Место религии в культуре .Ислам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 15:00, реферат

Описание работы

Цели и задачи
Цель данной работы состоит в исследовании феномена исламской культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Изучить понятие исламской культуры, для чего необходимо раскрыть основные тезисы религии ислама, и понять сущность понятия исламской культуры.
Дать целостную характеристику исламской культуры, на примере рассмотрения изобразительного искусства и архитектуры, Корана как основы исламской культуры и мусульманской литературы и науки.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Понятие исламской культуры 6
1.1. Ислам как мировая религия. Основные постулаты 6
1.2. Сущность понятия исламской культуры 8
2. Характеристика исламской культуры 9
2.1. Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама 9
2.2. Коран как основа исламской культуры 13
2.3. Особенности развития мусульманской литературы и науки 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

ислам готовый.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Скрупулезные  ученые изыскания при составлении  Корана и хадисов породили целый  ряд богословских наук, составивших  исламский экзегезис (толкование Писания) – тафсир (толкование).

  1. Наука об обстоятельствах Откровения. Изучает исторические обстоятельства, при которых совершилось откровение стихов Корана. Для овладения ею книжники должны были изучать тот диалект арабского языка, на котором говорили курейшиты, племя пророка.
  2. Наука о мекканских и мединских стихах (историческая критика) изучает последовательные стадии откровения Корана. Занимается хронологией, географией, тематическим единством и биографической историей.
  3. Наука об отменах. В Коране Бог отменял некоторые заповеди и заменял их  иными. Например, вино сначала просто не одобрялось, потом осуждалось его употребление перед молитвой, пока, наконец, оно не было полностью запрещено. Книжники должны были изучать обстоятельства, которые привели к этим божественным отменам.
  4. Наука о репутации источников. Поскольку составители окончательной версии Корана, а затем и хадисов полагались на устные и письменные источники, нужно было уметь подтвердить надежность источников. Тогда гарантировалась точность текста. Вот почему изучались репутация, биография и генеалогия каждого источника.

В исламе считается, что ученые, обучающие других, постигающие истину, живущие согласно своим знаниям, продолжают дело Божьих посланников, которые приходили в этот мир с целью наставлять и обучать людей. В одном из хадисов говорится, что учёные – это наследники пророков, ведь пророки не оставляли после себя ни динара, ни дирхема, но оставляли знания об Аллахе и Его религии.

Мусульмане истинно верят, что общение с учёными, присутствие их в обществе и поминание Аллаха вместе с ними позволяет человеку заслужить щедрую награду и прощение. У праведных учёных можно обучиться знаниям и мудрости, опыту и благочестию.

Ценность знаний и достоинство учёных акцентируются во многих тезисах Корана: «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура 58 «Препирание», аят 11).

Уважение, приобретаемое учеными со стороны мусульман, нельзя сравнить с тем уважением, которое человек приобретает благодаря своему богатству или положению в обществе, оно базируется на признании их высокого положения перед Аллахом и не прекращается даже после их смерти.

Таким образом, развитие мусульманской литературы и науки обусловлено прежде всего религиозным аспектом, поскольку вся литература так или иначе затрагивает те истины, которые наставляют на праведный путь, все литературные истории наполнены глубоким смыслом. С помощью литературы и науки формируется идеальное, праведное общество, сознание людей наполняется учениями и мудростями, которые передаются от предков. В науке формируются отдельные течения, направленные на толкование Священной книги – Корана, тем самым опять же все деяния направлены на созидание и понимания слов Бога. Таким образом, особенностью развития мусульманской литературы и науки является ее религиозный характер, развитие направлено на исполнение и толкование воли Аллаха.   

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для достижения цели данной работы были рассмотрены  и раскрыты ряд задач, из выводов  которых следует:

  1. Ислам – одна из трех мировых религий, в основе которой заложено поклонение единственному Богу – Аллаху (монотеизм), а также то, что человек всегда должен помнить о своей душе и о божьем суде, на котором будут рассматриваться все плохие и хорошие деяния человека. Таким образом, ислам как мировая религия предопределил культурное и социальное развитие многих стран, опираясь на эти постулаты, развивалась культура стран Востока.
  2. Сущность понятия исламская культура – сводится к тому, что религиозная составляющая доминанта в культуре, происходит синтез светской и религиозной культуры, их неразрывная связь свидетельствует об особом отношении человека и Аллаха, их связи вне времени.  
  3. Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама характеризуются строгой ориентированностью в соответствии с предписаниями Аллаха; отказ от антропоморфных скульптур, увеличение роли орнамента и миниатюры. Существовало три основных культовых архитектурных сооружения – мечеть, минарет, мавзолей. Такое строгое подчинение религиозному культу характеризует исламскую культуру как проводника, который помогает верующим лучше понять ислам, его принципы, культовые постройки являются помощниками, в которых совершаются молитвы, они призывают людей помнить о Боге.
  4. Коран как основа исламской культуры впитал в себя основные поучения, назидания, нормы морали и поведения в обществе, принятые для мусульманского человека. Коран синтезировал в себе нормы и нравственно-этические ценности, которые на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обуславливают их поступки. Священная книга Коран является духовной составляющей культуры ислама, главная ее мысль – показать истинный путь нравственного очищения и духовного совершенствования.
  5. Особенности развития мусульманской литературы и науки в том, что они несут в себе систему моральных ценностей ислама. Литература впитала в себя традиции народов, принявших ислам. Также характерной особенностью мусульманской литературы является то, что она несет в себе скрытый смысл, определенную мудрость. Ученые испокон веков почитаются в мусульманском мире. Развитие мусульманской литературы и науки как и всей культуры обусловлено прежде всего религиозным аспектом. С помощью литературы и науки формируется идеальное, праведное общество, сознание людей наполняется учениями и мудростями, которые передаются от предков. В науке формируются отдельные течения, направленные на толкование Священной книги – Корана, тем самым опять же все деяния направлены на созидание и понимания слов Бога.
  6. Для исламской культуры были выявлены характерные черты – доминирующий религиозный характер, вся культура буквально пропитана идеями и постулатами ислама; нравственный, поучительный аспект культуры, развитие исламской науки и литературы направлено на исполнение и толкование воли Аллаха; монотеизм и отказ от наглядного изображения образа человека; вневременность, внеисторичность культовых построек, литературных произведений, заповедей Корана.

Таким образом, цель данной работы была достигнута, так как в реферате последовательно рассмотрена религиозная система ислам и его культурные формы, через архитектуру, литературу, науку, жизненные устои и нравственные ценности мусульман.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология. Учебник/ Н.Г. Багдасарьян.- Москва: «Высшая школа», 2011г. - 511с.
  2. Густерин, П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке/ П. Густерин // Исламоведение. — 2011. — № 1.
  3. <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New

Информация о работе Место религии в культуре .Ислам