Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 20:12, реферат
За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, накопленных человечеством, невозможно. Поэтому необходимо научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать главное, творчески применять его в своей учебной деятельности. Чтение учебной и научной литературы – сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность учения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Оно является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.
Необходимо сосредоточиваться на том, что читаешь; «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи; «схватывать мысль» автора ясно и отчетливо, что поможет в выработке ясности и четкости собственных мыслей; мыслить последовательно; ярко представлять прочитанное, как бы переживая то, что читаешь.
Чтобы хорошо понять книгу, рекомендуется читать ее внимательно, вдумчиво, стараться запомнить существенное. Кстати, от этого в значительной степени зависит умение составить конспект произведения. Действительно, чтобы из книга взять наиболее существенные положения, их прежде всего надо найти, осмыслить, а это сделать трудно, если уже во время чтения не анализировать текст. Если в результате чтения не удается полно и глубоко разобраться в содержании книги, то следует перечитать ее всю или отдельные места. При этом можно увидеть такие подробности, которые ранее не были замечены. Целостное впечатление от произведения позволяет при повторном чтении лучше осмыслить его части, найти ответы на возникающие вопросы, выяснить непонятное.
Остановимся на некоторых закономерностях чтения.
1. Когда мы говорим, то
произносим слово за словом, пишем
мы тоже последовательно, по линиям
(строкам). Поэтому устная и письменная
речь обычно рассматривалась
как линейный процесс
2. Процесс извлечения информации из текста сугубо индивидуален. В его основе лежат накопленные читателем знания и опыт о предмете чтения, поэтому объем извлекаемой информации у разных людей может быть различен.
3. Так как мы думаем быстрее, чем читаем, то при быстром чтении понимание текста выше, чем при медленном.
4. Наш мозг вместо дословного
чтения постепенно
5. Определенное противоречие
при чтении возникает между
стремлением быстро пройти
Ключевые слова – это слова, которые наиболее точно и сжато отражают основной смысл фрагментов текста и помогают понять, запомнить и воспроизвести прочитанное. Они были образно названы одним студентом опорными камнями, необходимыми для того, чтобы пройти через болото, причем болото представляет собой массу слов, среди которых есть и ключевые, но в большинстве своем они несущественны для инициализации (от лат. inttialis – начальный) воспроизведения информации.
Пары слов, в состав которых входит ключевое слово, называют смысловыми рядами. Смысловые ряды – это те фундаментальные кирпичики, на которых держится смысл всего текста. Все вместе они представляют собой суть текста, его смысловое ядро.
Существует много различных методов чтения. Рассмотрим некоторые из них.
Метод поэтапного осмысления текста состоит в том, что прежде всего в тексте нужно выделить смысловые фрагменты, т.е. законченные в смысловом отношении части. Затем найти в них ключевые слова и определить смысловые ряды, составляющие суть каждого фрагмента. Выделение смысловых рядов в тексте является подготовительным этапом к его качественной обработке – определению доминанты, т.е. сути текста в целом. И последний этап состоит в определении смыслового ядра всего текста в целом. Такое осознанное сжатие текста позволяет оперативно извлечь из него главную информацию. Навыки преобразования текста на сжатие составляют один из важных навыков рационального чтения. Умение извлечь главную мысль автора из его произведения отличает активное чтение от пассивного, выявляет аналитический, творческий подход читателей к материалу. Итак, чтение текста должно приводить к раскрытию его смысла и значения, а это возможно при целенаправленном выполнении определенных действий, главным результатом которых является нахождение доминанты. Важно учиться выделять ключевую фразу абзаца, главную его мысль, и тогда постепенно будет вырабатываться умение составлять в уме план прочитанного.
Усвоению текста помогают опорные пункты из ключевых слов, несущих основную смысловую нагрузку. Чтение, таким образом, сводится к выявлению смыслового содержания текста. Основой для этого служит алгоритм, названный дифференциальным. Он представляет собой программу, позволяющую каждый фрагмент текста разбивать на логические элементы, затем обработать их. Алгоритм имеет три блока: первый – составление смысловых рядов, второй – выявление ключевых слов, третий – извлечение главного смыслового содержания текста. Чтобы выработать автоматизм для выделения ключевых слов, необходимо прочитать немало текстов, подчеркивая в них эти слова. Наше сознание объединяет их в лаконичные выражения, несущие замысел автора. Текст как бы сжимается, мысленно конспектируется. Умение образовывать смысловые ряды также приходит после определенной тренировки.
Таким образом, чтобы понять и усвоить содержание книги, необходимо продумывать читаемое, а для этого – выделить в тексте смысловые опорные пункты – те вехи, которые мы мысленно расставляем по тексту для лучшего понимания и запоминания. Это могут быть какие-то логические ключи или ассоциативные связи, опираясь на которые мы делаем некоторые обобщения и заключения. Опорные пункты помогают выделить ключевые слова, основные идеи, из которых вырисовывается сущность понимания текста.
Следует понимать, что одного осознания последовательности действий в вышеописанном методе поэтапного осмысления текста недостаточно. Эффективной работы можно добиться лип тогда, когда эти действия осуществляются автоматически.
Внимательно прочитав и продумав тот или иной параграф, раздел книги, полезно осмыслить его связь с другими частям текста, а закончив чтение книги, воспроизвести в своей памяти ее содержание в целом, попытаться самому сформулировать наиболее важные проблемы, результаты их решения автором.
Необходимо в процессе чтения сосредоточивать свое внимание на анализе текста, пытаться понять логическую связь между частями текста. Важно понять, что хочет сказать автор, следить за развитием его мысли, пытаться предугадать дальнейший путь развития основной идеи по ключевым словам. Такое умение позволяет читателю уделять наибольшее внимание не отдельным словам и предложениям, а основной идее текста. Это возможно благодаря наличию определенных закономерностей в логическом и структурном построении текста. Определенные фразы, стереотипные обороты речи позволяют читателю прогнозировать направление мыслей автора.
В сложных текстах, когда процессы осмысления и восприятия не сливаются воедино, могут осуществляться периодические возвраты к отдельным частям или прочитанному в целом под влиянием новых сведений, новых мыслей и ассоциаций.
Желательно, чтобы перерывы в тексте, остановки совпадали с окончанием предложения или абзаца. Более длительные перерывы целесообразно устраивать после прочтения целиком параграфа или главы книги.
Перед тем как начать знакомиться с каким-то разделом (объем которого, как правило, не должен превышать одной-двух страниц), превратите заголовок этого раздела в вопрос для себя. Если вы после прочтения раздела не можете ответить на этот вопрос, не подглядывая в книгу, значит, вы не поняли представленную в разделе информацию.
Чтение – это третий шаг (как уже было сказано, вы начинаете изучать текст не с него). При чтении бывает целесообразно делать записи. Они полезны, если представляют собой пересказ материала собственными словами. Изложение – это ответы на вопросы, которые вы задали себе ранее. Отвечать на них надо, не заглядывая в книгу или в свои записи. Коротко обобщая прочитанное, изучающий оценивает свое понимание материала. Легко решить, что вы его знаете, когда он находится перед вами. Только позже, не имея под рукой ни книги, ни своих записей, вы можете обнаружить, что в действительности вы им не овладели. На этом этапе вы должны определить качество своих знаний, оценив, насколько уверенно вы отвечаете на вопросы. Неплохо произнести ответ вслух или дать его в письменном виде. Одна из наиболее показательных проверок того, насколько хорошо понят текст, – умение его обобщить, выделить его сущность и изложить его в нескольких предложениях. Если вы не можете ответить на вопросы, необходимо вернуться в начало раздела и сделать еще одну попытку. Перечитайте раздел и просмотрите еще раз вопросы, которые вы себе задали.
Следующий шаг после изложения – проверка. Пройдитесь снова по всему материалу. Изучите его еще раз. Это важная составная часть процесса усвоения и изучения материала, поскольку она является гарантией того, что полученная информация будет вам доступна, когда она понадобится. В этом случае процесс припоминания становится более автоматичным и требует меньших усилий, а информация воспроизводится более точно.
Большую пользу приносит метод взаимных вопросов и ответов, состоящий в том, что изучающие задают продуманные вопросы, на которые они затем поочередно отвечают. Умение задавать продуманные вопросы – это тот навык, которому следует постоянно учиться, поскольку большинство людей привыкли задавать примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (например, «в каком году...?» «кто изобрел...?»), вместо того чтобы задать такой вопрос, ответ на который потребует серьезного анализа разнородной инфор мации и напряженной мыслительной деятельности.
Рассмотрим еще один эффективный метод чтения. Он представляет собой определенную последовательность действий. Прежде всего отметим, что чтение всего текста с первой страницей не всегда является самым эффективным способом. Лучше сначала сделать обзор учебника: введение, оглавление, заключение (именно в них, как правило, содержится ядро материала) Кроме того, нужно просмотреть схемы, таблицы, сноски, заголовки, подзаголовки, предметный указатель. Обзор дает представление о материале. Теперь можно выбрать нужные главы, которые предстоит изучить подробно.
Следующим этапом является предварительный просмотр. Нужно бегло прочесть начало и окончание глав, разделов, параграфов, так как именно там у многих авторов содержится главная информация. Это быстрое просматривание, но если нужно вернуться к каким-то местам, то их необходимо пометить. Иногда после предварительного просмотра становится все ясно, или вы убеждаетесь, что этот материал вам не подходит, или он слишком сложен, не соответствует вашим целям.
Третий этап – собственно чтение. Именно на этом этапе вы добиваетесь окончательных ответов на вопросы и помечаете карандашом те места, к которым еще вернетесь (но лучше не сразy разбираться с трудными частями). И наконец, последний этап – повторение прочитанного. На этом этапе нужно проверить, решены ли поставленные цели и задачи, просмотреть то, что прочитали. Для сложных книг, например учебников по математике, физике, может потребоваться 2–3 просмотра и повторения.
Чтение предполагает активную работу памяти. Полезно при чтении останавливаться и закрывать глаза, пытаясь воспроизвести мысленно прочитанное или представить себе схему, таблицу, график или рисунок. Одним из способов ясного понимания текста является образное его представление. Так, если текст показывает зависимость изменения каких-то параметров, целесообразно мысленно вообразить график этой зависимости; если в тексте сравниваются различные величины, можно представить себе диаграмму; если излагается какое-либо явление, процесс – рассматривать его, как чередующиеся кадры кинофильма, и т.д.
Разные люди обладают различными типами памяти – зрительным, слуховым и моторным. Поэтому для усвоения книги одному человеку достаточно прочесть её про себя, другому – вслух, а третий при чтении делает пометки в тексте и выписки. Книгу из личной библиотеки вообще полезно читать с карандашом в руке, подчеркивая отдельные слова, фразы, отчеркивая абзацы и ставя против них условные знаки. Быстрее находить нужные места в тексте помогает подчеркивание разноцветными маркерами или линиями различной формы, при этом целесообразно всегда пользоваться одними и теми же знаками. Чтобы отметить при чтении то, что нужно, читатели часто используют закладки из полосок бумаги. Можно усовершенствовать эти закладки так, чтобы они отмечали сразу два места в страничном блоке.
Давно известен прием вкладных листов. Одна сторона таких листков предназначена для отметок, относящихся к левой, другая, оборотная,– к правой странице книги. Читатель, желающий полнее использовать площадь вкладных листов, может сделать комментарии и отметки сразу к четырем страницам книги на одном листке. В этом случае делят листки пополам вертикальной чертой или хотя бы складывают.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что только система, вытекающая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями, что голова, наполненная бессвязными, отрывочными сведениями, похожа на кладовую, где сам хозяин ничего не отыщет. Чтение по алгоритму представляет собой именно организованный процесс, в ходе которого информация, содержащаяся в читаемом тексте, как бы сопоставляется с отдельными ячейками – блоками алгоритма.
В случае полного или частичного соответствия информация укладывается в эти блоки. Всего их семь, что соответствует оптимальной пропускной способности человеческого мозга. Эти блоки будут выглядеть примерно так:
1) название;
2) автор;
3) источник;
4) основное содержание;
5) факты;
6) особенности материала;
7) новизна.
Чтение с одновременной классификацией материала, став привычным, в дальнейшем протекает почти автоматически. Метод комплексного восприятия текста формирует основу техники динамического чтения. Процесс освоения этого метода предусматривает два этапа: осмысление всех семи блоков и доведение привычки следовать им до автоматизма. Вот краткое содержание этих блоков.
1. Название – чаще всего отражает суть содержания, и порой по названию можно судить о значимости для вас материала.
2. Автор – это стиль и глубина прочтения материала.