Место и роль современной науки в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 21:19, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является анализ значения современной науки в системе культуры. В рамках достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. выделить основные особенности культуры как информационно-семиотической системы;
2. выявить характерные черты науки в информационно-семиотической системе культуре и определить роль науки в современном обществе.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………………………....2
2. Культура как информационно-семиотическая система…………………………...3
3.Наука в системе культуры. Роль науки в современном обществе………………...6
4.Заключение…………………………………………………………………….…….14
5. Список литературы………………………………………...……………………….15

Файлы: 1 файл

КСЕ 1.4.docx

— 43.08 Кб (Скачать файл)

научного  познания  и его соотношения  с другими формами познавательной

деятельности (искусством, обыденным сознанием  и т. д.).

     Эта проблема, будучи философской,  по своему характеру, в то  же время имеет

большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является

необходимой предпосылкой внедрения научных  методов в управление культурными

процессами.  Оно необходимо  и для построения теории управления самой наукой в

условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного  познания требует

анализа его социальной обусловленности  и его взаимодействия с различными

феноменами  духовной и материальной культуры.

     В качестве главных же критериев  выделения функций науки надо  взять основные

виды  деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы

приложения  и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных

функций:

  1. познавательная функция задана самой сутью науки, главное

назначение  которой – как раз познание природы, общества и человека,

рационально-теоретическое  постижение мира,  открытие его законов  и

закономерностей, объяснение самых различных явлений  и процессов, осуществление

прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

     2) мировоззренческая функция,  безусловно, тесно связана с первой,

главная цель ее – разработка научного мировоззрения и научной картины мира,

исследование  рационалистических аспектов отношения  человека к миру,

обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать

мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую

роль  в этом деле играет философия;

     3) производственная,    технико-технологическая функция

призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых

технологий,   форм организации и др.   Исследователи  говорят и пишут о

превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке

как особом «цехе» производства, отнесении ученых к производительным работникам,

а все это как раз и характеризует  данную функцию науки;

     4) культурная, образовательная функция заключается главным образом в

том, что наука является феноменом  культуры, заметным фактором культурного

развития  людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно

воздействуют  на весь  учебно-воспитательный процесс,  на содержание программ

планов, учебников, на технологию, формы и  методы обучения. Безусловно,  ведущая

роль  здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки

осуществляется  через культурную деятельность и  политику, систему образования и

средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не

забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет

соответствующую направленность, занимает исключительно  важное место в сфере

духовного производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе я попытался рассмотреть и проанализировать роль современной науки в культуре общества. Удалось выявить, что наука занимает исключительно важное место в духовной (культурной) сфере жизнедеятельности общества, выполняет важные познавательные, мировоззренческие и производственные функции. Был дан системный анализ культуры и науки с позиций информационно-семиотического подхода. Его сущность – в представлении культуры как некоторой сложной информационной системы, в которой в роли переносчиков семантической, прагматической, эстетической информации выступают особым образом организованные и структурированные материальные объекты: произведения искусства, научные труды, религиозные знаки и символы и т.д. С этой точки зрения наука представляет собой социальный институт, деятельность которого направлена на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющий своим результатом определенную систему представлений о мире, достигаемого с помощью особого логико-понятийного аппарата.

 Таким образом, удалось добиться  достижения поставленной цели, а  именно исследование места и  роли науки  в системе культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Балим Г.М., Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Проблемы системного анализа культуры. Таганрог, 2003

2. Денисов С.Ф., Дмитриева Л.М.  Естествознание и технические науки в мире культуры. - М., 1999.

3. Жидков В.С., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб., 2003.

4. . Кохановский В. П. Философия науки. М., 2006

5. Наука и ее место в культуре. Новосибирск, 1990.

6.. Современная философия науки. Сб.  - М., 1994.

7. Фролов И.Т., Араб-Оглы Э.А., Арефьева Г.С. Введение в философию. 

Часть 2 М.,1989.        

 

 

 


Информация о работе Место и роль современной науки в системе культуры