Модернизм в архитектуре 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:00, реферат

Описание работы

Наиболее широкое определение модернизма ( от фр. moderne – новейший, современный) – исторический период развития искусства конца 19 – 80-х годов 20 века. Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
Модерн……………………………………………………………………5
Функционализм…………………………………………………………..8
Органическая архитектура……………………………………………..12
Баухауз…………………………………………………………………..12
Интернациональный стиль……………………………………………..13
Конструктивизм…………………………………………………………14
Рационализм……………………………………………………………..15
Ар-деко…………………………………………………………………...16
Тенденции в архитектуре после Второй мировой войны……………..17
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованных источников…..……………………………….21

Файлы: 1 файл

referat_arkhitektura.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

                                            Содержание.

 

 

Введение………………………………………………………………….2    

Модерн……………………………………………………………………5

Функционализм…………………………………………………………..8

Органическая архитектура……………………………………………..12

Баухауз…………………………………………………………………..12

Интернациональный стиль……………………………………………..13

Конструктивизм…………………………………………………………14

Рационализм……………………………………………………………..15

Ар-деко…………………………………………………………………...16

Тенденции в архитектуре после Второй мировой войны……………..17

Заключение……………………………………………………………….20

Список использованных источников…..……………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        

 

                                                             Введение.

 

 

                       Наиболее широкое определение модернизма ( от фр. moderne – новейший, современный) – исторический период развития искусства конца 19 – 80-х годов 20 века. Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Первые модернисты — это люди конца XIX века, взращенные всеобщим кризисом европейской культуры. Многие из них отвергали методы социально-политического радикализма в изменении жизненного уклада, но все они были ярыми приверженцами духовной революции, которая, по их мнению, неизбежно рождалась из кризиса старого мира. Для мастеров модернизма характерно стремление к обновлению художественного языка, форм, отказ от стилей прошлого.

                    В данной работе делается обзор основных стилей и тенденций в развитии архитектуры данного периода. Поскольку рассмотреть подробно всё многообразие архитектурных достижений и веяний в рамках настоящей работы не представляется возможным, здесь даются лишь общие черты и краткие характеристики.

                   Из всех видов искусства архитектура наиболее тесно связана с материальной культурой, поэтому изменения, происходящие в обществе, находят в ней непосредственное  отражение. Создаётся новое, то, что соответствует сегодняшнему дню, что идёт в ногу с жизнью. Углубление социальных противоречий западноевропейского общества в начале века, возможно, наиболее отчетливо сказалось в архитектуре. Стихийный рост городов, численности населения, занятого в промышленном производстве, и несоответствие этому темпов жилищного строительства повлекли за собой переуплотнение застройки, повышение этажности, неизбежное уничтожение зелени. Все это вызвало к жизни массу проблем, которых не знали предыдущие эпохи.

                 Для общества начала 20 века характерны следующие процессы: рост численности населения, прежде всего в городах, рост числа промышленных предприятий, рост городов, развитие научно-технической и промышленной революции. Появляются новые материалы – такие, как бетон, железобетон. Поскольку железобетон – это прочный и устойчивый к нагрузкам материал,  его стали использовать в промышленном строительстве, а позже и в жилых общественных зданиях. Было освоено строительство из металла – металл применялся при возведении мостов, вокзальных перронов. Примеры построек  с применением металла – Дворец Машин на Всемирной выставке в Париже(1889), Бруклинский мост(1883), Библиотека Сен-Женевьев в Париже(1850). В 1889 году в Париже была построена Эйфелева башня, поначалу как временное сооружение Всемирной выставки, вызвавшее массу противоречивых откликов, а позже ставшая символом технического и строительного прогресса. Она была выполнена  целиком из обнажённых металлических конструкций, чтобы подчеркнуть выразительные возможности нового материала. В США в это же время возводились высотные здания с металлическим каркасом, благодаря которому здание могло достичь 15-20 этажей. Важную роль для развития новых тенденций сыграло движение « искусства и ремесла» в Великобритании, промышленный подъём в Германии.

В связи с ростом численности населения появляются тенденции к уплотнению застроек, увеличение этажности, функциональности. Наблюдается установка на новизну архитектуры – как в проекте, так и во внешних формах.

 

                     Некоторые исследователи выделяют основные принципы архитектурного модернизма:

1. Отказ от старых форм  и стилей.

2. Использование современных  материалов и конструкций.

3. Рациональный подход  к решению внутренних пространств.

4. Отказ от излишнего  украшательства в угоду функциональности.

5. «Интернациональность»  стиля.

                        Теоретическую основу этого направления подготовили труды таких архитекторов и теоретиков, как Готфрид Землер (Германия), Анри Ван де Вельде (Бельгия), Виолле-ле-Дюк (Франция).

За модернизмом последовал постмодернизм, возродивший использование элементов традиционных стилей.

                      Среди архитектурных стилей модернизма можно выделить – модерн, английский функционализм, конструктивизм и рационализм в России в 20-х годах, движение «баухауз» в Германии, ар-деко, брутализм, органическую архитектуру, интернациональный стиль.

Основные представители архитектурного модернизма —  Фрэнк Ллойд Райт, Вальтер Гропиус, Рихард Нойтра, Людвиг Мис ван Дер Роэ, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         Модерн.

 

 

                     Со 2-й половины 19 века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь, железобетона и стекла, развития инженерного дела, значение архитектурного творчества стало падать. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. Архитекторы занимались в основном декорированием сооружений, сконструированных инженерами без особых мыслей о целостности композиции. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. В 90-е годы 19 века стиль модерн определился как архитектурный стиль. Он преследовал цель создание нового универсального синтетического стиля – как преодоление эклектики ( в одном произведении соединялись архитектура, пластика, живопись, декоративно-прикладное искусство).  С другой стороны, модерн возник в противовес рационализму 19 века. С появлением в строительстве чугуна и стали в общественных, а затем в промышленных и жилых зданиях стал формироваться новый тип здания, исходя из функционального назначения. Архитектуру модерна отличает стремление к созданию одновременно и эстетически красивых,  функциональных зданий.

                 Одним из родоначальников стиля модерн считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта. Несущим конструкциям, выполненным из железа, он придавал необычные, фантастические формы. Построенный им в Брюсселе в 1901 году магазин «Инновассион» - сплошь остеклённый, с металлическими переплётами – по праву считается новаторским.

                В архитектуре стиль модерн расцвёл бурно и пышно. Модерн использовался чаще в строительстве особняков и парадных зданий – для официальных зданий он был слишком волен. При формировании планов архитекторы модерна смело шли на применение ассиметричных решений в группировке объёмов и расположении оконных и дверных проёмов. Наиболее заметной чертой модерна стал отказ от прямых углов и линий в пользу плавных, изогнутых линий. Характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных изогнутых линиях формы растений и водяных раковин. Фасады отличались круглыми, иногда фантастически выгнутыми контурами проёмов, использованием решёток из кованого металла и глазурованной керамики. Ряд орнаментальных мотивов заимствовался из искусства Древнего Востока, прежде всего Японии.

                    Большую роль в формировании интерьеров в стиле модерн сыграло появление электричества. Витражи, подсвеченные изнутри, придавали зданиям неповторимую привлекательность, а интерьерам – выразительность.

                    В оформлении фасадов, оконных и дверных проёмов использовался плоский гипсовый лепной орнамент. В рисунках витражей в качестве орнаментальных мотивов выступали цветы – ирисы, маки, водяные лилии, некоторые травы. Использовался и геометрический орнамент.

Архитектурные формы словно пытались приблизиться к скульптурной пластике. Оконные, арочные проёмы, их декор и заполнение стали особым выражением стиля. Большое внимание уделяется не только внешнему виду, но и интерьеру зданий. Стены помещений часто окрашивались в пастельные тона – с ними тонко сочеталась мебель новых форм.

                    Для этого стиля характерно множество кривых линий и нагромождение декоративных элементов. Модерн некоторые исследователи называют олицетворением красивого,  которое невозможно найти в окружающей жизни. Отсюда разнообразие и переливы форм, многоцветность, сочетание геометрических форм с пластическими чертами, тенденция к ассиметричным формам и композициям.

Здания, построенные по проекту испанского архитектора А. Гауди(1852-1926) поражают причудливостью форм, даже фантастичностью. Они настолько органично вписываются в окружающий пейзаж, что кажутся творением природы, а не делом рук человека. Таковы недостроенный кафедральный собор «Ла Саграда Фамилия» в Барселоне (1883-1926), жилой комплекс в Барселоне «Коса Мила» - волнообразный фасад, необычные вытянутые кованые балконы.

                  Одно из замечательных зданий  в стиле модерн – Метрополь. Инициатором проекта был Савва Иванович Мамонтов. Это здание строилось в 1899-1904 годах по проекту архитектора В. Валькотта при участии Л.Кекушева и А. Эриксона. Пластика фасадов с обилием выступов и разнообразными по форме оконными проёмами подчёркивает игру светотени. Используются материалы разной фактуры и цвета. Здесь и характерная для модерна многобашенность, вызывающая ассоциации со Средневековьем.  Главенствующее место на фасаде, обращённом к Охотному ряду, занимает панно «Принцесса Грёза», выполненная по рисунку М. Врубеля. Это демонстрирует стремление архитекторов модерна к синтезу в одном сооружении разных видов искусств.

                Модерн широко представлен в  архитектуре Санкт-Петербурга –  например, здания на Каменноостровском проспекте на Петроградской стороне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Функционализм.

 

                  Постепенно стиль модерн в архитектуре сменяется функционализмом, составляющими которого являются утилитаризм, техницизм и рационализм. Такие материалы, как бетон и железобетон, становятся «королями» этого стиля.

                 Функционализм сложился в начале 1920-х годов 20 века как попытка облегчить средствами архитектуры жилищный кризис, дать минимум бытовых удобств широким слоям населения. В этом отношении функционализм был как бы ответом на подъем рабочего движения в послевоенной Европе. Основное внимание представителей функционализма было направлено на такие объекты, как жилая ячейка, жилой поселок, фабрики, школы, больницы, магазины, а также мебель и внутреннее оборудование зданий.

                Функционализм был противоречивым архитектурным направлением, что нашло выражение во многих его крайностях: в утилитаризме Бруно Таута, в техницизме и рационализме Л. Мис ван дер Роэ. Распространению принципов функционализма способствовал Шарль Эдуард Жаннере, более известный в истории как Ле Корбюзье (1887—1965), один из крупнейших архитекторов XX века, внесший принципиально важные как функциональные, так и формально-эстетические решения, под знаком которых архитектура развивалась в течение десятилетий, а от многого не отказалась и по сей день. «Пять принципов» Ле Корбюзье: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная композиция фасада.

                 Подъем функционализма приходится на период от середины 1920-х до начала 1930-х годов. Наиболее крупные представители функционализма — В. Гропиус, JI. Мис ван дер Роэ, Б. и М. Таут, Г. Мейер, Э. Май (Германия), Ле Корбюзье, А. Люрса (Франция), И. А. Бринкман (Голландия), Р. Нейтра , И. Гавличек (Чехословакия), С, Маркелиу с (Швеция), X. Вильягран Гарсиа, X. О'Горман (Мексика). В это время идеи функционализма частично совпадают с органической архитектурой.

                 Сходные задачи, но на иной социальной основе, ставили в то же время советские архитекторы братья Веснины, М. Гинзбург, А. Никольский, М. Барщ, Н. Ладовский.

                 К наиболее употребительным композиционным приемам функционализма следует отнести: асимметричное расчленение различных по назначению объемов, построение этих объемов в соответствии с внутренним пространством; использование навесных стен и больших поверхностей остекления, цветовых и ритмических закономерностей. Были выдвинуты идеи гибкого плана, универсального пространства, его трансформации. Некоторые представители функционализма недооценивали идейно-эстетическую сторону архитектуры, считая, что функционально совершенная форма есть синоним прекрасного. Однако, по выражению Эрнста Гомбриха, лучшие создания функционализма красивы только потому, что дизайнеры обладают вкусом и художественным чутьём.

 

                  Для этого стиля характерна  особая эстетика. Пример - работы братьев Огюста и Гюстава Рэрэ – галерейные, коридорного типа дома, горизонтально протяжённые окна, плоская крыша с садом, свободная планировка интерьера, встроенное оборудование в квартирах.

В 20-30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая.

                    В 1925 году Ле Корбюзье представил проект реконструкции центра Парижа – «План Вуазен». По этому плану город должен был стать сочетанием небоскрёбов и свободного пространства земли, зелени и транспортных коммуникаций. В этих планах была выражена идея города будущего, не имеющая ничего общего со сложившимися преимущественно в средние века европейскими городами. Архитектор применял плоские покрытия, ленточные окна, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку. Принцип, высказанный Ле Корбюзье – «Дом – машина для жилья», нашёл выражение в проектировании домов-коммун. Известный пример такого здания, воплощавшего идею обобществления быта, в нашей стране – общежитие-коммуна Текстильного Института на улице Орджоникидзе в Москве (автор проекта – И. Николаев, 1930-1931).

Информация о работе Модернизм в архитектуре 20 века