Мир , человек , общество в мусульманской картине мира
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:27, реферат
Описание работы
Ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племён дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Под знаменем ислама арабы захватили огромные территории, где он стал основной религией. В некоторые страны ислам пришёл мирным путём. Главным отличием ислама можно считать то, что в этой религии полностью соединилась религиозная и светская власть. Став составной частью жизни человека, ислам направляет его действия, помогает ему самосовершенствоваться.
Содержание работы
Введение 3 1. Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект. 4 1.1. Сущность понятия «картина мира» 4 1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении 7 2. Мусульманская картина мира в контексте современности 9 2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества» 9 2.2. Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России) 16 Заключение 22 Список использованной литературы 24
Человек, ступая в те годы на
путь служения Исламу, совершал подвиг.
Его обрабатывали различные идеологические
органы, с ним вели антирелигиозные беседы,
пугали потерей возможности жить нормально
для него самого и его детей. Но, несмотря
на это в России во все времена оставались
люди, которые вставали на тернистый путь
служения Аллаху. Потому что они осознавали
свою востребованность, не переставали
приходить в мечеть, чтобы совершить молитву,
прослушать проповедь, обратиться к Аллаху,
помянуть своих родителей и предков, принести
пожертвование, очиститься от грехов.
Мир ислама - это народы с разным
менталитетом, обычаями, языком и пр. Их
связывает лишь духовные и культурные
традиции, что порождает особую солидарность
в мироощущении, в отношении к другим народам,
к обществу, идеям, природе. И именно эта
солидарность является главной чертой
современного мусульманского мира, а не
сама религия. Часто ислам является не
идейной основой, а флагом, призывом к
подъёму национального самосознания (особенно
стран третьего мира).
В результате отказа от модернистских
идей, которые искажают сущность религии,
в частности образы «мира», «человека»
и «общества» в нём, подрывают ее основы,
возникает такое явление как фундаментализм.
Его провоцирует секуляризация как освобождение
человека и общества от влияния духовенства
и религиозных установлений, религиозный
индифферентизм (равнодушие к религии),
утрата традиционных ценностей и ослабление
нравственного начала в обществе. Мусульманские
реформаторы уверены, что западный материализм
вводит людей в соблазн слепого потребительства,
основанного на удовлетворении чувственных
желаний, что ведёт к очевидной разобщённости
мира и общества, к одиночеству в нём человека.
Это прямая угроза жизнестойкости ислама,
его цельности и спаянности. Поэтому в
строгих исламских кругах встречаются
неприятие рока и других видов современной
музыки, алкоголя, общественного взаимодействия
полов, кинематографии, популярной литературы,
норм поведения людей и многого другого.
Хотя, при этом, наблюдается одобрение
развития западных технологий, таких как
автомобили, самолёты, медицина, промышленного
производства, компьютеров, электронных
средств массовой информации и т.д., но
чувствуется униженное положение колонии
в сфере производства. Таким образом, в
ходе исторического развития религиозная
идеология переживает период, когда часть
верующих призывает к реформации. Однако
методы реформирования предлагаются разные.
Одни (модернисты) считают, что необходимо
отказаться от наиболее одиозных догм
с тем, чтобы религиозные концепции соответствовали
требованиям современности. Другие (возрожденцы)
требуют вернуться к основам, первозданной
чистоте религии. И те, и другие считают
себя реформаторами. Они игнорируют политические
и экономические изменения современности,
считая, что все несчастья являются результатом
отступления от первоначальной веры и
искажения постулатов раннего ислама.
Значительное духовное богатство,
накопленное Востоком, подвергается постоянной
опасности уничтожения со стороны Запада
посредством книг, радио, средств массовой
информации и прямых вмешательств во внутреннюю
жизнь мусульманских стран. Переход традиционного
образования и искусства к современному,
низменному и бездуховному стал источником
смятения современного мусульманина.
Фундаментализм не несёт в себе опасности
до тех пор, пока не принимает крайние
формы, в виде экстремизма и терроризма.
Сторонники религиозно - политического
экстремизма отличаются крайней нетерпимостью
по отношению ко всем, кто не разделяет
их политических взглядов. Навязывают
исламский образ жизни, исламскую модель,
иногда с использованием вооружённой
силы. Чаще всего экстремистами движет
не столько религиозные чувства, сколько
отчаяние, безвыходность и стремление
содействовать спасению своих этнических
общностей от деградации, к которой подвели
их, так называемые, либеральные реформы.
Распад Советского Союза привёл
к развалу некогда единого политико-идеологического
пространства, который был сопряжен с созданием
самостоятельных государств, включая
Российскую Федерацию. Общественно-политическая
и социально-экономическая жизнь в этих
странах, в том числе в России, стала характеризоваться
острым и затяжным кризисом. На его фоне
произошел всплеск этно-конфессионального
самосознания проживающих в них народов,
включая те из них, которые традиционно
включаются в понятие «мусульманской уммы».
Россия - это полиэтническое и поликонфессиональное
государство и мусульманская религия
органически вплетена в жизнь российского
общества.
Мусульманское общество в России
сталкивается с рядом проблем, например,
невозможностью совершения молитв на
работе, на госпредприятиях или трудности
с соблюдением поста, отсутствием во многих
городах России мечетей, недостаточностью
исламских программ на радио и телевидении,
исламских газет. Образ современного российского
мусульманина сильно отличается от образа
мусульманина в традиционной картине
мира. Он находится под сильным воздействием
русской, европейской культуры, живет
в светском государстве, имеет светское
образование. Религиозные убеждения современных
российских мусульман не всегда соответствуют
исламским нормам, многие из них убеждены
в существовании Аллаха, но истинных знаний
о его атрибутах у большинства мусульман
нет, немногие читают Коран на арабском
языке, слабо понимают смысл его содержания.
Также проблемой является и
порой негативное отношение к мусульманскому
обществу. В первую очередь, в связи с распространением
ваххабизма (уничтожение всех не мусульман)
в некоторых регионах России.
Заключение
В заключении отметим, что религия,
религиозное мировоззрение является духовной
основой любого общества. Религия помогает
верующим людям преодолеть отрицательные
эмоции, религия дает людям утешение. В
мире раздоров и эгоизма религия содействует
единению людей одной верой. Религия -
это не просто феномен культуры, это необходимый
элемент её высшего уровня. Истинная религия
приводит человека в его борьбе с низшими
качествами к добродетели, устремляя к
чистоте, любви и великодушию. Она - основа
на пути к самосовершенствованию, ведущая
к бессмертию.
В нашей работе мы рассмотрели
одну из трёх мировых религий - ислам. Были
решены следующие задачи:
1. Дали характеристику
религиозной картине мира. В процессе
исследования мы выяснили, что
картина мира - это система интуитивных
представлений о реальности. Существует
несколько основных различных
форм картин мира: мифологическая,
художественная и эстетическая, нравственная
и этическая, научно - философская и религиозная.
Религиозная картина мира формирует философско-религиозное
и нравственное сознание этноса, его мировоззрение,
определяет национальную точку зрения
на мир. Религиозная картина мира очень
практична, так как в значительно мере
определяет жизненные устои и поведение
верующих людей. В разных религиях существую
свои картины мира. Данная картина мира
очень синтетична, она тесно связана с
мифологической, философской, этической,
эстетической, научной картинами мира.
Религия является их общей системообразующей
духовной основой и фундаментом культуры
общества.
2. Проанализировали традиционную
картину мира ислама. Вся традиционная
религиозная картина мира ислама
основывается на пяти столпах
веры, которые являются фундаментом
всей мусульманской религии и
жизни общества. На основе анализа
характеристик 5 столпов нами выделены
образы мира, человека и общества.
Мусульманское общество в России
сталкивается с рядом проблем, например,
невозможностью совершения молитв на
работе, на госпредприятиях или трудности
с соблюдением поста, отсутствием во многих
городах России мечетей, недостаточностью
исламских программ на радио и телевидении,
исламских газет. Также проблемой является
и порой негативное отношение к мусульманскому
обществу. Наряду с традиционным исламом,
среди мусульман стали встречаться проявления
таких религиозных течений, как фундаментализм
и ваххабизм, религиозные потребности
трактуется как возможность, а то и необходимость
вернуть то положение, которое занимал
ислам в общественной и личной жизни мусульман
в дооктябрьский период. Основным средством,
с помощью которого можно противостоять
распространению экстремистских и радикальных
идей среди российских мусульман, является
подготовка высокообразованных имамов,
богословов, преподавателей, обладающих
широким спектром как религиозных, так
и светских знаний.
В результате решения поставленных
задач нами была достигнута цель исследования,
выявлены сущность образов «мир», «человек»
и «общество» в современной мусульманской
картине мира.
Список использованной
литературы
Коран / пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. - М.: АН СССР, 2009
Абдулатипов, Р.Г. Судьбы ислама в России: история и перспективы./ Р.Г. Абдулатипов - М.: 2010
Алов, Н.Г., Владимиров Н.Г., Ислам
в России /А.А. Алов, Н.Г. Владимиров. - М.: НИИ наследия,
2013
Авцинова, Г.И. Экстремизм политический // Политическая энциклопедия в 2 томах. - М. - 2012.
Батунский, М.А. Россия и ислам / М.А. Батунский. - М.: 2009
Васильев, Л.С. История религий
востока / Л.С. Васильев. - М.: Университет, 2011
Введение в культурологию: учеб. пособие / отв. ред. Е.В. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Владос, 2013