Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 13:43, курсовая работа
Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Слова великого русского педагога К. Д. Ушинского о том, что «воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», целиком относятся ко вс
ем другим народам. Вместе с тем они предполагают, что народная педагогика возникла в глубокой древности, что она исторически предшествовала научной педагогике и влияла на её ранние формы.
I. Введение.
II. Народная педагогика – совокупные педагогические знания и воспитательный опыт народа.
1.Формирование концепции народной педагогики и её характерные особенности.
2.Пословицы и поговорки – народные педагогические миниатюры.
III. Педагогическое воззрение народа на воспитание и обучение.
1. Сущность, приёмы и методы воспитания.
2. Трудовое воспитание – сердцевина народной педагогики.
3. Умственное и физическое воспитание.
IV. Заключение.
семантически родственных вариантов, характеризующих изменения народной
музыки в процессе её исполнения.
Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия её жизненных
функций. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
· календарные праздники годового земледельческого круга (колядки,
веснянки, масленичные, купальские песни);
· полевые работы (покосные, жатвенные песни);
· рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни);
· смерть (похоронные плачи-причитания).
Позднее наибольшее развитие в фольклоре получили лирические жанры, где на
смену простым, коротким напевам трудовых, обрядовых, плясовых и эпических
песен или инструментальным наигрышам приходят развёрнутые и подчас сложные
по форме музыкальные импровизации — вокальные (русская протяжная песня) и
инструментальные.
Песня имеет ряд преимуществ перед другими произведениями народного
творчества. Она выражает чувства в чистом виде, движение души не притворное.
Еще одно достоинство песни — это всеобщность. Всякая народная песня позволяет
ее исполнителю вносить в нее любые изменения, соотносить с самыми разными
ситуациями.
Много песен создано народом: постушки и потешки, колыбельные, заклички,
прибаутки, небылицы. И воспитательные функции их различны. Но общее — это
эстетическое воздействие музыки и слов, нравственное влияние содержания,
воспитание коллективизма и душевной чуткости.
2.4. Народный театр
Народный театр, бытующий в формах, органически связанных с устным народным
творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших
охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения.
Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах
(святочное ряженье, свадьба и т. д.). В процессе развития в драматических
действах усиливается творческое, игровое начало: возникают игры и
представления, пародирующие свадебный обряд (русская игра-комедия
«Пахомушка»). Подобные действа послужили основой для дальнейшего развития
народного театра и драмы.
В народном театре различают театр живых актёров и театр кукол, часто
называвшийся по имени героя представления (Петрушка в России, Панч в Англии,
Пульчинелла в Италии, Кашпарек в Чехии и др.). Русскому театру Петрушки были
близки украинский вертеп, белорусский батлейка. Многообразие форм народного
кукольного театра определялось различием видов кукол, систем их управления
(тростевые куклы, марионетки — куклы на нитках — и др.). Народные театры
кукол разыгрывали пьесы, пересказывающие сказки и легенды, инсценировали
«бродячие сюжеты».
К народному театру относят также балаганные представления и так называемый
раёк (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста).
Наиболее характерной особенностью народного театра (как и вообще фольклорного
искусства) является открытая условность костюмов и реквизита, движений и
жестов; в ходе представлений актёры непосредственно общались с публикой,
которая могла подавать реплики, вмешиваться в действие, направлять его, а
иногда и принимать в нём участие (петь вместе с хором исполнителей,
изображать второстепенных персонажей в массовых сценах). Народный театр, как
правило, не имел ни сцены, ни декораций. Основной интерес в нём сосредоточен
не на глубине раскрытия характеров действующих лиц, а на трагичности или
комичности ситуаций, положений.
Народный театр знакомит маленьких зрителей со словесным фольклором, развивает
память, образное мышление. Комические персонажи высмеивают пороки людей,
драматические учат сопереживанию. Участвуя в своих несложных постановках,
ребенок учится правильно и красиво говорить, произносить речь перед публикой,
преодолевать застенчивость.
2.5. Народный танец
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был
частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление хороводов
и других обрядовых танцев связано с народными обрядами (славянские хороводы,
связанные с обрядами завивания берёзки, плетения венков, зажигания костров).
Постепенно отходя от обрядовых действий, хороводы наполнялись новым
содержанием, выражавшим новые особенности быта. Народы, занимавшиеся
охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения над животным миром.
Образно и выразительно передавались характер и повадки зверей, птиц,
домашних животных: якутский танец медведя, русский журавель, гусачок и др.
Возникают танцы на темы сельского труда: латышский танец жнецов, гуцульский —
дровосеков, эстонский — сапожников, белорусский лянок, молдавский поамэ
(виноград). В народном танце часто отражены воинский дух, доблесть, героизм,
воспроизводятся сцены боя (грузинские хоруми, берикаоба, казачьи пляски и
др.). Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви:
танцы, выражающие благородство чувств, почтительное отношение к женщине
(грузинский картули, русская байновская кадриль).
В народном танце всегда главенствует ритмичное начало, которое подчёркивается
танцовщиком (притоптывания, хлопки, звон бубенчиков). Многие танцы
исполняются под аккомпанемент народных инструментов, которые танцовщики
часто держат в руках (гармошка, балалайка). Некоторые танцы исполняются с
бытовыми аксессуарами (платок). Большое влияние на характер исполнения
оказывает костюм: так, плавности хода русских танцовщиц помогает длинное
платье, прикрывающее ступни ног; характерное движение в русском мужском
танце — отбивка по голенищу жёстких сапог.
Танец позволяет выработать пластичность, особую координацию движений, приёмы
соотношения движения с музыкой. Дети учатся двигаться ритмично, общению друг
с другом в движении (хоровод, ручеек).
2.6. Народные промыслы
К числу важнейших народных промыслов России относятся гончарство, ткачество,
резьба художественная, роспись декоративная (гжель, хохлома), ковка, литьё
художественное, гравирование, чеканка и т. д.
В отдельных чертах народного творчества прослеживаются нормы труда и быта,
культуры и верования. Наиболее общим элементом служит родившийся в древности
орнамент, который помогает достигать органичного единства композиции и
глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластичной
формы, естественной красоты материала. Представление о вещи в народном
промысле обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а
живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной
изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов
работы, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая
вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные
специфические изменения. Древнейшие предметы (напр., деревянные ковши в виде
утки) могут быть чрезвычайно близки к натуре; позднее, сохраняя общую форму
и образную основу, сочетают их с веками выработанными приёмами обобщения,
декоративной стилизации, с рациональным использованием технических средств и
материалов.
Народные умельцы с давних времен очень ценились. Секреты своего мастерства
передавали из поколения в поколение, от отца сыну, соединяя мудрость и опыт
прошлого и открытия настоящего. Дети с раннего возраста приобщались к работе,
помощи родителям.
Совместная работа помогает детям лучше освоить ремесло, перенять опыт
наставника (родителей), прививает трудолюбие.
3. Принципы народной педагогики 3.1. Закономерности
народных педагогических систем
К числу общих закономерностей и характеристик народных педагогических
систем, дающих возможность осуществлять "перенос" знаний из одной этнической
педагогики в другую, относятся:
· наличие идеала личности, зафиксированного в фольклоре, эпосе,
мифологии и других источниках народной духовной культуры и представляющего
систему общечеловеческих ценностей;
· единство естественного механизма развития народных педагогик,
выражающегося во взаимодействии социальных (общественных) требований и
народности;
· общность факторов воспитания, позволяющих ребенку активно включаться
в реальную человеческую деятельность и общение (природа, труд, игра и др.);
· общинно-групповой и гуманистически направленный характер обучения и
воспитания.
Эти закономерности и характеристики составляют сущностное ядро народных
педагогик, общее для всех народов. В качестве вариативных характеристик
народных педагогик различных этносов выступают природно-географические
условия и исторические особенности развития народов, определяющие характер
труда, игр, праздников, традиций и обрядов, содержание устного народного
творчества, изобразительного искусства и народных промыслов, специфику
отношений людей друг к другу и окружающей природе.
В основу построения методики учебно-воспитательного процесса, базирующегося
на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания
и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных
социальных целей и выполняет по отношению к учебно-воспитательным системам
роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного
процесса.
Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-
воспитательный процесс, является народная традиция. Именно традиция выражает
сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она и в
настоящее время несет те же воспитательные и образовательные функции, что и
многие годы тому назад; она развивается вместе с обществом и отмирает, если
теряет свою социально значимую основу.
3.2. Народная педагогика и этнопедагогика
Под народной педагогикой традиционной культуры воспитания мы понимаем
исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей, первоначально
передаваемый от поколения к поколению в устной форме, а затем зафиксированный
в письменных памятниках в виде фольклора, героического эпоса, легенд и
преданий, свода правил воспитания, правил поведения и т.д. Сам же идеал
представлен в сказках, пословицах и поговорках (афористическая педагогика),
в традициях. Другими словами, народная педагогика имеет в своей основе идеал
и средства его формирования. Она представляет такую же объективную
реальность, как фактическая сторона исторического процесса, история народа в
целом.
А то общее, что характерно для традиционного культурного воспитания народных
педагогик, сложившихся исторически у разных народов и представляющих ядро,
стержневую идею его мудрости, и должно стать основой создания этнопедагогики
как науки о сущности народного воспитания и способа его использования в
современных условиях. Именно здесь и различаются два понятия народная
педагогика и этнопедагогика. Следовательно, этнопедагогика — наука, не только
изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности
становления традиционных культур воспитания в связи с развитием
экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а так же
показывающая способы, пути ее функционирования в современной учебно-
воспитательной системе в качестве их органической системообразующей части.
Заключение
В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды
деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья
наряду с общиной считалась основным воспитателем ребенка. Она несла
ответственность за качество воспитания не только перед общиной, но и перед
церковью. Религиозные заповеди и запреты, соединенные с сохранившимися
народными представлениями о совершенной личности, являлись содержанием целей
и задач воспитания, которые дошли до настоящего времени в виде заповедей,
народной мудрости.
Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его
непосредственное общение с родителями, бабушками и дедушками, которых не
может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще
обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образования и
воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы
сегодняшнего дня. Все очевиднее становится тот факт, что только
взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять
воспитание и развитие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость
народного воспитания как исторически проверенного опыта должна стать основой
современных учебно-воспитательных систем.
Опыт народного воспитания у всех этносов, наций и народов очень богат. Как
показал анализ традиционной культуры воспитания, этот опыт характеризуется
почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и системе
средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную (общую
для всего человечества) народную мудрость, систему общечеловеческих
ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать
весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и
критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и
соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих
ценностях.
Поступки и деятельность людей ограничиваются определенными запретами,
способствующими сохранению и развитию человеческого общества и его
взаимоотношений с окружающей средой. Общими практически для всех этносов,