Мир , человек , общество в мусульманской картине мира

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2015 в 20:27, реферат

Описание работы

Ислам, возникший на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племён дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. Под знаменем ислама арабы захватили огромные территории, где он стал основной религией. В некоторые страны ислам пришёл мирным путём. Главным отличием ислама можно считать то, что в этой религии полностью соединилась религиозная и светская власть. Став составной частью жизни человека, ислам направляет его действия, помогает ему самосовершенствоваться.

Содержание работы

Введение 3
1. Традиционная мусульманская картина мира: исторический аспект. 4
1.1. Сущность понятия «картина мира» 4
1.2 Традиционные образы «мира», «человека» и «общества» в мусульманском миропредставлении 7
2. Мусульманская картина мира в контексте современности 9
2.1 Отражение глобальных проблем в современных образах «мира», «человека» и «общества» 9
2.2. Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России) 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

Культорология).docx

— 59.57 Кб (Скачать файл)

Ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. В то же время, постоянно растущая угроза, которую принято называть «исламским терроризмом», заставляет всё большее число людей во всём мире взирать на ислам со страхом и непониманием. Ни в одной другой религии нет такого количества верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам ощущается ими как основа жизни и мерило всех вещей. Простота и непротиворечивость устоев этой религии, её способность дать верующим целостную и понятную картину мира, общества и устройства вселенной - всё это делает ислам притягательным для новых приверженцев.

«Религия связывает столь разные во всех отношениях народы, как, например, курды и индонезийцы, марокканцы и афганцы. Весь образ жизни мусульман основан на религии до такой степени, что сам термин «ислам» и «исламская цивилизация» могут звучать почти как синонимы. Но поскольку ислам «больше чем религия», мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всём различии менталитета и обычаев сознают свою принадлежность к некоей не только религиозной общности. Это сознание, в отличие от того, каким обладают этнические группы, не отражает общности исторической судьбы и не объясняется этнической и языковой близостью - оно связано с духовной и культурной традицией. Принадлежность к мусульманскому сообществу порождает особую солидарность, которая опирается не только на единое вероисповедание, но и на вытекающее из самих устоев ислама мироощущение, отношение, как к отдельным людям, так и к обществу в целом, к идеям, вещам и природе. Именно это, а не сама по себе религия, позволяет говорить о существовании исламской цивилизации. И эта цивилизационная солидарность является сегодня несомненным фактом. Бесчисленные войны и конфликты между мусульманами ничего в этом смысле не меняют» [4, с. 115]

Обострение глобальных проблем на рубеже XX и XXI веков стало отличительной чертой современного этапа развития мирового сообщества. Они превратились в реалии, во многом определяющие сегодняшние особенности международных отношений и основные направления мировой политики.

Современная система международных отношений имеет, в основном, светский характер. Тем не менее, религиозные воззрения того или иного народа играют определенную (а иногда и весьма существенную) роль в процессах, происходящих на мировой арене. Многие факты свидетельствуют о том, что в последние десятилетия ХХ века в различных странах мира имеет место усиление религиозности населения и активизация религиозных движений. Растет число международных религиозных организаций и фондов, партий и сект, деятельность которых имеет международный характер. Некоторые межнациональные и межгосударственные конфликты носят явно религиозную окраску. Все это дает ряду аналитиков повод сделать вывод, что религиозный фактор становится важной составляющей международной жизни. «Глобальная политика после холодной войны стала формироваться вдоль цивилизационно - религиозных линий. Следовательно, союзы, образованные в силу идеологий распадутся, уступая место союзам на цивилизационной основе» [3, с. 240]

В силу исторических причин мусульманские государства (к ним обычно относят государства - члены Организации Исламской Конференции) не принимали участия в процессе создания международной системы, формирование которой началось после первой мировой войны. А в результате деколонизации образовались независимые государства в зоне распространения Ислама, такие как Пакистан, Алжир, Индонезия, Судан и многие другие. Начиная примерно с середины 60-х. гг. ХХ века в исламском мире начинается процесс Возрождения. Этот феномен уже превратился в самостоятельную политическую силу практически во всех мусульманских государствах и играет все более заметную, причем также и радикализирующую роль на международной арене. Ряд исследователей и политологов считают, что Исламское Возрождение является таким же знаменательным событием в истории человечества, как и Американская, Французская и Русская революции, схожим и сравнимым с Протестантской реформацией в западном обществе. Причины Исламского Возрождения (подъёма, политизации, радикализации и т.д.) - это, прежде всего, глубокое разочарование и фрустрация, вызванные тем, что мусульманское «сообщество избранных», приверженцев единственного верного учения, оказалось в современном мире на обочине, переживает упадок, вынуждено бессильно смотреть, как неверные определяют судьбы человечества и правят миром. Усилению тенденций возрождения ислама способствовал также процесс становления новых национальных государств, особенно ускорившийся после второй мировой войны. Наряду с осознанием национальной идентичности - в таких странах, как Иордания, Марокко, Ливия, Алжир, Пакистан, Индонезия, Малайзия и другие, - принадлежность к мусульманской общности также приобретает решающее значение, причем в разных странах такая двойная самоидентификация выражается и осуществляется по-разному .

«Исламская революция в Иране, одной из движущих сил которой были глубокие шиитские убеждения, рассматривалась ее участниками как возвращение страны к основанному на божественной воле правлению религиозных ученых, которые известны в Иране как муллы и улама (улемы). Хотя шииты и сунниты издавна были не в ладах друг с другом, они, тем не менее, сознавали, что имеют общие исламские корни и общий фонд верований и ритуалов. В действительности в этом и других отношениях они гораздо более близки друг другу, чем такие христианские вероисповедания, как протестантизм и католицизм. Иранские руководители проповедовали и проповедуют исламское единство и осуждают сектантские разногласия и расхождения как ослабляющие защитный потенциал ислама в борьбе с неверным Западом и препятствующие расширению границ исламской общины путем миссионерской деятельности» [4, с. 21]

Исламское возрождение отнюдь не везде черпает свою силу из координированной монолитной организации и структуры. Тенденция мусульман духовно укрепляться благодаря общению друг с другом и сплачивать свои ряды ради достижения общего блага столь же стара, как и сама религия ислама. Высокий уровень единообразия культа и социального регулирования при отсутствии клира или иерархической формы правления является результатом глубокой убежденности и прочно укоренившихся духовных, социальных, политических и культурных обычаев. Влияние Корана и Сунны и их должная интерпретация и применение правовыми школами как суннитского, так и шиитского толка являются той основой, которая обеспечивает прочность мусульманского единства и групповой лояльности. Большое разнообразие и широкое географическое распространение мусульманских народов являются доказательством привлекательности данной религии и ее умения подчинить множество различных культур своему видению веры и порядка. Монолитная система никогда не добилась бы таких успехов и не приобрела бы такое число преданных сторонников в лице различных народов, большинство из которых не имело прежде тесных взаимосвязей или причин развивать общую идентичность на религиозном уровне.

Нельзя уйти от сравнения былой славы и могущества арабов с их теперешним положением. Первопричина их бед - отступление от принципов первоначального ислама, устаревших для сегодняшних условий и развивающихся потребностей людей, культурное взаимовлияние Запада и Востока, а ключ к решению многочисленных проблем - в восстановлении этих принципов. Так возник исламский фундаментализм, занявший доминирующее положение в той части спектра мусульманской мысли, которая не довольствуется нынешним безрадостным положением вещей и активно ищет пути преодоления упадка.

Цель фундаментализма состоит в том, чтобы укрепить веру в фундаментальные источники ислама, привести нормы общественной и личной жизни каждого мусульманина в соответствии с религиозными заповедями, заставить верующих неукоснительно выполнять предписания Корана и шариата, утверждать основы исламской экономики, которая строится на принципах социальной справедливости. И хотя истоки исламского фундаментализма восходят к четырнадцативековому прошлому мусульманского мира, главная особенность воинствующего исламского фундаментализма - это его устремленность в будущее. Нужно отметить, что основоположники этого учения начинали либо как традиционные богословы, либо как люди, желающие очистить лично себя от скверны современной жизни. Однако в дальнейшем они оказались втянуты в водоворот общественной жизни ходом событий, как в их собственных странах, так и на мировой арене. Сегодня фундаменталисты добиваются политической власти с целью радикально изменить общественное устройство в своих странах, в мусульманском и в остальном мире. Конечно, сторонников такой позиции в мусульманском мире меньшинство, тем не менее, число воинствующих фундаменталистов постоянно растет. Сегодня они представляют собой серьезную угрозу. Призыв вернуться к начальным формам религии возникает тогда, когда устаревшая религиозная догма вступает в конфликт с новым состоянием общественного сознания. Сторонники фундаментализма считают, что искажения и чуждые наслоения скрывают истинную сущность религии, которая носит универсальный характер.

Мусульманское общество оказалось отодвинутым на обочину современного мира, что, по мнению их идеологов, может привести к возможности попадания в неоколониалистическую ситуацию, всё больше поддаваясь под идейное, политическое и духовное давление Запада. Мир ислама - это народы с разным менталитетом, обычаями, языком и пр. Их связывает лишь духовные и культурные традиции, что порождает особую солидарность в мироощущении, в отношении к другим народам, к обществу, идеям, природе. И именно эта солидарность является главной чертой современного мусульманского мира, а не сама религия. Часто ислам является не идейной основой, а флагом, призывом к подъёму национального самосознания (особенно стран третьего мира).

В результате религиозных конфликтов, модернизации и глобализации возникает такой культурный феномен, как исламский фундаментализм, который стремится изменить искажённые образы современного мира, общества и человека. Общество пытается отгородиться, защититься от всепоглощающего процесса «вестернизации», которые приводят в упадок духовно - нравственные характеристики человека и общественной жизни в мусульманских странах. Мусульманские реформаторы уверены, что западный материализм вводит людей в соблазн слепого потребительства, основанного на удовлетворении чувственных желаний, что ведёт к очевидной разобщённости мира и общества, к одиночеству в нём человека. Это прямая угроза жизнестойкости ислама, его цельности и спаянности. В современном мире глобальной коммуникации и торговли мусульманские народы становятся жертвами коммерческой и информационной эксплуатации Западом, насаждения чуждых исламу человеческих порывов. Поэтому в строгих исламских кругах встречаются неприятие рока и других видов современной музыки, алкоголя, общественного взаимодействия полов, кинематографии, популярной литературы, норм поведения людей и многого другого. Хотя, при этом, наблюдается одобрение развития западных технологий, таких как автомобили, самолёты, медицина, промышленного производства, компьютеров, электронных средств массовой информации и т.д., но чувствуется униженное положение колонии в сфере производства. Многие исламские революционные движения призывают к полному устранению западных интересов и влияний из жизни исламских государств.

Значительное духовное богатство, накопленное Востоком, подвергается постоянной опасности уничтожения со стороны Запада посредством книг, радио, средств массовой информации и прямых вмешательств во внутреннюю жизнь мусульманских стран. Переход традиционного образования и искусства к современному, низменному и бездуховному стал источником смятения современного мусульманина. Современный мусульманин вынужден вести постоянную священную войну не только в самом себе, но и окружающей его среде для того, чтобы защитить великолепие духовного и художественного наследия своих предков и передать их следующему поколению. Это ведёт к повышению эмоциональной напряжённости, часто агрессивности человека. Фундаментализм не несёт в себе опасности до тех пор, пока не принимает крайние формы, в виде экстремизма и терроризма. Сторонники религиозно - политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их политических взглядов. Навязывают исламский образ жизни, исламскую модель, иногда с использованием вооружённой силы. Чаще всего экстремистами движет не столько религиозные чувства, сколько отчаяние, безвыходность и стремление содействовать спасению своих этнических общностей от деградации, к которой подвели их, так называемые, либеральные реформы.

 

2.2. Особенности современной мусульманской картины мира (на примере ислама в России)

Ислам является традиционной религией более чем тридцати коренных этносов России. Религии принадлежала значительная роль в формировании этих народов, становлении и развитии всех сторон их культуры и менталитета. «Подавляющая часть мусульманского населения России - сунниты. Самый многочисленный народ на территории России, исповедующий ислам, - татары, в нашей стране их насчитывается более 7 миллионов человек. Второй по численности народ России, исповедующий ислам, - башкиры. Их насчитывается около 2 миллионов. Много мусульман живёт на Северном Кавказе. Наиболее многочисленны среди них народ - чеченцы (более 1 миллиона человек). Очень разнообразно по своему национальному составу население Дагестана. Ислам в этой республике исповедают более 90% населения. Ислам исповедуют часть жителей Северной Осетии, Кабардино - Балкарии, Карачаево - Черкесии, Адыгеи. Следует учитывать также, что в последние годы набирает силу процесс обращения в ислам представителей русского и другого народов, не являющихся мусульманскими» [2, с. 82].

Для нашей многонациональной и многоконфессиональной страны обращение к исламской теме представляет не только теоретический, но и практический интерес, так как Ислам - неотъемлемая часть духовного, исторического и культурного наследия России, религия ее десятков коренных народов и миллионов граждан.

«То, что сегодня мы называем Возрождением ислама в России - это во многом легализация той религиозной жизни, которая была раньше. Советское прошлое и существование в условиях подполья не могли не отразиться на характере религиозности. 1917 год и события, последовавшие за ним, изменили положение мусульман в корне. Первое десятилетие существования Советской России, а затем Советского Союза, было ознаменовано бурными военно-политическими событиями и коренными экономическими изменениями, поэтому поначалу до верующих у властей руки не доходили. 1927 год стал годом начала решительной борьбы против религии: повсеместно закрыли религиозные медресе, школьные программы были изменены и в их основу был положен принцип атеистического воспитания детей, мечети начали уничтожать как рассадники «религиозных пережитков прошлого», число имамов сократилось. В советский период человек, сохраняющий веру и исполняющий исламские обряды, становился отщепенцем. Посещение мечети могло вызвать общественное осуждение, исключение из школы и лишение возможности занять какой-либо достойный пост по производственной линии. Среди постоянных прихожан, число которых свелось к минимуму, оставались лишь пенсионеры, иногда крестьяне и рабочие. В мечети очень редко приходила учащаяся молодежь и люди с высшим образованием, но верующие шли на всевозможные ухищрения, скрытно собирались по пятницам в частных домах, читали Коран на похоронах и поминках, в месяц Рамадан держали пост. Ислам для многих оставался исторической традицией, уважением к обычаям предков. Но главное заключается в том, что искоренить религиозные чувства людей не удалось. Может быть, поняв безуспешность попыток вырвать веру из сердец людей, осознавая, что религия дает возможность преодолевать любые испытания, в годы великой Отечественной войны власти пошли на ослабление запретов и преследований в отношении верующих. После войны волна воинствующего атеизма спала, отношение к верующим стало более терпимым, хотя человек, открыто объявляющий о своей религиозности, не мог даже и думать о возможности поступить в высшее учебное заведение, занять какую-либо руководящую должность» [5, с. 346].

Информация о работе Мир , человек , общество в мусульманской картине мира