Модернизм в архитектуре 20 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 11:00, реферат

Описание работы

Наиболее широкое определение модернизма ( от фр. moderne – новейший, современный) – исторический период развития искусства конца 19 – 80-х годов 20 века. Писавшие о модернизме всегда отмечали особый интерес его представителей к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
Модерн……………………………………………………………………5
Функционализм…………………………………………………………..8
Органическая архитектура……………………………………………..12
Баухауз…………………………………………………………………..12
Интернациональный стиль……………………………………………..13
Конструктивизм…………………………………………………………14
Рационализм……………………………………………………………..15
Ар-деко…………………………………………………………………...16
Тенденции в архитектуре после Второй мировой войны……………..17
Заключение……………………………………………………………….20
Список использованных источников…..……………………………….21

Файлы: 1 файл

referat_arkhitektura.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

                    Концепции Корбюзье противостояли концепции дезурбанизации (теоретик – Э.Хоуард), согласно которым современные архитекторы должны были решать проблему разуплотнения больших городов за счёт создания небольших городов-садов («ситэ-жарден») со свободной планировкой, общественным парком и домами административного назначения в центре города, жилыми домами индивидуального плана, не подлежащими застройке сельскохозяйственными территориями вокруг города. Подобные города должны были образовывать группы вокруг большого города. Они мыслились как самостоятельные промышленные рабочие посёлки или как большие жилые комплексы в предместьях больших городов. Идея городов-садов была особенно близка английским архитекторам в связи с приверженностью англичан к отдельным коттеджам и непременному саду при жилье. Примером такого решения был проект английского архитектора Л. Аберкромби «Большой Лондон», предусматривающий создание в радиусе 30-50 км от Лондона восьми таких городов-спутников. Также комплекс Ла Мюетт в Дранси под Парижем (архитекторы Э. Бодуэн и М. Лодса, 1930-1934).

                   Англичане умело сочетали функционализм с национальными традициями. Примером такого сочетания может служить Шекспировский Мемориальный театр в Стрэтфорде ( архитектор Э.Скотт, 1932). Построенный в стиле функционализма, он органичен типично английской архитектуре, имеет романтический и поэтический облик.

                       В 1930 году американский архитектор Ф. Л. Райт выдвинул проект идеального поселения, где главным занятием людей становится земледелие, а общаются они между собой благодаря автомобилю. Город как таковой вообще не нужен, ибо современная техника даёт в распоряжение людей скоростной транспорт,  а дома у каждого есть телевизор. Так, в 20 веке, одновременно началось прославление механизированного стандарта быта, а с другой стороны, борьба с ним. В дальнейшем функционализму противостояли формалистические крайности органической архитектуры, новая волна неоклассицизма, увлечение техницизмом.

                     После 2-й мировой войны опыт функционализма был использован при восстановлении городов, в жилищном строительстве, в создании новых типов зданий.

                     Современная архитектура многим обязана именно функционализму 20-х годов: новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, удачным решением экономичных квартир со встроенным оборудованием, рациональным планированием интерьера (введение передвижных  перегородок, звукоизоляция и пр.). Принципы функционализма, оказавшего решающее воздействие на все последующее развитие современной архитектуры, были таковы, что их можно было использовать применительно к национальным особенностям разных стран (многоэтажная застройка только в городских районах с высокой плотностью населения и сохранение коттеджей на окраинах — в Англии; самые высокие жилые здания — в предместьях Парижа или Берлина).

 

Архитектура последних десятилетий 20 века пыталась преодолеть слабые стороны функционализма, развить связь с национальным менталитетом и культурой, соответствовать индивидуальным запросам.

 

 

 

 

                                     Органическая архитектура.

 

Функционализму Корбюзье  как бы противостоит органическая архитектура Ф. Л. Райта с ее акцентом на уникальность, неповторимость архитектурного образа, согласованность со вкусом заказчика, с идеей проникновения здания в природу, в пейзаж (или, наоборот, пейзажа в здание).  Здания и сооружения должны были раскрывать свойства естественных материалов и органично вписываться в окружающий ландшафт. Пример тому -  «Дом над водопадом» ( «Дом-водопад»)  Райта в Пенсильвании, 1935.  Райт призывал к отказу от ордерных принципов: от пилястр, колонн, балок, карнизов. По его мнению, форма здания должна вытекать из его специфического назначения и тех условий среды, в которых оно возводится. Иногда здание стилизуется под природные формы: дерево, пчелиный улей и т. д., ибо, по мысли сторонников органической архитектуры, «биологичность» придает живописность, романтизм архитектурному образу.

 

 

                                              Баухауз.

 

             Последовательное выражение функционализм получил в деятельности художественного объединения, возникшего в рамках немецкой Высшей школы архитектуры и художественного конструирования (Баухауз), руководимой в 1919—1928 В. Гропиусом. Здесь был разработан «функциональный метод» архитектурного творчества, включавший глубокое изучение функциональных требований; внедрение новейших достижений науки и техники; усиленное внимание санитарно-гигиеническим условиям; массовость и стандартизацию, заводское изготовление элементов, сборность; синтез искусств на основе архитектуры; коллективный характер архитектурного творчества; перестройку специального образования. По мысли Гропиуса, архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства.

              Первый этап истории Баухауза связан географически с Веймаром (1919—1925), второй—с Дессау (1925—1932). В середине 1930-х годов Баухауз активно развивался в Палестине, куда эмигрировали из Германии архитекторы-евреи. В Тель-Авиве наиболее целостно сохранились кварталы, построенные в стиле Баухауз. Классический пример этого направления—здание Баухауза в Дессау (архитектор В. Гропиус, 1925—1926).

 

 

                                      Интернациональный стиль.

 

                 Отказ от национальных культурных особенностей и исторического декора в пользу геометрических форм, прямых линий, лёгких и гладких конструкций из стекла и металла – характерные черты интернационального стиля (1930-60-е годы). Любимый материал архитекторов – железобетон. Главное в интерьерах – широкие открытые  пространства. Архитектура этого стиля имела утилитарное назначение, что не скрывали и идеологи направления. Воплощение идеалов интернационального стиля  - это небоскрёбы Мис ван дер Роэ, Филиппа Джонсона. Пионеры интернационального стиля – В. Гропиус, П. Беренс, Ле Корбюзье, Мис ванн дер Роэ.

Отход от интернационального стиля наметился в 1950-х годах, его стали критиковать за «скучность».

 

 

                                           Конструктивизм.

 

 

                      Конструктивизм в архитектуре обозначает течение внутри функционализма, стремившееся подчеркнуть экспрессию современных конструкций. Конструктивизм получил своё развитие с 1920  до начала 30-х годов 20 века. В некоторых источниках конструктивизм считают русским, а точнее, советским явлением.  Города восстанавливались после гражданской войны, и обновлённому обществу требовались новые постройки. На смену индивидуализму пришли понятия обобществления, коммуны, полезности, что отразилось в архитектурных тенденциях. Новаторы считали, что искусство должно служить производству и посредством создания полезных вещей обеспечивать хорошую жизнь в благоустроенных городах. Конструктивисты придавали особое значение функциональному назначению здания, отрицали историческую преемственность, отказываются от декоративных элементов классических стилей. Выразительность конструктивисты ищут не в декоре, а в динамике простых конструкций, геометрии построения. В основе пространственной композиции – функциональная схема. Конструктивисты видели своей задачей увеличение роли архитектуры в жизни. С конструктивизмом прежде всего связаны имена Моисея Гинзбурга, братьев Весниных, К. Мельникова, И. Голосов. Существовало Объединение Современных Архитекторов (ОСА), созданное братьями Весниными и М. Гинзбургом.  Впервые они заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца труда в Москве в 1922-1923 годах. Проект братьев Весниных выделялся использованием современных конструкций и рациональностью плана, соответствием внешнего облика эстетическим запросам современности. В среде конструктивистов были популярны идеи Ле Корбюзье. Конструктивисты участвуют в проектировании промышленных зданий, жилых домов, фабрик-кухонь, домов культуры.

Примером такого здания может служить Дворец Культуры ЗиЛа (Дом Культуры Пролетарского района Москвы). Его строительство осуществлялось в 1931-1937 годах по проекту братьев Весниных. Здесь находит отражение принципов Ле Корбюзье – удлинённые окна, плоская крыша, свободная планировка, использование опор-столбов вместо массивов стен. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны.

 

 

                                          Рационализм.

 

 

                  Рационалисты, в отличие от конструктивистов, считали функцию здания второстепенной и стремились учитывать психологические особенности восприятия. Ими было создано объединение АСНОВА, идеологами которого были архитекторы Н. Ладовский и В. Кринский. Основоположником стиля в России считается А. Красовский. Рационализм в архитектуре получил развитие в 20-начале 30-х гг. 20 века.

                 В 1927 году  архитекторы АСНОВА разрабатывают проект жилого комплекса в районе Шаболовки по заказу Моссовета. Обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно — эстетическая выразительность. Были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. В процессе проектирования архитекторы пытались удачно обыграть каждый участок земли. Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства  - дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства, несмотря на большую плотность постройки.

В решении фасадов большое значение придаётся солнечному свету.

Вокруг небольших полуизолированных дворов располагаются «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов. Сюда выходят кухни, ванны.

 

В 30-е годы рационалистов обвинили в формализме, и только к концу 50-х годов стали обращаться к их разработкам.

 

 

                                                      Ар-деко.

 

                   В какой-то степени неким промежуточным явлением между модерном и функционализмом явился стиль, который выразился более всего в оформлении интерьера, в костюме, моде, утвари —ар-деко, возникший после выставки «Декоративное искусство» в Париже в 1925 г. смесь неоклассицизма, модерна, отголосков дягилевских «Русских сезонов», экзотики Востока — при превалировании прямых линий и жесткой конструкции функционализма Баухауза. Ар-деко (от французского «декоративное искусство») в 30-40-х годах распространяется во многих странах, проявившись в архитектуре, живописи, моде. По мнению исследователей, этот архитектурный стиль представляет собой синтез неоклассицизма и модерна. Впервые термин «ар-деко» был применён на международной выставке в 1925 году в Париже. Большое влияние на это течение оказали конструктивизм, кубизм и футуризм.

                Отличительные черты этого стиля – богатство цветов, смелые геометрические  формы, строгая закономерность, этнические геометрические узоры. Для ар-деко характерны шик, роскошь, дорогие и современные материалы (крокодиловая кожа, алюминий, редкие породы дерева, слоновая кость, серебро). В этом стиле возведены такие знаменитые здания, как небоскрёб компании «Крайслер» в Нью-Йорке и «Морской дом» на набережной Ванкувера.

                   Стиль ар-деко оказал большое влияние на советскую архитектуру 30-х годов. Наряду с неоклассицизмом и конструктивизмом он стал одним из источников сталинской архитектуры. Становление стиля ар-деко в СССР начинается в конце 20-х годов. Наиболее ярко это направление было развито в Ленинграде – Фрунзенский универмаг, Дворец культуры им. Кирова, кинотеатр «Москва». В Москве примерами ар-деко являются  - Дворец Советов (по проекту архитекторов Б.Ш. Иофана, В. А. Щуко, В. Г. Гольфрейха), Библиотека им. Ленина, станции метро Кропоткинская,  Аэропорт, Сокол, Маяковская, созданные по проекту А. Н. Душкина).

 

 

                         Тенденции в архитектуре после Второй мировой войны.

 

                   После Второй мировой войны проблемы градостроительной практики увеличились. Развитие техники в середине и во второй половине 20 века предоставило архитекторам необычайное разнообразие практических возможностей и художественных приёмов. Качества бетона позволяют увеличивать пролёты перекрытий, что с успехом применяется при строительстве мостов. В транспортных сооружениях (развязки больших городов, эстакады, многоярусные гаражи) проявляется особенно ярко сочетание логического и художественного мышления, рационализма и образности.

                    Одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма – брутализм. Это направление архитектуры периода 1950-70 годов, возникшее в Великобритании. Термин брутализм  происходит от выражения «beton brut» - «необработанный бетон». Так Ле Корбюзье называл технологию обработки наружных поверхностей здания, часто использовавшуюся в постройках послевоенного периода. Для брутализма характерен интерес к локальному цвету, броской форме, использованию мощи конструкций и объёмов, смелые композиционные решения. В проектах административных зданий часто используется пирамида, перевёрнутая основанием вверх – Посольство Великобритании в Риме, 1971, архитектор сэр Бэзил Спенс.

В Германии наблюдается соединение функционализма с экспрессионизмом и органической архитектурой Ф. Л. Райта. Таковы работы архитектора Г. Шаруна. В 1956-1960 гг. в Штутгарте по его проекту построены два жилых дома – «Ромео» и «Джульетта». Планировка квартир на одном этаже нигде не повторяется, применяется неправильная форма комнат. По словам автора, его задачей было «дать простор импровизации…предоставить свободу выбора…» В здании Берлинской филармонии Шарун спроектировал зал пятиугольной формы на 2440 мест. Оркестр помещается в его центре, зрители размещены на разноуровневых террасах лож и из любой точки зала видят сидящих напротив и оркестр, становясь не только слушателями, но и соучастниками происходящего на сцене. Само здание, сделанное из бетона, имеет ассиметричную форму и напоминает цирк-шапито.

                        Создание гигантских новых городов (например, Сан-Паулу, Бразилиа) свидетельствует о художественном мастерстве архитекторов в решении объёмно-пространственной застройки. В больших городах явственно выступают проблемы соотношения вертикалей и горизонталей (высоты и протяжённости домов), соотношения домов с зелёными массивами, проблемы использования материалов разных фактур и качества. В творчестве архитекторов сосуществуют тенденции новаторские и консервативные. Наиболее распространённый тип построек общественного назначения в Западной Европе  -  прямоугольный металлический каркас с навесными стеклянными стенами-ограждениями, не являющимися несущими опорами (контора фирмы Тиссен в Дюссельдорфе, архитекторы Г. Хентрик и Г. Петшнигг, 1957-1960).

Информация о работе Модернизм в архитектуре 20 века