Молодежная субкультура в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Разделы по молодежной культуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». Автор настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».

Файлы: 1 файл

Специфика молодежной культуры - копия.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Выбор тех  или  иных  культурных  ценностей  чаще  всего  связан  с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не  согласные  с ними легко попадают в  разряд  "отверженных"),  а  также  с  престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия  ценностей  обусловлены половой  принадлежностью,  уровнем  образования,   местожительством   и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках  неформальной группы проявляется от более мягкого в среде  студенческой  молодежи  до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Данные исследований показывают, что досуговая  самореализация  молодежи осуществляется вне учреждений культуры. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т. п.) большинством молодых  людей  воспринимается   как   анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничиваются  приобщением  к  православию,  между  тем  как  народные традиции,  безусловно,  не  ограничиваются  одними  лишь   религиозными ценностями. Кроме того, этнокультурная самоидентификация состоит прежде всего в  формировании  положительных  чувств  в  отношении  к  истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято  называть  “любовью  к Отечеству”. Возникновение такой, а не иной, с указанными  особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом  причин,  среди  которых наиболее значимыми представляются следующие.

  1. Молодежь, живет в общем социальном  и  культурном  пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не  отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково  общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
  2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека как  со  стороны родителей, так и  педагогов,  всех  представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному  и культурному инфантилизму, а с другой  -  к  прагматизму  и  социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.

Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные  агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный  вид  досуговой  самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура   просто   повторяет телевизионную субкультуру[6,35].

Молодежная  субкультура  есть  искаженное зеркало  взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать  на эффективную  культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения Казахстана также постоянно снижается. Наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в  содержании искусства, что проявляется, прежде всего, в  принижении,  деформации  и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется  в  нарастании сцен  и  эпизодов  насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности   (кинематограф, театр, рок-музыка, литература, изобразительное искусство), что противоречит народной нравственности  и оказывает негативное воздействие на молодежную аудиторию. Отрицательное влияние на  аудиторию эскалации  сцен насилия и секса в кино, на телевидении и видео доказывается многочисленными исследованиями.

Психология  неформальности  включает  в   себя   много   слагаемых. Стремление быть самим собой лишь первое из них. Это  именно  стремление при отсутствии умения быть самим  собой.  Подросток   озабочен  поиском смысла «Я»,  отделением себя «истинного» от себя «неистинного», определением своего предназначения в жизни  –  настойчиво  увлекает  на путь поиска  чего-то  необычного.  А  определить  это  необычное  очень просто. Если взрослые не запрещают – это дело обычное и потому скучное. Если запрещают –  вот он, тот самый сладкий плод.

Второе  слагаемое  психологии   неформальности   –   заражение   и поддержание. Он начинает подражать, даже  не  замечая,  что  постепенно обычным  становится  и  это  его  маскарад.  Зарождение  и  поддержание облегчают  задачу  выделение  из  окружающей  среды  -  ломать   голову приходится только первым.  Остальные  же,  как  послушное  стадо,  идут следом.

Третье слагаемое – стадный  инстинкт.  Групповым  он  кажется  лишь внешне.  Глубинно,  психологически  это  стадное  поведение.  И   пусть стремление  выделиться,  обрести  автономность  и  независимость  носит индивидуальный характер – одному выделиться трудно. А в куче  –  легче. Заражение и подражание, наслаиваясь на индивидуалистическое  стремление к  выделению,  искажает  цель,  ради  которой  подросток  предпринимает неформальные действия, в итоге не выделяет, а  растворяет  подростка  в толпе себе подобных. Подавляющее большинство  неформальных  группировок держаться не на сознательном единстве – это бывает у подростков  редко, а на одинаковости одиночества входящих в нее членов.

Непременный атрибут почти любого  стада  и  одновременно  еще  одно слагаемое психологии данного типа –  наличие  конкурентов,  оппонентов, недоброжелателей и даже врагов. Ими могут стать практически кто угодно: подростки с соседнего  двора,  и  поклонники  иной  музыки,  и  просто взрослые.  Тут действуют все те же выделения и обособление, но  уже  не на индивидуальном, а групповом уровне. Не соглашаясь с миром  взрослых, подросток приходит в неформальную группировку, и его стихийный  протест начинает распространяться и на других неформалов. «Врагов»  может  быть очень много. Поддержание образа врага  - одно из условий  существования подобных групп[6,43].

Психология неформальности  по  природе  своей  носит  двойственный, активно-реактивный  характер.  С   одной   стороны,   это   во   многом естественный выплеск энергии молодости. С другой стороны,  мы  сами  же часто провоцируем на то, чтобы эта энергия  направлялась  в  не  лучшую сторону. Запрещая даже то, что полезно и выгодно обществу, мы  приводим их в недоумение и подталкиваем к слепому  протесту  в  явно  негативных формах.

Еще  одна  особенность  –  завышение  притязания.  Это   то   самое «потребительство»,  которое  столь  часто  ставится  молодым  в   вину. Гласность и открытость позволяет сравнивать нашу жизнь  с  западной,  а затем и громко выражать результаты этого нелесного для нас сравнения[7].

Существуют некоторые классификации молодёжных организаций по направлениям их деятельности, мировоззрения.

Музыкальные неформальные молодёжные организации.

Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена только вокруг музыки. Тем не менее, есть некоторые черты, которые можно назвать типичными для значительной части металлистов.

Тексты металл-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ «сильной личности». Для многих металлистов субкультура служит средстсовм эскапизма, отчуждения от «серой реальности», формой молодёжного протеста.

В прессе появлялись исследования, утверждающие, что интеллектуальный уровень металлистов может быть довольно высок, а увлечение металлом может быть признаком интеллектуальности[9,43]. Среди металлистов популярна фантастическая и мистическая литература (Г. Лавкрафт, Дж. Толкиен, Ф. Херберт, У. Берроуз и др.), мифология (особенно скандинавская).

Некоторые исследователи утверждают, что у слушателей тяжёлого рока и металла выше тяга к агрессии и депрессии. Однако психологи сходятся на том, что это не следствие, а причина увлечения тяжёлой музыкой. Более того: респонденты, показывавшие негативные тенденции, чувствовали себя лучше и увереннее после прослушивания любимой музыки. По их словам, тяжёлая агрессивная музыка помогает им выплескивать негативные эмоции, не копить их в себе. Таким образом, некоторые металлисты неосознанно используют металл как средство психотерапии.

На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями[2]. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов (MC) середины 60-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря масс-медиа в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» — пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно-притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины. На волне популярности Hells Angels и других outlaw-клубов стали в массовом порядке сниматься фильмы, писаться книги и выпекаться жареные публицистические статьи.

Политические неформальные организации.

Панки относятся  к достаточно экстремистскому течению среди неформалов,  имеющих  вполне  определённую  политическую окраску. В качестве лидера выступают парни. Желание панка любым путём привлечь к себе  внимание окружающих людей, как правило, приводит его к эпатажу, вычурному и скандальному поведению. В целом, панков отличают низкое трудолюбие, нелюбовь к реальной работе. В значительной степени социальный паразитизм, поверхностная начитанность при весьма высоком самомнении, особенно в отношении собственных творческих способностей. Выступая против бюрократизма, черствости и расчетливости, они стремятся к самоутверждению в среде себе подобных путем резкого отвращения общепринятых вещей,  демонстрации  экстремизма в средствах борьбы с негативными явлениями.

Философствующие неформальные организации.

Интерес к философии – один из весьма распространенных в неформальной среде, поскольку связан с тем, что в данном возрасте происходит переосмысление себя и своего места в мире, а также поиск новых ценностей, и это выводит  подростка за  рамки устоявшихся  представлений, и толкает к чему-то иному, подчас альтернативному по отношению к господствующей философской схеме.

Хиппи - молодёжная философия и субкультура, возникшая в США в 1960-х. Расцвет движения пришелся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи протестовали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм. Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war!», что значит «Распространяйте любовь вместо войны!» или «Занимайтесь любовью, а не войной!».

Эмо (англ. emo: от emotional — эмоциональный) — представители молодёжной субкультуры, образовавшейся на базе поклонников одноимённого жанра.

Основные черты эмо-стиля

Имидж эмо

Традиционной причёской эмо считается косая, рваная чёлка до кончика носа, закрывающая один глаз, а сзади короткие волосы, торчащие в разные стороны. Предпочтение отдаётся жёстким, прямым чёрным волосам. У девушек возможны детские, смешные причёски — два маленьких хвостика, яркие заколочки — сердечки по бокам, бантики.

Часто эмо-киды прокалывают уши или делают тоннели. Помимо того, на лице эмо-кида может быть пирсинг (например в губах и левой ноздре, бровях, переносице).

И юноши, и девушки могут красить губы под цвет кожи, использовать светлый тональный крем. Глаза густо подводят карандашом или тушью, благодаря чему они выглядят ярким пятном на бледном лице. Ногти покрывают чёрным лаком. Такой макияж делается в основном для посещения концертов и сэйшенов.

Одежда

Эмо носят одежду в розово-чёрных тонах с двуцветными узорами и стилизованными значками. Основными цветами в одежде являются чёрный и розовый (пурпурный), хотя и другие шокирующе-яркие цвета считается допустимым.

Бывают сочетания в широкую полоску. Часто на одежде изображены названия эмо-групп, смешные рисунки или расколотые сердца. Встречаются черты спортивного стиля одежды скейтбордистов и BMX-еров.

Значения цветов:

Чёрный:

Преобладает в образе эмо.

Его предпочтение может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью.

Яркий:

Отражает радостные моменты. Это вызов общей мрачности, отрицание связи стиля эмо с готической субкультурой и приближение к поп-панку.

Характерная для эмо обувь — кеды (конверс или скейтерские кеды), а также флипы, слипы, вэнсы с узором в шашечку.

Наиболее типичная одежда:

Узкая, обтягивающая футболка.

Узкие джинсы чёрного или пепельного-синего цвета, возможно с

дырками или заплатками.

Чёрный или розовый ремень с заклёпками, провисающими цепями и большой бляхой с символикой.

Кеды с яркими или чёрными шнурками.

У девушек встречаются длинные платья, обычно чёрного цвета. Присутствуют ободочки с бантиком. Полосатые гетры на руках. Реже встречается одежда унисекс.

Атрибутика

Для эмо характерны следующие атрибуты:

Почтовая сумка через плечо, покрытая заплатками и значками.  
Значки, прицепленные к одежде и, иногда, к обуви.  
Очки в широкой яркой или чёрной оправе.  
Яркие разноцветные (обычно силиконовые) браслеты на руках, особенно популярны снэпы или панк-атрибутика (напульсники с шипами).  
Крупные бусы ярких цветов на шее.

Символика

Розовое сердце, часто с поперечной трещиной или разорванное в клочья.

Череп с костями.

Розовый (или чёрный) пистолет или скрещённые пистолеты с надписью «bang-bang» (звук выстрела).

Чёрная пятиконечная звезда на розовом фоне.

Характерные жесты

Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета.

Сложить руки вместе в виде сердца.

Мировоззрение

Стремление к переживанию ярких и чистых эмоций и их выражению — главное правило для эмо-кидов. Их отличает: жажда самовыражения, противостояние несправедливости, особенное, чувствительное мироощущение.

Информация о работе Молодежная субкультура в современной России