Скрупулезные
ученые изыскания при составлении
Корана и хадисов породили целый
ряд богословских наук, составивших
исламский экзегезис (толкование Писания)
– тафсир (толкование).
- Наука об обстоятельствах Откровения. Изучает исторические обстоятельства, при которых совершилось откровение стихов Корана. Для овладения ею книжники должны были изучать тот диалект арабского языка, на котором говорили курейшиты, племя пророка.
- Наука о мекканских и мединских стихах (историческая критика) изучает последовательные стадии откровения Корана. Занимается хронологией, географией, тематическим единством и биографической историей.
- Наука об отменах. В Коране Бог отменял некоторые заповеди и заменял их иными. Например, вино сначала просто не одобрялось, потом осуждалось его употребление перед молитвой, пока, наконец, оно не было полностью запрещено. Книжники должны были изучать обстоятельства, которые привели к этим божественным отменам.
- Наука о репутации источников. Поскольку составители окончательной версии Корана, а затем и хадисов полагались на устные и письменные источники, нужно было уметь подтвердить надежность источников. Тогда гарантировалась точность текста. Вот почему изучались репутация, биография и генеалогия каждого источника.
В исламе считается,
что ученые, обучающие других, постигающие
истину, живущие согласно своим знаниям,
продолжают дело Божьих посланников, которые
приходили в этот мир с целью наставлять
и обучать людей. В одном из хадисов говорится,
что учёные – это наследники пророков,
ведь пророки не оставляли после себя
ни динара, ни дирхема, но оставляли знания
об Аллахе и Его религии.
Мусульмане истинно верят, что общение
с учёными, присутствие их в обществе и
поминание Аллаха вместе с ними позволяет
человеку заслужить щедрую награду и прощение.
У праведных учёных можно обучиться знаниям
и мудрости, опыту и благочестию.
Ценность знаний
и достоинство учёных акцентируются во многих тезисах
Корана: «Аллах возвышает по степеням
тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано
знание» (сура 58 «Препирание», аят 11).
Уважение, приобретаемое учеными со
стороны мусульман, нельзя сравнить с
тем уважением, которое человек приобретает
благодаря своему богатству или положению
в обществе, оно базируется на признании
их высокого положения перед Аллахом и
не прекращается даже после их смерти.
Таким образом, развитие мусульманской литературы
и науки обусловлено прежде всего религиозным
аспектом, поскольку вся литература так
или иначе затрагивает те истины, которые
наставляют на праведный путь, все литературные
истории наполнены глубоким смыслом. С
помощью литературы и науки формируется
идеальное, праведное общество, сознание
людей наполняется учениями и мудростями,
которые передаются от предков. В науке
формируются отдельные течения, направленные
на толкование Священной книги – Корана,
тем самым опять же все деяния направлены
на созидание и понимания слов Бога. Таким
образом, особенностью развития мусульманской
литературы и науки является ее религиозный
характер, развитие направлено на исполнение
и толкование воли Аллаха.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для достижения
цели данной работы были рассмотрены
и раскрыты ряд задач, из выводов
которых следует:
- Ислам – одна из трех мировых религий, в основе которой заложено поклонение единственному Богу – Аллаху (монотеизм), а также то, что человек всегда должен помнить о своей душе и о божьем суде, на котором будут рассматриваться все плохие и хорошие деяния человека. Таким образом, ислам как мировая религия предопределил культурное и социальное развитие многих стран, опираясь на эти постулаты, развивалась культура стран Востока.
- Сущность понятия исламская культура – сводится к тому, что религиозная составляющая доминанта в культуре, происходит синтез светской и религиозной культуры, их неразрывная связь свидетельствует об особом отношении человека и Аллаха, их связи вне времени.
- Основные принципы изобразительного искусства и архитектуры в странах ислама характеризуются строгой ориентированностью в соответствии с предписаниями Аллаха; отказ от антропоморфных скульптур, увеличение роли орнамента и миниатюры. Существовало три основных культовых архитектурных сооружения – мечеть, минарет, мавзолей. Такое строгое подчинение религиозному культу характеризует исламскую культуру как проводника, который помогает верующим лучше понять ислам, его принципы, культовые постройки являются помощниками, в которых совершаются молитвы, они призывают людей помнить о Боге.
- Коран как основа исламской культуры впитал в себя основные поучения, назидания, нормы морали и поведения в обществе, принятые для мусульманского человека. Коран синтезировал в себе нормы и нравственно-этические ценности, которые на протяжении многих веков определяют быт, поведение и образ мышления мусульман, обуславливают их поступки. Священная книга Коран является духовной составляющей культуры ислама, главная ее мысль – показать истинный путь нравственного очищения и духовного совершенствования.
- Особенности развития мусульманской литературы и науки в том, что они несут в себе систему моральных ценностей ислама. Литература впитала в себя традиции народов, принявших ислам. Также характерной особенностью мусульманской литературы является то, что она несет в себе скрытый смысл, определенную мудрость. Ученые испокон веков почитаются в мусульманском мире. Развитие мусульманской литературы и науки как и всей культуры обусловлено прежде всего религиозным аспектом. С помощью литературы и науки формируется идеальное, праведное общество, сознание людей наполняется учениями и мудростями, которые передаются от предков. В науке формируются отдельные течения, направленные на толкование Священной книги – Корана, тем самым опять же все деяния направлены на созидание и понимания слов Бога.
- Для исламской культуры были выявлены характерные черты – доминирующий религиозный характер, вся культура буквально пропитана идеями и постулатами ислама; нравственный, поучительный аспект культуры, развитие исламской науки и литературы направлено на исполнение и толкование воли Аллаха; монотеизм и отказ от наглядного изображения образа человека; вневременность, внеисторичность культовых построек, литературных произведений, заповедей Корана.
Таким образом,
цель данной работы была достигнута,
так как в реферате последовательно рассмотрена
религиозная система ислам и его культурные
формы, через архитектуру, литературу,
науку, жизненные устои и нравственные
ценности мусульман.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
- Багдасарьян, Н.Г. Культурология. Учебник/ Н.Г. Багдасарьян.- Москва: «Высшая школа», 2011г. - 511с.
- Густерин, П. Первый переводчик и первое издание Корана на русском языке/ П. Густерин // Исламоведение. — 2011. — № 1.
- <span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New