Место и роль современной науки в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ значения современной науки в системе культуры. В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные особенности культуры как информационно-семиотической системы;
2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………....2
2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3
3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6
4.Заключение…………………………………………………………………….…….14
5. Список литературы………………………………………...……………………….15

Файлы: 1 файл

КСЕ 1.4.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Омский государственный университет  им. Ф. М. Достоевского

 

Исторический факультет

 

Кафедра первобытной истории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место и роль современной науки  в системе культуры

 

Реферат

 

 

 

 

 

                                                

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2011

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение……………………………………………………………………………....2

2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3

3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6

4.Заключение…………………………………………………………………….…….14

5. Список литературы………………………………………...……………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Данная работа посвящена исследованию роли современной науки в системе культуры. Актуальность данной темы определяется тем неоднозначным влиянием, которое оказывает современная наука в культуре общества. С одной стороны, наука является основой современной цивилизации, без достижений науки мир уже представляется немыслимым. С другой стороны, со второй половины XX века отчетливо проявились отрицательные моменты результатов использования научных знаний.

  С теми или иными проявлениями  и результатами науки приходится  сталкиваться в своей жизни  практически каждому человеку  и поэтому выявление основных  отличительных чертах науки, месте  и роли науки в современном  обществе  представляется весьма  важным в процессе формирования  мировоззрения личности.

  Данная тема является достаточно  изученной, что нашло отражение  в значительном числе научных работ по изучению роли науки. В основном литература по данному вопросу представлена трудами культурологов и философов науки. Общим в этих работах, на мой взгляд, является широкий подход, в значительной степени абстрагированный от эмпирической действительности и практики.

  Целью данного реферата является  анализ значения современной  науки в системе культуры. В  рамках достижения данной цели  мною были поставлены следующие  задачи:

1. выделить основные особенности   культуры как информационно-семиотической  системы;

2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура  как информационно-семиотическая  система

     В соответствии с информационно-семиотическим  подходом культура понимается как информационная система, информационная среда, которая существует в обществе и в которую «погружены» члены этого общества. Слово семиотика (от греч. semeion — признак), означающее науку о знаках и знаковых системах, здесь указывает на то, что культура как информационная система предстает в виде огромной совокупности знаков — культурных кодов, в которых воплощается (кодируется) содержащаяся в ней информация.

Информационно-семиотическая  концепция культуры исходит из трех основных положений.

     1. Культура есть мир артефактов. В отличие от природы, существующей до и независимо от человека, культура формируется, сохраняется и развивается благодаря человеческой деятельности. В природе все вещи и явления возникают естественным путем, а все, что относится к культуре, создается искусственно, является делом человеческого ума и человеческих рук. Деятельность — это способ существования человека. С ее особенностями и связана, прежде всего, специфика человеческого образа жизни, которую обозначают понятием культуры.

Важнейшие отличительные особенности человеческой деятельности:

1) Для человека характерно сознательное и свободное целеполагание, которого нет у животных. В своей деятельности человек сам создает для себя новые цели, выходя при этом далеко за рамки биологических потребностей.

2) Человек сам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животные для удовлетворения своих потребностей пользуются средствами природы.

Продукты  и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления называют артефактами (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Изделия рук человеческих, рожденные людьми мысли и образы, найденные и используемые ими средства и способы действий — все это артефакты. Создавая их, люди строят для себя «сверхприродную», искусственно созданную культурную среду обитания: пеленки и игрушки, одежду и мебель, стекло и бетон, дома и дороги, электрический свет, речь и музыку, бытовую технику, транспортные средства... Следы человеческого воздействия несет в себе то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим.

2. Культура есть мир смыслов. Все, что люди создают своей деятельностью, возникает не вопреки законам природы, а в соответствии с ними. В этом отношении артефакты — предметы культуры — ничем не отличаются от природных образований.

Артефакты отличаются субъективной определенностью: в них воплощено то, что называют «смыслом», «значением». Эта субъективная определенность появляется потому, что человек вносит в артефакты свою «человечность», т.е. «опредмечивает» в них свои представления, цели, желания и т.д. Иными словами, люди не только практически, но и духовно «обрабатывают» предметы своей деятельности, вкладывая в них свою духовную творческую активность.    

  Наиболее очевидно способность  человека наделять свои творения  смыслом проявляется в речи: люди  приписывают произносимым звукам значения, которыми те сами по себе не обладают. Смысл имеет все, что человек делает и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды и научные исследования, учеба и спорт и т. д. Так, смысл станка в том, что он нужен для производства, автомобиля — в его использовании как средства передвижения, предметов домашнего обихода — в возможности удовлетворить бытовые потребности.

То  есть предметы, взятые сами но себе, вне  их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Например, смысл египетской пирамиды существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой  она является. И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение — как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культуры прошлого трудно понять наших предков.

Таким образом, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. \

   Человек живет не только в  материальном мире вещей, но  и в духовном мире смыслов, который постоянно расширяется и обогащается. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры — в религии, искусстве, науке, философии. Человек — творец мира смыслов. Создавая и развивая его, он вместе с тем создает и развивает самого себя.

Существуют  три основных вида смыслов:

1)  знания (когнитивные смыслы) — информация о свойствах объектов действительности;

2) ценности (ценностные смыслы) — характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;

3) регулятивы (регулятивные смыслы) — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.

3. Культура есть мир знаков. Знак - это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.

В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки — русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.

Таким образом, явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.Понимать какое-либо явление культуры — значит воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Это третья важнейшая характеристика культуры. 

С информационно-семиотической точки зрения культура представляет собой искусственно созданную человечеством и исторически развивающуюся систему знаков, наделенных определенными смыслами и значениями. Таким образом, культура предстает в трех основных аспектах — как мир артефактов, смыслов и знаков.

Культура  в качестве мира знаков предстает  перед нами в единстве материального и духовного. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) — это продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

Учитывая  все указанные аспекты культуры, можно сформулировать краткое определение, выражающее ее сущность: культура — это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

Наука  системе культуры. Роль науки в современном обществе.

Всего по различным данным насчитывается  около 160 определений понятия науки  [Денисов, Дмитриева, 1999, с.5]. Исходя из информационно-семиотического понимания культуры,  науку можно определить как социальный институт, деятельность которого направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющий своим результатом определенную систему представлений о мире, достигаемого с помощью особого логико-понятийного аппарата.

Таким образом, можно выделить следующие аспекты содержания понятия науки.

  Во-первых, наука представляет собой социальный институт - социальный способ

организации совместной деятельности ученых, которые  являются особой

социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством  известных форм организации,

конкретных  учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель  и назначение науки как социального  института -    производство и

распространение научного знания,   разработка средств  и методов исследования,

воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

В период становления науки как  социального института вызревали  материальные

предпосылки, создавался необходимый для этого  интеллектуальный климат,

вырабатывался соответствующий строй мышления. Конечно, научное знание и тогда

не  было изолировано от быстро развивавшейся  техники, но связь между ними носила

односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие  в ходе развития

техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало

новым научным дисциплинам. Так было, например, с гидравликой и термодинамикой.

Сама  же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности,

сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в том, что сама практика,

как правило, не умела, да и испытывала потребности  опираться на завоевания

науки или хотя бы просто систематически учитывать их.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более

отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве

социальной  силы. Наиболее ярко это проявляется  в тех многочисленных в наши дни

ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных

планов  и программ социального экономического развития. При составлении каждой

такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих

предприятий, учреждений и организаций, принципиально  необходимо

непосредственное  участие учёных как носителей  специальных знаний и методов  из

разных  областей. Существенно также, что  ввиду комплексного характера подобных

Информация о работе Место и роль современной науки в системе культуры