Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 12:33, реферат
Описание работы
В середине XIX века сложилась школа Психологии народов, создателями которой были философ Лазарус и языковед Штейнталь. Основное содержание их концепции состоит в том, что благодаря единству происхождения и среды обитания "все индивиды одного народа носят отпечаток... особой природы народа на своем теле и душе", при этом "воздействие телесных влияний на душу вызывает известные склонности, тенденции предрасположения, свойства духа, одинаковые у всех индивидов, вследствие чего все они обладают одним и тем же народным духом"'.
Так, например, большинство специалистов
и просто граждан Боливии считают проживающих
в стране индейцев-аймара как одну этническую
группу, в то время как сами представители
подгрупп аймара в разных регионах Боливии
не считают себя родственными другим аборигенным
группам, говорящим на одном и том же языке.
Цыгане в разных странах мира отличают
себя не только от не-цыган, но и от других
групп цыган. Проживающие в России и Китае
эвенки считаются как бы единым народом,
но сами эвенки осознают прежде всего
свою принадлежность к различным локальным
группам. Таким образом, во внутренних
и внешних определениях того, что составляет
этническую группу (народ), присутствуют
как объективные, так и субъективные критерии.
И часто бывает, что кровная родственность
или другие объективные критерии не играют
определяющей роли. Этническая реальность
предполагает существование социальных
маркёров как признанных средств дифференциации
групп, сосуществующих в более широком
поле социального взаимодействия. Эти
различительные маркёры образуются на
различной основе, включая физический
облик, географическое происхождение,
хозяйственную специализацию, религию,
язык и даже такие внешние черты, как одежда
или пища.
Заключение
В современных антропологических
исследованиях термин «транснационализм»
занял прочные позиции в описаниях мировых
тенденций развития. Деньги, труд, образы
и стили жизни, информация и идеи не знают
сегодня границ. Вместе с тем, тенденции
глобализации отнюдь не означают кризиса
национальности. Более того, национальные
и этнические проблемы являются одними
из наиболее острых и болезненных в современном
мире. Это явление (получившее в литературе
название «этнического парадокса») стало
своеобразной реакций на тенденции нарастающей
унификации духовной и материальной культуры
в условиях глобализации. В результате,
сегодня человечество столкнулось с проблемой
актуализации различий – не только национальных, но
и культурных, гендерных, расовых, религиозных.
Несмотря на мощные интегративные тенденции,
универсализм не вытесняет партикуляризма,
а лишь дополняет его. Таким образом, для
современного человечества особую значимость
приобрела проблема сочетания универсальных
принципов и ценностей с позитивным (а
не просто нейтральным) отношением к различиям
(в том числе, этническим).