Мир , человек , общество в мусульманской картине мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:27, реферат

Описание работы

Ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племён дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Под знаменем ислама арабы захватили огромные территории, где он стал основной религией. В некоторые страны ислам пришёл мирным путём. Главным отличием ислама можно считать то, что в этой религии полностью соединилась религиозная и светская власть. Став составной частью жизни человека, ислам направляет его действия, помогает ему самосовершенствоваться.

Содержание работы

Введение 3
1. Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект. 4
1.1. Сущность понятия «картина мира» 4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении 7
2. Мусульманская картина мира в контексте современности 9
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества» 9
2.2. Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России) 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Культорология).docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

Человек, ступая в те годы на путь служения Исламу, совершал подвиг. Его обрабатывали различные идеологические органы, с ним вели антирелигиозные беседы, пугали потерей возможности жить нормально для него самого и его детей. Но, несмотря на это в России во все времена оставались люди, которые вставали на тернистый путь служения Аллаху. Потому что они осознавали свою востребованность, не переставали приходить в мечеть, чтобы совершить молитву, прослушать проповедь, обратиться к Аллаху, помянуть своих родителей и предков, принести пожертвование, очиститься от грехов.

Мир ислама - это народы с разным менталитетом, обычаями, языком и пр. Их связывает лишь духовные и культурные традиции, что порождает особую солидарность в мироощущении, в отношении к другим народам, к обществу, идеям, природе. И именно эта солидарность является главной чертой современного мусульманского мира, а не сама религия. Часто ислам является не идейной основой, а флагом, призывом к подъёму национального самосознания (особенно стран третьего мира).

В результате отказа от модернистских идей, которые искажают сущность религии, в частности образы «мира», «человека» и «общества» в нём, подрывают ее основы, возникает такое явление как фундаментализм. Его провоцирует секуляризация как освобождение человека и общества от влияния духовенства и религиозных установлений, религиозный индифферентизм (равнодушие к религии), утрата традиционных ценностей и ослабление нравственного начала в обществе. Мусульманские реформаторы уверены, что западный материализм вводит людей в соблазн слепого потребительства, основанного на удовлетворении чувственных желаний, что ведёт к очевидной разобщённости мира и общества, к одиночеству в нём человека. Это прямая угроза жизнестойкости ислама, его цельности и спаянности. Поэтому в строгих исламских кругах встречаются неприятие рока и других видов современной музыки, алкоголя, общественного взаимодействия полов, кинематографии, популярной литературы, норм поведения людей и многого другого. Хотя, при этом, наблюдается одобрение развития западных технологий, таких как автомобили, самолёты, медицина, промышленного производства, компьютеров, электронных средств массовой информации и т.д., но чувствуется униженное положение колонии в сфере производства. Таким образом, в ходе исторического развития религиозная идеология переживает период, когда часть верующих призывает к реформации. Однако методы реформирования предлагаются разные. Одни (модернисты) считают, что необходимо отказаться от наиболее одиозных догм с тем, чтобы религиозные концепции соответствовали требованиям современности. Другие (возрожденцы) требуют вернуться к основам, первозданной чистоте религии. И те, и другие считают себя реформаторами. Они игнорируют политические и экономические изменения современности, считая, что все несчастья являются результатом отступления от первоначальной веры и искажения постулатов раннего ислама.

Значительное духовное богатство, накопленное Востоком, подвергается постоянной опасности уничтожения со стороны Запада посредством книг, радио, средств массовой информации и прямых вмешательств во внутреннюю жизнь мусульманских стран. Переход традиционного образования и искусства к современному, низменному и бездуховному стал источником смятения современного мусульманина. Фундаментализм не несёт в себе опасности до тех пор, пока не принимает крайние формы, в виде экстремизма и терроризма. Сторонники религиозно - политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов. Навязывают исламский образ жизни, исламскую модель, иногда с использованием вооружённой силы. Чаще всего экстремистами движет не столько религиозные чувства, сколько отчаяние, безвыходность и стремление содействовать спасению своих этнических общностей от деградации, к которой подвели их, так называемые, либеральные реформы.

Распад Советского Союза привёл к развалу некогда единого политико-идеологического пространства, который был сопряжен с созданием самостоятельных государств, включая Российскую Федерацию. Общественно-политическая и социально-экономическая жизнь в этих странах, в том числе в России, стала характеризоваться острым и затяжным кризисом. На его фоне произошел всплеск этно-конфессионального самосознания проживающих в них народов, включая те из них, которые традиционно включаются в понятие «мусульманской уммы». Россия - это полиэтническое и поликонфессиональное государство и мусульманская религия органически вплетена в жизнь российского общества.

Мусульманское общество в России сталкивается с рядом проблем, например, невозможностью совершения молитв на работе, на госпредприятиях или трудности с соблюдением поста, отсутствием во многих городах России мечетей, недостаточностью исламских программ на радио и телевидении, исламских газет. Образ современного российского мусульманина сильно отличается от образа мусульманина в традиционной картине мира. Он находится под сильным воздействием русской, европейской культуры, живет в светском государстве, имеет светское образование. Религиозные убеждения современных российских мусульман не всегда соответствуют исламским нормам, многие из них убеждены в существовании Аллаха, но истинных знаний о его атрибутах у большинства мусульман нет, немногие читают Коран на арабском языке, слабо понимают смысл его содержания.

Также проблемой является и порой негативное отношение к мусульманскому обществу. В первую очередь, в связи с распространением ваххабизма (уничтожение всех не мусульман) в некоторых регионах России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В заключении отметим, что религия, религиозное мировоззрение является духовной основой любого общества. Религия помогает верующим людям преодолеть отрицательные эмоции, религия дает людям утешение. В мире раздоров и эгоизма религия содействует единению людей одной верой. Религия - это не просто феномен культуры, это необходимый элемент её высшего уровня. Истинная религия приводит человека в его борьбе с низшими качествами к добродетели, устремляя к чистоте, любви и великодушию. Она - основа на пути к самосовершенствованию, ведущая к бессмертию.

В нашей работе мы рассмотрели одну из трёх мировых религий - ислам. Были решены следующие задачи:

1. Дали характеристику  религиозной картине мира. В процессе  исследования мы выяснили, что  картина мира - это система интуитивных  представлений о реальности. Существует  несколько основных различных  форм картин мира: мифологическая, художественная и эстетическая, нравственная и этическая, научно - философская и религиозная. Религиозная картина мира формирует философско-религиозное и нравственное сознание этноса, его мировоззрение, определяет национальную точку зрения на мир. Религиозная картина мира очень практична, так как в значительно мере определяет жизненные устои и поведение верующих людей. В разных религиях существую свои картины мира. Данная картина мира очень синтетична, она тесно связана с мифологической, философской, этической, эстетической, научной картинами мира. Религия является их общей системообразующей духовной основой и фундаментом культуры общества.

2. Проанализировали традиционную  картину мира ислама. Вся традиционная  религиозная картина мира ислама  основывается на пяти столпах  веры, которые являются фундаментом  всей мусульманской религии и  жизни общества. На основе анализа  характеристик 5 столпов нами выделены  образы мира, человека и общества.

Мусульманское общество в России сталкивается с рядом проблем, например, невозможностью совершения молитв на работе, на госпредприятиях или трудности с соблюдением поста, отсутствием во многих городах России мечетей, недостаточностью исламских программ на радио и телевидении, исламских газет. Также проблемой является и порой негативное отношение к мусульманскому обществу. Наряду с традиционным исламом, среди мусульман стали встречаться проявления таких религиозных течений, как фундаментализм и ваххабизм, религиозные потребности трактуется как возможность, а то и необходимость вернуть то положение, которое занимал ислам в общественной и личной жизни мусульман в дооктябрьский период. Основным средством, с помощью которого можно противостоять распространению экстремистских и радикальных идей среди российских мусульман, является подготовка высокообразованных имамов, богословов, преподавателей, обладающих широким спектром как религиозных, так и светских знаний.

В результате решения поставленных задач нами была достигнута цель исследования, выявлены сущность образов «мир», «человек» и «общество» в современной мусульманской картине мира.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Коран  / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. - М.: АН СССР, 2009
  2. Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы./ Р.Г. Абдулатипов - М.: 2010
  3. Алов, Н.Г., Владимиров Н.Г., Ислам в России /А.А. Алов, Н.Г. Владимиров. - М.: НИИ наследия, 2013
  4. Авцинова, Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия в 2 томах. - М. - 2012.
  5. Батунский, М.А. Россия и ислам / М.А. Батунский. - М.: 2009
  6. Васильев, Л.С. История религий востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2011
  7. Введение в культурологию: учеб. пособие / отв. ред. Е.В. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2013
  8. Гараджа, В.И. Религиеведение: учеб. пособие / В.И. Гараджа. - М.: Аспект Пресс, 2009
  9. asmarketing.ru/slovar
  10. . http://fb.ru/article/

 

 

 

 


Информация о работе Мир , человек , общество в мусульманской картине мира