Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 23:46, контрольная работа

Описание работы

С самого начала молодежную субкультуру отличали невписываемость, невовлеченность в базовую культуру общества, которой является массовая культура. Невписываемость при одновременном желании привлечь к себе внимание окружающих оборачивается симбиозом эпатажных и протестных форм данной субкультуры, благодаря которым молодежная субкультура исполняет роль своеобразного компенсатора механизма, решающего задачу противовеса нивелирующему давлению массовой культуры, и проявляется как своеобразная защитная реакция культуры от самоуничтожения, один из механизмов самосохранения культуры.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3

Основные причины формирования молодежных субкультур………….5


Специфика и эстетика молодежной субкультуры……………………….7


Западные модели молодежных субкультур………………………………9


Молодежная культура в современном обществе………………………..12


Заключение…………………………………………………………………15


Список используемой литературы………………………………………..17

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 108.50 Кб (Скачать файл)

В связи с вышесказанным молодежную культуру можно рассматривать как  субкультуру. Ее отличие от культуры всего общества состоит в том, что молодые люди имеют собственные  ценности, нормы правила, обычаи, моду символы, интересы и потребности, установки  и представления. При этом молодежь как социальная общность неоднородна. В ней присутствуют подгруппы людей высокообразованных и необразованных, имеющих высокий или низкий социальный статус, экономически состоятельных и несостоятельных, городских и сельских, работающих и неработающих, верующих и неверующих. Отсюда и различия в культурных традициях и поведенческих стратегиях представителей молодого поколения.

Характерно, что в настоящее  время молодежная субкультура превращается в контркультуру, входит в противостояние с обществом своими идеалами, модой, искусством, языком. Многие социальные явления девиантной направленности связаны с молодым возрастом, и в том числе – деятельность преступных организованных сообществ, наркомания, токсикомания, игромания, проституция и т.п. Особого внимания заслуживает молодежный досуг, который для немалого числа социальных групп принимает все более бездуховную, безнравственную форму.

Потребительские ориентации отравляют  душу молодых людей, вынуждают их соперничать друг с другом, приводят к подавлению в личности духовно-нравственного начала. Особого внимания заслуживает такая проблема, как развитие аморальных ориентаций молодых людей. Проституция, половая распущенность все меньше осуждаются молодежью, а в наиболее интеллектуальной молодежной среде – студенческой, все чаще встречаются факты использования нецензурной лексики, курения табака среди девушек, наркомании, пивного алкоголизма, пьянства, хулиганства, воровства, рэкета. Гуманизм как общечеловеческая ценность уходит все дальше, оставляя вместо себя такие нравственных проявления, как грубость, агрессия, равнодушие, соперничество, идолопоклонничество.

Неформальные движения молодежи представляют собой разновидность контркультуры, бросающей вызов обществу. Поскольку  контркультура обозначает установки, противоречащие фундаментальным принципам данной культуры, неформальные молодежные движения получают статус альтернативных форм культуры, не контролируемых обществом.

Важно понимать то, что эти формы  культуры возникают объективно, а  значит их невозможно уничтожить, запретить, заменить чем-либо иным. Они вызваны неудовлетворенностью молодежи как маргинальной, переходной социальной группы своими условиями жизни и труда. Низкий уровень заработной платы у большинства начинающих профессиональную карьеру, еще более скромный размер студенческой стипендии, бедствующие молодые семьи, а более всего студенческие, - все это вместе и на почве резкого социального расслоения в обществе становится миной замедленного действия для социализации новых поколений россиян.

Неформальные движения молодежи –  музыкальные, технические, правовые, спортивные, философско-мистические, экологические, патриотические, фашистские, расистские, творческие – выполняют определенные функции, которые не могут взять  на себя другие социальные структуры. Среди них – функции самореализации, времяпрепровождения, компенсаторная, эвристическая. Особо следует выделить такие молодежные движения, которые ставят в центр всего общение, мир, любовь, взаимопонимание (кришнаиты, религиозные братства и секты), а также группы альтернативного творчества, объединяющие не признанных официальными кругами художников, писателей, артистов, музыкантов и т.д. Очевидно, что их деятельность не носила бы сомнительной направленности, если бы молодые люди могли легально получить все то, к чему они стремились и что искали в альтернативных объединениях среди социальных групп, существующих в правовом и социальном пространстве.

Исследования показывают, что современная  российская молодежь ориентирована  более на такие виды досуга, как посещение кинотеатров, мест развлечений – кафе, баров, ночных клубов, дискотек, культурно-развлекательных центров с шоу-программами, просмотр телепередач, прослушивание музыкальных записей или музыкальных радиоканалов, Популярные прежде чтение художественной литературы, прессы, физкультурные и спортивные занятия уступают в рейтинге развлекательным видам досуга. Модный в последние годы фитнес привлекает состоятельную часть молодежи, так как это весьма дорогостоящий вид спортивного досуга, хотя и несомненно прогрессивный, поскольку он совместим только со здоровым образом жизни.

Такие мощные каналы передачи культурной информации, как театр, консерватория, выставки, музеи, большей частью современной  молодежи не востребованы. Интерес  к ним проявляют в основном специалисты – настоящие или будущие, студенты вузов культуры и искусства, представители педагогической и других гуманитарных специальностей. Для остальных социальных групп молодежи учреждения, несущие высокую культуру, оказываются недоступными. Одна из внешних причин – дороговизна посещений не дотируемых государством учреждений, кроме того, сказывается и их территориальная удаленность: не каждый город имеет достаточное количество культурных объектов. Внутренние причины равнодушия к ним – отсутствие потребности в контакте с художественными ценностями. Поскольку сравнительно небольшое число детей и подростков посещают школы искусств (музыкальные, художественные, спортивные и иные) и столь же редко общеобразовательные школы занимаются творческим развитием своих учеников, у последних не формируется потребность в принятии тех или иных видов искусства, дети остаются вне воздействий классической инструментальной музыки, оперы, балета, театрального искусства, художественных живописных произведений, классической и современной российской и зарубежной литературы. Затрудняется процесс формирования эмоционально-чувственного отношения к жизни, к культуре, столь необходимого для социализации зрелой личности и самореализации молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Молодежная субкультура отражает перемены, происшедшие в обществе во второй половине ХХ века. Ее появление  и оформление как социального  феномена было обусловлено достижением  рядом обществ развитой стадии индустриализма и началом их перехода к стадии постиндустриализма, потребовавшим резко увеличить период обучения, необходимого и обязательного для овладения практически всем подрастающим поколением будущей профессией. На протяжении этого периода получение образования массой людей становится их главным, основным занятием. При этом часть молодых людей получение образования не связывает со своей будущей взрослой жизнью и воспринимает как обузу и повинность.

Длительность периода получения  образования, привыкание к состоянию  и положению обучающегося оборачиваются у части молодых людей нежеланием взрослеть, а также попыткой выхода из естественного процесса социального взросления, что приводит к появлению так называемого социального детства.

Субкультура молодых людей-сверсников выполняет целый ряд положительных функций, таких как: адаптация молодых людей к обществу; предоставление возможности молодому человеку выработать собственный первичный статус; помощь молодым людям в освобождении от родительской зависимости и опеки; передача специфических для определенного социального слоя ценностных представлений; помощь молодым людям в удовлетворении потребности в гетеросексуальных контактах и др.

Молодежная субкультура возникает  из потребности молодых людей  к самовыражению, самоутверждению  в обществе и невозможности по той или иной причине их удовлетворить традиционным путем. Однако для того, чтобы самоутвердиться нетрадиционным путем, молодому человеку сначала следует принять единообразие определенной разновидности молодежной субкультуры. Таким образом, развитие личности молодого человека оборачивается его полным отказом от проявления индивидуальных качеств.

Но не все подростки оказываются  вовлеченными в молодежную субкультуру. Большинство молодых людей избирают так называемый путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дали сбоя, что в силу обстоятельств данным молодым людям молодежная субкультура не нужна.

Для возникновения молодежной субкультуры  необходимо сочетание как минимум трех факторов: а) отвержение принятых ранее регламентирующих социальных нормативов, не удовлетворяющих более ввиду объективно изменившихся условий; б) попытки построения собственных «независимых» мировоззренческих систем; в) поиска молодыми людьми (подростками) референтных групп со сходными целевыми установками.

С предпосылками молодежной субкультуры  мы имеем дело в основном при сбое в «нормальном», привычном течении  дел:

  • в семье (излишний контроль родителей или предоставление подростку сверхсвободы);
  • в формальной группе (организации, учебном заведении (школе): несложившиеся отношения с одноклассниками, учителями и т.п.;
  • в так называемых локальных войнах, в результате участия в которых молодой человек приобретает столь необычный для мирного течения жизни опыт (страха, боли, убийства, крови, разрушения, потери товарищей и т.п.), накладывающий такой отпечаток на восприятие действительности и на отношение к окружающему миру, что он уже не вписывается в ту мирную жизнь, у которую возвращается (даже если он не получил физических увечий);
  • среди безработных, временно (частично) занятых работой молодых людей (наличие свободного времени при одновременном отсутствии возможности самореализации);
  • при несоответствии реального социального статуса уже приступившего к работе молодого человека его желаемому (воображаемому) статусу.

Таким образом, выявлено несколько  «болевых точек», в зоне которых  образуются «группы риска» для возможного продуцирования субкультурной молодежи. Выход из всех рассмотренных «групп риска» с неизбежностью не ведет молодых людей в молодежную субкультуру, кроме того, существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения: отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени и т.д. Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, выступают указанные предпосылки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

            

  1. Боровик В.С., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: Учебное пособие, 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Высшая школа», 2006. – 392 с.
  2. Гуревич П.С. Субкультура. Культурология ХХ век: Энциклопедия. Т.2. - СПб., 1998.
  3. Евразия: Люди и мифы. Сост. и отв. ред. С. Панарин. – М.: «Наталис», 2003. – 607 с.
  4. Карцева Л.В., Шабалина Ю.В. Социология культуры: Учебное пособие – 2-е изд. – М.:»Дашков и К», 2008. – 230 с.
  5. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. – М.: «Фаир-Пресс», 2004. - 608 с.
  6. Оганов А.А., Хангельдиева И.Г.  Теория культуры: Учебное пособие

   для вузов – 2-е изд., испр. и доп. – М.: «Фаир-Пресс», 2003. - 416 с. 

  1. Художественная жизнь современного общества. В 4-х т. Т.1. Субкультуры и этносы в художественной жизни. Отв. ред. К.Б. Соколов. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1996. – 237 с.
  2. Шендрик А.И. Социология культуры: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «ЮНИТИ-Дана», 2000. – 496 с.

1  Гуревич П.С. Субкультура // Культурология. ХХ век: Энциклопедия. СПб., 1998, Т. 2. С. 236.

2  Нонконформизм – инакомыслие, несогласие с установившейся идеологической или нравственной доктриной государства (см.: Комлев Н.Г. Словарь новых иностранных слов. М., 1995. с. 80).


Информация о работе Молодежная субкультура: особенности, содержание, творцы