Место религии в культуре .Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Цели и задачи
Цель данной работы состоит в исследовании феномена исламской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить понятие исламской культуры, для чего необходимо раскрыть основные тезисы религии ислама, и понять сущность понятия исламской культуры.
Дать целостную характеристику исламской культуры, на примере рассмотрения изобразительного искусства и архитектуры, Корана как основы исламской культуры и мусульманской литературы и науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Понятие исламской культуры 6
1.1. Ислам как мировая религия. Основные постулаты 6
1.2. Сущность понятия исламской культуры 8
2. Характеристика исламской культуры 9
2.1. Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама 9
2.2. Коран как основа исламской культуры 13
2.3. Особенности развития мусульманской литературы и науки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ислам готовый.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, рассмотрев основные принципы изобразительного искусства  и архитектуры в странах ислама можно сделать вывод, что ислам очень сильно повлиял на становление этих видов искусства. Все архитектурные сооружения в странах, принявших исламскую веру, подчинены религиозному культу, строго ориентированы в соответствии с принципами ислама. Также можно сделать вывод о том, что в мусульманских странах не развивалась скульптура и живопись, на смену им пришел орнамент и миниатюра. Такое строгое подчинение религиозному культу характеризует исламскую культуру как проводника, который помогает верующим лучше понять ислам, его принципы, культовые постройки являются помощниками, в которых совершаются молитвы, они призывают людей помнить о Боге.

    1. Коран как основа исламской культуры

 

Мусульманская культура сформировалась в результате синтеза культур различных народов, принявших ислам. Каждая страна внесла свой оригинальный вклад в развитие неповторимых исламских традиций и обычаев, норм и устоев в обществе. Культура мусульман своеобразна и самобытна, через ее внешние проявления (архитектура, литература, орнамент) отражается внутренний мир мусульман, и для того чтобы лучше понять мир ислама необходимо иметь верные представления о кораническом вероучении, как одной из важных составляющих культурных форм ислама.

Священный Коран лежит в основе культуры ислама. Монотеизм характерный для ислама считается основополагающим фактором, под влиянием которого формировались культурные исламские ценности. Коран (от араб. Куран - чтение) - является главной священной книгой мусульман, в которой изложены постулаты ислама. Основу Корана составляют заповеди, обрядовые и юридические установления, проповеди, молитвы, притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его учениками (известно, что пророк не умел ни читать, ни писать, и его речи-откровения первоначально записывались его сподвижниками даже на пальмовых листьях и камнях), а также назидательные рассказы. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями, арабисты считают рифму изысканной, а ритм - четким.

Все изречения в Коране, в которых говорящим лицом является Аллах, относя к числу откровений, все остальные – к числу преданий. Полный текст Корана был собран уже после смерти Мухаммеда, а в середине VII в. этот текст был провозглашен каноническим. Вскоре были созданы и комментарии к Корану. В Средние века многие люди знали Коран наизусть. Священный текст ислама было запрещено переводить с арабского языка, поэтому Коран был основой обучения арабскому языку. Исламизация предполагала непременное чтение и знание этой великой книги, что приводило к распространению арабского языка, который и сегодня, спустя четырнадцать столетий после ниспослания Корана, остаётся важным ключом к постижению мусульманской души и менталитета.

Таким образом, роль арабского языка в становлении  культуры Арабского Востока огромна: наряду с исламом он был мощным фактором, объединяющим все арабские страны.

Арабская письменность расценивается как величайшая культурная ценность, а ее авторство приписывается легендарному родоначальнику арабов – Исмаилу.

В Коране, помимо проповедей, молитв, заклинаний, назидательных  рассказов и притчей, содержатся и обрядовые, и юридические установления, регулирующие различные стороны  жизни мусульманского общества, таким образом, Коран является не только помощником в освоении ислама, но и помогает людям разобраться в житейских проблемах, в соответствии с догмами выстраивались семейные, правовые, имущественные отношения людей. Важнейшей составной частью системы ислама является шариат - свод норм морали, права, культурных и прочих ценностей, которые охватывают всю общественную и личную жизнь мусульманина.

Шариат сформировался в течение VI – VIII вв., к IX в. базируясь на тезисах шариата, установилась оценочная шкала для всех поступков мусульман. К обязательным поступкам были отнесены те, невыполнение которых наказывалось при жизни и после смерти: чтение молитв, соблюдение поста, различных ритуалов ислама. В число желательных поступков входили дополнительные молитвы и посты, а также благотворительность, это поощрялось при жизни и вознаграждалось после смерти. Безразличные поступки – сон, еда, вступление в брак – не поощрялись и не запрещались. Неодобряемыми, хотя и не наказуемыми поступками, были поступки, вызванные желанием насладиться земными благами: чувственной была культура средневекового Арабского Востока, склонного к роскоши. Особенно это проявлялось в еде. В городах в почете были дорогие, индийские ядра фисташек, вымоченные в розовой воде, яблоки из Сирии, стебли сахарного тростника. Важную роль играли благовония, применявшиеся в жизни: благоуханные масла готовили из лотоса, нарциссов, белого жасмина, лилий, гвоздики, розы, популярными были ванны из фиалкового масла. К запрещенным поступкам относились те, которые наказывались и при жизни, и после смерти: так, запрещалось пить вино, есть свинину, играть в азартные игры, заниматься ростовщичеством, колдовать и пр.

На основе Корана и с учетом доисламских традиций было разработано право наследования, опекунства, заключения браков и разводов. Институт брака рассматривался как самое важное событие в жизни как женщины, так и мужчины. Подтверждалось подчиненное положение женщины в семье и в обществе, и родословная велась строго по мужской линии.

В Коране особое место занимает умение отличать добро от зла, а верный путь - от ложного. Истины, изложенные в Священной книге, подтверждаются убедительными аргументами и доказательствами.

Коран является вдохновителем человека на праведные поступки и помогает ему возлюбить ближнего и познать истинное счастье. Одно из его названий — Дух: «Мы внушили тебе в откровении Дух [Коран]» (сура 42 «Совет», аят 52). Коран характеризуется удивительным благозвучием, чистотой слога, композиционной стройностью и правильностью грамматических конструкций.

Коран отличает его лаконичность, в нем нет ничего лишнего или случайного, а размышление над ним считается одним из самых достойных занятий. Мусульманам нравится проводить свое время за чтением и толкованием Корана. И дело не только в том, что ритмичный коранический слог доставляет необыкновенную радость и покой. Размышления над кораническими истинами раскрывают и очищают душу, и случается, что слова изумляют верующего своим глубоким смыслом. Коран учит человека ценить прекрасное в мире. Именно поэтому Посланник Аллаха объяснял, что лучшим из его последователей является тот, кто сам изучает Коран и обучает ему других.

Мусульмане  считают Коран уникальным Писанием, обращённым ко всему человечеству. Раскрытый в нём путь духовного освобождения и нравственного очищения настолько совершенен, что Коран не утратил своей актуальности даже в наши дни: «Этот Коран дан мне как Откровение, чтобы я предостерёг посредством него вас и тех, до кого он дойдёт» (сура 6 «Скот», аят 19).

Таким образом, религиозное мировосприятие оказало огромное влияние на мусульман, их быт, нравы, обычаи, придало им культурную форму и наполнило содержанием. Вера в Единственного Бога – Аллаха стимулировала мусульман к приобретению новых знаний, борьбе с насилием, труду во имя общественного прогресса. Главная мысль Корана состоит в том, чтобы направить людей на путь нравственного очищения и духовного совершенствования, к которому люди испытывают естественное тяготение. Его нормы и нравственно-этические ценности на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обуславливают их поступки в тех или иных условиях, тем самым Коран является духовной составляющей культуры ислама, помогая людям четко ориентироваться в нормах морали и нравственности, давая четкие ответы на возникающие жизненные проблемы.

    1. Особенности развития мусульманской литературы и науки

 

Исламская литература интересна и по своему уникальна, веками она впитывала в себя культуру и традиции мусульманского мира. Влияние, оказанное на мусульманскую литературу народами, принявшими ислам, как и влияние исламской литературы на жизнь мусульманских народов, ощущается достаточно сильно. Мусульманская литература популярна во всём мире. Исламские стихи впечатляют своей выразительностью и глубиной мысли, а проза своей яркостью и красотой.

В первые века после принятия ислама искусство рифмовать становится в городах придворным ремеслом. Поэты сочетали в себе также литературоведов. В мусульманской культуре поэзия и проза тесно взаимодействовали, поскольку стихи  естественным образом сочетались и с любовными повествованиями, и включались в медицинские трактаты, в героические истории, а также философские и исторические произведения, и даже в официальные послания средневековых правителей. Однако влияние религии сильно прослеживается и в литературе, поскольку вся арабская литература была объединена мусульманской верой и Кораном, цитаты из которого встречались повсюду.

Бесспорно, главной книгой исламского мира является Коран. Это не только «священная книга»,  это необходимый совет мусульманину о том, как прожить каждый день жизни. Заключая в себе этические и морально-правовые нормы, Коран не устареет никогда, являясь актуальным еще не одну тысячу лет.

К исламским  книгам аналогичного толка относится  Сунна, которая представляет собой  изложение жизненного пути пророка  Мухаммеда и заключает в себе описание поступков, которые желательно совершать правоверному мусульманину, но не обязательно.

Большей своей  частью, литература ислама была направлена на то, чтобы помогать пониманию культуры и традиций востока, уклад жизни мусульман в доступной и понятной форме.

Неотъемлемой  составляющей литературы востока являются макамы — рифмованные, веселые и остроумные истории, рассказывающие о похождениях великих мошенников. Их наиболее известный и полный сборник принадлежит перу Абу Мухаммеда аль-Касим ибн Али аль-Басри аль-Харири.

Лирические  произведения, выполненные в виде стихов или поэм, передают способность мусульманина чувствовать и воспринимать мир вокруг себя, и славить Аллаха за эту возможность. На первый взгляд может показаться странным такое плотное переплетение религии и культуры, с постоянным акцентированием внимания на ключевых фигурах и понятиях ислама, но в этом и состоит самобытность исламской литературы, впитавшей в себя любовь к Аллаху и столпы веры.

Диваны –  являются классическими сборниками исламской поэзии. Одним из наиболее известных и красивых является «Хазаин ал-маони» («Сокровищница мыслей»), написанный Алишером Навои. Также стоит упомянуть поэтов Кааба ибн Зухайра, Ибн Хамдис, славу им принесла любовная лирика, и многих других, стоявших у истоков мусульманской литературы.

Сегодня почитается в культуре ислама не только правильной образ жизни, но мудрость. Исламская литература – это кладезь мудрости и знаний, переданных нам предками. Более широко раскрыты понятия исламского права и обычаев в книгах арабских авторов, которые толковали Коран. Не менее важными являются и исламские книги о пророчествах. Существует несколько таких, которые были предсказаны пророками Мухаммедом, Муссой, Сулейманом и другими. Они касаются религиозного конца мира, изменений в обществе и в мире, которые должны произойти либо уже произошли.

Ученые сошлись во мнении, что исламские книги, помимо очевидного, явного смысла, несут в себе еще и скрытые, завуалированные послания, некие коды и шифры, которые связанны с постижением этого мира. Яркий пример тому - Коран, в котором суры располагаются не в хронологическом порядке, а по размеру слов, образовывая некий шифр, своеобразный ритм.

Литература  ислама несет в себе систему моральных  ценностей, воспитывает мусульман сознательными, верующими. Абсолютно все мусульманские книги несут в себе конкретную мысль, историю или учение. Они по праву считаются положительными и полезными не только для создания идеального общества, но и для расширения общего кругозора каждого отдельного индивида. Именно в исламской литературе хранятся те знания, правила и указания, по которым следует жить каждому праведному человеку.

К Х в. во многих городах появились средние и  высшие мусульманские школы –  медресе. В Х – ХIII вв. в Европе стала известна по арабским сочинениям знаковая десятичная система для записи цифр, получившая название «арабские цифры».

Неотъемлемой  чертой истинного верующего является стремление к знаниям, к науке, поскольку  истинная добродетель имеет отношение к знаниям, а любой порок — к невежеству.

Даже Коран обязывает мусульман приобретать знания исключительно ради веры, а не ради богатства, славы или положения в обществе. Пророк сказал: «Не приобретайте знания, чтобы гордиться ими перед учёными, спорить с глупцами или находиться во главе собраний, и Ад — Ад! — ожидает тех, кто поступает так». Изучение религиозных и других наук направлено в основном ради Аллаха, мусульмане стремятся благодаря своим познаниям творить добро, приносить людям благость и постигать духовные истины. В культуре ислама возлагается на знающих людей большая ответственность за просвещение и наставление окружающих. Человек не имеет права скрывать истину, если люди нуждаются в ее знании.

Пророк пояснял, что получение знаний не является необходимостью для одних лишь учёных или студентов. Каждый человек может приобрести и передать другому частичку полезного знания, заслужив тем самым милость Аллаха.

В исламе придают  особо важное значение обучению детей, развитию их памяти и умственных способностей, а также их физической подготовке.

В исламской  культуре наука всегда занимала важное место. Правители покровительствовали известным богословам, создавали все условия для работы талантливых учёных. Философы и мыслители играли важную роль в общественно-политической жизни мусульманских стран, влияли на общественное мнение и принятие многих государственных решений.

Информация о работе Место религии в культуре .Ислам