Мифология и религия античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 19:34, реферат

Описание работы

Мифология античности включала всю культуру первобытного человека. Лишь позднее из неё выделились религия, наука, искусство. Мифологическое познание - это познание эзотерическое, или, иным словом, - тайное. Оно передавалось через ритуальные посвящения особо подготовленным лицам и само по себе, как полагается, обладало некой сверхъестественной силой. Мифология и за пределами первобытного строя на протяжении всей истории человечества была и по сей день остаётся существенным аспектом культуры. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. Миф выражает мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человеку с самых ранних времен приходилось осмыслять окружающий мир. Мифология и выступает как наиболее ранняя, соответствующая древнему и особенно первобытному обществу мировосприятия, понимания самого себя первобытным человеком, как первоначальная форма духовной культуры человечества.

Содержание работы

Введение 2
I. Мифология античности 4
1.Понятие мифа 4
2.Функции мифа 7
3. Мифология Древней Греции и Древнего Рима 9
II. Религия античности 10
1. Понятие религии 10
2.Ранние формы религий 12
2.1. Фетишизм 12
2.2.Тотемизм 13
2.3 Анимизм 14
2.4. Магия 15
3. Формы культового действия 16
3.1. Культ животных 16
3.2. Промысловый культ 17
3.3. Культ растений 17
3.4. Культ предков 18
4. Религия Древней Греции и Древнего Рима 18
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Оглавление.docx

— 49.55 Кб (Скачать файл)

К образам культурных героев близки и иногда от них неотличимы полулегендарные-полуисторические фигуры законодателей и устроителей  городов, великих певцов, поэтов и  художников. Таковым является образ  Гомера - легендарного автора "Иллиады" и "Одиссеи".

Итак, греческая мифология  при всей сложности и разнообразии входящих в неё элементов имеет  одну особенность - высокая художественность и гуманизм образов.

II. Религия античности

1. Понятие религии

Религия существует много  веков. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира - египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Религия сопровождала историю  всех народов с истоков цивилизации  и пронизывала едва ли не все сферы  человеческого бытия, проникая в  глубины сознания и даже подсознания  людей. Религия - особая сторона духовного  мира, главный признак которой - вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера неизменно связана  с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может  быть религии. Верования, специфические  для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них - осуществление  этого духовного, идеального начала.

Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества.

       

 

 

 

        2.Ранние формы религий

2.1 Фетишизм

Фетишизм - форма религиозных  верований, отражающая почитание различных  предметов, которые должны были отводить опасности и приносить удачу.

Эта форма религиозных  верований получила название фетишизм. Она впервые была обнаружена португальскими мореплавателями в Западной Африке в 15 в., а затем многочисленные аналоги  фетишизма были выявлены в религиях почти всех народов.

В самом общем виде фетишизм может быть охарактеризован как  поклонение неодушевленным вещам. Объектом поклонения - фетишем - мог стать  любой предмет, по чему-либо поразивший воображение человека: камень необычной  формы, кусок дерева, зуб животного, искусно сделанная фигурка, ювелирное  изделие. Этому предмету приписывались  неприсущие ему свойства (способность  исцелять, предохранять от врагов, помогать на охоте). Чаще фетишем оказывался случайно выбранный предмет. Если после  этого человеку удавалось достичь  успеха в практической деятельности, он считал, что это ему помог  фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигла какая-то неудача, то фетиш выбрасывался или заменялся  другим. Первобытные люди не всегда с должным почтением относились к выбранному предмету. За оказанную  помощь его благодарили. За беспомощность  наказывали.

Фетишем иногда становилась  часть почитаемого объекта, например, камень с горы, которой поклонялись, кусочек священного дерева или изображение почитаемого животного. Фетишем мог быть даже какой-нибудь рисунок или татуировка на теле.

Помимо личных фетише существовали и общие для всего племени или страны. Обычно ими становились какая-либо большая гора, или красивое, сильное дерево. У общих фетишей могла быть и своя «специализация»: один управлял временами года, другой повелевал здоровьем, третий - охотой, рыбной ловлей и т.д.

Эдуард Тайлор относит к области фетишизма и многочисленные формы погребальных обрядов, существующих у разных народов. Обычай сохранять некоторые части тела умершего или даже в мумифицированном виде все его тело как вместилище сверхъестественных сил существовал когда-то в Перу и в Египте.

Фетиш черепа и кости встречается  у многих народов. Гвинейские народы сохраняют кости родных в ящиках и по временам ходят беседовать с  останками своих мужей и детей. В основе таких фетишей лежит  мысль реальном присутствии духа в безжизненных предметах, когда-то являвшихся живыми.

2.2.Тотемизм

Другая ранняя форма религий - тотемизм - это система религиозных  представлений о родстве между  группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим первопредком, чаще всего каким-нибудь животным или растением.

Происхождение тотемизма  тесно связано с хозяйственной  деятельностью первобытного человека - собирательством и охотой. Животные и растения, дававшие людям возможность  существовать, становились объектами  поклонения. На первых этапах развития тотемизма такое поколение не исключало, а даже предполагало употребление тотемных животных и растений в пищу.

Тотем (например, тотемное животное) рассматривается как предок данной группы и объект поклонения. Как  правило, тотем воспрещается убивать  и употреблять в пищу, хотя отдельные  ритуалы, напротив, предполагают убиение  тотема и его культовое поедание, укрепляющее родственные узы  через вторичное приобщение к  тотему.

Первоначально тотемом считалось  только настоящее животное, птица, насекомое  или растение. Затем достаточно было его более или менее реалистичного  изображения, а позже тотем мог  обозначаться любым символом, словом или звуком. Каждый род носил имя  своего тотема. Но встречались и  более специализированные тотемы. Например, все мужчины одного племени считали  своим тотемом одно животное, а  женщины - другое.

Тотем не обожествляется, его  не наделяют свойствами и качествами бога, люди просто верят в свое родство  с ним.

Близость человека и тотема выражается, прежде всего, в запрете  убивать и употреблять тотем  в пищу, за исключением некоторых  ритуальных обрядов вкушения мяса тотема для укрепления связи с ним.

Таким образом, тотемистические  верования, корни которых обнаруживаются в специфике хозяйственной деятельности людей и в кровно-родственных отношениях, в свою очередь сыграли большую роль в процессе формирования первобытного общества. Они выполняли интегрирующую функцию, объединяя людей той или иной тотемной группы вокруг признанного ими тотема. Они же выполняли регулятивную функцию, подчиняя поведение людей многочисленным запретам-табу, которые должны были соблюдать все члены группы.

         2.3 Анимизм

К первобытным формам религиозных  верования исследователи относят  также анимизм - вера в существование  души и духов. Или анимизм - это  род религиозных представлений, признающих наличие некоей разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и в любом живом существе, а также зачастую и в неодушевленных, по нашим понятиям, предметах - камнях, деревьях, водоемах и т. п.

Среди этнографов и религиоведов распространено мнение, что анимизму предшествовала вера во всеобщую одушевленность природы - аниматизм - это представление  о безличной Силе, оживотворяющей природу и влияющей на жизнь людей. С этой силой связывалась удача  человека, плодовитость скота и урожай.

Аниматизм есть представление  о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности: все живо, мертвой  материи не существует. Аниматизм  отнюдь не остался достоянием только примитивной религиозности; в древних  цивилизациях он стал объектом теоретической, философской рефлексии и под  названием "гилозоизм" вошел в  историю философии, существуя в  таком виде и в настоящее время, в частности в научных и  паранаучных теориях, рассматривающих нашу планету как организм или живое целое. Анимистические и аниматические представления присутствуют во многих развитых религиях, а национальная религия японцев - синтоизм ("путь богов") в значительной степени базируется на них.

2.4 Магия

Еще одной формой первобытных  верований была магия - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность  воздействия на людей, животных, предметы и явления объективного мира путем  обращения к чудодейственным  силам. Истоки этой формы религиозных  верований были наиболее полно описаны  английским этнографом Б. Малиновским  в его работе « Магия, наука, религия». Он делает вывод, что сфера магии - это деятельность повышенного риска. Магия приходит на помощь, когда  не существует надежного алгоритма  достижения успеха, когда человек  не уверен в своих силах, когда  над ним господствует случайность и неопределенность. Именно это и заставляет его полагаться на помощь могущественных сверхъестественных сил и совершать магические действия. В глубокой древности магические обряды и представления носили синкретический характер, но в дальнейшем произошла дифференциация. Современные этнографы классифицируют магию по методам (контактная - непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, инициальная - магический акт направлен на недосягаемый объект, парциальная - опосредованное воздействие через волосы или ногти, остатки пищи; имитативная - воздействие на подобие объекта) и по целям воздействия (вредоносная, военная, промысловая, лечебная, любовная и т.п.). Обычно магическими приемами занимались специально подготовленные люди - колдуны, шаманы.

3. Формы культового действия

Для ранних форм религии  гораздо более важным, чем предмет  поклонения, является форма культа, культового действия или объединения. Существуют культы вождей, погребальные, аграрные, промысловые культы, которые  охватывают разные стороны жизни.

3.1 Культ животных

Тотемизм послужил одним  из главных источников возникновения  зоолатрии - культа животных. Формы  зоолатрии разнообразны: прямое поклонение животным, вера в их особую связь  с миром духов и богов, посвящение животных божествам. Зоолатрия проявляется  и в уподоблении животных людям. Считается, что животные слышат, понимают человеческую речь, могут превращаться в людей или когда-то были людьми. С этими поверьями связаны  подражания звериным и птичьим пляскам, надевание шкур во время обрядов, изготовление специальных масок.

Культ животных проявляется  в запрете убивать определенных зверей и есть их мясо или, наоборот, в ритуальном заклании зверя и  его поедания во время обряда умилостивления духа животного. О культе животного у того или иного народа свидетельствуют предания об умирающем и воскресающем звере, о браках людей и животных и рождении детей от них, вера в духов - хозяев животных и обряды, посвященные им. На этот культ часто указывает особое отношение к костям, клыкам животных, которые наряду с фигурками, изображающими почитаемых зверей, хранят в качестве амулетов и фетишей. Повсеместно распространены зооморфные изображения в тамгах (так называют условные знаки, свидетельствующие о принадлежности человека к тому или иному роду, их ставили на оружие, одежду, ими метили скот), на татуировках, орнаментах и т.д.

 

3.2. Промысловый культ

У многих народов можно  обнаружить промысловые культы - почитание  тех или иных животных, имеющих  важное хозяйственное значение в  жизни племени. К таким культам  можно отнести культ медведя. Медвежатина употреблялась в  пищу, печень медведя использовалась в лечебных целях, шкуры шли на изготовление одежды. Убиваемый зверь  выступал как гонец, отправляющийся в потусторонний мир с просьбой о помощи и защите людей.

          3.3. Культ растений

Кроме культа животных с  тотемизмом тесно связан культ растений - фитолатрия. У многих народов существуют предания, что из растений появляются семена жизни. В скандинавских легендах ясень хранит зародыши всего живого, включая человека. Всемирно распространено представление о том, что растение часто является покровителем человека. Фольклор многих народов содержит свидетельства о том, что злаковые культуры наделены душой. Они олицетворяются, например, в образе Матери Хлеба, Матери Зерна, Матери Гороха, Матери Маиса, матери Риса. Им оказывают самые разные почести.

         3.4. Культ предков

Культ предков является одним  из наиболее выраженных анимистических культов (почитание душ умерших  предков). Духам предков оказывают  определенные почести, внимание, им иногда совершают жертвоприношения, при  этом существует вера в их постоянное покровительство.

Проявления культа предков  очень разнообразны, прежде всего, он находит отражение в погребальных обрядах. Тела умерших закапывают в землю, кремируют.

Мифология многих народов  изобилует сюжетами, связанными с  представлениями о природе смерти, о взаимоотношениях духов умерших  предков с людьми.

      4. Религия Древней Греции и Древнего Рима

       Греческая религия складывалась в эгейскую эпоху и, несомненно, испытала влияние крито-микенских культов с их женскими божествами. Как у всех древних народов, у греков были местные общинные культы, боги-покровители отдельных городов-полисов, земледельческие боги. Но уже в глубокой древности наметилась тенденция поглощения местных богов великими богами Греции - Олимпийцами. Эта тенденция получила окончательное завершение в македонскую эпоху и была отражением культурного, политического и экономического объединения греческих полисов. Но уже в гомеровскую эпоху культурная общность греков отчётливо ими осознавалась, что и отразилось в почитании общегреческих богов. Немалую роль в оформлении общегреческого пантеона сыграли эпическое творчество и его творцы аэды.

Вопрос о происхождении  великих богов олимпийского пантеона чрезвычайно труден. Образы этих богов  очень сложны, и каждый из них  пережил длительную эволюцию. Основными  богами греческого пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес, Гефест, Гестия. Характерной чертой древнегреческой религии был антропоморфизм - обожествление человека, представление о богах, как о сильных, прекрасных людях, которые бессмертны и обладают вечной молодостью. Жили боги, по представлениям греков, на горе Олимп, расположенной на границе Фессалии и Македонии.

Информация о работе Мифология и религия античности