Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:17, курсовая работа
Применение современных форм, методов и средств социально-культурной деятельности в практике учреждений культуры имеет достаточно большое значение. Сложившаяся за последние десять лет ситуация рыночных отношений вызывает необходимость обогащения содержания деятельности учреждений культуры и досуга. Наблюдается рост культурных запросов населения в области качества, разнообразия предоставленных услуг в пространстве свободного времени.
Актуальность темы заключается в том, что растущие культурные запросы аудитории требуют от организаторов социально-культурной деятельности регулярного поиска инноваций в досуговой сфере, современных методов их осуществления, совершенствования технологий, материально-технической базы и т.п.
Таким образом, подводя итоги работы над первой главой, можно сказать, что формы, методы и средства социально-культурной деятельности, как компоненты технологического процесса, организованного в учреждении культуры, находятся в очень тесной взаимосвязи и в некоторых случаях могут взаимодополнять друг друга (так, например, конкурсы и игры). Кроме того, при выборе этих компонентов для проведения мероприятия специалисту нужно обязательно руководствоваться темой, целями и задачами задуманной акции, а также учитывать разнообразные возрастные, педагогические, трудовые и психологические особенности аудитории.
В зависимости от целей деятельности все структуры Российской Федерации, производящие культурные товары и услуги, можно разделить на некоммерческие, коммерческие и смешанные. Некоммерческими обычно считаются все государственные и региональные учреждения культуры, а также значительная часть организаций, учреждаемых общественными организациями. Некоммерческим структурам оказывают помощь различные доноры извне (органы власти, благотворительные фонды, спонсоры и др.).Но согласно российскому законодательству некоммерческие организации культуры могут обращаться к предпринимательству, доходы от которого должны идти на развитие основного вида деятельности. В этом случае организация культуры начинает действовать на смешанной основе.
Наконец, в сфере социально-культурной деятельности действуют преимущественно коммерческие структуры:
• организации индустрии развлечений и информационного вещания, а также фирмы досугового сервиса, выступающие как предпринимательские товарищества, общества, представлены почти во всех сферах и секторах культуры, начиная от коммерческих каналов СМИ, домов моды, эстрады, заканчивая частными музеями, театрами, галереями и др.;
• государственные и муниципальные унитарные предприятия (распространены в сфере кино-, теле-, видеопроизводства и проката, в производстве оборудования для аудиовизуальной сферы, а также цирки).
Государственные учреждения культуры сейчас находятся в состоянии адаптации к рыночным условиям. Это переходное состояние является одной из наиболее сложных проблем российского общества на современном этапе. [1, с.170]
Так, большинство музеев страны по-прежнему остаются государственными или региональными учреждениями культуры и финансируются из государственного и регионального бюджета. Частные же музеи, которых в последнее время стало достаточно большое количество, активизируют свою деятельность, в основном, в направлении освоения современных реалий культуры: более чутко относятся к массовому спросу, активно внедряют инновационные технологии. В новых условиях государственные музеи пересматривают формы своей деятельности, чтобы приблизить их к познавательным потребностям людей, удовлетворяя их досуговые запросы.
Например, многие музеи, откликаясь на интерес посетителей к прошлому, а также к загадочным случаям из жизни исторических персонажей, нередко проводят экскурсии в одежде былых времен. Кроме того, помимо установленных фактов, в экскурсионный материал вводятся слухи или легенды.
Так, сотрудники Русского музея разработали специальную ночную экскурсию по Михайловскому замку, принадлежавшему в свое время Павлу I. В бывшей спальне царя посетителям рассказывают в основном достоверные сведения о событиях мартовской ночи 1801 г., когда царь был убит. Но при этом упоминают и о том, что, по слухам, в ночном замке гуляет привидение в образе Павла I. Конечно, работники музея не ставят перед собой цели добиться дешевого эффекта; они не обряжают актера исполнить роль привидения. Ночные экскурсанты получают возможность слышать лишь звук шагов «невидимого Павла», что производит не меньший эффект. Экскурсии такого рода пользуются спросом среди определенных групп посетителей. [1, с.171]
Популярностью пользуются и различные мистерии-туры (туры с приключениями), организованные музеями этнографии и национальной истории. Например, в Рязани существует программа «Эх, разбойнички!», основанная на реальных исторических событиях. Для посетителей разыгрывается нападение разбойников во время прогулки по лесу. В XVII-XVIII веках в Шацком уезде близ села Борки существовали разбойничьи шайки атамана Михаила Харитонова, нападение которых и воспроизводят актеры.[4, с.110]
Российские музеи также стремятся преодолеть ограниченность привычных видов экспозиционной работы. Здесь становятся популярны идеи «живых музеев». Основная композиция такиих музеев дополняется конкретными формами живой активности.
Такие идеи пытаются ныне развивать руководство Государственного мемориального историко-литературного и природно-ландшафтного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское», а также Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». Планируется демонстрировать, каким образом на данных территориях развивались хозяйственные занятия (поселить живых лошадей в конюшни, завести ульи с пчелами в саду) или показвыать посетителям в действии ремесленные и промысловые занятия, существовавшие когда-то в окрестностях. [1, с.173]
Важно заметить, что внедрение таких новшеств должно происходить с большой осторожностью и быть четко спроектировано, чтобы не повредить сохранение культурного наследия страны. Здесь опасно увлечься массовым спросом и превратить музейную территорию в развлекательный комплекс, зарабатывающий деньги.
Растущий интерес к здоровому образу жизни и занятиям спортом у населения России также вызывает появление новых форм досуга, а вместе с тем и строительство новых учреждений культуры. Так, с развитием активных и экстремальных видов спорта, таких как скейтборд, стритборд, катание на роликовых коньках, велосипедах ВМХ, распространенных ранее на Западе,в России появляются и новые культурно-спортивные учреждения – скейт-парки, как разновидность парков культуры и отдыха.
Они позволяют имитировать многие трюки уличного катания, причем с повышением безопасности, облегчением техники и значительным усилением зрелищности трюка. Кроме того, в подобных учреждениях проводятся множество спортивных и культурно-развлкательных мероприятий: фестивалей, корпоративных мероприятий, спортивных шоу, соревнований, баттлов и т.п.
Таким образом, можно сказать, что в современных формах социально-культурной деятельности, организованных в государственных, муниципальных или коммерческих учреждениях культуры, преобладают аспекты массовости, развлечения и зрелищности.
Что касаемо исользования методов, то, в связи с тем, что в формах социально-культурной деятельности преобладает зрелищный аспект, большинством своим в учреждениях культуры России используются родовые методы культурно-досуговой деятельности – театрализация, иллюстрация, игра. Суть театрализации в современных досуговых программах – поиски художественного образа для передачи содержания, а суть иллюстрирования – в усилении звучания основной темы. Игра же является эффективным методом обучения и воспитания. [4, с.136]. Но, к сожалению, организаторы социально-культурной деятельности в учреждениях культуры не всегда используют данные методы правильно. В выборе методов важно не просто понимание специфики той или иной формы программы и разбираться в законах ее драматургического построения, нужно еще умело использовать педагогический потенциал методов театрализации, иллюстрации и игры. «В учреждениях культуры зачастую отсутствует понимание методики создания и проведения культурно-досуговых программ. Очень часто между понятиями театрализации, иллюстрации и игры ставится знак равенства». [9, с.380]
Методы формирования
общественного сознания
все чаще используются в учреждениях
культуры, в особенности с переходом
к рыночной экономике, в условиях
которой главной целью коммерческих
учреждений является получение прибыли
за счет привлечения как можно большего
числа посетителей. Примером тому
могут служить различные современные
клубы, фитнес-центры, частные парки аттракционов,
кинотеатры, досугово-восстано
Кроме того, при помощи опосредованного воздействия на личность с помощью методов формирования общественного сознания организатор социально-культурной деятельности в учреждении культуры имеет возможность реализации духовно-нравственного, эстетического, патриотического воспитания. Так, например, в Государственном Историческом Музее существует такая новая форма деятельности как историческая интерактивная игра-трансформер «Путешествие на поезде времени». [12, с.58] Участники игры получают книжку-путеводитель с картой маршрута и творческими заданиями. С помощью этой игры посетители могут в интересной форме ознакомиться с экспонатами и памятниками, находящимися в музее. Кроме того, человек, узнавая и принимая для себя традиции, обычаи, искусство, которые он видит, непроизвольно является участником процесса внушения. У него формируется какая-либо гражданская позиция, отношение в истории своего государства, к российской армии и т.д.
Сейчас уже никто не станет отрицать, что новые информационные технологии – это удобные средства, которые облегчают работу, упрощают и удешевляют коммуникацию, стимулируют создание сетей и обмен информацией. Теперь один музей через Интернет может познакомится с фондами другого. Теперь ученые могут быстро собрать информацию по своей тематике, к тому же многие научные журналы сейчас уже выходят только в Интернете. Теперь одно управление культуры может быстро обменяться с другим данными, которые можно очень хорошо использовать в ежедневной работе. [25, с.227]
Кроме того, в современных условиях идет речь и о новых формах подачи культуры. Так, например, уже несколько лет одним из ярких событий в международном музейном деле стали Международные музейные биеннале, проводимые на базе музейного центра. И в немалой степени это обусловлено использованием современных информационных и технических средств как в подаче отдельных экспозиций, так и в создании единого пространства всего биеннале.
Также, Государственным музеем истории Санкт-Петербурга был подготовлен и выпущен компакт-диск – мультимедийная образовательная программа «Александр Блок», созданная на основе коллекций А.Блока. Компакт-диск предоставляет возможность совершить виртуальную экскурсию по музею и познакомиться с фондами. Этот компакт-диск используется не только по прямому назначению – для образовательных целей, но и самим музеем, получившим новые возможности для презентации и участия в различных выставках в стране и за рубежом. [25, с.250]
В России на современном этапе существует проблема адаптации государственных учреждений культуры к рыночной экономике. [1, с.170] В этой связи, наиболее востребованными становятся коммерческие учреждения культуры, которые к такому типу экономики приспособленны гораздо лучше. Но, деятельность коммерческих учреждений культуры напрямую зависит от получения прибыли и, как следствие, от количества посетителей. От этих факторов и зависит выбор технологических приемов, а также форм, методов и средств социально-культурной деятельности, используемых в работе с населением, которые зачастую подобраны неправильно и не отвечают истинным культурно-досуговым запросам общества.
Информация о работе Модель взаимодействия учреждений культуры в проведении массовых праздников