Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 21:19, реферат
Целью данного реферата является анализ значения современной науки в системе культуры. В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные особенности культуры как информационно-семиотической системы;
2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.
1.Введение……………………………………………………………………………....2
2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3
3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6
4.Заключение…………………………………………………………………….…….14
5. Список литературы………………………………………...……………………….15
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Омский государственный
Исторический факультет
Кафедра первобытной истории
Место и роль современной науки в системе культуры
Реферат
Омск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение……………………………………………………
2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3
3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6
4.Заключение………………………………………………
5. Список литературы………………………………………...……
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена исследованию роли современной науки в системе культуры. Актуальность данной темы определяется тем неоднозначным влиянием, которое оказывает современная наука в культуре общества. С одной стороны, наука является основой современной цивилизации, без достижений науки мир уже представляется немыслимым. С другой стороны, со второй половины XX века отчетливо проявились отрицательные моменты результатов использования научных знаний.
С теми или иными проявлениями
и результатами науки
Данная тема является
Целью данного реферата
1.
выделить основные особенности
2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.
Культура
как информационно-
В соответствии с
Информационно-семиотическая концепция культуры исходит из трех основных положений.
1. Культура есть мир артефактов.
Важнейшие
отличительные особенности
1)
Для человека характерно
2) Человек сам создает и совершенствует средства деятельности, тогда как животные для удовлетворения своих потребностей пользуются средствами природы.
Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления называют артефактами (от лат. arte — искусственный и factus — сделанный). Изделия рук человеческих, рожденные людьми мысли и образы, найденные и используемые ими средства и способы действий — все это артефакты. Создавая их, люди строят для себя «сверхприродную», искусственно созданную культурную среду обитания: пеленки и игрушки, одежду и мебель, стекло и бетон, дома и дороги, электрический свет, речь и музыку, бытовую технику, транспортные средства... Следы человеческого воздействия несет в себе то, что мы едим и пьем, даже воздух, которым мы дышим.
2. Культура есть мир смыслов. Все, что люди создают своей деятельностью, возникает не вопреки законам природы, а в соответствии с ними. В этом отношении артефакты — предметы культуры — ничем не отличаются от природных образований.
Артефакты
отличаются субъективной опреде
Наиболее очевидно способность
человека наделять свои
То есть предметы, взятые сами но себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Например, смысл египетской пирамиды существует не в ней самой, а в культуре, произведением которой она является. И чтобы понять его, надо изучать эту культуру, а не только пирамиду. Из культуры люди черпают возможность наделять смыслом не только слова и вещи, но и свое поведение — как отдельные поступки, так и всю жизнь в целом. Поэтому, например, без знания культуры прошлого трудно понять наших предков.
Таким образом, культура есть не просто совокупность продуктов человеческой деятельности, артефактов. Культура — это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения и действия. \
Человек живет не только в материальном мире вещей, но и в духовном мире смыслов, который постоянно расширяется и обогащается. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей в сфере духовной культуры — в религии, искусстве, науке, философии. Человек — творец мира смыслов. Создавая и развивая его, он вместе с тем создает и развивает самого себя.
Существуют три основных вида смыслов:
1) знания (когнитивные смыслы) — информация о свойствах объектов действительности;
2) ценности (ценностные смыслы) — характеристики объектов с точки зрения их соответствия потребностям и интересам человека;
3) регулятивы (регулятивные смыслы) — правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.
3. Культура есть мир знаков. Знак - это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Будучи носителями смысла, артефакты становятся знаками.
В культуре исторически складываются разнообразные системы знаков (коды). Знаковыми системами являются как естественные (разговорные, вербальные) языки — русский, английский и др., так и различного рода искусственные языки — язык математики, химическая символика, «машинные» языки и т. д. К знаковым системам относятся также разнообразные системы сигнализации, языки изобразительных искусств, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки и вообще любые множества предметов, которые могут служить средствами для выражения какого-то содержания.
Таким образом, явления культуры — это знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация, т. е. вложенное в них людьми содержание, значение, смысл.Понимать какое-либо явление культуры — значит воспринимать его «невидимый» субъективный смысл. Это третья важнейшая характеристика культуры.
С информационно-семиотической точки зрения культура представляет собой искусственно созданную человечеством и исторически развивающуюся систему знаков, наделенных определенными смыслами и значениями. Таким образом, культура предстает в трех основных аспектах — как мир артефактов, смыслов и знаков.
Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) — это продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают своего рода «материальной оболочкой» человеческих мыслей, чувств, желаний. Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, чтобы они передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.
Учитывая
все указанные аспекты
Наука системе культуры. Роль науки в современном обществе.
Всего по различным данным насчитывается около 160 определений понятия науки [Денисов, Дмитриева, 1999, с.5]. Исходя из информационно-семиотического понимания культуры, науку можно определить как социальный институт, деятельность которого направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющий своим результатом определенную систему представлений о мире, достигаемого с помощью особого логико-понятийного аппарата.
Таким образом, можно выделить следующие аспекты содержания понятия науки.
Во-первых, наука представляет собой социальный институт - социальный способ
организации совместной деятельности ученых, которые являются особой
социально-профессиональной группой, определенным сообществом.
Институционализация науки достигается посредством известных форм организации,
конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.
Цель и назначение науки как социального института - производство и
распространение научного знания, разработка средств и методов исследования,
воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.
В
период становления науки как
социального института
предпосылки, создавался необходимый для этого интеллектуальный климат,
вырабатывался
соответствующий строй
не было изолировано от быстро развивавшейся техники, но связь между ними носила
односторонний характер. Некоторые проблемы, возникавшие в ходе развития
техники, становились предметом научного исследования и даже давали начало
новым
научным дисциплинам. Так было, например,
с гидравликой и
Сама же наука мало, что давала практической деятельности – промышленности,
сельскому хозяйству, медицине. И дело было не только в том, что сама практика,
как правило, не умела, да и испытывала потребности опираться на завоевания
науки или хотя бы просто систематически учитывать их.
Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более
отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве
социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни
ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных
планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой
такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих
предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо
непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из
разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных
Информация о работе Место и роль современной науки в системе культуры