Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко вс
ем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.

Содержание работы

I. Введение.

II. Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.

1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.

2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.

III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.

1. Сущность, приёмы и методы воспитания.

2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.

3. Умственное и физическое воспитание.

IV. Заключение.

Файлы: 1 файл

Народная педагогика курсовик.doc

— 334.00 Кб (Скачать файл)

семантически родствен­ных вариантов, характеризующих изме­нения народной

музыки в процессе её испол­нения.

Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных

функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:

·        календарные праздники годового земледельческого круга (колядки,

веснянки, масле­ничные, купальские песни);

·        полевые ра­боты (покосные, жатвенные песни);

·        рож­дение, свадьбу (колыбельные и свадеб­ные песни);

·        смерть (похоронные плачи-причитания).

Позднее наибольшее развитие в фольклоре по­лучили лирические жанры, где на

смену про­стым, коротким напевам трудовых, обря­довых, плясовых и эпических

песен или инст­рументальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные

по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяж­ная песня) и

инструментальные.

Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного

творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное.

Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет

ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными

ситуациями.

Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички,

прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это

эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания,

воспитание коллективизма и душевной чуткости.

     2.4.    Народный театр

Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с уст­ным народным

творчеством, зародился в глу­бокой древности: в играх, сопровождав­ших

охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения.

Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах

(свя­точное ряженье, свадьба и т. д.). В про­цессе развития в драматических

действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и

представления, паро­дирующие свадебный обряд (русская игра-комедия

«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития

народного театра и драмы.

В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто

называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии,

Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были

близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообра­зие форм народного

кукольного театра опреде­лялось различием видов кукол, систем их управления

(тростевые куклы, марионет­ки — куклы на нитках — и др.). Народные те­атры

кукол разыгрывали пьесы, переска­зывающие сказки и легенды, инсцени­ровали

«бродячие сюжеты».

К народному театру относят также балаганные пред­ставления и так называемый

раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизиро­ванного текста).

Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного

искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и

же­стов; в ходе представлений актёры непо­средственно общались с публикой,

которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а

иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей,

изображать вто­ростепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как

правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной инте­рес в нём сосредоточен

не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или

комичности ситуа­ций, положений.

Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает

память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей,

драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках,

ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой,

преодолевать застенчивость.

     2.5.    Народный  танец

Народный  танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был

ча­стью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов

и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,

связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).

Постепенно отходя от обрядовых действий, хорово­ды наполнялись новым

содержанием, вы­ражавшим новые особенности быта. На­роды, занимавшиеся

охотой, животно­водством, отражали в танце наблюдения над животным миром.

Образно и выра­зительно передавались характер и повад­ки зверей, птиц,

домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.

Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —

дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ

(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,

воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и

др.). Большое место в танцевальном народном творчестве за­нимает тема любви:

танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отно­шение к женщине

(грузинский картули, русская байновская кадриль).

В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается

танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы

исполняются под аккомпанемент народных ин­струментов, которые танцовщики

часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с

бытовы­ми аксессуарами (платок). Большое влияние на харак­тер исполнения

оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное

платье, прикрываю­щее ступни ног; характерное движение в русском мужском

танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.

Танец позволяет выработать пластичность, особую коорди­нацию движений, приёмы

соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг

с другом в движении (хоровод, ручеек).

     2.6.    Народные промыслы

К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, тка­чество,

резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё

художест­венное, гравирование, чеканка и т. д.

В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта,

культуры и верования. Наиболее общим элемен­том служит родившийся в древности

орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и

глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной

формы, есте­ственной красоты материала. Представление о вещи в народном

промысле обычно не закрепляется в подго­товительной модели или рисунке, а

живёт в сознании и руке мастера; при этом ре­зультаты его индивидуальной

изобрета­тельности, приводящей к выработке наи­более рациональных приёмов

работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая

вековым от­бором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные

специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревян­ные ковши в виде

утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, со­храняя общую форму

и об­разную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения,

де­коративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и

материалов.

Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства

передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт

прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе,

помощи родителям.

Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт

наставника (родителей), прививает трудолюбие.

     3.           Принципы народной педагогики 3.1.    Закономерности

народных педагогических систем

К числу общих закономерностей и характеристик народных пе­дагогических

систем, дающих возможность осуществлять "пере­нос" знаний из одной этнической

педагогики в другую, относятся:

·        наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпо­се,

мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего

систему общечеловеческих ценностей;

·        единство естественного механизма развития народных педагогик,

выражающегося во взаимодействии социальных (обществен­ных) требований и

народности;

·        общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться

в реальную человеческую деятельность и общение (при­рода, труд, игра и др.);

·        общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и

воспитания.

Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных

педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик

народных педагогик различных этносов выступают природно-географические

условия и исторические особен­ности развития народов, определяющие характер

труда, игр, празд­ников, традиций и обрядов, содержание устного народного

творче­ства, изобразительного искусства и народных промыслов, специфи­ку

отношений людей друг к другу и окружающей природе.

В основу построения методики учебно-воспитательного процес­са, базирующегося

на народной педагогике, следует положить иде­ал личности как цель воспитания

и обучения. Этот идеал органиче­ски включается в систему современных

социальных целей и выпол­няет по отношению к учебно-воспитательным системам

роль про­граммы обучения и воспитания и критерия эффективности данного

процесса.

Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-

воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает

сущность народной культу­ры и ее связь с социальными условиями; она и в

настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и

мно­гие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмира­ет, если

теряет свою социально значимую основу.

     3.2.    Народная педагогика и этнопедагогика

Под народной педагогикой традици­онной культуры воспитания мы понимаем

исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально

передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный

в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, ле­генд и

преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал

представлен в сказках, пословицах и поговорках (афо­ристическая педагогика),

в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал

и средства его формирования. Она представляет такую же объективную

реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в

целом.

А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных

педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро,

стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики

как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в

современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная

педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика — наука, не только

изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности

становления традиционных культур воспитания в связи с развитием

экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же

показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-

воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.

     Заключение

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды

деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья

наряду с общиной считалась ос­новным воспитателем ребенка. Она несла

ответственность за каче­ство воспитания не только перед общиной, но и перед

церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися

народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей

и задач воспитания, которые дошли до насто­ящего времени в виде заповедей,

народной мудрости.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его

непосредственное общение с ро­дителями, бабушками и дедушками, которых не

может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще

об­ращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образова­ния и

воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы

сегодняшнего дня. Все очевиднее стано­вится тот факт, что только

взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять

воспитание и раз­витие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость

народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать ос­новой

современных учебно-воспитательных систем.

Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как

показал анализ традиционной культуры воспита­ния, этот опыт характеризуется

почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе

средств ее воспита­ния и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую

для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловече­ских

ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что на­до использовать

весь арсенал народных средств и факторов воспи­тания без изменений и

критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и

соотносятся с нашими пред­ставлениями о гуманизме и общечеловеческих

ценностях.

Поступки и деятельность людей ограничиваются определенны­ми запретами,

способствующими сохранению и развитию челове­ческого общества и его

взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,

Информация о работе Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа