Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 21:19, реферат
Целью данного реферата является анализ значения современной науки в системе культуры. В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные особенности культуры как информационно-семиотической системы;
2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.
1.Введение……………………………………………………………………………....2
2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3
3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6
4.Заключение…………………………………………………………………….…….14
5. Список литературы………………………………………...……………………….15
планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие
общественных, естественных и технических наук.
Во-вторых, наука имеет своей основной
целью получение нового знания,
приведенного в целостную
систему на основе
1.Его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак научного познания.
2.На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразумых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является также важной отличительной чертой научного познания [ Кохановский, 2006, с. 16].
3.Для науки характерна
4.
Существенным признаком
5.
Непосредственная цель и
6.
Научное познание есть сложный
противоречивый процесс
7.
В процессе научного познания
применяются такие
8. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Третьим аспектом содержания
понятия науки в рамках
Рассматривая культуры как систему, в ней можно выделить несколько подсистем, генерирующих собственную информацию: религии, науки и искусства, а также каналов их распространения, ставших сегодня вполне самостоятельными и даже наиболее влиятельными факторами культурного развития – образования и средств массовой информации[Жидков, Соколов, 2003. с. 44]. Соответственно, условно можно выделить и три типа картин мира: религиозную, научную и художественную.
Подсистема «религия», пожалуй, самая
стабильная. В рамках этой подсистемы
формируется религиозная
Образование и средства массовой информации
не производят новых знаний, но отбирают
их из религиозной, научной, художественной
подсистем и транслируют в
общество (обычно под прямым или
косвенным контролем
В подсистеме «искусство» «наиболее разносторонне и комплексно отражаются представления человека о мире, воспринимаемом им сквозь присущую ему координатную мировоззренческую (мироощущенческую и мировосприятельную) сетку… Поэтому искусство как подсистема культуры занимает в ней ключевое положение, являясь тем центром, той результирующей, которая фиксирует совокупное влияние на человека всех прочих сторон и аспектов его жизнедеятельности. Именно поэтому искусство есть наилучший фактор диагностики здоровья общества
Подсистема «наука» предлагает более динамичную картину мира, основанную на предположении о возможности знания объективных законов природы и общества. В отличие от религиозных догматов научные теории чрезвычайно изменчивы, поэтому научная картина мира постоянно подвергается корректировке. Отношения между наукой и религией весьма сложные, но при определенных условиях это не мешает мирному сосуществованию научной и религиозной картин мира. Художественная же картина мира без проблем сочетается как с научной, так и с религиозной картинами мира.
Научная
картина мира – целостная система
представлений об общих свойствах
и закономерностях
Картина мира – это фундамент,
на котором выстраивается все
здание науки, и она оказывает
огромное влияние на
Научные картины мира
Научные картины мира
Научные картины мира
Научная картина мира
Принцип развития природы (используемый
как основание деления
Механическая картина мира - в
ней отсутствует принцип
Термодинамическая картина
Синергетическая картина мира – принцип развития становится доминирующим.
Последним отличительным аспектом науки является наличие специфического языка науки. Язык науки представляет собой систему понятий, знаков, символов, создаваемая и используемая той или иной областью научного познания для получения, обработки, хранения и применения знаний. В качестве специального языка конкретных наук обычно используется некоторый фрагмент естественного языка, обогащенный дополнительными знаками и символами. Язык науки отличается точностью и однозначностью своих понятий. Даже те понятия, которые заимствуются наукой из повседневного языка, напр. "сила", "скорость", "тяжесть", "звезда", "стоимость" и т. п., получают гораздо более точное и порой даже парадоксальное с точки зрения здравого смысла значение. Если на первом этапе своего развития наука в основном пользуется понятиями естественного языка, то по мере углубления в предмет исследования появляются теории, вводящие совершенно новые термины, относящиеся к абстрактным, идеализированным объектам, к обнаруживаемым объектам, их свойствам и связям. В целом язык науки возникает и формируется как орудие познания определенной области явлений, и его специфика определяется как особенностями изучаемой области, так и методами ее познания.
Язык науки стараются строить таким образом, чтобы избежать недостатков естественного языка: многозначности терминов, расплывчатости и неопределенности их содержания, двусмысленности выражений, семантической замкнутости и т. п. Это обеспечивает ясность, точность и понятность выражений языка науки.
Роль науки в современном обществе.
XX век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине XX века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине XX века большое распространение получила автоматизация. К концу XX века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло
благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых
требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы и повышать человечества качество жизни . Эта
новая
вера нашла свое отражение во многих
областях культуры и общественной
мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и
общественного
прогресса, вызвали надежду скорого
решения и таких проблем как
голод, болезни и т. д.
И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе
играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно,
уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития
общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,
цивилизованного, образованного, современного развития государства.
Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем
современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую
проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну
из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение
природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно,
наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений,
которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами
учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и
параметров экологических опасностей.
Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в
современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями
общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей
Информация о работе Место и роль современной науки в системе культуры