Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодежная субкультура исполняет роль своеобразного компенсатора механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Основные причины формирования молодежных субкультур………….5


Специфика и эстетика молодежной субкультуры……………………….7


Западные модели молодежных субкультур………………………………9


Молодежная культура в современном обществе………………………..12


Заключение…………………………………………………………………15


Список используемой литературы………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

Кафедра  Обще гуманитарных и

социально-экономических  дисциплин

 

 

Дисциплина  Культурология

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ОСОБЕННОСТИ,

СОДЕРЖАНИЕ, ТВОРЦЫ.

 

 

  •                                                                               
  •  

     

     

                                                   

     

     

     

     

  • АСТРАХАНЬ 2009
  •  

    Содержание.

     

     

    1. Введение……………………………………………………………………3          

     

    1. Основные причины формирования молодежных субкультур………….5

     

     

    1. Специфика и эстетика молодежной субкультуры……………………….7

     

     

    1. Западные модели молодежных субкультур………………………………9

     

     

    1. Молодежная культура в современном обществе………………………..12

     

     

    1. Заключение…………………………………………………………………15

     

     

    1. Список используемой литературы………………………………………..17

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Введение.

     

    Прежде чем говорить о молодежной субкультуре, нужно определиться, что следует понимать под этим понятием. Это необходимо сделать потому, что на сегодняшний день не только понятие «молодежная субкультура», но и понятия «молодежь» и «субкультура» трактуются по-разному.

    Культура – это  некая целостная система с  присущей ей внутренней определенностью  ценностно-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом  с ним ряд субкультурных образований.

    Понятие «субкультура» в научный оборот вошло сравнительно недавно. Так, в справочной литературе до середины 80-х годов ХХ столетия этот термин найти не удастся. Кроме того, в первых работах отечественных исследователей, касавшихся этого понятия, отношение к нему было подчеркнуто отрицательным: говорилось, что субкультура – это не только порождение капиталистического общества, но и признак его загнивания.

    В отечественных справочных изданиях понятие «субкультура»  появилось лишь во второй половине 80-х годов ХХ столетия. В это  время понятию «субкультура» перестали придавать, во-первых, отрицательное значение «загнивания капиталистического общества»; во-вторых, его стали использовать для характеристики не только капиталистического общества, но и социального, каковым был СССР; однако при этом, в-третьих, сохранился негативный оттенок его в трактовке, который если речь идет о субкультурах преступного мира или мафии, возможно, и оправдан. Но в случаях с молодежной и профессиональной субкультурами он приводит к определенным сложностям в толковании.  Понятие же «субкультура» трактуется следующим образом: это 1) культура какой-либо социальной и демографической группы; 2) в чем-то ограниченная культура социальной общности, обусловленная бедностью ее социальных связей, неполнотой или затрудненностью доступа для нее к культурному наследию.

    В настоящее время  это понятие, освободившись от негативного  оттенка значения, заняло в отечественной  науке полноправное место. Согласно современной точке зрения субкультура  – «это особая сфера культуры, суверенное целостное образование внутри господствующей культуры, отличающееся собственным ценностным строем, обычаями, нормами».1

    В рамках субкультуры  нормы, ценности, представления, а также  стереотипы базовой культуры общества интерпретируются, то есть так или иначе изменяются каким-либо конкретным, но необязательно замкнутым сообществом. В результате субкультурные нормы, ценности, представления и стереотипы отличаются от аналогичных, принятых в рамках традиционной культуры, поскольку первые оказываются скорректированными для конкретных сообществ в рамках социокультурной системы. В свою очередь  представители той или иной субкультуры разделяют нормы, ценности, а также представления, принятые в рамках их субкультуры.

    Для любой субкультуры  существует обязательный набор характерных черт. Отсутствие какой-либо из них ставит под вопрос возможность отнесения того или иного социокультурного образования к субкультуре. Это следующие черты:

              -         специфический  стиль жизни и поведения;

    • свойственные данной социальной группе своеобразные нормы, ценности, мировосприятия, что часто приводит представителей данной субкультуры к нонконформизму2;
    • наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи.

    Одной из многочисленных субкультур современных индустриально развитых обществ, находящихся на стадии перехода к постиндустриализму, является молодежная субкультура.

    Появление молодежной  субкультуры как феномена приходится на 50-е годы ХХ столетия. В исследованиях  данной субкультуры, которые велись ранее и ведутся по сей день, понятие «молодежная субкультура» коррелируется с понятиями «peer group» и «неформальное молодежное объединение». Однако ставить знак равенства между ними нельзя, поскольку и peer group, и неформальные молодежные объединения – это лишь форма, внешняя оболочка, или «тело», молодежной субкультуры. Сущностные  же характеристики молодежной субкультуры только проявляются через ту или иную форму.

    С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодежная субкультура исполняет роль своеобразного компенсатора механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Основные причины формирования молодежных субкультур.

     

    Формирование современных  молодежных субкультур имеет, по крайней  мере, три главных основания –  «демографическое», «межпоколенное»  и «статусное».

    «Демографическое» основание. В течение многих веков человечество сохраняло иерархическую структуру, по «этажам» которой распределяло своих членов: экономическую, политическую, этническую, властную, престижную. Одной из таких структур была структура демографическая, согласно которой женщины стояли ниже мужчин (или наоборот, как при матриархате), а дети и молодежь – ниже взрослых и стариков. В традиционных обществах наиболее зрелый  возраст обычно сам по себе считался признаком мудрости – высокоценимого накопления опыта.

    А юноша, пока не становился взрослым, рассматривался как «неполноценный» человек, которому еще только предстояло стать таковым. Отсюда – ограничение прав молодежи в смысле участия в делах общества, в управлении, в занятии важных постов и т.п. В этом отношении молодежь всегда составляла отдельное сообщество, занимающее промежуточное положение между детьми и взрослыми.

    «Межпоколенное» основание. Традиционное, патриархальное общество ориентировалось, главным образом, на опыт прежних поколений, т.е. на традицию и ее живых носителей - стариков. Ускорение технического и социального развития сделало опору на опыт прежних поколений недостаточной. В воспитании влияние родителей стало не только уравновешиваться, но и перевешиваться влиянием сверстников. Отсюда и возникло растущее значение юношеских групп, появление особой молодежной субкультуры и ее противопоставление субкультурам взрослых и стариков.

    «Статусное» основание. Другой особенностью современного развития является формирование новой модели жизненного цикла.

    В традиционном обществе существовала жесткая модель жизненного цикла: юность связывалась с получением образования, зрелость – с началом трудовой деятельности, уходом из родительского дома и созданием собственной семьи, старость – с прекращением трудовой активности и выходом на пенсию. Эти периоды следовали один за другим, создавая некую единую цепочку. Жизнь была отлажена и размеренна, а каждому возрасту соответствовали определенные занятия, отношения с окружающими, интересы и образ жизни.

    Социальный статус при  этом формировался в период перехода от юношеского возраста к зрелости. Для молодых мужчин вступление в социальный класс отождествлялось с началом трудовой деятельности, для женщин – с замужеством.

    В настоящее время  серьезные изменения затронули  этап жизненного цикла, который связан с трудовой деятельностью и приобретением социального статуса. Происшедшие сдвиги ученые связывают с появлением нового этапа в жизни человека.

    В прошлом юность заканчивалась  рано. Сегодня между окончанием учебы, приобретением постоянной работы и  созданием собственной семьи  проходят годы. Между двумя стабильными фазами жизни – юностью и зрелостью – формируется новый жизненный период, он распространяется на значительную часть молодых людей в возрасте от 16 до 28 лет. К его основным характеристикам относятся нестабильность социального и экономического положения, а также материальная зависимость от родителей или от системы социального обеспечения.

    В традиционном обществе индивид был ориентирован на наследование социального статуса. В крестьянской и рабочей среде, кроме того, передавались по наследству трудовые навыки и секреты мастерства. Наряду с семьей, большое влияние на жизненные ориентации индивида оказывала система образования с ее установкой на успех, усилие и конкурентную борьбу. Однако прежняя модель сегодня переживает кризис. Все большее число молодых людей из средних и высших классов и девушек, независимо от их социального происхождения, формируют свою социальную принадлежность в отрыве от ценностей, усвоенных в семье и школе, и сознательно стремятся оттянуть вступление в зрелость.

    Появление нового периода  в жизни свидетельствует о  дифференциации культурных моделей  при переходе к зрелости. Именно поэтому молодые люди из различных  социальных групп по-разному проживают  этот период своей жизни. Дети рабочих  из пригородов в этом возрасте чаще всего продолжают жить с родителями, перебиваясь случайными заработками. Иную жизнь ведут выходцы из средних классов, проживающие отдельно от родителей и продолжающие учебу. Некоторые из них немного подрабатывают, имеют подругу или друга и много путешествуют. Следует признать, что новый период в жизни остается в основном привилегией молодежи из обеспеченных семей, а связанный с ним образ жизни чаще встречается в среде средних и высших классов, а при равных экономических возможностях – в более образованных семьях.

    На наш взгляд, именно указанные три основания –  «демографическое», «межпоколенное»  и «статусное» привели в последние  десятилетия к появлению многочисленных молодежных субкультур.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Специфика и эстетика молодежной субкультуры.

     

    Специфика молодежной субкультуры.

    Молодежная  субкультура – частный случай проявления субкультуры вообще. Эпитет «молодежная» сразу определяет некую  культурную нишу, которую занимают люди, объединенные по принципу возраста, возраст в этом случае весьма важная характеристика. Учет особой психологии возраста в культуре бесспорно важен, так как он накладывает существенный отпечаток на духовность и менталитет.

    Молодежь  – это социально-демографическая  группа в возрастных границах от 14 до 30 лет. Ее доля в составе населения составляет примерно около 20%, что является весьма значительным количественным показателем, чтобы оставлять ее в стороне от рассмотрения. Итак, молодежь – неотъемлемая часть любого общества, независимо от его сущностных характеристик.

    Молодежная  субкультура рождается и существует в связи с определенными потребностями молодых людей социализироваться и при этом активно заявить о себе. Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны.

    Именно  в силу этих особенностей молодежь вступает в конфликт с теми, кто  не разделяет их мировоззренческих  позиций. Наиболее типичным в этом плане  является конфликт «отцов и детей». Но это совершенно не значит, что внутри себя молодежная субкультура монолитна. Здесь можно найти целый спектр разнообразный молодежных субкультур, особенно в период господства культуры постмодернизма: хиппи, панки, металлисты, рокеры и многие другие.

    В основе молодежной субкультуры лежит  особый способ мироотношения со своей  системой духовных ценностей. Молодежная субкультура – это и особый образ жизни, который разделяют  в основном живущие им непосредственно  или сочувствующие. Молодежная субкультура  – это не что иное, как форма самовыражения и самовысказывания молодых. Система ценностей, разделяемая молодежью, носит, как правило, автономный характер.

    Молодежная  субкультура, по мнению немецкого ученого  Л. Хаузера, это «форма выражения  процесса поиска и овладения мировоззрением». Другими словами, молодежная культура – это явление временное, это особая форма жизненного поиска. Как говорят: «Все пройдет, пройдет и это». Или: «Молодость – это такой недостаток, который быстро проходит».

    Информация о работе Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы