Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:34, реферат
Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание - это познание эзотерическое, или, иным словом, - тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.
Введение 2
I. Мифология античности 4
1.Понятие мифа 4
2.Функции мифа 7
3. Мифология Древней Греции и Древнего Рима 9
II. Религия античности 10
1. Понятие религии 10
2.Ранние формы религий 12
2.1. Фетишизм 12
2.2.Тотемизм 13
2.3 Анимизм 14
2.4. Магия 15
3. Формы культового действия 16
3.1. Культ животных 16
3.2. Промысловый культ 17
3.3. Культ растений 17
3.4. Культ предков 18
4. Религия Древней Греции и Древнего Рима 18
Заключение 20
Список литературы 21
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РФ »
Кафедра «Философия»
РЕФЕРАТ
по учебной дисциплине
«Культурология»
на тему:
Выполнил:
Студент учебной группы МЕН 1-1
Ву Хоанг Нам
Научный руководитель:
МОСКВА
2012
Оглавление
Введение 2
I. Мифология античности 4
1.Понятие мифа 4
2.Функции мифа 7
3. Мифология Древней Греции и Древнего Рима 9
II. Религия античности 10
1. Понятие религии10
2.Ранние формы религий12
2.1. Фетишизм12
2.2.Тотемизм13
2.3 Анимизм14
2.4. Магия15
3. Формы культового действия16
3.1. Культ животных16
3.2. Промысловый культ17
3.3. Культ растений17
3.4. Культ предков18
4. Религия Древней Греции и Древнего Рима18
Заключение20
Список литературы21
Введение
Мифология - совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей в доклассовом и раннеклассовом обществе о мире, природе и человеческом бытии.
Мифология античности включала
всю культуру первобытного человека.
Лишь позднее из неё выделились религия,
наука, искусство. Мифологическое познание
- это познание эзотерическое, или, иным
словом, - тайное. Оно передавалось через
ритуальные посвящения особо подготовленным
лицам и само по себе, как полагается,
обладало некой сверхъестественной
силой. Мифология и за пределами
первобытного строя на протяжении всей
истории человечества была и по сей
день остаётся существенным аспектом
культуры. Мифотворчество рассматривается
как важнейшее явление в
В современной науке господствует мнение о тесной связи между мифологией и религией, при этом остающимися самостоятельными. Источники религии и мифологии различны: корни религии - в бессилии человека перед слепыми природными и социальными стихиями; мифологии - в элементарной потребности человеческого ума в понимании и объяснении окружающей действительности. Выражаются религия и мифология в формах, обусловленных и общим уровнем общественно-культурного развития, и конкретно-историческими факторами.
Таким образом, мифология
тесно связана с религией, но в
тоже время она остается самостоятельной,
сохраняет известную
В современном мире изучение мифологии и религии является актуальным, поскольку в нашей жизни также существуют мифы, присутствуют ранние формы религии. Целью работы является изучение мифологии и религии античности.
I. Мифология античности
1.Понятие мифа
Мифология (от греч. mifos - предание, сказание и logos слово, понятие, учение) - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.
Целая эпоха духовной жизни человечества, формирование и расцвет древних цивилизаций была царством мифа, созданного воображением человека. Люди искали ответы на волнующие их философские вопросы, пытались разгадать загадки Вселенной, человека и самой жизни. Когда действительность не давала ответа, на помощь приходило воображение. Оно же удовлетворяло и эстетические потребности людей.
Миф соединяет в себе рациональное
(современный человек пытается достичь
ясной картины окружающего
Миф - это яркая и подлинная действительность, ощущаемая, вещественная, телесная реальность, совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой и в то же время содержащая в себе возможность отрешенности от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия.
Мифы содержат религиозно окрашенные изображения явлений и процессов природы и мира, воплощенных в человеческих образах. Духовные и природные силы выступают в них как боги и герои, совершающие поступки и переживающие страдания, схожие с человеческими.
Мифы разделяются на:
¾теогонические, изображающие рождение и возникновение богов;
¾космогонические, где описывается возникновение мира благодаря действиям богов;
¾космологические, описывающие построение и развитие мира;
¾антропологические, повествующие о сотворении человека, ею сущности и предназначенной им богами судьбе;
¾сатериологические, имеющие своей темой спасение человека;
¾эсхатологические, где говорится о конце света, человека и богов.
Миф - явление многозначное, совмещающее в себе два аспекта - взгляд из прошлого или в прошлое (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего (синхронический аспект).
Большое внимание в мифах уделяется рождению, смерти, испытаниям. Особое место занимает добыча огня, изобретение ремесел, одомашнивание животных. Миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований.
Среди всего множества мифических преданий и рассказов принято выделять несколько важнейших циклов. Это:
¾космогонические мифы - мифы о происхождении мира и вселенной;
¾антропогонические мифы - мифы о происхождении человека и человеческого общества;
¾мифы о культурных героях - мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ;
¾эсхатологические мифы - мифы о «конце света», конце времен;
¾космогонические мифы, как правило, делятся на две группы: мифы развития и мифы творения.
Антропогонические мифы являются составной частью мифов космогонических. Согласно многим мифам, человек создается и самых разнообразных материалов: орехов, дерева, праха, глины. Чаще всего, творец создает сначала мужчину, потом женщину. Первый человек обычно наделен даром бессмертия, но он утрачивает его и становится у истоков смертного человечества (таков библейский Адам, вкусивший плодов с древа познания добра и зла). У некоторых народов бытовало утверждение о происхождении человека от предка-животного (обезьяны, медведя, ворона, лебедя).
Мифы о культурных героях повествуют о том, как человечество овладевало секретами ремесла, земледелия, оседлой жизни, пользования огнем - иначе говоря, как в его жизнь внедрялись те или иные культурные блага. Самый знаменитый миф подобного рода - древнегреческое сказание о Прометее, двоюродном брате Зевса. Прометей наделил разумом жалких людей, научил их строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежды, считать, писать и читать, различать времена года, приносить жертвы богам, гадать, внедрил государственные начала и правила совместной жизни. Прометей дал человеку огонь, за что и был покаран Зевсом: прикованный к горам Кавказа, он терпел страшные мучения - орел выклевывал ему печень, ежедневно вырастающую вновь.
Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.
2.Функции мифа
Русский ученый Борисов Б.Л., полагая, что миф - это многоуровневая система, выделил следующие наиболее существенные функции:
¾аксиологическая, или ценностная - выражает качественное состояние предмета или идеи;
¾семиотическая, или знаковая - чтение текстов на специфическом языке знаков;
¾гносеологическая, или познавательная - опыт человеческих поколений, способность накапливать знания о мире;
¾коммуникационная (функция трансляции) - механизм передачи опыта от поколения к поколению, социальная память человечества.
Известный российский культуролог Ионин Л.Г., опираясь на то, что миф есть фундаментальная форма строения реальности (миф формирует жизнь как единство), выделил следующие функции:
¾энергетическая. Миф связывает и канализирует социальную энергию. Миф концентрирует энергию и направляет ее на конституируемые объекты. Миф соединяет намерение с объектом, субъекта с объектом;
¾созидание коллективов.
Коллективы возникают потому, что
мифы обеспечивают специфическую в
каждом конкретном случае координацию
восприятия и поведения многочисленных
разрозненных индивидов. Например, коллективы
рабочей бригады на заводе или
хоккейной команды, коллективы целого
народа, борющегося за независимость.
Каждый из этих коллективов формируется
как коллектив благодаря
¾формирование идентичности.
Обеспечивая специфическую для
коллектива координацию восприятия
и поведения, миф формирует коллективную
идентичность. Она реализуется через
ценности и нормы, которые есть, с
одной стороны, орудия единения коллективного
субъекта с объектом, а с другой
- орудие соединения представления
с поступком. Например, в России на
протяжении последних десяти лет
пытаются создать миф о «среднем
классе» - благополучной умеренно-
¾воспроизведение коллективной
идентичности. Сохранение мифа представляет
собой условие сохранения коллективной
идентичности, и его исчезновение
ведет к распаду
¾формирование и структурирование пространства. Каждый миф формирует свое собственное пространство, в котором можно выделить центр, периферию и разные степени отдаленности от центра.
Мифы и мифотворчество по-своему объясняют мир, природу, общество, человека. Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливают связь между прошлым, настоящим и будущем человечества. Они являются каналом, по которым одно поколение передает другому накопленный опыт, знания, ценности, культурные блага, знания.
3. Мифология Древней Греции и Древнего Рима
Античная (или Древняя) Греция
была колыбелью европейской
Греческая мифология - это не только и не столько мир религиозных представлений, это мир греков вообще, это сложное и обширное целое, куда входят наряду с собственно мифами также и исторические легенды и предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные вариации на мифологические темы. Но так как эти разнообразные элементы с трудом отделимы друг от друга, следует рассматривать эту широко понимаемую мифологию в целом.
Греки населили всю природу божественными существами: в рощах жили дриады, нимфы, козлоногие сатиры; в море - наяды и сирены (птицы с головами женщин). Живы и красочны мифы, отражающие историческую смену культов: о борьбе между поколениями богов, о низвержении Кроносом своего отца Урана, о поедании им собственных детей и, наконец, о победе над ним сына его Зевса.
Антропологический мотив почти отсутствует в греческой мифологии. Она не даёт ясного ответа на вопрос о происхождении людей. По одному мифу создателем человека был титан Прометей. Во всяком случае, характерно то, что в греческой мифологии боги не выступают в роли создателей мира и человека.
Но если идея бога - творца была чужда мифологии греков, то образы культурных героев занимали в ней видное место. В качестве культурных героев выступают боги, титаны и полубоги-герои, происходившие, по мнению греков, от браков богов с людьми. Особенно известен и почитался Геракл, совершивший 12 подвигов. Это образ благородного героя, борющегося со злом и побеждающего его. Титан Прометей принёс людям благодатный огонь, дал им разум, знания, чем навлёк на себя гнев Зевса и подвергся страшной тысячелетней казни, от которой много лет спустя освободил его Геракл. Богине Афине приписывалось введение культуры оливкового дерева, Деметре - хлебных злаков, Дионису - виноградарства и виноделия, Гермесу - изобретение мер и весов, чисел и письма, Апполону - обучение людей поэзии и музыке и другим искусствам.