Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:34, реферат

Описание работы

Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание - это познание эзотерическое, или, иным словом, - тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Содержание работы

Введение 2
I. Мифология античности 4
1.Понятие мифа 4
2.Функции мифа 7
3. Мифология Древней Греции и Древнего Рима 9
II. Религия античности 10
1. Понятие религии 10
2.Ранние формы религий 12
2.1. Фетишизм 12
2.2.Тотемизм 13
2.3 Анимизм 14
2.4. Магия 15
3. Формы культового действия 16
3.1. Культ животных 16
3.2. Промысловый культ 17
3.3. Культ растений 17
3.4. Культ предков 18
4. Религия Древней Греции и Древнего Рима 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

Формы культа у греков были сравнительно просты. Наиболее обычной  частью культа было жертвоприношение. Другими элементами культа были возложение венков на алтари, украшение статуй богов, их омовение, торжественные процессии, пение священных гимнов и молитв, иногда религиозные пляски. Отправление  общественного культа рассматривалось  как дело государственной важности. Помимо общественного культа существовал  и частный, домашний культ, обряды его, более скромные, совершались главами  семей и родов. Жречество в  Греции не составляло особой корпорации или замкнутого сословия. Жрецы просто считались служителями при храмах. В некоторых случаях они занимались гаданием, прорицанием и врачеванием. Должность жреца была почётной, но не давала непосредственной власти, так  как зачастую официальным культом  руководили гражданские должностные  лица. Греческие полисы в этом отношении  сильно отличались от восточных деспотических  государств с их засильем жречества.

Ранняя римская культура, как и греческая, теснейшим образом  связана с религиозными представлениями  населения Древнего Рима. Для религии  этого времени был характерен политеизм, очень близкий к анимизму. В представлении римлянина каждый предмет и каждое явление имели  своего духа, своё божество. Каждый дом  имел свою Весту - богиню домашнего  очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей - отсутствие определённых образов богов. Божества не отделялись от тех явлений и процессов, которыми они ведали. Первые изображения богов появляются в Риме примерно в VI в. до н.э. под влиянием этрусской и греческой мифологии и её антропоморфных божеств. До этого существовали только символы богов в виде копья, стрелы и т.д. Как у других народов мира, в Риме почитались души предков. Именовали их пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божествами по принципу «do, ut des» - «я даю, чтобы ты дал мне».

Заключение

В данной работе были рассмотрены  мифология и религия античности. Подведем некоторые итоги.

Мифология - форма общественного  сознания, способ понимания мира, характерный  для ранних стадий общественного  развития. Миф - яркая и подлинная  действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий  мысли и жизни, обладающая своей  собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и  в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального  хода событий, возможность существования  иерархии бытия.

Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень  конкретной форме устанавливают  связь между прошлым, настоящим  и будущем человечества.

Религия - особая сторона  духовного мира, главный признак  которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества.

Для ранних форм религии  гораздо более важным, чем предмет  поклонения, является форма культа, культового действия или объединения. Существуют культы животных, вождей, погребальные, аграрные, промысловые культы, которые  охватывают разные стороны жизни.

Список литературы

1.Гуревич П.С. Культурология;

2.Розанов В.В. Религия.  Философия. Культура.

3.Учебное пособие по  культурологии - М.: Издательство  Российской экономической академии  имени Г.В. Плеханова, 1994.

4.Гуревич П.С. Культурология:  учебное пособие - М.: «Знание», 1996.

.Миф как форма культуры. Культурология: учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин - М.: «Центр», 1996.

6.Вебер М. Наука как  призвание и профессия. - М.: «Прогресс», 1990.

7.Розанов В.В. Религия.  Философия. Культура. - М.: «Республика», 1992.

 


Информация о работе Мифология и религия античности