Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:17, курсовая работа
Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Сложившаяся за последние десять лет ситуация рыночных отношений вызывает необходимость обогащения содержания деятельности учреждений культуры и досуга. Наблюдается рост культурных запросов населения в области качества, разнообразия предоставленных услуг в пространстве свободного времени.
Актуальность темы заключается в том, что растущие культурные запросы аудитории требуют от организаторов социально-культурной деятельности регулярного поиска инноваций в досуговой сфере, современных методов их осуществления, совершенствования технологий, материально-технической базы и т.п.
По степени стабильности классифицирует формы М.А. Ариарский. Он делит их на три группы: стабильные - формы, которые организуются постоянно – занятия кружков, секций, любительских объединений и т.д.; эпизодические - возникают единоразово – концерты, праздники, вечера, гуляния и т.д.; циклические - повторяются через какое-то определенное время – циклы лекций, концертов, вечеров, фестивалей, посвященные какой-либо тематике и т.д.[3, с.222]
Наиболее ценная в операционном
плане классификация методов возникает
при соотнесении их с используемыми
средствами. Здесь представляется следующая
система методов социально-культурной
деятельности: словесные (сообщение,
собеседование, обсуждение,
косультиирование); наглядные (экспонирование,
демонстрирование, экранно-сценический
показ); методы работы с произведениями
печати (рекомендательно-инфо
Важно также отметить классификацию методов, проистекающих из природы культурно-досуговой деятельности. Сюда относятся три родовых метода, широко используемые в учреждениях культуры: метод иллюстрации, метод театрализации, метод игры. [11, с.17] Эти методы применяются в разработке проектов культурно-досуговой деятельности, но их возможности находят самое широкое применение и во всех сферах социально-культурной деятельности.
Типологии средств менее разнообразны, чем типологии форм или методов социально-культурной деятельности. Основной классификацией средств социально-культурной деятельности является их деление на шесть групп: печатные (художественная литература, публицистика, периодические издания); устные (живое слово, сценическая речь); наглядные (реклама, плакаты, афиши); художественные (декорации, хореография, музыка, театр); технические (видео, аудио, визуальные, телевизионные материалы); комплексные (игры, развлечения, конкурсы).
Интересна также
типология средств, предложенная
Г.Н. Новиковой. Она делит
все средства социально-культурной
деятельности на две большие группы
по преимущественному использованию
в воспитательно-образо
1. Средства, являющиеся источниками информации: различные системы знаков (устное и письменное слово); системы условных обозначений (ноты, формулы, таблицы); достижения культуры и искусства в различных видах и жанрах (живопись, театр, хореография); средства наглядности; комплексные программы; квалификация и внутренняя культуры спеиалиста социально-культурной деятельности.
2. Средства, выступающие в качестве инструментов воздействия: технические средства (кино, радио, телевидение, компьютерные технологии, печатная продукция); дизайн срелы; свет, цвет, звук и т.д. [16, с.46]
Таким образом, можно сказать, что в научной литературе по проблемам социально-культурной деятельности существуют множество различных классификаций форм, методов и средств социально-культурной деятельности, но, поскольку данные понятия очень тесно взаимосвязаны между собой и очень разнообразны, весь их спектр не может вместиться ни в одну из типологий.
1.3. Общие тенденции функционирования технологий социально-культурной деятельности на современном этапе развития общества.
Современные формы, методы и средства социально-культурной деятельности несут в себе печать постиндустриального общества. Постиндустриальная эпоха – эпоха информационного господства, высокоразвитого коммуникативного пространства, привнося перемены во все структуры общества, вносит значительные перемены и в социально-культурную деятельность. [2, с.7]
Модернизация форм, видов, методов, средств, технологий социально-культурной деятельности обусловлена следующими тенденциями:
1. изменение социальной структуры общества;
2. увеличение свободного времени (компьютеризация технологических процессов в сфере хозяйственной деятельности, интерактивность сетей);
3. развитие частной собственности;
4. рост широкой сети коммерческих предприятий, фирм, корпораций;
5. рост коммерческих видов социально-культурных услуг.
В решении проблем организации социально-культурной деятельности на данный момент преобладает экономический подход. Такой подход позволяет расширять и делать более разнообразными формы, методы и средства социально-культурной деятельности. Кроме того, доля государственных учреждений культуры падает, а доля негосударственных, частных, коммерческих центров стремительно растет. Приемы, которые используют руководители коммерческих учреждений культуры, зачастую отличаются от технологий социально-культурной деятельности, применяющихся в государственных учреждениях. Часть этих инноваций опирается на американский и европейский опыт анимации и реабилитации личности. [14, с.90]
Проникновение западных технологий можно считать закономерностью. Закономерность эта заключена в глобальных мировых, политических, экономических, социальных и культурных процессах. Все эти социально-культурные явления связаны с информационными технологиями, которые кардинально трансформируют социальную среду, и это автоматически влечет за собой изменения и в социально-культурной среде. Этот процесс уже давно получил свое название – глобализация.
Среди авангардных
направлений социально-
Первые парки развлечений появились в Европе уже в конце 1960-х годов. В основе концепции тематического парка лежит какая-либо определенная тема, вокруг которой разворачиваются все мероприятия, и происходит построение аттракционов. Тематический парк – специальным образом организованная территория, предназначенная для рекреации и развлечений, особенностью которой является комплекс услуг, отвечающих определенной теме. По этому признаку можно выделить несколько типов тематических парков:
1. Культурно-исторические тематические парки отвечают тематике, связанной с одной или несколькими историческими или культурными событиями;
2. Национальные природные научно-познавательные тематические парки – территория или акватория с уникальными природными объектами, которая особо охраняема и имеет сложную функциональную структуру;
3. Океанариумы и дельфинарии – парки, специализирующиеся на коллекционировании, содержании, изучении и демонстрации представителей водной среды или их конкретных обитателей;
4. Аквапарки – развлекательные и досуговые комплексы, основанные на аттрактивности водной стихии;
5. Индустриальные тематические парки, основанные на производственных технологиях (гончарная деревня, павильон киностудии, роспись бытовых предметов и т.д.);
6. Аттрактивные тематические парки являются наиболее посещаемыми. Их основатель – всемирно известный У. Дисней. Основной идеей подобных парков является сочетание развлекательных, познавательных и спортивных программ для детей и взрослых, различных в разных ландшафтных и культурно-исторических зонах. [4, с.137]
В соответствии с их назначением в парках представлены следующие формы социально-культурной деятельности: аттракционы, игровые автоматы, подвижные и логические игры; студии и клубы; театральные, концертные, танцевально-развлекательные, шоу-программы; массовые праздники; конкурсы; игры; анимационные программы и множество других.
Главной задачей парков является удерживание посетителя на территории парка в течение как можно более продолжительного времени, стимулируя при этом желание клиента вернуться сюда снова. [22, с.231]
Современные приемы используются и для оживления экспонатов и целых экспозиций музеев. Традиционное понимание музея, как собрания редкостей, предметов, уступает место более широкому его пониманию. Музеи все более активно включаются в жизнь, активную социальную и культурно-досуговую деятельность.
Освоение современных принципов музейной деятельности ведется сразу по многим направлениям. Отрабатываются новые виды сервиса, обновляются различные виды экскурсионного обслуживания, расширяются услуги, связанные с продажей в музеях товаров культурного назначения. Нередко трансформируются содержательные ориентиры деятельности музеев за счет освоения новых целей и тем экспозиционной работы, раскрытия разных точек зрения на одно и то же историческое явление, на деятельность известных политических деятелей. Все это активизирует интерес к музею, увеличивает частоту его посещений, превращая его в один из значительных объектов инфраструктуры социально-культурной деятельности.
Особое место в организации современной социально-культурной деятельности принадлежит театрам. Они с необходимым оборудованием, актерами и обслуживающим персоналом создают условия для особого зрелища и представлены чаще двумя частями: зрительской и демонстрационной. Происходит интеграция концертных залов с театральными и кинозалами, создание универсальных многоцелевых залов. Универсальные залы все чаще принимают международные фестивали, среди которых большая часть представлена театральными и музыкальными.
Что касаемо современных
методов социально-культурной
деятельности, то необходимо
отметить, что в связи с тем, что
общество отдает предпочтение
коммерческим учреждениям культуры,
а те в свою очередь основной
своей целью ставят получение максимальной
прибыли, то и деятельность их направлена
на привлечение как можно большего
числа посетителей. [5, с.157] Поэтому
особо возрастает роль
методов психологического
воздействия, таких как внушение, заражение,
убеждение, подражание. Кроме того,
в настоящее время все больше используются
методы рекреационно-оздоро
Также, у организаторов социально-культурной деятельности по-прежнему популярны методы художественного воздействия на личность, такие как организация непосредственного восприятия произведений искусства, методы иллюстрации, театрализации и метод игры.
Среди современных средств социально-культурной деятельности, первое что необходимо назвать – это новейшие компьютерные и технические средства.
Электронные и цифровые технологии обеспечивают возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото и видео изображения, цвета, звука, анимации. Это открывает новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой, художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д.[25, с.360]. На этой основе и возникают новые формы потребления услуг и способов их оказания в учреждениях культуры (экранная культура, электронные галереи и т.д). Возникают и новые виды творчества – видео-арт, медиа-арт, медиа-дизайн. Совершенно новые смыслы приобретает не только искусство и художественное произведение, но и само авторство, экспозиция, экспертиза.
Информация о работе Модель взаимодействия учреждений культуры в проведении массовых праздников