Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:46, контрольная работа
С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодежная субкультура исполняет роль своеобразного компенсатора механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры.
Введение……………………………………………………………………3
Основные причины формирования молодежных субкультур………….5
Специфика и эстетика молодежной субкультуры……………………….7
Западные модели молодежных субкультур………………………………9
Молодежная культура в современном обществе………………………..12
Заключение…………………………………………………………………15
Список используемой литературы………………………………………..17
Конечно же, нельзя утверждать, что, переходя из одной возрастной группы в другую, люди порывают полностью со своими привязанностями молодости, но значительные изменения все-таки происходят. В отечественной социологии принято выделять три основные субгруппы молодежи: социальные, асоциальные, антисоциальные. Данная типология акцентирует внимание на взаимосвязях молодежных субгрупп и общества в целом.
Эстетика молодежной субкультуры.
Молодежные субкультуры практически всегда отличаются стремлением закрепить наиболее важные для них мировоззренческие смыслы в яркой экспрессивной форме, возможно, непонятной основной массе людей в обществе, но вызывающей интерес. Молодежь, организованная в общность в результате единения вокруг какой-либо идеи, достаточно часто проявляет склонность к созданию новой эстетической реальности. Она естественным образом, по-своему осмысливает и эстетические качества мира, наполняя новым смыслом старые понятия, такие, как красота, художественный вкус, эстетический идеал. Она пытается изменить пространство, в котором существует, эстетизировать его с позиции ее представлений о прекрасном.
Выраженное эстетическое начало в молодежной субкультуре воплощается в его игровой природе. В молодежной субкультуре нередко происходит слияние границ между игрой и деятельностью. Это проявляется в театрализации, артизации, карнавализации, импровизационности жизни. Эстетическая игра в молодежной среде становится способом самовыражения членов субкультурных групп. Как в театральном искусстве, так и в деятельности молодежных групп существует некоторая драматургия. Отдельные исследователи считают, что эта драматургия складывается из различных письменных источников, близких по идеологии молодежным субкультурным группам. Иногда в качестве таких источников могут выступать, в частности, религиозные тексты.
Театрализация
широко проявляется в обрядах
и ритуалах, к которым достаточно
часто прибегают в своей
Этот же игровой момент характерен для молодежных субкультур в их различных публичных формах общения со своими единомышленниками, которые реализуются в разносторонних театрализованных акциях, шоу, перфомансах, хеппинингах, манифестациях, фестивалях.
Артизация как форма
эстетической игры в жизнедеятельности
различных молодежных субгрупп (хиппи,
панки, рокеры, металлисты) находит
свое выражение в демонстративно-
В молодежной среде, как ни в какой
другой, заметно тяготение к
Молодежная культура субгрупп мозаична
и недолговечна, зачастую трансформируется
и сменяется с приходом нового
поколения. Смена поколений
Западные модели молодежных субкультур.
Принято считать, что первые молодежные субкультуры современного типа возникли в середине ХХ в. в Великобритании. Причиной их возникновения, как странно это ни покажется на первый взгляд, явился рост благосостояния нации.
В зарубежной социологии и культурологии появление молодежных субкультур осмысливается как процесс перехода ребенка к статусу взрослого. Другими словами, молодежная субгруппа – это своеобразный механизм социализации тех, кто вступает, по определению психологов, в проблемный переходный возраст. Именно в таком возрасте («уже не дети, но еще не взрослые») молодые люди ищут пути адаптации к реальности через комплекс собственных ценностей, подходов, норм поведения.
Феномен молодежных субкультур связан со стремлением молодых людей найти себе единомышленников и преодолеть сложности своего бытия не индивидуально, а в коллективной форме, таким образом, ощутить поддержку других, себе подобных.
Формирование субкультур тесно связано с явлением девиантности, которое социологи и психологи трактуют как отклонение от общепринятых норм поведения. Так, М. Брейк, рассматривая молодежные субкультуры с точки зрения девиантности, выделяет четыре основных типа: нормальная, другими словами, молодежная группа, не нуждающаяся в специальной субструктуре для решения своих социальных проблем; делинквентная – группа, объединяющая в основном тех, кто потенциально способен совершить противоправные действия (мелкие кражи, драки, акты вандализма), за которые взрослые должны нести уголовную ответственность; культурные бунтари – сочувствующие богеме, но профессионально не принадлежащие к литературно-художественному и артистическому миру, как правило, выходцы из среднего класса, имеющие высшее образование и являющиеся поклонниками искусства; политически активная молодежь – эта группа включает в себя достаточно широкий спектр политических предпочтений: от экологических движений до прямых политических акций.
Британские исследователи в качестве первой молодежной субкультурной группы называют «тедди-бойз». Эта группа заявила о себе в середине 1950-х годов. «Тедди», подрабатывая себе на карманные расходы неквалифицированным трудом, стали относительно независимы в финансовом отношении от своих семей и могли тратить эти деньги на свои нужды. Их потребности были не велики: кино, дансинг, кафе. Но их главной культурной нишей стал американский рок-н ролл. Как отмечают английские ученые, облик «тедди» сочетал в себе черты английского джентльмена и американского шулера: длинный драповый пиджак с бархатным воротником, брюки дудочкой, ботинки на микропоре, галстук-шнурок. «Тедди» были возмутителями британского спокойствия в кинотеатрах и танцзалах, где проходило активное освоение ими рок-н-ролла. Процесс этот заканчивался массовыми драками и актами вандализма. «Тедди» были маскулинным выражением консервативных ценностей, иногда им был присущ агрессивный национализм (расовые беспорядки). «Тедди» исчезли к 1964 г. Однако именно они заявили о молодежи не как о возрастной, но о социальной группе.
Другой молодежной субкультурной группой стали «моды». Первоначально представители данной субгруппы называли себя «модернистами» (термин заимствован из джазовой лексики). Цель этой социальной группы – выйти за рамки ценностных и культурных норм рабочего класса и тем самым максимально приблизить себя к среднему классу и его основным ценностям. «Моды» грезили белыми воротничками клерков, маленьких управленцев-менеджеров, для которых карьерное восхождение по лестнице административного успеха, как им казалось, не было несбыточной мечтой.
Поэтому «моды» стремились быть и внешне похожими на тех, кого называли «белыми воротничками»: опрятность и свежесть сочетались с узкими брюками, элегантными пиджаками, остроносыми туфлями, щегольской короткой стрижкой. В реальной жизни «модов» мало интересовала работа, они были тщеславны и заносчивы, основы их бытия составляли три кита: скорость итальянских мотороллеров, энергетика американского рок-н-ролла и амфетамин. Амфетамин – атрибутивный психостимулирующий препарат. В этом плане «моды» стали пионерами использования в молодежной среде допинговых препаратов, придававших им особую энергетику.
Их оппозицией в британской молодежной культуре стали «рокеры», как правило, выходцы из среды низкооплачиваемых социальных групп. Мотоцикл был для них главным субкультурным атрибутом - символом свободы, виртуозного мастерства скоростного вождения и устрашения одновременно.
К концу 1960-х годов от «модов» откололась субгруппа, получившая название «скинхеды», или «бритоголовые», их иногда называли «народными дьяволами». Они были ярыми футбольными фанатами. Иерархия их ценностей включала упорный труд, патриотизм, ритуальную защиту своей территории, агрессивность к группам, которые, с их точки зрения, были девиантными. Являясь весьма внушительной силой, они были аполитичны и поэтому не могли превратиться в реальную угрозу обществу.
К середине 1960-х годов в Великобритании появились хиппи. Эта субгруппа включала в свои ряды прежде всего студентов и выходцев из среднего класса. Концептуальное ядро этой группы составляют идеи поиска выхода из рутины технократического общества потребления, стремление возродить романтические отношения с природой. Культурная почва хиппи – европейская интеллигенция и аристократическая богема.
К основным качественным особенностям хиппи исследователи относят следующие принципы: пассивное сосуществование, движение, экспрессивность, субъективность, индивидуализм.
Принцип движения для этой субгруппы имел два воплощения: внешнее и внутреннее. Внешнее – это преодоление географических пространств, границ и рамок. Это проблема топоса, вопрос путешествий по миру в поисках идеального места пребывания. Внутреннее движение – это трансформация сознания, его расширение, переживание новых ощущений за счет принятия наркотических веществ, стремление к самопознанию, к новым религиозным и мистическим нормам бытия.
Экспрессивность хиппи рождлась из стремления к творческой деятельности, всегда окрашенной подчеркнутой эмоциональностью. И в этом плане особое значение для них приобретала игра. Игра как источник радости и удовольствия от творческой деятельности.
Хиппи высоко ценили субъективность. Она была положительным моментом их личной жизни. Погружение во внутреннюю субъективность часто снимает остроту проблемности объективного мира.
Индивидуализм хиппи был ответной реакцией на стандартизацию, омассовление и обезличивание общества. Субкультура хиппи была более жизнестойкой и продолжительной, поэтому она имеет собственную биографическую историю. В культурных формах наиболее ярко она отразилась в альтернативных воплощениях театра и музыки.
К концу 1970-х годов на авансцену британского общества выступила очередная молодежная субкультура: панки. Исследователи связывали молодежную панккультуру с именем американского композитора Д. Кейджа, с идеями Э. Уорелла, теориями перфоманса и концептуального искусства.
Панки шокировали традиционное консервативное пуританское общество Британии, уже имеющее некоторый опыт взаимоотношений с «тедами», «модами», «хиппи», но то, что добропорядочным англичанам преподнесли панки, трудно поддавалось осознанию. Панки – драматизированная реакция на социальный кризис, который позднее был определен как «упадок Британии», они овладели риторикой процесса и стали его символом, выдавая себя за «дегенератов». Их вид устрашал и занимал одновременно. Одежда – старая школьная форма, мусорные пластиковые пакеты, туалетные цепочки, булавки… Прически – умопомрачительный дизайн и по цвету, и по форме.
Английский социолог Джеффи Г. Пирсон провел анализ британской прессы за последние сто лет и пришел к выводу, что основная часть авторов, писавших о молодежи регулярно, отмечала в качестве отрицательных характеристик: аморальность, агрессивность, беспринципность, неподобающее отношение к традициям и т.д.
Такие выводы не являются откровениями, так как еще в более ранние времена Древнего Египта и греческой античности подобные выводы были весьма типичными. Это лишь свидетельствует о том, что проблема эта «вечная», но теоретический интерес возник к ней в ХХ в. в силу острых форм ее проявления.
Близкие процессы происходили и происходят и в нашей стране, с той лишь разницей, что у нас подобные явления были смещены во времени. Наши штатники, хиппи, рокеры, металлисты, панки отставали от своих сородичей за рубежом иногда на 10-20 лет. Кроме того, они иногда приобретали и своеобразный национальный колорит. В качестве примера могут быть приведены такие группы, как штатники и люберы, ярко выражающие сугубо российский менталитет.
Молодежная культура в современном обществе.
Молодежь представляет собой социальную группу, которая включает людей в возрасте от 16 до 30 лет. Молодежь – самостоятельный субъект, осуществляющий свой вклад в социальную динамику.
Современная молодежь значительно отличается от предшествующих поколений. Кризис в российском обществе породил острейший конфликт поколений своими идейными, культурными ориентациями, ценностными установками. Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности представляют собой относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ. Ценности носят характер как традиционный, так и инновационный. Среди традиционных ценностей, на которые ориентируются молодые люди, - любовь, дружба, взаимопомощь, взаимоподдержка, что определяется как коллективистские ценности.
Следует отметить то обстоятельство,
что в современных условиях молодые
люди не наследуют те ценностные установки,
которые разделяют в
Молодежное сообщество характеризуется поиском своего места в жизни, воспринимает культуру общества как поле для самовыражения и самореализации, ищет в ней не столько нравственное, сколько развлекательно-релаксирующее содержание. Отсюда увлечение азартными играми, электронной техникой, зрелищными видами досуга, разного рода стимуляторами психической активности – лекарственными, химическими, пищевыми и т.п.
Этим же объясняется такой феномен современной культуры, как молодежная мода, которая имеет ярко выраженную сексуальную направленность, отличается отсутствием индивидуальности и изысканности. Подростки и юноши стремятся соответствовать пропагандируемым стандартам поведения – в одежде, прическах, манерах, привычках, образе и стиле жизни, выборе способов общения, видов занятости, в определении смысла жизни.
Информация о работе Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы