Методы рационального чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 20:12, реферат

Описание работы

За годы учебы в институте усвоить весь объем знаний, накопленных человечеством, невозможно. Поэтому необходимо научиться самостоятельно добывать знания из огромного количества сведений, содержащихся в литературе, отбирать и усваивать главное, творчески применять его в своей учебной деятельности. Чтение учебной и научной литературы – сложная умственная деятельность, от эффективности которой зависят успешность учения и самообразования, а также степень развития умственных способностей студента. Оно является не только важнейшим средством приобретения суммы знаний, но и незаменимой школой мышления, способом овладения искусством письменной речи.

Файлы: 1 файл

КУТ.docx

— 44.84 Кб (Скачать файл)

3. Источник – особое  значение имеет для статей  из журналов, их название и  дата издания могут оказать  помощь в оценке значимости  текста.

4. Основное содержание  текста – это, по сути, то, ради  чего мы читаем.

5. Факты – это данные, которые определяют достоверность  рассматриваемой проблемы, помогают  уловить ее смысл.

6. Особенности материала  – это исключительно индивидуальная  оценка прочитанного, которая строится  на вашем опыте и знаниях  материала.

7. Новизна материала и  возможность его использования  – это также индивидуальная  оценка, в основе которой лежит  не только ваш опыт, но и  цели, касающиеся материала.

Следование пунктам данного метода определяет порядок изучения текста, делает сам процесс чтения более целенаправленным и активным, учит из обилия слов выбирать то, что представляет для вас ценность. Хорошо научившись извлекать и обрабатывать информацию, можно навести постоянный порядок в «кладовой» своего ума.

Для повышения эффективности чтения важно внимательно следить за ходом мысли автора, манерой его изложения. Выявление логической структуры текста позволяет глубже постигнуть мысль, вокруг которой группируется фактическое содержание. Большую помощь в этом оказывают абзацы и слова-ориентиры, содержащиеся в тексте.

Слова-ориентиры можно сравнивать с дорожными указателями, которые говорят нам о направлении, поворотах и разветвлениях дороги (в нашем случае – мысли автора). Они помогают предвидеть, где и когда появится нужная информация. Наиболее часто встречаются следующие слова-ориентиры:

об изменении хода мысли предупреждают слова и группы слов: «но», «однако», «хотя», «иначе», «тем не менее», «несмотря на», «помимо» и т.п.;

выделение и подчеркивание особо важного в тексте обычно совершается при помощи слов: «поэтому», «таким образом», «стало быть», «следовательно», «в сущности» и др. Они обращают внимание читателя на значительный факт, который играет важную роль в логической цепочке развития мысли;

подготовка вывода или обобщения: «итак», «в итоге», «наконец», «в результате» и т.д.;

на развитие мысли указывают слова: «и еще», «также», «причем», «к тому же», «более того» и т.д.

Научившись видеть слова-ориентиры в тексте, вы будете без труда следовать логике развития событий и соответственно адаптировать темп чтения к важности текущего момента.

В процессе чтения полезно задавать себе вопросы по содержанию и стараться найти на них ответы в самом тексте или, мысленно обращаясь к другим известным источникам, предугадывать то, о чем будет сказано далее.

Полезно использовать следующую систему приемов осмысления текста.

1. Постановка вопросов  самому себе и поиск ответов  на них в тексте либо путем  вспоминания и рассуждения.

2. Постановка вопросов-предложений. Этот процесс не только активизирует  процесс чтения книги, но и  способствует восстановлению в  памяти ранее усвоенных знаний  в данной области, а также систематизации знаний, их обобщению и осознанию.

3. Предвосхищение плана  изложения текста. Этот прием  позволяет читателю как бы  войти в творческую лабораторию  автора, выдвигать гипотезы, предвидеть  логический план содержания книги.

4. Предвосхищение содержания. Использование этого приема предполагает  наличие у читателя определенной  суммы знаний в данной области. Этот прием способствует формированию  умений доказывать, обосновывать  свою мысль, строить цепь рассуждений  и фактов, т.е. помогает развитию  способностей к научной работе.

5. Мысленное возвращение  к ранее прочитанному под влиянием новой мысли,

6. Критический анализ  текста и его оценка. Это система  отдельных приемов, которая выражается  в дополнениях к изучаемому  тексту, в выражении своего мнения, в отстаивании своей точки  зрения.

Овладение рациональными приемами чтения потребует немало времени и сил. Однако это необходимо для повышения качества и скорости чтения и является одним из условий овладения творческим стилем чтения учебной и научной литературы.

Ведение записей в процессе чтения. Существуют следующие основные формы записей: выписки, план, тезисы, конспект. Наиболее простая форма – выписки. Это либо дословное воспроизведение наиболее важных положений книги, характерных фактов, цифр, таблиц и схем, либо краткое изложение информации. Достоинство выписок состоит в точности воспроизведения текста книга, в удобстве использования в последующей работе, в накоплении теоретического и фактического материала. Выписки полезны для быстрой мобилизации своих знаний. Выписывать из текста нужно те места, в которых содержится самое главное, суть вопроса. Выписка является составной частью тезисов и конспекта.

Выписки следует делать на специальных карточках или листах бумаги одинакового формата, лучше всего на одной стороне листа. При оформлении выписок нужно точно и четко переписать исходные данные книги, указать страницу. Хранят выписки обычно по темам, в отдельных папках или конвертах.

План – это перечень вопросов, рассматриваемых в произведении и раскрывающих логику автора. Есть два способа составления плана. Один из них – работа над ним по ходу чтения. Другой – составление плана после ознакомления с книгой, что позволяет подытожить работу. План может быть простым и развернутым. В отличие от простого, который дает представление о содержании прочитанного, развернутый план не только содержит перечисление вопросов, но и раскрывает основные идеи произведения, может включать выдержки из него.

Тезисы – это сжатое изложение мысли книги. Тезисы составляются после ознакомления со всей книгой или отдельной главой. Ценность их заключается в том, что в процессе их составления читатель вычленяет и легко, без специальных усилий; запоминает основные утверждения и выводы автора, логическую структуру текста. Систематическая работа по составлению тезисов изучаемых книг является важнейшим условием развития логического мышления студентов, выработки у них навыков правильного оформления своих мыслей.

Наиболее совершенной и наиболее сложной формой записи является конспект – запись, в которой выделяется самое основное в книге, обобщаются в кратких, четких формулировках важнейшие теоретические положения. Конспектирование помогает выработать умение логического анализа текста и четкого формулирования основных идей книги.

Слово «конспект» в переводе с латинского означает очерк или обзор того или иного вопроса. В конспекте в сжатом виде содержится вся основная теоретическая и фактическая информация, все ценное, что заключено в изучаемой книге.

Изучение студенческих конспектов показывает, что нередко студенты процесс конспектирования подменяют выборочным переписыванием текста. Такая работа отнимает много времени и сил и лишает студента важнейших результатов подлинного конспектирования: четкого понимания и прочного запоминания информации, формирования основных интеллектуальных умений, развития стиля речи. Конспект, не являющийся итогом логического анализа текста книги, как правило, малопригоден и в будущем, для воспроизведения записи, для обзора информации по той или иной проблеме в процессе написания реферата, курсовой работы.

Важное значение имеет правильное оформление конспекта. Конспект должен иметь четкую структуру, при этом подзаголовки, основные положения, выводы и т.п. следует выделять, записывая их разными чернилами или разными штрихами, а также применяя всю систему пометок, подчеркиваний.

Конспект может быть текстуальным, тематическим, графическим и схематическим. В текстуальном конспекте сохраняются логика и структура изучаемой книги, запись идет в соответствии с расположением материала в книге. Тематический конспект строится иначе: за основу его берется не план книги, а содержание какой-либо проблемы. Текстуальный конспект – это расширенные тезисы, дополненные рассуждениями и доказательствами, содержащимися в изучаемом произведении, а также мыслями и соображениями читателя. Такой конспект включает в себя цитаты, факты, примеры, цифры, таблицы, схемы. Тематический конспект составляется обычно в том случае, когда изучаемая проблема рассматривается в нескольких разделах книги или в различных книгах.

Графический конспект отличается тем, что оформляет изучаемый материал в виде отдельно выписанных и графически размещенных мыслей, составляющих основу предмета. Он позволяет полностью охватить весь материал, понять его структуру и главные идеи, а также способствует прочному закреплению в памяти главных положений конспектируемой книги.

Конспект-схема является дальнейшим совершенствованием графического конспекта, в нем более наглядно располагается материал, в котором четко выделяются:

1) значение вопроса, темы, связь с предыдущим материалом;

2) данные экспериментально-теоретических  исследований по узловым вопросам  темы;3) практические выводы;

4 ) степень изученности данной темы и нерешенные проблемы.

Краткое и эффективное ведение записей для каждого, кто прошел через обычную систему школьного обучения, всегда было трудной проблемой. Выше были перечислены и описаны традиционные методы ведения записей. Исследования некоторых психологов по различным способам ведения записей выявили интересную тенденцию. Различные способы ведения записей (в обратном порядке по их достоинству) расположены следующим образом:

1) никаких заметок вообще (наихудший метод);

2) полная запись материала, предоставленная преподавателем;

3) полная запись, выполненная  студентом;

4) краткий конспект, предоставленный  преподавателем;

5) краткий конспект, сделанный  учеником или студентом;

6) запись ключевых слов, данная преподавателем;

7) запись ключевых слов, сделанная самим студентом.

В последнем случае было обнаружено, что чем меньше (в пределах разумного) ключевых слов, тем лучше. Причиной этого является то, что наш ум в основном вспоминает не предложениями, а ключевыми словами и абзацами. Из всех слов, которые мы слышим, говорим и видим, только 10–20% имеют значение ключевых. Запись ключевых слов исключает ненужные заметки и, следовательно, увеличивает эффективность и скорость ведения записей, кроме того, облегчает запоминание.

Резюмируя сказанное, можно сделать краткие выводы. Чтение – один из самых эффективных инструментов познания, связывающих каждого из нас с неисчерпаемой сокровищницей опыта, накопленного человечеством. Особенность этого инструмента в его чрезвычайной емкости. Имея печатный текст, всегда можно при надобности быстро восстановить любую частность с тем, чтобы подвергнуть ее критической оценке или сопоставить со своим собственным опытом.

Наличие инструмента создает лишь благоприятные предпосылки, но отнюдь не определяет результативность. Всяким инструментом надо уметь пользоваться. И к инструменту чтения нельзя относиться с пренебрежением. Необходимо сначала вдумчиво и последовательно овладеть техникой чтения, а затем в течение всей жизни неустанно тренироваться и совершенствовать приобретенные знания. Как писал великий В. Гёте: «Люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, что вполне достиг цели».

 

 

Казанский национальный исследовательский технологический университет

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Кафедра МИД

                                                          РЕФЕРАТ

                        По дисциплине «Культура умственного  труда»

на тему   «Методы рационального чтения»

 

 

 

 

 

                

                                               Выполнил студент гр.2341-22    Салихов А.Р.

                                         Проверил старший преподаватель  Поникарова Н.Ю.

 

 

Казань 2015

 


Информация о работе Методы рационального чтения