Методы рационального чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 20:12, реферат

Описание работы

За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, накопленных человечеством, невозможно. Поэтому необходимо научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать главное, творчески применять его в своей учебной деятельности. Чтение учебной и научной литературы – сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность учения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Оно является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

Файлы: 1 файл

КУТ.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

Методы рационального чтения 

 

За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, накопленных человечеством, невозможно. Поэтому необходимо научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать главное, творчески применять его в своей учебной деятельности. Чтение учебной и научной литературы – сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность учения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Оно является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

Чтение представляет собой достаточно сложный механизм восприятия графической информации. Помимо психологических процессов (зрительное восприятие) и мыслительных (логическая обработка) в процессе чтения участвуют также образное мышление, чувственное восприятие и целый ряд различных инструментов человеческого сознания.

Чтение – взаимосвязанная последовательность действий, которая предусматривает восприятие, осмысление, переработку и хранение информации. Основным каналом восприятия является зрительный, но кроме него информация поступает но речеслуховому и речедвигательному каналу (анализатору).

Скорость и качество чтения зависят от методики чтения. Нерациональное чтение не только способствует возникновению дефицита времени, но и тормозит развитие памяти, внимания, мышления, приводит к бессистемности и, следовательно, к бесполезности знаний, нередко вызывает переутомление, головные боли, неврозы.

Отметим типичные недостатки традиционного чтения.

1. Отсутствие гибкой стратегии. Люди, как правило, одинаково медленно  читают как детективный роман, так и научную статью или  учебную литературу, хотя нетрудно  заметить, что информационная насыщенность  их различна и, значит, подход  при чтении должен быть разным. Умение выбрать оптимальный способ  чтения с учетом поставленной  цели, характера материала, бюджета  времени и называется гибкой  стратегией чтения.

2. Рассеянность внимания. Медленно читающий человек с  недостаточной скоростью получает  информацию для обеспечения нормального  мыслительного процесса. В результате  формируются отвлеченные от предмета  чтения мысли, которые уводят  нас «вдаль» в то время, как мы механически продолжаем читать текст. И внезапно мы обнаруживаем, что уже давно упустили нить повествования, и возвращаемся к началу, в лучшем случае, абзаца. Такой процесс чтения не доставляет ни удовольствия, ни пользы.

3. Регрессия. Другой недостаток  традиционного чтения – регрессия, т.е. непроизвольное возвратное движение  глаз человека к недопонятому  слову или словосочетанию, привычка  возвращаться глазами к прочитанному  тексту без особой необходимости. Данное действие читатель часто  совершает механически, теряя при этом скорость чтения. Таким образом совершаются холостые движения глаз и повторное прочтение отдельных участков строки.

Как правильно организовать чтение. Важнейшим условием рациональной работы с книгой является умение четко сформулировать цели, выработать мотивацию к эффективному чтению и выбрать оптимальный способ чтения. Следует помнить о двух основных целях работы с научной литературой:

1) приобретение необходимой  информации;

2) развитие своих способностей, прежде всего логической памяти, мышления, внимания.

Обе они взаимосвязаны и предполагают активную творческую работу в процессе чтения, четкий логический анализ содержания и структуры текста. Правильно читая научную или учебную книгу, мы следим за ходом мысли автора, продумываем его рассуждения, усваиваем методы, изложенные в книге, учимся доказывать, объяснять.

Одним из важнейших условий высокопродуктивного и быстрого чтения является четкое планирование работы. В первую очередь планируется содержание процесса чтения. Приступая к изучению какой-то проблемы или области знания, сначала необходимо составить список основной литературы, затем самостоятельно либо с помощью преподавателя или специалиста в этой области наметить план чтения. В нем на первом месте будут работы, которые в данной области являются основополагающими, фундаментальными. Впоследствии переходят к тем книгам и статьям, которые дополняют уже усвоенные знания.

Затем составляется календарный план работы с учетом затрат времени, широты изучения проблемы, трудоемкости планируемой работы и сроков ее завершения. При умелом распределении умственного труда можно не только развить громадную по своей продуктивности работу, но и сохранить на долгие годы высокую умственную работоспособность. Устают не столько от того, что много работают, а от того, что не умеют правильно организовать свою работу.

На процесс чтения немалое влияние оказывает психологический настрой. Если вы перед начатом работы дали себе установку «я не успею», «я не смогу», то скорее всего так и получится. Для преодоления неуверенности в себе, сомнений в целесообразности и эффективности чтения, например книги, нужно убедить себя в обратном, прибегнув к серии внутренних самоприказов типа «я сумею», «у меня все выйдет» и т.д. Это поможет вам внутренне собраться и сосредоточиться.

Чтобы настроить свой мозг перед началом чтения, нужно сделать краткую ревизию уже имеющихся знаний по данному вопросу. Это облегчит восприятие информации, которая будет поступать при чтении, поможет установить в уме правильные связи. Если материал совсем новый, то имеет смысл обратиться к справочной литературе, чтобы создать кое-какие зацепки, которые помогут удержаться свежей информации. Обязательно наметьте себе вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в тексте.

Существенным в организации рационального чтения является постепенное вхождение в процесс чтения. Это особенно важно в тех случаях, когда читать надо напряженно в течение длительного времени. Слишком быстрый «старт» приведет к не менее быстрому перенапряжению нервной системы и зрения уже на первом этапе. Плавность вхождения в нормальный ритм работы важна не только в самом начале, но и на всех последующих этапах работы с текстом. Если вы столкнулись со сложным фрагментом материала, который требует тщательного обдумывания, сделайте небольшой перерыв, отдохните, обдумайте прочитанное и медленно воз вращайтесь к работе. Правильное распределение времени в процессе чтения, поэтапность и последовательность в усвоении сложного материала способствуют наиболее полному и глубокому его пониманию.

Необходимо соблюдать определенную последовательность в чтении, чтобы каждое произведение прибавляло что-то новое к научному багажу, вело бы вперед в познании науки. Начать работу с книгой нужно с предварительного ознакомления с ней. Прежде всего необходимо рассмотреть ее построение. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (или переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект, или на карточки, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому они принадлежат и из какой работы взяты.

После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.

Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям. Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.

В процессе первичного чтения необходимо уточнить понимание иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходится обращаться к словарям иностранных слов, энциклопедическому, философскому и другим.

Важным этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения книги, он осуществляется в зависимости от целей чтения.

Существует целый ряд различных способов чтения. Рассмотрим наиболее эффективные.

Чтение-просмотр. Во время такого чтения необходимо уловить структуру материала, его основные мысли и направления не читая его подробно. Результатом такого прочтения текста является оценка его необходимости и ценности для вас. Умение определять структуру текста, соподчиненность его частей (глав, пара графов, рубрик), взаимосвязь текста с рисунком, таблицами графиками, сносками, примечаниями и приложениями вырабатывается постепенно при чтении многих книг с различной структурой и является очень важным.

Чтение-поиск или сканирование текста. Этот способ при меняется, как правило, при поиске тех или иных сведений, фактов, методов исследования проблемы.

Выборочное чтение. Этот способ обычно используют в процессе чтения газет, журналов, сборников статей, хрестоматий Эффективен он и при сборе информации по какому-либо вопросу, когда приходится знакомиться с большим количеством источников из разных областей знаний. При изучении учебников, фундаментальных монографий, важнейших книг по изучаемой проблеме этот способ нерационален.

Полное, медленное чтение без анализа текста. Многие студенты чаще всего используют именно этот способ, однако для изучения учебной и научной литературы он малоэффективен В процессе такого чтения внимание читателя не концентрирует ся на основных частях текста, он не выделяет теоретические положения и главные факты, не анализирует систему доказательств автора, логику его изложения. Не происходит совершенствования основных интеллектуальных операций, а информация запоминается с трудом, после неоднократных повторений и воспроизводится в дальнейшем неоперативно, с пропусками и искажениями.

Углубленное чтение с осмыслением структуры книги и детальным анализом текста, выделением непонятных моментов. Это основной, наиболее эффективный способ чтения учебной и научной литературы, обеспечивающий прочное запоминание информации и «гимнастику ума». Он предполагает определенную систему работы по анализу текста.

Динамичное чтение используют, когда необходимо прочесть большое количество литературы в короткие сроки. Такая методика позволяет ускорить чтение без ущерба усвоения сути текста и обеспечивает оперативное извлечение информации.

Основные резервы повышения скорости чтения:

следование четкой цели в процессе чтения;

подавление возврата к прочитанному;

овладение навыками сжатия текста, оперативного извлечения из него сути, содержащейся в ключевых словах;

умение игнорировать избыточную информацию;

привычка прочитывать за один раз между остановками глаз до 2–3 и более слов, при этом как можно меньше возвращаться к прочитанному или блужданию по странице;

улучшение памяти и внимания.

Таким образом, в зависимости от цели чтения и содержания материала необходимо уметь выбрать оптимальный способ чтения. Для повышения эффективности чтения желательно дифференцированно подходить не только к различному содержанию материала, но и к его частям. Умение варьировать способы чтения в рамках одного текста очень важно.

Читатель должен также оперативно менять скорость чтения – несколько замедлять восприятие информации, прямо соответствующей цели; увеличивать скорость чтения других частей главы; быстрее читать описательный текст, нежели текст сложных умозаключений и доказательств. Исключительную роль для качества чтения играет сосредоточенность, проявляющаяся в длительной работе над книгой без отвлечения. Сосредоточенность обеспечивает высокую скорость чтения и глубокое понимание текста.

Один из важнейших секретов успешности обучения – овладение методами изучения текста. Однако ни в школе, ни в вузе нет специального обучения работе с текстом. Правилами и приемами этой работы студенты должны овладевать самостоятельно. Деятельность эта предполагает изучение литературы по методике чтения; выявление своих особенностей, недостатков в процессе чтения; планомерное овладение рациональным чтением путем использования научно обоснованных рекомендаций.

Что значит уметь читать. Уметь читать – это значит не пассивно принимать к сведению все, что содержится в книге, а анализировать текст, размышлять над ним, до конца понимать его смысл, критически взвешивать доводы автора. Это позволяет читателю сравнивать новые сведения с уже известными, делать для себя необходимые выводы, брать из произведения все полезное.

Умение задавать вопросы – один из важный приемов эффективного чтения. Он благотворно сказывается и на тех, кто их задает, и на тех, кому они адресованы. Изучение текста проходит более эффективно, когда по нему задают правильно поставленные вопросы, а затем при ответах выявляется степень понимания материала. Если студенты придумывают собственные вопросы по тексту и сами же отвечают на них, то это способствует лучшему пониманию и запоминанию материала.

Информация о работе Методы рационального чтения