Мир , человек , общество в мусульманской картине мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:27, реферат
Описание работы
Ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племён дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Под знаменем ислама арабы захватили огромные территории, где он стал основной религией. В некоторые страны ислам пришёл мирным путём. Главным отличием ислама можно считать то, что в этой религии полностью соединилась религиозная и светская власть. Став составной частью жизни человека, ислам направляет его действия, помогает ему самосовершенствоваться.
Содержание работы
Введение 3 1. Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект. 4 1.1. Сущность понятия «картина мира» 4 1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении 7 2. Мусульманская картина мира в контексте современности 9 2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества» 9 2.2. Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России) 16 Заключение 22 Список использованной литературы 24
«Сибирский государственный
аэрокосмический университет
имени академика М.Ф.Решетнева»
Кафедра Культорологии
Реферат
по дисциплине «Культорология»
на тему «Мир , человек , общество
в мусульманской картине мира .»
Выполнил: студент гр. БЭФЗУ14-01
Карнаухова Е.А.
Проверил: доцент кафедры экономики
Виноградова А.И.
Красноярск 2014
Содержание
Введение
Ислам, возникший на Аравийском
полуострове в среде разрозненных арабских
племён дал мощный толчок развитию арабской
цивилизации. Под знаменем ислама арабы
захватили огромные территории, где он
стал основной религией. В некоторые страны
ислам пришёл мирным путём. Главным отличием
ислама можно считать то, что в этой религии
полностью соединилась религиозная и
светская власть. Став составной частью
жизни человека, ислам направляет его
действия, помогает ему самосовершенствоваться.
Ислам является и воспринимается не только
как комплекс религиозных догм и ритуалов,
но и как определённый образ жизни.
За достаточно длительное время
своего существования мусульманская религия
очень широко распространилась практически
по всему миру. Мусульманские общины можно
найти более чем в 120 странах мира в разных
уголках земного шара. Численность верующих
людей, входящих в такие общины, составляет
более 1 млрд. человек, но и эта цифра с
каждым годом возрастает. Мусульманское
население увеличивается и благодаря
высокой рождаемости, и за счёт новообращённых.
Объектом исследования является
мусульманская картина мира.
Предметом исследования являются
образы «мира», «человека» и «общества»
в мусульманской картине мира.
Цель работы: выявить сущность
образов «мир», «человек» и «общество»
в современной мусульманской картине
мира.
Задачи исследовательской работы:
1. Дать характеристику
религиозной картине мира
2. Проанализировать традиционную
картину мира ислама.
3. Проследить влияние
глобальных проблем современности
на образы «мир», «человек», «общество».
4. Раскрыть особенности
современной мусульманской картины
мира (на примере ислама в России).
1. Традиционная мусульманская
картина мира: исторический аспект..
1.1. Сущность понятия
«картина мира».
Человека всегда интересовали
знания об окружающем его мире. Но в зависимости
от ступени исторического развития эти
знания имели отличительные признаки.
Картина окружающего мира, которая формировалась
в сознании людей, могла варьировать от
самых простых форм до наисложнейших.
В самом простом варианте картина
мира - это минимум общих знаний об окружающей
действительности, который необходим
каждому человеку для жизни. Комплекс
знаний о мире составляет жизненный опыт
индивида. Он обеспечивает в целом практику
выживания человека и существования его
в определенных условиях окружающей природной
и социальной среды. У любого человека
формируется простейшая, целостная, но
довольно небольшая по широте охвата,
практически необходимая ему в жизни бытовая
картина окружающего мира, или бытовая
картина реальности. В антропосоциогненезе,
в онтогенезе человека, она является зародышевой,
исходной формой всех более сложных картин
реальности, вплоть до всеобщих картин
Мира в религии, науке и философии. Как
отмечалось, бытовая картина реальности
довольно проста, содержит знания лишь
о небольшой части Мира, окружающей индивида,
с которой он непосредственно взаимодействует.
В ней присутствует та целостность, синтетичность,
системность отражения, которая характерна
для всех более сложных форм картин реальности
и Мира в целом. Кроме того, ее неотъемлемой
частью является практичность, поскольку
данная картина реальности позволяет
человеку практически наиболее оптимально
ориентироваться и действовать в окружающем
социальном и природном мире.
«Картина мира - система интуитивных
представлений о реальности. Картину мира
можно выделить, описать или реконструировать
у любой социопсихологической единицы
- от нации или этноса до какой-либо социальной
или профессиональной группы или отдельной
личности. Каждому отрезку исторического
времени соответствует своя картина мира.
Картина мира древних индийцев не похожа
на картину мира средневековых рыцарей,
а картина мира древнейших индийцев не
похожа на картину мира их современников-монахов.
В свою очередь, картина мира монахов-доминиканцев
не похожа на картину мира францисканцев
и т.д.» [6, с. 175].
Термин картина мира был введен
впервые Л. Витгенштейном в «Логико-философском
трактате». «Из бытовой картины реальности,
при разных сочетаниях расширяющегося
субъективного и объективного мира, как
двух частей единого, в истории формируется
многообразие общих отражений действительности
и несколько основных различных форм картин
Мира. В литературе выделяются следующие
формы картин Мира: мифологическая, религиозная,
религиозно-философская, художественная
и эстетическая, нравственная и этическая,
научная, научно-философская, праксеологическая
и общие философские картины Мира - идеалистическая,
материалистическая и синтетическая или
дуалистическая» [1, с. 5].
Как считает Ю.И. Кулаков, «Мир
высшей реальности представляет собой
иерархию различных форм существования:
над миром материальных объектов возвышаются
- этаж физических и математических
структур, задающих фундаментальные законы
природы;
- этаж многочисленных программ,
по которым происходит эволюция Вселенной
и которые лежат в основании всех живых
организмов;
- этаж духовного мира человека
- мира духовной свободы.
Вершиной этой «пирамиды» является
Бог - Высшее трансцендентное, сверхличностное
Первоначало всего Сущего, возвышающееся
над природой и человеком» [4, с. 153].
В развитых монотеистических
религиях (т.е. религиях, признающих одного
верховного всемогущего Бога) существует
два типа богословия: катафатичеекое и
апофатическое. Катафатическое богословие
позволяет говорить о Боге и давать ему
на человеческом языке характеристики
в превосходных степенях: Бог вездесущ,
всемогущ, всеблаг и т.д. Апофатическое
богословие считает, что Бога можно познать
только сердцем, только в откровении, и
человеческий язык не в силах выразить
божественных качеств, ибо они разительно
отличаются от человеческих. Потому в
логике Бог может быть определен только
отрицательно: он не то, не то и не то. Что
касается не богословского, а повседневного
сознания, то оно всегда конкретизирует
образ Бога и придает ему, как правило,
человеческую внешность: облик возвышенный
и грозный.
Бог представляет собой высшую
власть над земным миром, однако в разных
религиях эта власть может быть безграничной
или ограниченной. В политеистических
представлениях (представлениях о существовании
множества богов) главный бог (например,
Зевс у древних греков) подчиняется космической
необходимости, судьбе так же, как и люди.
Ему отмерен свой век, свое время, хотя
и гораздо более долгое по сравнению с
человеческим. Зевс не создает земного
мира и тем более Космоса, не создает их
и Будда в буддизме. Будда не только не
творец мира, но и не управитель. Он лишь
наставляет богов, которых в буддизме
- огромное множество. В отличие от Зевса,
подчинённого слепой судьбе, Будда рождается
и умирает по собственному усмотрению,
хотя мог бы непрерывно пребывать в состоянии
нирваны - запредельного высшего блаженства,
которое не является ни бытием, ни небытием.
Абсолютным всесилием и бессмертием обладает
христианский Бог.
Христианский Бог - очень сложная
для понимания фигура. Он - личный абсолют.
То есть это - безличное творящее и законосозидающее
начало, именуемое Отец, и в то же время
- это личность, Иисус Христос, Сын, интимное
духовное Ты, навстречу которому открывается
душа. Кроме ипостасей Отца и Сына, Бог
обладает еще и третьим проявлением - Духа
Святого. Все три лица неразделимы.
Для мусульман тоже существует
только лишь один Бог - Аллах. «Бог один,
и, по мусульманскому вероучению в отличие
от христианского, он существует в единственном
лице» [5, с. 180].
Таким образом, картина мира
- это система интуитивных представлений
о реальности. Существует несколько основных
различных форм картин мира: мифологическая,
художественная и эстетическая, нравственная
и этическая, научно - философская и религиозная.
Религиозная картина мира очень практична,
так как в значительно мере определяет
жизненные устои и поведение верующих
людей. В разных религиях существую свои
картины мира. Центральный пункт во всех
религиозных картинах мира - это образ
Бога или богов. Данная картина мира очень
синтетична, она тесно связана с мифологической,
философской, научной картинами мира.
Религия является их общей системообразующей
духовной основой. Она также занимает
особое место в обществе. Можно выделить
3 наиболее характерные функции, в которых
проявляется роль религии, как фундаментального
фактора общественной жизни. Это, во-первых,
её «душеспасительная» функция, которая
обращена к личности, во-вторых, духовная
функция, связанная с её ролью в культурной
жизни, в-третьих, «мирская» функция, состоящая
в её воздействии на общество. Религия
сопровождает историю всех народов и пронизывает
едва ли не все сферы человеческого бытия,
проникая в глубины сознания и даже подсознания.
1.2. Традиционные
образы «мира», «человека» и «общества»
в мусульманском миропредставлении.
«Слово «ислам» восходит к староарабскому
корневому «силм», что имеет многозначное
содержание, адекватное тому восприятию,
на которое настроено лицо, данный термин
употребляющее. «Это и «мир» (салам), и
«предание» (о событиях), и «перемирие»,
но так же и «спокойствие, покой. В наши
дни в мире европейских мусульман чаще
всего встречается толкование «ислама»
как «предание себя Всевышнему» [7, с. 21].
Оно наиболее распространено как в мусульманской
(буквально - «уверовавший») части человечества,
так и в его неисламизированной части.
Исламский мир исходит из понимания
единобожия (таухид), законченности и окончательности
бытия, дарованного им. Последний Пророк
человеческой истории по имени Мухаммед
является проявлением милости Всевышнего
ко всем без исключения предметам, явлениям
и существам Земли, так как являются они
в мир по его воле. Мухаммед воспринимается
в исламе как «печать», завершающий цепь
пророков. «Первым был Адам, за ним последовали:
Идрис, Ной (в исламской традиции - Нух),
Худ, Салих, Лот, Авраам (Ибрахим), Исмаил,
Исаак (Исхак), Иаков (Януб), Иосиф (Йусуф),
Иов (Айюб), Моисей (Муса), Аарон (Харун),
Давид (Дауд), Соломон (Сулейман), Иона (Юнус),
Илия (Ильяс), Зулькифл, Закария, Хызр, Иоанн
(Яхья) и Иисус (Гайса, или Иса)» [59, с. 22].
Мухаммед - последний пророк.
Печать пророков. О нём сказано в Коране:
«Мы послали тебя как милость ко всем мирам.
Ко всему сущему; живому-не живому, людям-джиннам
(духам), одушевлённому и неодушевлённому…»
Сура «Энбия», 21 (107) [1].
Натурфилософия ислама небогата
и в основном заимствована из Библии. Согласно
Корану, мир был сотворен аллахом за шесть
дней. «В первый день были сотворены небеса;
во второй - солнце, луна, звезды и ветер;
в третий - твари, живущие на земле и в морях,
а также ангелы, обитающие на семи небесах,
и воздух; в четвертый день бог сотворил
воду и всем тварям назначил пищу, в этот
же день по его повелению потекли реки;
в пятый день бог соизволил создать рай,
обитающих в нем чернооких дев (гурий),
определил всевозможные удовольствия.
В последний, шестой день был создан первый
человек Адам, а из его ребра сотворена
Ева. Седьмой день - это день отдыха; им
в исламе считается пятница» [27, с. 167].
В Коране говорится, что Земля
представляет собой плоскость, равновесие
которой поддерживается специально с
этой целью воздвигнутыми богом горами.
Человек рассматривается как
венец творения. «Бог сотворил все прекрасно
и потом приступил к сотворению человека».
Согласно Корану (15:29, 16:4, 23:14), Аллах создал
человека из глины, придав ей форму и вдохнув
в нее дух (араб. «Рух»). Согласно учению
ислама, все в этом мире создано для человека,
а сам человек - для поклонения Всевышнему
Богу. Земная жизнь в учении ислама выступает
в качестве экзамена на веру, в которой
Аллах испытывает людей, ниспосылая. Свои
знамения, испытания, и пророков к людям.
В конечном итоге, люди будут воскрешены
на суд в Судный День, и будут расчитаны
по их делам. В Коране (2:30) сказано, что
первоначально ангелы усомнились в том,
что человек сможет стать наместником
Аллаха на земле, но Он ответил: «Я знаю
то, о чём не ведаете вы» .
Когда был сотворен первочеловек,
аллах велел всем созданным им ранее ангелам
поклониться ему, что все и сделали, за
исключением Иблиса, возгордившегося
и не захотевшего поклониться «сотворенному
из праха». За такую непокорность аллах
проклял его и пообещал, что на страшном
суде Иблис будет низвергнут вместе со
всеми демонами.
2. Мусульманская
картина мира в контексте современности
2.1 Отражение глобальных
проблем в современных образах «мира»,
«человека» и «общества».
В условиях физического и социального
неравенства мировые религии утверждают,
что все люди исходно равны, что у каждого
есть возможность иной более совершенной
жизни. Мировые религии содействуют духовному
единению людей (одной веры). Вера в Бога
видится в качестве облагораживающей
и одухотворяющей силы.
«В XX в. ярко проявилась позиция
человека, которому Бог уже не нужен. Мыслителями
этого времени был произнесён приговор
традиционной религии. XX век - это век массового
сомнения в ценностях, заложенных традиционной
культурой. Речь идёт не только об атеизме,
но и подрыве веры в единые ценности, такие
как Добро, Красота и Любовь. В советском
союзе на место слепой веры в Божественное
откровение ставилась слепая вера в марксистское
учение. На место ожидания царства Божьего
- ожидание пришествия коммунизма. В последнее
десятилетие в нашей стране прослеживается
движение к Возрождению религиозной веры
и её ценностей. Каждая конфессия свободно
исповедует свою религию» [6, с. 114].