Молодежная субкультура в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Разделы по молодежной культуре выделяются в изданиях учебного характера. Специально этому вопросу посвящено объемное учебное пособие С. И. Левиковой, опубликовавшей в последние годы немало работ по данной проблематике. В учебнике под редакцией В. Т. Лисовского параграф «Молодежная субкультура в современной России» написан З. В. Сикевич. Обращает на себя внимание то, что здесь под молодежной субкультурой понимается «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов». Автор настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению».

Файлы: 1 файл

Специфика молодежной культуры - копия.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Существует стереотипное представление об эмо как о плаксивых мальчиках и девочках. В первую очередь для представителей этой субкультуры основными ценностями являются: разум, чувства, эмоции. Умение сочетать все три компонента и есть основная суть эмо. Но позитивные эмоции, так же, как и индивидуальность, не забываются, а ценятся.

С другой стороны, ощущая сложность окружающего мира и испытывая нехватку любви и понимания, представитель эмо-культуры выражает боль, которую испытывает каждый. Эмо-кид — часто ранимый и депрессивный человек. Он выделяется из толпы ярким внешним видом, ищет единомышленников и мечтает о счастливой любви.

Эмоциональность эмо-кидов так значительна благодаря частым проявлениям крайностей: горя и счастья, грусти и радости. Именно эта особенность выделяет эмо на фоне других субкультур, как правило, отражающих не более одного крайнего настроения.

Одни считают эмо разновидностью пост-панка, другие смесью готики и гламура. Эмо характеризует основанный на эстетике прекрасного взгляд на мир, преимущественная интровертность, акцент на внутренних переживаниях. В отличие от классических панков, эмо отличает романтизм и акцент на возвышенной любви. Тру эмо (от англ. true — правда, настоящее) отличает sXe, то есть здоровый образ жизни: отказ от сигарет, наркотиков, алкоголя и беспорядочных половых связей, а иногда и вегетарианство.

Проблема популяризации

В настоящее время из-за широкой популяризации этой культуры многие забывают о её истинном значении и фокусируют внимание только на внешнем виде. Вследствие этого произошло разделение среди её представителей: истинные эмо называют себя «тру» (от англ. true — правда, настоящее), а тех, кто отдаёт предпочтение популярности и моде, а не музыке — называют «позёрами» (англ. poseur — позёр, подражатель). Конфликт между «подражателями» и истинными представителями субкультуры эмо перерос в появление так называемых «антиэмо». Они в свою очередь преследуют «позёров» и отрезают им чёлки — характерную черту внешнего вида эмо-кидов.

Готы — представители молодёжной субкультуры, зародившейся в конце 70-х годов XX-го века на волне пост-панка. Готическая субкультура достаточно разнообразна и неоднородна, однако для неё в той или иной степени характерны общие черты: специфический мрачный имидж, а также интерес к готической музыке, хоррор-литературе и фильмам, декадансу и мистике[1].

Готическая субкультура постоянно попадает под огонь критики со стороны консервативной общественности. Отчасти это связано с мифами о готах, распространяемыми прессой, отчасти — с конфликтом «отцов и детей», отчасти — с неприятием обществом отдельных элементов готической культуры. Готику, справедливо или нет, обвиняли в пропаганде суицида, депрессии, сатанизма, вандализма и прочем вредном влиянии.

Одно из распространённых обвинений в адрес готики — пропаганда суицида. В текстах некоторых готик-групп (а также групп, ошибочно причисляемых к готике) тема депрессии, смерти, загробной жизни встречается достаточно часто, и некоторые из текстов можно истрактовать как одобрительно отзывающиеся о самоубийстве. Другой причиной такого обвинения стала привычка некоторых готов инсценировать попытку самоубийства, например, надрезая вены.

Является ли увлечение готикой причиной или следствием таких проблем, остается предметом споров. По мнению психологов, готика может привлекать людей с комплексами, психологическими проблемами, изначально склонных к депрессии. При этом, согласно последним исследованиям, готик-субкультура дает людям со склонностью к депрессии понимающее общество, облегчает их социализацию и таким образом, может даже предотвращать суицид.

Обвинения в связи готики и сатанизма звучат в основном со стороны религиозных и около-религиозных консервативных организаций. Однако исследования показывают, что прямой связи между этими явлениями нет. Эта распространенная ошибка вызвана чаще всего атрибутикой готов, которую некоторые принимают за сатанинскую. Пресса часто приписывает ритуальные убийства, совершаемые дьяволопоклонниками, готам, за чем чаще всего следуют опровержения. По мнению большинства социологов, сама по себе готическая субкультура неагрессивна, хотя отдельные ее представители могут составлять исключение.

Важнейшая функция молодёжного движения – “стимулирование прорастания социальной ткани на окраинах общественного организма”[6]. Молодёжные инициативы становятся проводником общественной энергии  между местными, региональными,  поколенческими  и  т.п.  зонами  общественной жизни и её центром – основными социально - экономическими и политическими структурами.

Молодёжные субкультуры влияют на формирование ценностно-ориентационную сферу подростков и юношей. Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных новообразований юности, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности, и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения. Особое значение приобретает связь ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, на других людей, на себя саму, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».

Молодежная субкультура часто оказывает положительное воздействие на процесс социализации подростков, юношей и молодых людей: адаптирует их к обществу; предоставляет возможность выработать собственный первичный статус; способствует освобождению от родительской зависимости и опеки; передает специфические для того или иного социального слоя ценностные представления; помогает молодым людям удовлетворять потребности в гетеросексуальных контактах; функционирует как важнейший социальный подготовительный институт. Другое дело, что, порой, слишком сложно понять и принять молодого человека, который вступает в подобную организацию. Что движет им, к чему стремиться, что получает в итоге – вот самые важные вопросы.

 

3. Молодежная контркультура

 

Контркультура - форма выражения ограниченными социальными группами, прослойками своей культурной специфики и образа жизни, отличающихся от общепринятых в данном обществе [1, 103].

Существует три направления молодежной контркультуры:

1. Левоэксцентристская направленность (критика образа жизни).

2. Смесь экзистенциализма, фрейдизма, анархизма, марксизма (критика  массовой культуры)

3. Раскрепощение сферы  бессознательного, в том числе  и с помощью наркотиков; нарушение  общественных приличий.

Выделяют следующие причины возникновения контркультуры: противоречия внутри капиталистической системы, безработица, несовершенство системы образования, духовный разрыв между поколениями, буржуазно-мещанский образ жизни, утилитаризм, конформизм массовой культуры, угнетение индивидуальной свободы, отсутствие общения с природой, буржуазное общество - общество организованного насилия, угнетение творческих порывов, жизненной энергии.

Рассмотрим такую разновидность контркультуры, как скинхеды.

Скинхэды получили свое название по своему внешнему виду: а именно шарообразным или бритым головам. Это представители субкультуры рабочего класса, которая была основана в Великобритании в шестидесятых годах прошлого века [5]. Существенное влияние на них оказали руд-бойз Вест-Индии и моды Объединенного Королевства. В последние десятилетия культура скинхэдов распространилась по всей Европе, Северной Америке и другим континентам. По своим политическим воззрениям скинхэды колеблются от ультралевых до антифашистов, включая все, что находится между ними. Бывают скинхэды и аполитичными. Их внешний вид также может отличаться от более милого, взятого у моды шестидесятых годов, до стилей в духе стрит-панка и хардкора.

Итак, оригинальная субкультура скинхэдов возникла во второй половине шестидесятых годов в Великобритании и впервые начала угасать уже в начале семидесятых. Однако оказалось, что до конца себя она не изжила и, перенеся кризис семидесятых годов, постепенно разошлась по другим странам, где адаптировалась к различным культурным традициям и социальным условиям. В пределах широкого названия одной субкультуры сформировалось множество направлений. В России наиболее ярко представлены более агрессивные из них, что может быть вызвано, впрочем, обилием приезжих людей, составляющих национальные меньшинства [1, 92].

Одним из течений скинхэдов являются нацисты или «Вайт-пауэр» (то есть «белая сила» в переводе с английского). Это расисты, ультранационалисты с легким политическим уклоном. Многие скинхэды-нацисты не имеют никакого отношения к оригинальной субкультуре, возникшей в шестидесятые года из соображений стиля и интересов. Другие скинхэды могут относиться к ним весьма не приветственно. Выдержанный ими стиль носит окраску агитационного, который приводит примеры унижения нации лицами других национальностей, а также призывает бороться за национальные свободы. У таких, скинхэдов существует четко очерченная программа по очищению нации, а также распределению общества, согласно этическим нормам, на слои, где обязательно представлены воины и рабочий класс [3, 75].

Главным внешним признаков скинхэдов является их прическа. Головы у мужчин могут быть не обриты, но очень коротко подстрижены. Прически женщин остаются прежними либо же выполнены в духе «Челси», то есть на голове выбриты какие-то отдельные участки, чаще всего затылок. Облачены скинхэды в плотные кожаные куртки черного или зеленого цвета, V-образные свитера или кардиганы, в теплое время года – футболки со слоганами или названиями команд направления [6, 106]. На спине могут быть скобки, образующие букву Х или Y, считается, что согласно им можно отличить позера от вайт-пауэр. На ногах – обувь, которая напоминает армейскую, очень ноская, часто с титановыми пластинами.

В одежде скинхэдов-наци также присутствует свастика или перекрещенные молот, кельтские руны, викинги, символы ку-клукс-клана или другая нордическая символика. У представителей этого направления в большом почете татуировки. В восьмидесятых годах татуировками нередко украшали лбы или затылки.

 

 

 

Заключение

 

Какой же смысл надо вкладывать в понятие «молодежная культура»? Это прежде всего возрастная ассимиляция, переработка общей культуры, присущей обществу на данном этапе социального развития, это культура определенного молодого поколения, но в то же время это и культура определенного возрастного этапа в жизни каждого человека, когда происходит формирование личности, самоопределение и самореализация индивида, которые не могут не включать и культурный аспект.

Вместе с тем молодежная культура обусловлена и социумом, в котором она функционирует, общественной психологией, нормами, потребностями, идеалами социального организма. Таким образом, молодежная культура носит одновременно временной и вневременной характер, отражая социальный и психологический облик своего времени и общества.

В структуре молодежных культур существуют и контркультуры. В рамках данной работы была дана характеристика молодежной субкультуры и контркультуры.

Потребность молодого человека заявить о себе как о сформировавшейся личности в мире взрослых очень велика, но не всегда легко достижима. Одним из способов приобщения к современной многоликой культуре и обозначение своей особой мировоззренческой позиции стало включение в ту или иную молодежную субкультуру.  С каждым годом в мире появляются все новые неформальные направления и течения в молодежном сообществе (музыкальные, идеологические, компьютерные и т.д.), где юноши и девушки пытаются удовлетворить свои потребности в общении со сверстниками, в самоопределении, в построении и принятии ценностно - мировозренческой позиции. Молодежные течения и субкультурные образования преобразуются, адаптируются в соответствии с особенностями культуры государства, некоторые становятся особенно модными и популярными. Молодежная субкультура –  это культура, создаваемая     молодыми для себя, «для внутреннего пользования», то есть для собственной группы и не рассчитанная на ее массовое потребление.

Молодежную субкультуру отличают: самоорганизация и независимость от официальных (формальных) структур; атрибутика, подчеркивающая принадлежность к той или иной конкретной группе; наличие  особого мировоззрения, ценностных ориентаций, отношений к внешнему миру, поведенческих стереотипов; при общей «закрытости» для и от внешнего мира содействует включению молодых людей в общество. Ценностные ориентации молодежных субкультурах разительно отличаются от ценностных ориентаций их сверстников, не вступающих в подобные группы. Для обычной молодежи важны правила и стандарты общества, они не стремятся отличаться от принятых устоев, может, из-за страха оказаться непонятыми или осужденными семьей или социальными институтами, может, в силу того, что соблюдать нормы гораздо проще и удобнее, чем пытаться изменить их или создать свои собственные.

Для молодежных субкультур важно, чтобы человек, любой, был личностью, чтобы умел отстаивать свои убеждения и точку зрения, свои права, чтобы у него было стремление к свободе и самореализации в творчестве и в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Беликов С. В. Бритоголовые. Всё о скинхедах. Эксклюзивные материалы – М.: Книжный мир, 2010 – 256с
  2. Козлов В. ЭМО – М.: Амфора, 2009 – 391с
  3. Левикова С.И. Молодежная субкультура – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004 – 608с
  4. Молодежная культура и СМИ – М.: Россия, 2006 – 200с
  5. ОмельченкоЕ.Л. Молодёжные культуры и субкультуры. — М. : Логос,  2000. — 365 с.
  6. Пилкингтон Х., Омельченко Е., Флинн М. Глядя на Запад. Культурная глобализация и российские молодежные культуры – М., 2004 – 278с
  7. Суртаев В.Я. Молодежная культура – СПб: Питер, 2009 – 216с
  8. Щенникова Л. С. Духовные ориентиры псковских студентов// Социологические исследования – 1999 - № 8, с. 16-18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Молодежная субкультура в современной России