Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 12:33, реферат
Описание работы
В середине XIX века сложилась школа Психологии народов, создателями которой были философ Лазарус и языковед Штейнталь. Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом"'.
Любопытная и репрезентативная
в нашем контексте история произошла со
стихотворением Гёте. В 1902 году оно было
переведено на японский язык. Через девять
лет некий француз, интересовавшийся поэзией
народов Дальнего Востока, нашёл его в
японской печати. Может быть, в тексте
отсутствовала ссылка на Гёте или она
ускользнула от его внимания, но он принял
его за оригинальное японское произведение.
Как бы там ни было, но стихи были переведены
с японского на французский. Эти «японские»
стихи попались на глаза немецкому переводчику.
Очевидно, когда он их читал, у него не
возникло никаких ассоциаций с несомненно
знакомым ему стихотворением. Он перевёл
его с французского на родной язык. Гётевский
стих стал неузнаваемым. Вот как выглядит
его подстрочный перевод:
Тихо в нефритовой беседке,
Молча летят вороны
К засыпанным снегом вишнёвым
деревьям
В лунном свете.
Я сижу
И плачу.
Таким образом, призванный установить
понимание в межкультурной языковой коммуникации
перевод – это совершенно уникальная
деятельность, направленная на возможно
более точную передачу мира смыслов чужой,
инонациональной культуры средствами
своего языка и при этом бережно сохранить
те смыслы, которые переводятся, не «засорив»
их понятиями и символами той культуры,
на язык которой осуществляется перевод.
Поэтому по-настоящему парадигмальные
или прецедентные инокультурные и, соответственно,
иноязычные тексты, имеют внутри заимствующей
лингвокультуры несколько переводов с
обширными комментариями и примечаниями,
и продуцируют всё новые и новые их переводы
(«Фауст» Гёте, «Вини Пух и все, все, все»
А. Милна, «Алиса в стране чудес» и «Алиса
в Зазеркалье» Л. Кэрролла и т.п.).
Этнокультурная идентификация
и стереотипизация
Эрих Фромм отмечал: английский
джентльмен, не снимающий смокинга в самой
экзотической обстановке, или мелкий буржуа,
оторванный от своей среды, чувствует
себя заодно с нацией или какими-то ее
символами. Американский фермер, оторванный
от цивилизации, начинает рабочее утро
с того, что водружает национальный флаг
США. Люди постоянно находятся в процессе
напряженного поиска культурной идентичности.
Профессор С. Хантингтон из
Гарварда, о котором мы уже упоминали,
как-то заметил, что в Советском Союзе
коммунисты могут стать демократами, богатые
могут превратиться в бедных, а бедняки
- в богачей. Но русские при этом никогда
не смогут стать эстонцами, а азербайджанцы
- армянами. При этом Хантингтон имел в
виду культурные различия между народами,
которые, по его мнению, преодолеть труднее
всего. Но каким образом национальные
различия связаны с культурой? И является
ли национальная принадлежность главной
формой идентификации личности?
Большинство людей связывает
национальную принадлежность с "кровью".
Недаром в разговорном языке используют
слово " полукровка", имея в виду тех,
кто родился в смешанном браке. В данном
случае, сами того не ведая, люди подходят
к себе подобным, как к животным. У животных
"полукровки" рождаются при смешении
чистой и простой породы, у людей - при
смешении наций. Таким образом, за словом
"полукровка" стоит определенный
подход к человеку. В соответствии с ним
национальная принадлежность передается
по наследству и выражается в строении
тела, чертах лица и многом другом, связанном
с врожденными особенностями человека.
Когда-то так думали все. Сегодня
в этом уверено большинство. Но есть и
такие, кто думают иначе. И если бы не существовало
людей, убежденных в том, что со временем
кровное родство в качестве объединяющей
силы отступает, а на первый план выходит
культура, то национальный вопрос не имел
бы отношения к культурологии. Здесь перед
нами не просто разногласия, борьба мнений
или пристрастий. По сути в этом споре
противостоят друг другу две исторические
реальности – этнос и нация. На смену одному
способу сплочения и, наоборот, идентификации
в ходе истории пришел другой, но этот
процесс шел долго и мучительно и у многих
народов ещё не завершился.
Этническая культура является
тем, что выделяет людей из "животного
царства" на самых ранних ступенях развития.
Этнографические исследования показали,
что даже у дикарей Южной Америки, Африки
и Полинезии, и в наши дни не достигших
ступени варварства, существуют способы
культурной идентификации, т.е. разделения
людей на "своих" и "чужих".
"Идентичный" переводится
с латыни как "тождественный",
а "идентификация" – это установление
тождества между предметами, процессами
и проч. Понятно, что полное тождество
даже между родственниками возможно
лишь у близнецов. Но в человеческом
сообществе идентификация – это
признание совпадения между людьми
не в деталях, а в главном. И
на ранних ступенях развития
то главное, что объединяет людей
в коллектив, имеет явно выраженные,
зримые черты. На ступени дикости
люди жили сплоченными кровнородственными
коллективами. И дикарь отличал "своего"
от "чужого" прежде всего по
внешности. Но уже у диких народов
этнодифференцирующую роль играет также
культура. Ведь "своих" от "чужих"
здесь отличает не только цвет кожи, но
и ее раскраска, не только характер волос,
но и прическа, а также бытовые и культовые
предметы, язык и поведение человека.
Однако люди, в отличие от животных,
способны и на большее, а именно на самоидентификацию.
И происходит это на ступени варварства,
когда культура включает сложную систему
ритуалов и мифов, в которых люди, отождествляя
себя с животными и природными силами,
рассказывают об истоках собственного
рода. Миф является формой коллективного
самосознания. И в развитой мифологии
люди начинают осознавать не только своё
отличие от других, но и своё родовое единство
в лице общего предка (мы говорили выше
о тотемизме).
Современная культура пользуется
логикой этнических различий все чаще
лишь как символической системой, маской
или прикрытием экономических и политических
процессов. Найти в наше время какую-либо
крупную однородную этническую структуру
чрезвычайно сложно. Но на Востоке говорят:
мир потому велик, что не отбрасывал ни
одной песчинки. Человечество начала Ш
тысячелетия уже не знает естественных
рубежей, ранее разделявших народы и племена.
Сегодня государственная граница является
куда большим препятствием, чем моря и
горы.
Хотя этническое самосознание
все-таки обусловлено генетическими характеристиками,
в нашу эпоху этническое и национальное
самосознание не совпадают. В современных
нациях есть множество людей разного этнического
происхождения - "русские американцы",
"обрусевшие немцы", "русские евреи"
и т. д. Например, Иван Александрович (Ян
Игнацы Нецислав) Бодуэн де Куртене (1845
– 1925) – русский ученый, родился в Польше.
Убежденный и страстный демократ, он происходил
из старинного французского дворянского
рода, обосновавшегося в Польше с XVI века,
и являлся потомком крестоносца Болдуина
- иерусалимского короля. (В. Шкловский
в книге "Жили-были" рассказывает,
что когда Бодуэну в Казани надоели расспросы
полиции о его родственных связях, он заказал
визитную карточку с текстом: "И. А. Бодуэн
де Куртене. Иерусалимский король").
Современная этнология все
более склоняется к тому, что единственно
адекватным критерием этнической общности
является национальное самосознание или
внутригрупповая идентификация. Члены
этнического коллектива осознают собственную
идентичность, определенную тождественность,
"одинаковость" всех членов этноса
и в то же время отличают себя от других
этнических коллективов. Формирование
национально-этнического самосознания
происходит по схеме "мы и они". При
этом, как правило, формируется предпочтительная,
завышенная оценка собственной этнической
группы и недооценка внешних этнических
коллективов. Такой идеей, к примеру, является негритюд – теория, утверждающая
абсолютную исключительность и самобытность
духовного мира, психологии и культуры
африканцев. Согласно этой теории Африка
должна создать свою собственную цивилизацию,
отказавшись от опыта других народов как
"неприемлемого и неприменимого в условиях
Африки".
Главным элементом национально-этнического
самосознания является осознание общности
исторических судеб, реже – общности происхождения,
иногда от реального или мифического героя
прошлого (такие элементы этнического
самосознания более характерны для ранних
этапов развития этноса). Этническое самосознание
включает в себя также представления об
этнической родине, этнической территории,
этнической культуре и психологии собственного
народа, о роли своего этноса в истории
человечества или его определенной части.
Согласно современным психологическим
теориям, каждому человеку в той или иной
степени присуща потребность принадлежности
к группе. Для большинства людей в неустойчивой
ситуации переходного общества семейная
и этническая принадлежность (восприятие
себя членом «семьи» - маленькой или большой)
становится наиболее приемлемым способом
вновь ощутить себя частью некоего целого,
найти психологическую поддержку в традиции.
Отсюда – повышенное внимание к этнической
идентификации, потребность консолидации
этнической общности, попытки выработки
интегрирующего национального идеала,
«охранение» и обособление своей национальной
мифологии, культуры, истории от других.
Индивид идентифицирует себя
не только по этническим признакам, поэтому
этничность может иногда находиться и
на периферии личностной мотивации. На
значимость этнической принадлежности
влияют не только объективная социальная
реальность («переходность» общества,
этнические конфликты, миграции и т.п.),
но и ряд субъективных факторов - уровень
образования индивида, например. Значение
этнической идентификации ситуативно .
Как правило, этническое сознание групп
и индивида не актуализировано при условии
существования стабильных этнических
отношений или в моноэтнической среде.
Фактором, увеличивающим возможность
этнических конфликтов и, соответственно,
повышающим роль этнической идентификации,
являются миграции. Еще одной закономерностью
является тот факт, что чувство этничности
обычно выше у недоминирующих общностей.
В этом смысле, в советское и даже в постсоветское
время самосознание русского населения
на территории России не являлось и не
является значительным фактором обыденной
жизни индивида. Об этом свидетельствуют,
в частности, результаты широко используемого
«теста Куна» (когда респонденты несколько
раз отвечают на один и тот же вопрос: «Кто
я?»), проведенного в России. Упоминание
о «русскости» в местах, где русские доминировали,
встречалось нечасто. Но ситуация менялась
в иноэтническом окружении, – в Казахстане,
например.
Чрезвычайно важным представляется
отметить следующий фактор: чувство этнического
единения возникает не только стихийно
(из сходного жизненного опыта, объективной
общности «крови» и «почвы»), но и формируется
целенаправленно. Необходимо признать:
вера в наличие неких естественных связей
между членами этнической общности значит
больше, чем реальное наличие этих связей.
В случае с русским этносом национальная
идентичность используется как инструмент
для политической «мобилизации» самыми
разными силами: начиная с попыток адаптировать
«русскую идею» к государственной идеологии
и кончая различными версиями консервативно-националистических
течений (от сталинистов до православных
монархистов). В результате, нормальная
идентичность замещается гиперпозитивной
(этноцентричной, этнодоминирующей или
даже фанатичной), этнос консолидируется
через самоутверждение и проповедь исключительности.
По сути, национальная идентификация становится
своеобразным следствием «национальной
агитации», когда интеллектуалы не ограничиваются
теоретическими штудиями, а пытаются активно
формировать национальное самосознание.
Современная этнология предлагает
выделить три основные фазы национальной
идентификации:
1. Фаза этнодифференциации .
На этой фазе происходит осознание особенностей
своей общности, отличий «мы» от «они».
Речь идет об определении этнонима (самоназвания),
мифологизации прошлого общности, ее «почвы»
(территории, языка, культуры, религии).
2. Фаза выработки авто-
и гетеростереотипов . В рамках данной
фазы складываются представления о национальном
характере, психическом складе, темпераменте
типичного представителя общности. Для
описания такого типичного представителя
обычно используется либо термин «модальная
личность», либо понятие «этноиндивидуальность».
3. Фаза формулирования
национального идеала . Эта фаза является
своего рода синтезом двух предыдущих,
поскольку включает в себя не только оценку
своего этноса, но и представление о его
социально-исторических задачах, предназначении,
а также о господствующих ценностных ориентациях,
специфических для данной общности. Основной
функцией национальных идеалов является
интеграция общности, остальные же функции
(коммуникативная, компенсаторная , аксиологическая,
прогностическая, адаптационная и другие)
носят вспомогательный характер.
Попробуем охарактеризовать
выделенные фазы более детально .