Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:43, курсовая работа
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко вс
ем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
I. Введение.
II. Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение.
Это воспитание призвано развить у детей чувство национальной гордости, чуждое, однако, шовинизму и сочетающееся с уважением к другим народам. Оно должно воспитать у детей чувство долга перед родиной, приучить их всегда ставить оощие интересы выше личных.
Ушинскому была свойственна неиссякаемая вера в творческие силы русского народа. Благодаря своей мощи, отваге, стойкости русский народ выдержал монголо-татарское иго и избавил от нашествия монголо-татарских полчищ Западную Европу; неоднократно спасал он независимость родины от посягательств иноземных врагов. Ушинский писал, что сам народ создал «тот глубокий язык, глубины которого мы и до сих пор еще не могли измерить; что этот простой народ создал ту поэзию, которая спасла нас от забавного детского лепета, на котором мы подражали иностранцам; что именно из народных источников мы обновили всю нашу литературу и сделали ее достойной этого имени».
Русская музыка и живопись, русская философия также черпали многое из народного творчества: из «серой, невежественной, грубой массы льется чудная народная песнь, из которой почерпают свое вдохновение и поэт, и художник, и музыкант; слышится меткое, глубокое слово, в которое... вдумываются филолог и философ и приходят в изумление от глубины и истины этого слова...».
Будучи глубоко уверен в могучих творческих силах русского народа, Ушинский выдвинул требование, чтобы дело народного образования было предоставлено самому народу и оно было освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительственной опеки. «Кто хорошо знаком с историей России, тот ни на минуту не задумается вручить народное образование самому же народу», - писал Ушинский.
В тесной связи с народностью как основой воспитания в педагогической системе Ушинского стоит вопрос о воспитательном и образовательном значении родного языка.
В замечательной статье «Родное слово» Ушинский писал: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина; в нем претворяется творческой силой народного духа в мысль, в картину и звук небо отчизны, ее воздух, ее физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее леса и реки, ее бури и грозы - весь тот глубокий, полный мысли и чувства голос родной природы, который говорит так громко о любви человека к его иногда суровой родине, который высказывается так ясно в родной песне и родных напевах, в устах народных поэтов. Но в светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни народа... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собою жизненность народа, но есть именно самая эта жизнь. Когда исчезает народный язык,- народа нет более!» Родной язык, как указывал Ушинский,- это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и лучший народный наставник, учивший народ еще тогда, когда не было ни книг, ни школ. Усваивая родной язык, ребенок воспринимает не одни только звуки, их сочетания и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений, чувств, художественных образов.
Цели и средства нравственного воспитания.К. Д. Ушинский считал, что человек должен быть совершенным физически, умственно и нравственно, гармонически развит. Воспитание поэтому он определял как целеустремленный, сознательный процесс формирования гармонически развитой личности. Среди различных сторон воспитания Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «...мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».
Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребенке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребенка твердый характер и волю, стойкость, чувство долга.
Воспитание патриотизма, беззаветной, деятельной любви к родине занимает в системе нравственного воспитания, рекомендуемой Ушинским, главное место в соответствии с основой всей его педагогической системы - народностью. Любовь к родине, писал Ушинский,- это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним.
Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное и справедливое отношение к ним.
Протестуя против слепой, палочной дисциплины, Ушинский писал: «В старой школе дисциплина была основана на самом противоестественном начале - на страхе к учителю, раздающему награды и наказания. Этот страх принуждал детей не только к несвойственному, но и вредному для них положению: к неподвижности, к классной скуке и лицемерию». Ушинский требовал гуманного отношения к детям, чуждого, однако, изнеженности и заласканности. По отношению к детям педагог должен проявлять разумную требовательность, воспитывая у них чувство долга и ответственности.
Ушинский бичует эгоизм, карьеризм, праздность, корыстолюбие, лицемерие и другие пороки. Отмечая положительные черты этических взглядов Ушинского и его теории нравственного воспитания, мы должны вместе с тем иметь в виду, что нравственность у него соединяется с религией.
Однако было бы неправильно не отметить, что его взгляды на религию менялись. В своей предсмертной статье Ушинский говорил, что хотя школе и не следует противоречить церкви, но она должна строиться не на единых с нею основаниях, будучи призвана удовлетворять и потребностям реальной жизни, и что религиозное образование само по себе, а светское - само по себе.
Если во взглядах Ушинского на нравственное воспитание вначале преобладал религиозный элемент, то затем он отводил в нравственном воспитании главное место гражданским задачам - подготовке деятельного, проникнутого чувством общественного долга гражданина своего отечества.
Средствами нравственного воспитания, по Ушинскому, являются: 1) обучение (в этом отношении замечательны его учебные книги, в которых умело сочетаются развитие речи, сообщение знаний и нравственное воспитание учащихся); 2) личный пример учителя (по его образному выражению, «это плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно»); 3) убеждение, которому он придавал очень большое значение; 4) умелое обращение с учащимися (педагогический такт); 5) меры предупреждения и 6) поощрения и взыскания.
Деятельность и активность ребенка. Труд и его воспитательное значение. К. Д. Ушинский совершенно правильно считает деятельность и активность ребенка одним из важнейших условий его воспитания и обучения. В соответствии с этим он придает большое значение режиму жизни детей, который должен приучить их к организованности, развить стремление к деятельности. И в процессе нравственного воспитания и в обучении он всегда подчеркивает значение упражнений, требует, чтобы воспитание превращало положительные убеждения детей в дела и поступки.
В своих психологических высказываниях Ушинский подчеркивает большое значение воли. Обучение он понимает как активный, волевой процесс, предостерегая против забавляющей педагогики и приучая детей к умению преодолевать трудности. Ребенку в процессе обучения не все будет интересно, но пусть он благодаря напряжению воли, сознанию своего долга приучается преодолевать и неинтересное, и трудное. Взгляды его на важное значение деятельности и активности ребенка ярко выражены в высказываниях о труде.
Ушинский считал, что необходимым условием правильного развития человека является труд. В обширной статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» он отмечал, что труд является главным фактором создания материальных ценностей и необходим для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья. Труду человек обязан минутами высокого наслаждения. Труд укрепляет семейную жизнь.
По словам Ушинского, «воспитание, если оно желает счастья человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни». Воспитание должно развить в человеке любовь и привычку к труду.
Ушинский придавал большое значение физическому труду, считал очень полезным, чтобы человек в своей деятельности сочетал физический и умственный труд, подчеркивал большое воспитательное значение сельскохозяйственного труда (особенно в сельских школах). Говоря о труде, он указывал, что «учение есть труд и должно остаться трудом, но трудом полным мысли». Он решительно возражал против развлекающего, забавляющего обучения, против стремления некоторых педагогов сделать обучение для детей как можно более легким. Дети в процессе учения должны приучаться к труду, к преодолению трудностей. Учить играя, писал Ушинский, можно только маленьких детей. Умственный труд тяжел, быстро утомляет непривычного. Надо детей приучать к этому тяжелому труду постепенно, не перегружая их непосильными заданиями.
Указания Ушинского на большое воспитательное значение труда, его мысль о том, что «учение есть труд и труд серьезный...», представляют большую ценность для педагогики и наших дней.
Курсовая: Этнопедагогика
Содержание:
Введение......................
1.Русское народное творчество как средство народной педагогики..... 4
2.Жанры народного творчества....................
2.1.Определение народного творчества....................
2.2.Народное поэтическое творчество (фольклор)....................
2.2.1.Сказка..................
2.2.2.Героический эпос..........................
2.2.3.Афоризмы, пословицы, поговорки.....................
2.2.4.Загадка.................
2.3.Народная музыка (музыкальный фольклор).....................
2.4.Народный театр.........................
2.5.Народный танец.........................
2.6.Народные промыслы......................
3.Принципы народной педагогики....................
3.1.Закономерности народных педагогических систем..................... 17
3.2.Народная педагогика и этнопедагогика................
Заключение....................
Литература:...................
Введение
Еще в середине прошлого столетия И. В. Киреевский (1806 - 1856) писал:
“Уничтожить особенность умственной жизни народной так же невозможно, как
невозможно уничтожить его историю. Заменить литературными понятиями коренные
убеждения народа так же легко, как отвлеченною мыслию переменить кости
развивающегося организма. Впрочем, если бы мы и могли допустить на минуту, что
предложение это может в самом деле исполниться, то в таком случае единственный
результат его заключался бы не в воспитании и просвещении, а в уничтожении
самого народа. Ибо, что такое народ, если не совокупность убеждений, более или
менее развитых в его нравах, в его обычаях, в его языке, в его понятиях
сердечных и умственных, в его религиозных общественных и личных отношениях, —
одним словом, во всей полноте его жизни”.[1]
Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время
“массированного наступления” на культуру, историю, язык всех без исключения
больших и малых народов России. Задача педагогов построить учебно-
воспитательный процесс, целью которого является формирования национального
самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей,
понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Необходимость создания такого обучения обосновывается социальными и
педагогическими факторами.
К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся
внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к
возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь
часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к
межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных
тенденций и снизить по возможности рост постотрицательных факторов в
процессе возрождения наций, этносов, регионов — новая социальная функция
школы и всей системы воспитания детей и молодежи.
1. Русское народное творчество как средство народной педагогики
Обучение и воспитание детей исторически возникли с развитием человечества.
Чтобы сохранить себя как вид на Земле, уже первобытные люди были
заинтересованы в том, чтобы передать молодому поколению накопленный опыт
добычи пищи, защиты от непогоды, опыт охоты, сооружения жилища и т. д. Эти
первоначальные виды обучения и воспитания, когда ребенок овладевал знаниями,
умениями и навыками в процессе совместной деятельности со взрослыми, подражая
им. Новое поколение, восприняв опыт предков, использовало его, добавляя при
этом в него что-то новое, более совершенное. Так постепенно, от поколения к
поколению формировалась народная культура.
Одновременно развивались и первые идей обучения и воспитания детей как
продолжателей рода. Вместе с опытом трудовой деятельности, направленного на
удовлетворение насущных жизненных потребностей в пище, одежде, жилище и др.,
передавался и опыт общения людей друг с другом. Эти отношения из поколения в
поколение закреплялись, развивались и совершенствовались в языке, живописи,
символах.
С развитием русской народной культуры появляются правила обучения и
воспитания детей, советы и наставления, заповеди-запреты и заповеди-
разрешения. С веками, передаваясь от поколения к поколению, они оттачивались,
конкретизировались и дошли до нас, подтверждая понимание нашими предками
великого значения воспитания и обучения детей для сохранения и процветания
народа.
Подобные рекомендации, наставления, поучения, своды нравственных норм и
правил есть у всех народов, населяющих Россию. При этом эти правила,
рекомендации и т.д. очень близки по смыслу, по формулировкам, что доказывает
наличие общих закономерностей в развитии народных культур, и в частности тех
их областей, которые относятся к обучению и воспитанию подрастающих