Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:17, курсовая работа
Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Сложившаяся за последние десять лет ситуация рыночных отношений вызывает необходимость обогащения содержания деятельности учреждений культуры и досуга. Наблюдается рост культурных запросов населения в области качества, разнообразия предоставленных услуг в пространстве свободного времени.
Актуальность темы заключается в том, что растущие культурные запросы аудитории требуют от организаторов социально-культурной деятельности регулярного поиска инноваций в досуговой сфере, современных методов их осуществления, совершенствования технологий, материально-технической базы и т.п.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра культуры и дизайна
Курсовая работа по дисциплине "Технологии социокультурной сферы"
студентки 4-го курса социально-гуманитарного факультета
Черновой Анастасии Алексеевны
Тема: «Модель взаимодействия учреждений культуры в проведении массовых праздников».
Руководитель: Горбачева Елена Геннадьевна,
к.п.н., доцент кафедры культуры и дизайна
Защищена
«
» декабря 2013 года.
Москва 2013 год.
Оглавление
Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Сложившаяся за последние десять лет ситуация рыночных отношений вызывает необходимость обогащения содержания деятельности учреждений культуры и досуга. Наблюдается рост культурных запросов населения в области качества, разнообразия предоставленных услуг в пространстве свободного времени.
Актуальность темы заключается в том, что растущие культурные запросы аудитории требуют от организаторов социально-культурной деятельности регулярного поиска инноваций в досуговой сфере, современных методов их осуществления, совершенствования технологий, материально-технической базы и т.п.
Реальную возможность улучшить качество и создать условия для отдыха во всем многообразии сегодня имеют только коммерческие структуры, обладающие достаточным финансовым потенциалом. Поэтому сегодня перед специалистами социально-культурной деятельности государственных учреждений культуры и досуга остро стоят такие вопросы, как адаптация к условиям рыночной экономики, совмещение социальной составляющей и коммерческой привлекательности досуга, обеспечение реализации социально-культурной активности и творческого потенциала личности в сфере социально-культурной деятельности и т.д.
Социальная значимость проблемы состоит в том, что современный технологический процесс социально-культурной деятельности решает многогранные задачи – прежде всего отдыха, воспитания и культурного образования и, по сути своей, формирует и развивает личность. Кроме того, современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности должны помочь человеку восстанавливать себя как трудовую единицу, оздоравливать его физически и психологически, а также создавать возможности для культурного и творческого развития. Поэтому особо важной становится проблема формирования цивилизованного уровня досуговой культуры личности и организации социально-приемлимых форм в социально-культурной среде.
Цель исследования - рассмотреть особенности современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности, а также выявить специфику их применения в различных учреждениях культуры
В соответствии с поставленной целью выделены следующие задачи исследования:
Объектом исследования являются современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности, используемые в практике различных учреждений культуры и досуга.
Предметом исследования являются особенности применения современных технологий социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры регионального и федерального масштабов.
В данном исследовании используются следующие методы: анализ научной, научно-методической и научно-практической литературы.
Данная проблема исследована многими авторами. Проблемами социально-культурной деятельности учреждений культуры занимались Ариарский М.А., Жаркова Л.С., Жарков А.Д., Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. и другие. Проблемами составления типологий и классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности занимались Новикова Г.Н., Стрельцов Ю.А., Ариарский М.А., Григорьева Е.И. и другие. Научным анализом теории и практики современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности занимались Аванесова Г.А., Воробьева И.В., Григорьева Е.И., Жарков А.Д., Акимова Л.А., Асанова И.М., Дерябина С.О., Мельникова Н.С., Курочкина М.А. и другие.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются научные основы форм, методов и средств социально-культурной деятельности, а также общие тенденции изменения данных компонентов на современном этапе развития общества.
Вторая глава посвящена анализу современного технологического процесса учреждений культуры Российской Федерации и, в частности, учреждений культуры и досуга города Москвы.
В заключении делаются выводы по исследуемой проблеме.
Социально-культурная деятельность обязательно имеет те или иные цели и задачи, которые реализуются через ее содержание. Формы, методы и средства – это основные слагаемые, из которых складывается содержание. Таким образом, данные понятия являются базовыми и ключевыми как в теории, так и в практике всей социально-культурной деятельности.
Средства – это способы или инструменты (объекты, явления), используемые для выполнения какой-либо работы или достижения какой-либо цели. Говоря о средствах, применяемых в социально-культурной деятельности, мы подразумеваем способность этих определенных объектов, явлений и процессов обеспечивать передачу научных знаний, идей, фактов, художественных ценностей, опыта практической деятельности [23, с.52].
Среди ученых нет единого
толкования понятия «средства социально-
А.Д. Жарков определяет средства как «инструменты, с помощью которых раскрывается содержание социально-культурной деятельности» [9, с.280], подразделяя их на устные и печатные, кино, радио, телевидение, технические средства, которые могут служить носителями того или иного содержания.
Следует отметить, что все средства социально-культурной деятельности взаимосвязаны между собой и выбор их для реализации той или иной формы зависит от объекта воздействия, а также от цели и тематической направленности выбранной социально-культурной акции.
Определив целостную совокупность средств, мы сталкиваемся с проблемой выбора соответствующих методов действия. Термин «метод» (от др.греч. - путь) означает совокупность шагов, действий, которые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели. Если в педагогической практике под методами понимают упорядоченный способ деятельности для достижения учебно-воспитательных целей, то в социально-культурной деятельности, организуемой в условиях свободного времени, под методом понимают упорядоченный способ деятельности для достижения определенных социально-значимых целей. При этом, способы деятельности работника социально-культурной сферы и способы деятельности людей, участвующих в социально-культурных акциях на протяжении всего процесса от замысла до воплощения, проходят на фоне живого общения и являются актами совместной деятельности.
Кроме того, можно сказать, что метод в социально-культурной деятельности характеризуется тремя признаками: применение метода предполагает четко сформулированную цель социально-культурного проекта или акции; метод требует определения способов деятельности субъекта и объекта; он определяет влияние и характер взаимодействия субъекта и объекта.[16, с.44]
К основным методам социально-культурной деятельности можно отнести методы формирования общественного сознания, стимулирования развития личности, родовые методы культурно-досуговой деятельности и т.д.
В практике учреждений культуры используется все многообразие методов социально-культурной деятельности, ни один из методов не является универсальным. Также, методы используются в тесной взаимосвязи между собой. Их варьирование зависит от контингента посетителей, от ресурсной обеспеченности программы и т.д.
Если средства несут содержание социально-культурной деятельности, а методы выступают в качестве основных способов совместной деятельности субъектов и объектов, то формы выполняют функцию организации социально-культурного процесса в целом. Организация эффективного технологического процесса социально-культурной деятельности возможна лишь при использовании разнообразных форм. Форму можно рассматривать как структуру организации содержания, как характер подачи материала, как способ организации аудитории. Форма социально-культурной деятельности в трактовке М.А. Ариарского – это «утвердившаяся на практике система применения совокупности определенных средств и методов вовлечения людей в процесс создания, освоения, сохранения и рапространения культурных ценностей». [3, с. 222]
Форма находит отражение не только в структурном оформлении содержания, не только в способах организации деятельности людей, но и в оформлении некоторых документов (реклама, планы, сметы и т.д.).
Слово «форма» в переводе с греческого означает «наружный вид, внешнее очертание», и, если форму рассматривать применительно к социально-культурной деятельности учреждений культуры, то ее можно понимать как «внешнюю сторону организации социокультурного процесса, отражающую характер взаимосвязи ее участников». [16, с.47] В то же время, форма является внешним выражением содержания социально-культурной деятельности, и выбор формы напрямую обусловлен содержанием. Форма обладает способностью отражать характер содержательного материала, его жанровое разнообразие. Именно поэтому даже одна форма, выстроенная по законам жанра, будет иметь отличительные жанровые особенности. Примером тому могут служить классические формы клубных вечеров (вечера-встречи, вечера-портреты, вечера-хроники и т.д.).
Организатору социально-культурных программ важно уметь добиваться единства формы и содержания. Для этого нужно всегда четко выделять цель той или иной социально-культурной акции. Неумение определить цель приводит, как правило, к невыраженной форме и, как следствие, недостаточно глубокой подаче и воспроизведению содержания.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что формы, методы и средства социально-культурной деятельности являются основными составляющими технологического процесса, организованного в учреждении культуры. Наиболее важными среди данных компонентов являются формы социально-культурной деятельности. Они выполняют функцию организации социально-культурного процесса в целом, без них данный процесс не может осуществляться.
Также, необходимо отметить, что при выборе формы, метода или средства социально-культурной деятельности, специалисту в учреждении культуры необходимо руководствоваться, прежде всего, целями и задачами задуманной социально-культурной акции, а также ее тематической направленностью, ресурсной обеспеченностью и контингентом посетителей.
Существует множество различных типологий и классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности.
Встречающиеся в специальной
литературе классификации форм весьма
разнообразны. Они основаны
на различных критериях. По критерию
«направленности деятельности»
формы делят на информационные,
просветительные, воспитательные,
рекреационно-
Наряду с этим существуют
и другие типологии. В операционально-
Информация о работе Модель взаимодействия учреждений культуры в проведении массовых праздников