рассказывает, что "каждый охотник бил зверя в грудь. В случае промаха он был им изуродован, и это случалось часто. Счастливец был доволен тем, что оставался в живых и не получал никакого награждения, кроме того, что его поили. Раненым выдавалось награждение, а жены и дети растерзанных содержались на царском иждивении.
Поводчики медведей разумеется, демонстрировали иного рода потеху, забавляя публику своими присказками и приговорами, которыми как бы комментировали медвежьи действа и "служили как бы текстом к этому медвежьему балету. Верно, и здесь старинный шутливый иронический ум русского человека не ходил в карман за словом, и беззастенчиво и остроумно выставлял всякие смешные стороны тогдашней жизни."
Бесспорно, что именно в этой части медвежьей потехи продолжали жить скоморошьи традиции, унаследованные от участников сакральных тотемистических действ трикстеров, ироничных и остроумных балагуров, потешавшихся над самим божеством.
Обычно медвежья потеха с участием поводчика состояла из пляски животного: вожак играл на рожке, а медведь, привстав на дыбы, хлопал лапами, как в ладоши, в такт ударам, припрыгивая.
Правда, многое зависило
от дрессировки медведя. У более
искусных вожаков поводчиков животные
проделывали сложнейшие трюки, сопровождавшиеся
забавными репликами. Об одном из таких выступлений
рассказывается в Петербургских Ведомостях
1771г. от 8 июля, где напечатано следующее:
"Для известия: Города Курмыша Нижегородской
губернии крестьяне привели в здешний
город двух больших медведей, а особливо
одного отменной величины, которых они
искусством своим сделали столь ручными
и послушными, что многие вещи, к немалому
удивлению смотрителей, по их приказанию
исполняют, а именно:
1) вставши на дыбы присутствующим в землю
кланяются, и до тех пор не встают, пока
им приказано не будет;
2) показывают, как хмель вьётся;
3) на задних ногах танцуют;
4) подражают судьям, как они сидят за судейским
столом;
5) натягивают и стреляют, у подобляя палку,
будто бы из лука;
6) борются;
7) вставши на задние ноги и воткнувши между
оных палку ездят так, как малые ребята;
8) берут палку на плечо , и с оною маршируют,
подражая учащимся ружьем солдатам;
9) задними ногами перебрасываются через
цепь;
10)ходяткак карлы и престарелые, и, как
хромые, ногу таскают;
11) как лежанка без рук и без ног лежит
и одну голову показывают;
12) как сельские девки смотрятся в зеркало
и прикрываются от своих женихов;
13) как малые робята горох крадут и ползают,
где сухо, на брюхе, а где мокро,на коленях,
выкравши же валяются;
14) показывают, как мать детей родных холит,
и как мачиха пасынков убирает;
15) как жена милова мужа приголубливает;
16) порох из глаза вычищает с удивительною
бережливостью;
17) с неменьшею осторожностью и табак у
хозяина из-за губы вынимают;
18) как теща зятя подчивала, блины пекла
и угоревши повалилась;
19) допускают каждого на себя садиться
и ездить без малейшего сопротивления;
20) кто похочет, подают тотчас лапу;
21) подают шляпу хозяину, и барабан, когда
козой играет;
22) кто поднесет пиво или вино с учтивостью
принимают и выпивши, посуду назад отдавая,
кланяются.
Хозяин при каждом из выше помянутых действий сказывает замысловатые и смешные приговорки,которые тем приятнее, чем больше сельской простоты в себе заключают. Не столько бы вещь сия была смотрения достойна, ежели бы сии дикие и впрочем необузданные звери были лишены тех природных своих орудий, коими они людям страх и вред наносят; напротив того не обрублены у них лапы, также и зубы не выбиты, как то обыкновенно при таковых случаях бывает. Все вышеупомянутое показывано быть иметь в праздничные дни в карусельном месте против церкви Николая Чудотворца по полудни к 6 часу. Первые места по 25 коп., вторые по 15 коп., а последние по 5 коп. с человека. Смотрители впускаемы будут за плату наличных денег.
3 «Сморгонская академия»
Необходимо особо отметить, что и без комментария, состоявшего из смешных приговорок, уровень дрессуры медведей вызывает восхищение. Такие сложнейшие и опасные трюки, как вытаскивание из глаза пороха и табака из-за губы хозяина, езда зрителей на медведях, пожатие зрителями медвежьей лапы, притом что когти и зубы не обрублены и не выбиты - всё это указывает на высочайшее мастерство дрессировщика, сопровождавшего медведей.
Простые крестьяне, конечно, не способны были бы достичь такого искусства в дрессуре хищников, если бы за ними не стояла тысячелетняя практика, членов шаманских "тайных обществ". 0 существовании мест, где систематически велась подготовка к выступлениям, медведей, подробно рассказывается в замечательной работе исследователя русских народных городских праздников, увеселений и зрелищ А. Некрыловой. Она пишет, что на протяжении нескольких веков центральные и северные губернии России "обслуживались" поводырями и медведями с Верхней Волги. Традиция эта сохранялась чуть ли не до XX столетия. Особенно славился учеными медведями Сергачевский уезд Нижегородской губернии. Поэтому, полагает Некрылова, в качестве самой примечательной местной черты, медведь был помещён в нижней части герба города Оергача, а вожака и зверя часто называли одним и тем же прозвищем "Сергач", даже если они были из других губерний - Владимирской, Костромской, Ярославской.
В местечке Сморгоны (Ошмянский уезд Виленской губернии) был организован целый зверинец, в котором пойманные в окрестных лесах медведи проходили "курс обучения". Предания говорят, что будто мысль о дрессировке медведей впервые пришла в голову одному из князей Радзивиллов, владевших огромными земельными участками на территории, относящейся теперь к Белоруссии.
Медвежья школа, получившая шутливое название "Сморгонской академии", представляла собой, как писал О. Максимов, "особое каменное строение", в котором "каменный пол второго этажа накаливался печью из нижнего этажа".