Место и роль современной науки в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ значения современной науки в системе культуры. В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные особенности культуры как информационно-семиотической системы;
2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………....2
2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3
3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6
4.Заключение…………………………………………………………………….…….14
5. Список литературы………………………………………...……………………….15

Файлы: 1 файл

КСЕ 1.4.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

планов  и программ их разработка и осуществление  предполагают взаимодействие

общественных, естественных и технических наук.

  Во-вторых, наука имеет своей основной  целью получение нового знания, приведенного в целостную   систему на основе определенных  принципов. Основные особенности  научного познания заключаются в следующем.

1.Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак научного познания.

  2.На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразумых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является также важной отличительной чертой научного познания [ Кохановский, 2006, с. 16].

3.Для науки характерна постоянная  методологическая рефлексия. Это  означает, что в ней изучение  объектов, выявление их специфики,  свойств и связей всегда сопровождается -  в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты. При этом следует иметь в виду, что хотя наука в сущности своей рациональна, но в ней всегда присутствует иррациональная компонента, в том числе и в ее методологии.

4. Существенным признаком научного  познания является его системность,  т. е. совокупность знаний, приведенных  в порядок на основании определенных  теоретических принципов, которые  и объединяют отдельные знания  в целостную органическую систему.

5. Непосредственная цель и высшая  ценность научного познания –  объективная истина, постигаемая  преимущественно рациональными  средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность, устранение не присущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения. Вместе с тем надо иметь ввиду, что активность субъекта – важнейшее условие и предпосылка научного познания. Последнее неосуществимо без конструктивно-критического и самокритичного отношения субъекта к действительности и к самому себе, исключающего косность, догматизм, апологетика, субъективизм.

6. Научное познание есть сложный  противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке – естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы.

7. В процессе научного познания  применяются такие специфические  материальные средства, как приборы,  инструменты и другое научное  оборудование. Кроме того, для науки  в большей мере, чем для других  форм познания, характерно использование  для исследования своих объектов  и самой себя таких идеальных  средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический, синергетический и другие приемы и методы.

8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

  Третьим аспектом содержания  понятия науки в рамках информационно-семиотического  подхода является результат научной  деятельности, а именно научная  картина мира.

Рассматривая  культуры как систему, в ней можно  выделить несколько подсистем, генерирующих собственную информацию: религии, науки и искусства, а также каналов их распространения, ставших сегодня вполне самостоятельными и даже наиболее влиятельными факторами культурного развития – образования и средств массовой информации[Жидков, Соколов, 2003. с. 44]. Соответственно, условно можно выделить и три типа картин мира: религиозную, научную и художественную.

Подсистема «религия», пожалуй, самая  стабильная. В рамках этой подсистемы формируется религиозная картина  мира, обычно дающая однозначные ответы на «вечные» вопросы человеческого  бытия в мире. На протяжении многих веков подсистемы «наука» и «искусство»  находились в подчиненном положении  по отношению к религии. В современном  секуляризированном обществе многие функции  религии перешли к другим подсистемам  культуры.

Образование и средства массовой информации не производят новых знаний, но отбирают их из религиозной, научной, художественной подсистем и транслируют в  общество (обычно под прямым или  косвенным контролем государства; это называется «культурной политикой»).

В подсистеме «искусство» «наиболее  разносторонне и комплексно отражаются представления человека о мире, воспринимаемом им сквозь присущую ему координатную мировоззренческую (мироощущенческую и мировосприятельную) сетку… Поэтому искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром,  той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности. Именно поэтому искусство есть наилучший фактор диагностики здоровья общества

Подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира, основанную на предположении о возможности  знания объективных законов природы  и общества. В отличие от религиозных  догматов научные теории чрезвычайно  изменчивы, поэтому научная картина  мира постоянно подвергается корректировке. Отношения между наукой и религией весьма сложные, но при определенных условиях это не мешает мирному сосуществованию научной и религиозной картин мира. Художественная же картина мира без проблем сочетается как с научной, так и с религиозной картинами мира.

Научная картина мира – целостная система  представлений об общих свойствах  и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения  и синтеза фундаментальных научных  понятий и принципов. Научная  картина мира, выступающая основанием науки, складывается в результате синтеза  знаний, получаемых в различных областях знания, и содержит общие представления  о мире. В научных картинах мира концентрируется опыт человека по познанию природы.

  Картина мира – это фундамент,  на котором выстраивается все  здание науки, и она оказывает  огромное влияние на результаты  конкретно-научных исследований, на  решение частных проблем. Ученый  смотрит на мир и исследует  его с позиций той или иной  картины мира.

  Научные картины мира выступают  своего рода мостиком, соединяющим  науку с философией. С одной  стороны, ученые, как правило плохо знакомы со всеми тонкостями философского знания, ибо философия – это не их сфера деятельности, с другой стороны, философ не знаком с многочисленными нюансами конкурирующих между собою научных школ и конкретно-научных исследований. Научная картина мира представляет собой ту территорию, которая в равной мере принадлежит как философам, так и естественникам.

  Научные картины мира выполняют  еще одну важную функцию в  познании – интегративную. Необходимо  учитывать, что современная наука  очень специализирована, отдельные  ученые работают подчас над  такими узкими проблемами и темами, что перестают понимать друг друга, и только благодаря научной картине мира взаимопонимание устанавливается вновь.

  Научные картины мира способствуют  адаптации науки к миру духовной  культуры. Наука, в свою очередь,  оказывает огромное влияние на  духовную жизнь человека именно  благодаря научным картинам мира.

  Научная картина мира складывается  из специальных научных картин. Так, естественнонаучная картина  мира представляет собой синтез  таких картин мира как физическая, химическая, биологическая.

  Принцип развития природы  (используемый  как основание деления основных  физических картин мира) позволяет  вычленить механическую, термодинамическую  и синергетическую картины.

  Механическая картина мира -  в  ней отсутствует принцип развития  природы.

  Термодинамическая картина мира  – вторгается идея развития  природы.

  Синергетическая картина мира  – принцип развития становится  доминирующим.

Последним отличительным аспектом науки является наличие специфического языка науки. Язык науки представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка, напр. "сила", "скорость", "тяжесть", "звезда", "стоимость" и т. п., получают гораздо более точное и порой даже парадоксальное с точки зрения здравого смысла значение. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к обнаруживаемым объектам, их свойствам и связям. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.

Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений языка науки.

  Роль науки в современном обществе.

     XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX века большое распространение получила автоматизация. К концу XX века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло

благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились     требования к работникам. От них стали   требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых

требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы и повышать человечества качество жизни . Эта

новая вера нашла свое отражение во многих   областях культуры и общественной                                                                                                                                                                                                                                                       

мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и

общественного прогресса, вызвали надежду скорого  решения и таких проблем   как   голод,   болезни  и  т. д.                                                                                                              

     И на сегодняшний день мы  можем сказать, что наука в  современном обществе

играет  важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей.        Несомненно,

уровень развитости науки может служить  одним из основных показателей развития

общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,

цивилизованного, образованного, современного развития  государства.

     Очень важны функции науки  как социальной силы в решении  глобальных проблем

современности. В  качестве примера здесь можно  назвать экологическую

проблематику. Как известно, бурный научно-технический  прогресс составляет одну

из  главных причин таких опасных  для общества и человека явлений, как истощение

природных ресурсов планеты,  загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно,

наука – один из факторов тех радикальных  и далеко не безобидных изменений,

которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами

учёные. Научным данным отводится ведущая  роль  и в определении масштабов  и

параметров  экологических опасностей.

     Возрастающая роль  науки в  общественной жизни породила  её особый статус в

современной культуре и новые   черты её взаимодействия с различными слоями

общественного сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей

Информация о работе Место и роль современной науки в системе культуры