Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:46, контрольная работа
С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодежная субкультура исполняет роль своеобразного компенсатора механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры.
Введение……………………………………………………………………3
Основные причины формирования молодежных субкультур………….5
Специфика и эстетика молодежной субкультуры……………………….7
Западные модели молодежных субкультур………………………………9
Молодежная культура в современном обществе………………………..12
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..17
Кафедра Обще гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Дисциплина Культурология
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.
МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ОСОБЕННОСТИ,
СОДЕРЖАНИЕ, ТВОРЦЫ.
Содержание.
Введение.
Прежде чем говорить о молодежной субкультуре, нужно определиться, что следует понимать под этим понятием. Это необходимо сделать потому, что на сегодняшний день не только понятие «молодежная субкультура», но и понятия «молодежь» и «субкультура» трактуются по-разному.
Культура – это
некая целостная система с
присущей ей внутренней определенностью
ценностно-иерархических
Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х годов ХХ столетия этот термин найти не удастся. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания.
В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура» появилось лишь во второй половине 80-х годов ХХ столетия. В это время понятию «субкультура» перестали придавать, во-первых, отрицательное значение «загнивания капиталистического общества»; во-вторых, его стали использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и социального, каковым был СССР; однако при этом, в-третьих, сохранился негативный оттенок его в трактовке, который если речь идет о субкультурах преступного мира или мафии, возможно, и оправдан. Но в случаях с молодежной и профессиональной субкультурами он приводит к определенным сложностям в толковании. Понятие же «субкультура» трактуется следующим образом: это 1) культура какой-либо социальной и демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.
В настоящее время это понятие, освободившись от негативного оттенка значения, заняло в отечественной науке полноправное место. Согласно современной точке зрения субкультура – «это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».1
В рамках субкультуры нормы, ценности, представления, а также стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку первые оказываются скорректированными для конкретных сообществ в рамках социокультурной системы. В свою очередь представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры.
Для любой субкультуры существует обязательный набор характерных черт. Отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:
- специфический стиль жизни и поведения;
Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ, находящихся на стадии перехода к постиндустриализму, является молодежная субкультура.
Появление молодежной субкультуры как феномена приходится на 50-е годы ХХ столетия. В исследованиях данной субкультуры, которые велись ранее и ведутся по сей день, понятие «молодежная субкультура» коррелируется с понятиями «peer group» и «неформальное молодежное объединение». Однако ставить знак равенства между ними нельзя, поскольку и peer group, и неформальные молодежные объединения – это лишь форма, внешняя оболочка, или «тело», молодежной субкультуры. Сущностные же характеристики молодежной субкультуры только проявляются через ту или иную форму.
С самого начала молодежную
субкультуру отличали невписываемость,
невовлеченность в базовую
Основные причины формирования молодежных субкультур.
Формирование современных молодежных субкультур имеет, по крайней мере, три главных основания – «демографическое», «межпоколенное» и «статусное».
«Демографическое» основание. В течение многих веков человечество сохраняло иерархическую структуру, по «этажам» которой распределяло своих членов: экономическую, политическую, этническую, властную, престижную. Одной из таких структур была структура демографическая, согласно которой женщины стояли ниже мужчин (или наоборот, как при матриархате), а дети и молодежь – ниже взрослых и стариков. В традиционных обществах наиболее зрелый возраст обычно сам по себе считался признаком мудрости – высокоценимого накопления опыта.
А юноша, пока не становился взрослым, рассматривался как «неполноценный» человек, которому еще только предстояло стать таковым. Отсюда – ограничение прав молодежи в смысле участия в делах общества, в управлении, в занятии важных постов и т.п. В этом отношении молодежь всегда составляла отдельное сообщество, занимающее промежуточное положение между детьми и взрослыми.
«Межпоколенное» основание. Традиционное, патриархальное общество ориентировалось, главным образом, на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее живых носителей - стариков. Ускорение технического и социального развития сделало опору на опыт прежних поколений недостаточной. В воспитании влияние родителей стало не только уравновешиваться, но и перевешиваться влиянием сверстников. Отсюда и возникло растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и ее противопоставление субкультурам взрослых и стариков.
«Статусное» основание. Другой особенностью современного развития является формирование новой модели жизненного цикла.
В традиционном обществе существовала жесткая модель жизненного цикла: юность связывалась с получением образования, зрелость – с началом трудовой деятельности, уходом из родительского дома и созданием собственной семьи, старость – с прекращением трудовой активности и выходом на пенсию. Эти периоды следовали один за другим, создавая некую единую цепочку. Жизнь была отлажена и размеренна, а каждому возрасту соответствовали определенные занятия, отношения с окружающими, интересы и образ жизни.
Социальный статус при этом формировался в период перехода от юношеского возраста к зрелости. Для молодых мужчин вступление в социальный класс отождествлялось с началом трудовой деятельности, для женщин – с замужеством.
В настоящее время серьезные изменения затронули этап жизненного цикла, который связан с трудовой деятельностью и приобретением социального статуса. Происшедшие сдвиги ученые связывают с появлением нового этапа в жизни человека.
В прошлом юность заканчивалась рано. Сегодня между окончанием учебы, приобретением постоянной работы и созданием собственной семьи проходят годы. Между двумя стабильными фазами жизни – юностью и зрелостью – формируется новый жизненный период, он распространяется на значительную часть молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет. К его основным характеристикам относятся нестабильность социального и экономического положения, а также материальная зависимость от родителей или от системы социального обеспечения.
В традиционном обществе индивид был ориентирован на наследование социального статуса. В крестьянской и рабочей среде, кроме того, передавались по наследству трудовые навыки и секреты мастерства. Наряду с семьей, большое влияние на жизненные ориентации индивида оказывала система образования с ее установкой на успех, усилие и конкурентную борьбу. Однако прежняя модель сегодня переживает кризис. Все большее число молодых людей из средних и высших классов и девушек, независимо от их социального происхождения, формируют свою социальную принадлежность в отрыве от ценностей, усвоенных в семье и школе, и сознательно стремятся оттянуть вступление в зрелость.
Появление нового периода в жизни свидетельствует о дифференциации культурных моделей при переходе к зрелости. Именно поэтому молодые люди из различных социальных групп по-разному проживают этот период своей жизни. Дети рабочих из пригородов в этом возрасте чаще всего продолжают жить с родителями, перебиваясь случайными заработками. Иную жизнь ведут выходцы из средних классов, проживающие отдельно от родителей и продолжающие учебу. Некоторые из них немного подрабатывают, имеют подругу или друга и много путешествуют. Следует признать, что новый период в жизни остается в основном привилегией молодежи из обеспеченных семей, а связанный с ним образ жизни чаще встречается в среде средних и высших классов, а при равных экономических возможностях – в более образованных семьях.
На наш взгляд, именно
указанные три основания –
«демографическое», «межпоколенное»
и «статусное» привели в
Специфика и эстетика молодежной субкультуры.
Специфика молодежной субкультуры.
Молодежная субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста, возраст в этом случае весьма важная характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.
Молодежь
– это социально-
Молодежная
субкультура рождается и существует в
связи с определенными потребностями
молодых людей социализироваться и при
этом активно заявить о себе. Им тесно
в рамках тех жизненных норм и правил,
которые исповедовали их отцы и деды. Часто
молодежи свойственна категоричность
суждений, максимализм, неприятие советов,
их тяготит подчинение существующим моделям
общественного развития, они негативно
относятся ко всему нормативно-
Именно в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто не разделяет их мировоззренческих позиций. Наиболее типичным в этом плане является конфликт «отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Здесь можно найти целый спектр разнообразный молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.
В основе молодежной субкультуры лежит особый способ мироотношения со своей системой духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяют в основном живущие им непосредственно или сочувствующие. Молодежная субкультура – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.
Молодежная субкультура, по мнению немецкого ученого Л. Хаузера, это «форма выражения процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».
Информация о работе Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы