Место религии в культуре .Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Цели и задачи
Цель данной работы состоит в исследовании феномена исламской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить понятие исламской культуры, для чего необходимо раскрыть основные тезисы религии ислама, и понять сущность понятия исламской культуры.
Дать целостную характеристику исламской культуры, на примере рассмотрения изобразительного искусства и архитектуры, Корана как основы исламской культуры и мусульманской литературы и науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Понятие исламской культуры 6
1.1. Ислам как мировая религия. Основные постулаты 6
1.2. Сущность понятия исламской культуры 8
2. Характеристика исламской культуры 9
2.1. Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама 9
2.2. Коран как основа исламской культуры 13
2.3. Особенности развития мусульманской литературы и науки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ислам готовый.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

          высшего профессионального образования

«Красноярский государственный медицинский университет

              им.проф.В.Ф.Войно-Ясенецкого 

           Министерства  здравоохранения и  социального развития  

                                Российской федерации»

 

 

 

         Кафедра философии и социально-гуманитарных  наук

     

 

                                    РЕФЕРАТ

                                  По культурологии

             Тема: Место религии в культуре .Ислам.

                                                       

 

 

 

 

                                                                                                                  Выполнила:

                                                                                               

                                                                 Фармацевтического факультета (заочное)

                                                                                     

                                                                                                                     Проверил:

 

 

 

 

                                    Красноярск 2012      

 

                                   СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы исследования

Ислам - одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и христианством), имеющая своих последователей почти на всех континентах и в большинстве стран мира. Мусульмане составляют подавляющее большинство населения многих стран Азии и Африки. Ислам является системой, оказывающей значительное влияние и на международную политику. «Ислам» в переводе с арабского означает покорность, «мусульманство»   (от арабского «муслим») - предавший  себя Аллаху.

В современном  мире мусульманские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют, по различным данным от 1,2 до 1,5 миллиарда человек. В 35 странах мусульманами является большая часть населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государственной или официальной религией. Однако только 18 % мусульман живут в арабских странах. Ислам является второй по численности религией в мире (после христианства). Поэтому исследование «ислама и его культурных форм» актуально в любое время, так как приверженцев этой религии огромное множество и необходим целостный анализ влияния ислама как религии на культуру многих народов, в том числе и на культуры нашей страны, т.к.  некоторые граждане в различных регионах Российской Федерации исповедуют данную религию.

Цели и задачи

Цель данной работы состоит в исследовании феномена исламской культуры.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить понятие исламской культуры, для чего необходимо раскрыть основные тезисы религии ислама, и понять сущность понятия исламской культуры.
  2. Дать целостную характеристику исламской культуры, на примере рассмотрения изобразительного искусства и архитектуры, Корана как основы исламской культуры и мусульманской литературы и науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие исламской культуры

 

Ислам – самая  молодая из трех мировых религий, которая зародилась на аравийском полуострове. В западной части полуострова  расположен священный город Мекка, который процветал уже в VI в.н.э. Кроме того, что Мекка была торговым центром Аравии, она была важным культурным и религиозным центром. В этом городе находится Кааба, деревянное строение, углы которого были расположены по сторонам света, и в восточный угол вделан черный камень. Внутри и вокруг Каабы стояли 360 статуй божеств, принесенных паломниками со всего полуострова. Кааба была домом богов, раз в год арабские племена совершали сюда паломничества.

    1. Ислам как мировая религия. Основные постулаты

 

Ученые выявили, что ислам возник из сочетания элементов иудейства, христианства, а также некоторых обрядных традиций староарабских домусульманских культов природы: большинство арабов VI - начала VII вв. были язычниками, политеистами, в их среде существовало множество иудейских и христианских сект. Однако синтез этих элементов был настолько оригинальным, что мусульманство стало самостоятельной религией.   

Для того, чтобы  раскрыть понятие исламской культуры необходимо раскрыть основные принципы ислама как религиозной системы, и уже исходя из этих тезисов проследить как религия ислама проявилась в культуре и в каких формах.

Основные положения ислама сводятся к следующему:

  1. Мусульмане верят в единого Бога-Аллаха, всемогущего и непостижимого для человека (монотеизм).
  2. Мухаммед является последним из пророков, которые были выбраны для осуществления сакральной миссии – донести правду людям о Боге и мире. Более ранними пророками являлись Адам, Ной, Авраам, Лот, Моисей, Давид, Соломон, Иисус Христос, их учения изрядно исказили их последователи, за исключением единственно истинного учения Мухаммеда. Таким образом, в религии ислама выделяются отдельно христианство и иудаизм, а люди, которые их придерживаются считают «людьми писания».
  3. Мир был создан всего за шесть дней. Великий Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Человека же сотворен Бог из земли: вылепив его телесную оболочку из глины, Аллах вдохнул в человека жизнь – то есть «свой дух». Женщина же вышла из ребра Адама: в то время пока он спал ангел по велению Аллаха достал у мужчины ребро и произвел на свет Хаву (Еву), лучшего спутника и «приятного товарища» для Адама. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной.
  4. В исламе считается, что счастливый период в истории всего человечества остался позади, поскольку этим временем было пребывание Адама и Евы в раю, где они не испытывали чувство голода и не  стыдились собственной наготы. После изгнания их из рая, все усилия человека сделать что-то хорошее и вновь стать счастливым как бы он ни старался, оказывались напрасными. Поскольку земная жизнь, уверяет ислам, лишь «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». Поэтому человеку всегда следует помнить о своей душе, о том, что его ожидает после божьего суда.
  5. Мусульмане истинно верят, что после физической смерти человека, его ждет божественное возмездие - всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от того сколько в ней плохих и хороших поступков. Определить это легко, поскольку на каждого человека ангелы заводят специальный свиток, куда заносят все его деяния и плохие и хорошие.  В день Страшного суда каждый получит по заслугам и попадет либо в рай, либо в ад.

Таким образом, ислам как мировая религия предопределил культурное и социальное развитие многих стран, опираясь на эти постулаты, развивалась культура стран Востока.

    1. Сущность понятия исламской культуры

 

Понятие исламская  культура – многоаспектное, многогранное, состоящее из таких составляющих как монотеизм, повиновение единому  Богу – Аллаху, строгое соблюдение правил Корана, паломничество к святым местам. Культура ислама не разделяется на светскую и религиозную. Такое единство характеризует особенную связь в исламе Аллаха и человека, по принципу того, что человек вверяет в руки Бога свою судьбу, и их встреча происходит не в конкретное время, в конкретном месте, а она вневременна, внеистории. В Коране невозможно найти записей об исторических событиях, важно именно суметь правильно истолковать слово Аллаха, а не просто понять его. По тому же принципу созданы великие произведения архитектуры, они не имеют точности, не возвышают в духе своем какого-либо правителя, вообще не имеют никакой конкретики, только абстрактные геометрические формы, а также иероглифы, которые призваны не обратить мусульман к какому-либо историческому прошлому или к радужному будущему, а олицетворяют вхождение в мир Вечного Завета, где в гармонии сочетаются и прошлое, и настоящее, и будущее.  

 

 

 

 

  1. Характеристика исламской культуры

 

Каждая культура имеет материальную и духовную составляющие. Материальная составляющая — это тело культуры. Она выражается в архитектурных памятниках, сооружениях, средствах производства, одежде и прочих материальных ценностях. Духовная составляющая культуры - это совокупность норм морали, поведения, убеждений, представлений и обычаев, которые выражаются в поступках людей, взаимоотношениях между ними, их взглядах на бытие, Вселенную и человека. Поэтому чтобы составить целостную характеристику исламской культуры нам необходимо рассмотреть как материальную ее составляющую (архитектуру, изобразительное искусство), так и духовную, то есть то что повлияло на поведение, представление мусульман о мире (необходимо рассмотреть Священный текст Коран как мощный фактор повлиявший на духовность людей, а также формирование литературы и науки)

    1. Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама

 

Ислам проявил  себя очень ярко в архитектуре.  

Мусульманская архитектура главным образом  выражена в трех основных культовых конструкциях: мечеть, минарет и мавзолей.

Мечеть (араб. –  место поклонения) – общее название исламских культовых религиозных зданий, предназначенных для молитвы. Однако стоит заметить, что здание мечети никак не освещается, поэтому не имеет сакрального характера.

Самые древние мечети, которые были построены к концу VII в., включали внутренний двор, центральный водоем для омовений (молящиеся должны находиться в состоянии ритуальной чистоты) и молитвенный зал напротив входа. 

В мечети Михраб, ниша, встроенная в западную стену, к которой молящийся должен быть обращен лицом указывает направление молитвы в сторону Мекки, киблу. Рядом с михрабом традиционно помещается минбар, кафедра для чтения проповедей и Корана.

Пол в мечети и ее двор обычно устланы циновками  или коврами, поскольку при входе в мечеть верующие, идущие на молитву, должны снять обувь, тем самым предстать перед Богом в чистоте своей.

Для женщин отводится  специальное место в мечети, чтобы  они тоже могли помолиться, им предназначаются специально отгороженные помещения в общем зале или на галереях.

Иногда мечети имеют в пределах своих стен усыпальницы  святых. В мечетях нередко размещены книгохранилища.

Ислам настолько прочно вошел  в жизнь мусульман, что мечети различаются не только по своему внешнему облику и планировке (колонные мечети, айванные мечети и центрально – куполные мечети), но и по своему назначению: мечети для ежедневных, пятничных и загородных молений. Классифицируются мечети также по месту своего нахождения - «соборные», «квартальные», «вокзальные», «дворцовые», «домовые» мечети и мечети в школах-медресе. Под воздействием местных традиций в разных странах, исповедующих ислам, сложились локальные типы мечетей.

Обычно мечети содержатся на пожертвования верующих или государственные субсидии. Служители мечетей – имамы, хатыбы, муэдзины – не обладают святостью и благодатью. Они выступают лишь организаторами ритуала, в этом также прослеживается монотеизм, что только Бог наделен святостью.

Главной мечетью мусульманского мира считается, находящаяся в Саудовской Аравии, мекканская Масджид аль-харам с Каабой в центре. Кааба (араб. куб) – главное святилище – алтарь ислама, земное воплощение «небесной Каабы». Кааба представляет собой практически кубическое каменное здание (12 х 10 м, высотой 15 м).

На высоте 1,5 м в восточный угол Каабы вмонтирован святая святых ислама - «черный камень» (по преданию посланного Аллахом в Мекку низвергнутому на землю Адаму).

Снаружи Кааба как символ Мироздания всегда покрыта черной с  золотым и серебряным шитьем тканью – кисвой. Внутри пол и нижняя часть стен выложены мрамором, выше стены и потолок обиты красным шелком.

Каждый мусульманин во время своей ежедневной многократной молитвы обращен в сторону Каабы, строго ориентированной по сторонам света.

Еще одной разновидностью мусульманской архитектуры является минарет (араб. – маяк, сигнальная световая башня) – высокая столпообразная постройка, предназначенная для призыва мусульман на молитву (азана), совершаемого муэдзином (араб. - взывающий) с кругового балкона, галереи или верхней площадки башни, обычно увенчанной фонарем. Различают две разновидности минаретов – круглые и прямоугольные в плане. Минарет всегда являлся символом завоеванных арабами территорий, он может быть как самостоятельным сооружением, так и составной ансамбля с мечетью. Два минарета возле мечети олицетворяют две руки, возносящие молитву Аллаху.

Архитектурным сооружением  мусульманского мира – является также  мавзолей – монументальное надгробие, берущее исток от гробницы правителя Карии Мавсола в Галикарнасе (IV в. до н.э.). Хотя по традициям ислама требуется простое захоронение в земле, лицом к Мекке, мавзолей все же является весьма привлекательным объектом для архитекторов в мусульманских странах.

Мавзолей обычно располагается в центре парка на пересечении четырех аллей, вдоль которых течет вода. Такое место есть воплощение архитектурного представления об исламском рае. В центре парка располагается фонтан жизни, из которого изливаются четыре священные реки. Если могила уважаемого в мусульманском мире человека помещена в этом месте, то покойный представляется отданным в объятия вечности.

  Начиная с Х в. здания начинают украшаться изящными растительными и геометрическими орнаментами, в которые включаются стилизованные надписи – арабская вязь. Такой орнамент - арабеска, был простроен по принципу ритмического повторения и бесконечного развития узора.

Ислам как монотеистическая религия, выступающая за строгое единобожие, боролся с племенными культами аравитян. Поэтому, чтобы уничтожить память о племенных идолах, в исламе запрещалась антропоморфная скульптура. В результате ни скульптура, ни живопись не получили в мусульманской культуре значительного развития, ограничиваясь лишь узорами, иероглифами, орнаментами.

Однако с ХII в. начало развиваться искусство миниатюр, в том числе и книжной. В целом изобразительное искусство в странах ислама ушло в ковровость, его характерными чертами стали цветистость и узорчатость. Сочетание ярких красок было всегда строго геометрично, рассудочно и подчинено мусульманской символике. Так, например, арабы считали лучшим для глаз цветом красный – это был цвет детей, женщин и счастья. В противоположность красному с презрением относились к серому цвету. Белый, черный, фиолетовый цвета трактовались как цвета траура, отказа от радостей жизни. Особое место занимал в исламе зеленый цвет, имевший исключительный престиж. В течение многих веков он был запретен как для немусульман, так и для приверженцев ислама.

Информация о работе Место религии в культуре .Ислам